بســـــــم الله الرحمن الرحيـــــــم

? От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Сильный верующий лучше и любимее Аллахом, чем слабый, но в каждом из них есть благо. Упорствуй в достижении того, что приносит тебе пользу, прибегая за помощью к Аллаху, и не сдавайся. Если же тебя постигнет что-то, не говори «Если бы я поступил иначе, было бы по-другому, однако скажи: “Это предопределил мне Аллах, и Он делает что пожелает”, – ведь, поистине, “если бы” открывает двери для наущений шайтана» (Муслим №2664).

 

Ду’а, которое надо произносить:

قَدَرُ اللهِ وَماَ شاَءَ فَعَلَ
/къадару-Ллахи уа ма ша-а фа’аля/

в другой ривае говорится:

قَدَّرَ اللهُ وَماَ شاَءَ فَعَلَ
/къаддара-Ллаху уа ма ша-а фа’аля/

 

? Некоторые полезные выводы из Хадиса шейхом АбдуРрахманом ас-Са‘ди:

?Хадис охватил все стороны жизни человека, как религию, так и его быт.

?В нём указание на то, что делает раба счастливым в этом мире и в мире Вечном.

?Счастье заключено в трех вещах, которые собраны в этом хадисе, упущение в любом из которых приводит к ущербу, даже если будут присутствовать два других:

1) упорство в том, что приносит пользу,

2) необходимость брать дозволенные причины для получения результата,

3) вместе с этим необходимо просить помощи и поддержки у Аллаха и уповать на Него.

?Больше всего приносит пользу то, чем обязал Аллах раба из благодеяний и отстранения от грехов, затем совершение желательных деяний, затем добровольных.

?Необходимость довольства предопределением Аллаха.

(См. “аль-Фатауа ас-си’дия”)



? Некоторые полезные выводы из хадиса шейхом Ибн Усаймином:

?Утверждение такого качества Аллаха, как любовь.

?Различие людей в степени имана, на что указывают слова: “Сильный верующий лучше и любимее Аллахом, чем слабый”.

?Иман увеличивается и уменьшается.

Из убеждений Ахли-ссунна уаль-джама‘а то, что Иман увеличивается и уменьшается, хоть и есть из числа Ахли-ссунна некоторые, которые говорят, что иман увеличивается, но не уменьшается, оперируя свои слова Кораном, что в нём пришли аяты, где говорится об увеличении веры, и нет аятов, где говорилось бы об уменьшении. Однако это неправильное понимание, так как, во-первых, то, что приемлет увеличение, приемлет и уменьшение. А во-вторых, в Сунне пришло явное указание на уменьшение Имана, а это слова Пророка ﷺ, которые он сказал, обращаясь к женщинам: «Не видел я из тех, у кого недостаточный разум и религиозность, чтобы могли так лишить здравомыслящего мужчину разума, как это делает одна из вас» (аль-Бухари 1462). Иман увеличивается и качеством и количеством. Чем больше благодеяний, тем больше повышается Иман. А что касается качества – то это увеличение и укрепление убежденности. Примером может послужить история Ибрахима (мир ему) описанная в Коране: «Вот сказал Ибрахим “Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников”. Он сказал: “Разве ты не веруешь?”. Ибрахим сказал: «Верую, однако для того, чтобы успокоить свое сердце”. Он сказал: “Возьми четырех птиц, зарежь их, прижав к себе, и положи по кусочку на каждом холме. А потом позови их, и они стремительно явятся к тебе. И знай, что Аллах – Могущественный, Мудрый”» (2: 260).

?Верующий, даже со слабой верой содержит в себе благо.

?Шариат пришёл для того, чтобы дать максимальную пользу, на что указывают слова “упорствуй в том, что приносит тебе пользу”. Следует заметить, что любое мирское дело, в котором есть благо и в котором, следуя велению Пророка ﷺ, человек проявляет усердие и упорство, становится в отношении него поклонением Аллаху.

?Верующему не стоит тратить свои усилия на то, что не приносит пользу, исходя из того, что проявлять усердие велено лишь в том, в чём есть благо.

?Человеку, помимо упорства, следует проявить и терпение, исходя из слов “…и не сдавайся”.

?Когда у человека нет сил и возможности что-то изменить, он может оправдываться предопределением, говоря “Это то, что предопределил Аллах, и Он делает, что пожелает”, однако если у человека есть возможность достичь цели, тогда нельзя оправдываться предопределением, а надо брать все причины, все до последней. А что касается хадиса, в котором передается диалог Адама и Мусы, и его слов: “Почему ты вывел и себя и нас из Рая?”, – на что Адам ответил: “Ты попрекаешь меня тем, что мне было предопределено?” (Бухари, Муслим). То ученые это объясняют тем, о чем сказал Ибн аль-Къайим: “Адам оправдывался предопределением, так как он уже покаялся за свой проступок, и покаяние его было принято. Поэтому, если в прошлом произошло что-то, и человек оставил это и принёс искреннее покаяние, то дозволено ссылаться на предопределение. Но это запрещено тем, кто находится в грехе и упорствует, продолжая его совершать”.

?Шайтан имеет влияние на человека, исходя из слов «Ведь, поистине, “если бы” открывает двери для наущений шайтана».

?Прекрасный пример того, как необходимо обучать, ведь Пророк ﷺ разъяснил причину запрета произнесения слов “если бы”, чтобы у верующего увеличились Иман и покорность.

(“Къауль аль-муфид” 208, 209).

?запрет не связан с физиологической слабостью, а относится к лени и опусканию рук.

?действие должно предшествовать либо сопутствовать упованию. Если же человек уповает без взятия причин, то это именуется (التواكل) который ближе к мечтам, чем упованию.

?слова “если бы” можно использовать в двух случаях:

1) извещение (хабар), подобно словам Пророка ﷺ: «Если бы я знал ранее то, что знаю сейчас, не пригнал бы с собой жертвенный скот» (аль-Бухари 7229).

2) изъявление желания или мечты, как в хадисе: «Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, я поступил бы ними так-то и так-то» (“Сахих Ибн Маджа” 3425).

3) а запрещено говорить “если бы”, если в этом содержится сожаление, убеждение, что случившееся могло не произойти.

(“Шарх булю’ аль-марам, китаб аль-джами” №14).



? Дополнительные выводы из хадиса с различных источников:

?сильнее тот, кто крепче верой;

?необходимо знать то, что приносит пользу;

?знание прежде слов и дел;

?упорство в достижении желаемого не ущемляет упование;

?предположение близкое к уверенности (гъалябату-ззанн) относится к знанию, на которое узаконено опираться, ведь не во всех делах человек может точно знать, есть ли для него в этом польза или нет;

?необходимо обращаться к Аллаху за помощью во всём, в большом и малом;

?отказ от обращения с просьбами к людям;

?сильный верующий тот, чье сердце связанно с Аллахом во всех делах;

?лень и проявление слабости не являются качествами верующих;

?появление затруднений не указывает на то, что дело надо оставить, более того на пути к предполагаемому благу запрещено опускать руки и проявлять слабость;

?порой усердие и взятые причины не приносят ожидаемого результата;

?Аллах приказал добиваться блага и стремиться совершить его несмотря на то, что Он знает, что не во всех случаях будет ожидаемый результат;

?указание на правило, что когда Шариат запрещает то, в чём есть вред, заменяет его тем, что приносит пользу, исходя из слов «не говори “если бы”, а скажи то-то…»;

?произнесение убеждений укрепляет их, исходя из того, что Пророк ﷺ сказал: “Скажи: “Случилось то, что предопределил Аллах, и Он делает что пожелает“, и не сказал: “Знай, что случилось то, что предопределил Аллах, и Он делает что пожелает””;

?Ислам – религия позитива и оптимизма, а не пессимизма;

?наличие правильных убеждений делают раба недоступным для шайтана, а брешь в убеждениях становится рычагом давления и управления им.


 

Также уместно упомянуть здесь то, когда человек отчаивается и перестаёт просить то, в чём для него есть польза

 

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не перестает Аллах отвечать на мольбы раба, если только он не просит греховного или разрыва родственных связей. И Он отвечает до тех пор, пока раб не начнет торопиться», – после чего был спрошен: “О посланник Аллаха! Что же такое торопливость?” Он ответил: “Это когда он говорит: Я просил и просил, но не вижу, чтобы мне было отвечено, после чего он отчаивается и перестает взывать с мольбами» (Муслим 2735)

Также от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах отвечает на мольбу одного из вас если он не торопится, говоря: “Я взывал к Аллаху, но Он не ответил мне”» (Бухари 5981)

У имама Ахмада в муснаде приводится хадис от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Не перестанет раб находится во благе, если не будет торопиться” Его спросили: О Посланник Аллаха, что значит не торопиться?, – на что он ответил: «Это, если он будет говорить: “Я уже просил своего Господа, но Он не ответил мне”»

И если Аллах облегчил вам и открыл путь к тому, что вы просите о чем-то для себя или для других, просите прощения, каетесь и тому подобное, то это уже указывает на то, что Всевышний ведёт вас к тому, чтобы простить вас или дать то, о чём вы просите, взывая к Нему в мольбах. Поэтому не бросайте начатое дело на середине. Это подобно тому, как желая достичь какой-то местности вы уже прошли и преодолели не один десяток миль, и Аллах всё это время помогал вам, вёл вас по этому пути, оберегал вас и приближал к цели, однако на полпути или даже в конце его, когда до цели уже рукой подать, вы, отчаявшись, поворачиваете обратно.

И да укрепит Аллах вас на пути истины, облегчит всем мусульманам их благие дела и исправит положение мусульман всего мира!

 


Разбор хадиса | Арсен Абу Яхья

Аудио


Видео


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21333


Поделиться: