О том, когда двое шепчутся между собой в присутствии третьего
или говорят на языке, который ему неведом
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Всевышний Аллах сказал: «Тайная беседа – только от шайтана» (аль-Муджадиля 58: 10).
Со слов Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если будете втроем, пусть двое не перешептываются втайне от третьего, пока вы не смешаетесь с другими людьми, ибо это огорчит его, [а Аллаху Всевышнему и Великому ненавистно, когда огорчают верующих]». аль-Бухари 6288, Муслим 2184.
То, что между двух скобок является достоверной версией, которую приводят имамы аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 1169, ат-Тирмизи 2825 и др.
Также к сказанному относится и разговор двоих на языке, непонятном третьему.
Если же двое перешептываются или говорят на своём языке, а среди них не один человек, а несколько, тогда нет в этом запрета, ибо это исключил сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший в упомянутом хадисе: «Пусть двое не перешептываются втайне от третьего, пока вы не смешаетесь с другими людьми». аль-Бухари 6288, Муслим 2184.
Когда Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) спросили: “А можно перешептываться двоим, если людей будет четверо?” Он ответил: “Нет в этом проблем”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 1170. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Хафиз ан-Науауи сказал: “В упомянутых хадисах содержится запрет на то, чтобы двое говорили шепотом в присутствии третьего. Также это касается и троих или большего числа людей, говорящих шёпотом между собой в присутствии одного. И речь идёт о категоричном запрете (а не просто нежелательности)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 14/167.
Смысл запрета на перешептывание втайне от третьего заключается именно в том, чтобы не нанести ему обиду, о чём было сказано в вышеприведённом хадисе. См. “Икмаль аль-икмаль” 7/357.
Однако, если перешептываться или говорить на своём языке с разрешения третьего и если это его не обижает, то тогда нет в этом проблем. Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если будете втроём, пусть двое не перешептываются втайне от третьего, кроме как с его позволения, ибо это огорчит его». Ахмад 2/146. Шейх Ахмад Шакир и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж аль-Муснад” № 6338.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если двое перешёптываются между собой и это не печалит третьего, станет ли это запрещённым? Ответ: «Нет».
Если же двое не шепчутся, а разговаривают в полный голос, однако на языке, который не понимает третий, запрет всё равно остаётся. Почему? Потому что причина этого положения имеет место быть (печаль третьего). Поэтому становится ясно, что если двое будут шептаться, однако это не будет печалить третьего, то в этом случае это не будет запрещено. Чем мотивировал запрет Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Печалью третьего. Следовательно, если не будет печали, то не будет и запрета.
Допустим, перед человеком два его сына, и этот человек, к примеру, занят чтением книги, а его сыновья шепчутся между собой. Разве это его будет печалить? Конечно же, нет. Более того, может быть, это его радует, поскольку действие его сыновей указывает на полноту их воспитания, ибо они шепчутся, чтобы ни мешать ему своими голосами. Значит, в этом случае шёпот будет дозволенным, то есть не будет запрещённым потому что в этой ситуации нет того смысла, которым обусловлен запрет.
Если же двое разговаривают между собой, пусть даже громким голосом, однако на языке, которого не понимает третий, и мы знаем, что это его печалит, то в таком случае это будет запрещено, даже если это не будет шёпот, поскольку шариатские положения связаны с причинами”. См. “Манзума аль-къауа’ид” 128.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=20245