С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Касательно джумаа в даруль-куфре можете ли дать максимально широкое разъяснение, так как я читал, что в ханафитских текстах, что подобное не является фардом, так как их ученые приводят разные условия, и согласно их условиям джумаа в даруль-куфре отменяется в качестве фарда, потому что нет там уалия амра (правителя мусульман).

Они приводят один из хадисов в своих книгах по фикху, где передается от ибн Аббаса и ибн Масуда, что посланик Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Правитель мусульман имеет право на четыре вещи, а это: применение наказание (хадд), сбор закята, военные трофеи, и провозглашение о пятничной молитве”

Это важный и очень актуальный вопрос, но упомянутое тобой мнение ошибочное, так как на такие условия нет никакого довода ни в Коране, ни в Сунне, ни иджма’а, разве что в случае опасения кого-то из мусульман за себя, но в таком случае спадает обязанность совершения пятничной молитвы даже в исламской стране.

 

Что касается хадиса, который ты упомянул, то ученые единодушны в том, что он является слабым со стороны иснада, НО смысл его правильный, и такие слова передаются от саляфов. ОДНАКО твое понимание этих слов ошибочное, потому что это не означает, что без правителя мусульман джуму’а не совершается. Нет! Смысл этого в том, что эти поклонения изначально совершаются с правителем мусульман, т.е. нельзя избегать совершение джуму’а позади правителя мусульман лишь из-за его нечестия или несправедливости и т.д. Это также как и подобные слова от саляфов: “И Хадж и закят с правителем мусульман”, однако это не означает, что если нет правителя мусульман, то человек не выплачивает закят и не совершает хадж!

 

Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелели совершать мусульманам пятничную молитву и не сделали для её исполнения таких условий, как халиф, исламская земля или соборная мечеть и т.д.

Всевышний Аллах ясно сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (аль-Джуму’а 62: 9).

Сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара, что они слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стоя на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных (отвлеченных)». Муслим 2/136.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих ат-таргъиб» 728.

Имамы Ибн аль-Мунзир, Абу Бакр ибн аль-‘Араби и Ибн Къудама сказали: “Совершение пятничной молитвы является обязательным по единогласному мнению (аль-иджма’)!” См. «аль-Иджма’» 8, «Аридатуль-ахуази» 1/483, «аль-Мугъни» 2/295.

Вот представь себе, что все мусульмане, которые проживают в странах неверных, а это более сотен миллионов мусульман, не будут совершать такое великое предписание, как “пятничная молитва” лишь из-за проживания в даруль-куфре и отсутствия там правителя мусульман!

Со слов Абу Хурайры сообщается, что однажды они написали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он написал им: «Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были!» Ибн Абу Шейба 1/204. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Поистине, первая джуму’а в Исламе, которая была совершена после джуму’а в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была джуму’а, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайс». аль-Бухари 2/316.

А Бахрейн в то время был даруль-куфр и там не было халифа!

 

Да, впоследствии в различных книгах по мазхабам появились такие условия у этой молитвы, которых не было во времена саляфов, как наличие амируль-муъминина, даруль-исляма, масджидуль-джами’ и т.д.

Конечно, это все прекрасно и полноценность молитвы джуму’а, однако даже при отсутствии всего этого обязанность джуму’а не снимается с человека.

Шейх Сыддикъ Хасан Хан, говоря о вопросе условия для джуму’а, как наличие правителя мусульман, сказал: “Нет у этих слов никакой опоры на знание. Нет ни в Книге Аллаха Всевышнего, ни в Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) даже одной буквы, указывающей на это условие!” См. «ар-Раудату-ннадия» 1/135.

Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Есть молодые ребята, которые не совершают пятничной молитвы, а совершают вместо нее обеденную молитву в 4 рак’ата, по причине того, что нет условия пятничной молитвы, а это всеобщий правитель мусульман (халифа)». Они ответили: “Эти люди допустили ошибку, оставив пятничную молитву! Наличие халифы или же его разрешение не является у ахлю-Сунна уаль-джама’а условием обязательности пятничной молитвы или же ее принятия”. См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/187.

Также спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Является ли совершение пятничной молитвы обязательным в стране неверных?» Они ответили: “Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам, проживающим в городе или деревне, совершение пятничной молитвы. И нет в Шариате никакого достоверного довода на то, что совершение пятничной молитвы обязательно только в исламской стране, а не в стране неверных. Для всех мусульман, проживающих в странах неверных, обязательным является совершение пятничной молитвы, если есть условия для её совершения!” См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/186.

 

А что касается слов некоторых имамов, что джуму’а не является обязательным в даруль-куфр, то в основном речь в их словах идёт о том случае, когда у мусульман нет возможности её совершать в даруль-куфр из-за слабости, опасения, и т.п. Однако если в даруль-куфр мусульмане без проблем выстаивают пятничную молитву, то мусульманину уаджиб идти на неё.

Что же касается того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) со сподвижниками не делали пятничной молитвы будучи в Мекке, то причина этого была в том, что в то время пятничная молитва не была в основе вменена в обязанность. Да и как она могла быть вменена в обязанность в Мекки, если у них не было возможности ее там выстаивать открыто?! По этому многие имамы и говорили, что впервые пятничную молитву совершили мусульмане в Медине.

Но даже если кто-то из ученых и считал, что пятничная молитва не обязательна или же спадает в кафирской стране, то как можно взять это мнение?! С каких пор слова какого-то ученого или имама могут конкретизировать обобщенные тексты Корана и Сунны?! Совершать джуму’а намаз повелел Аллах в Коране, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) во многих хадисах. И они не сделали каких-либо конкретизаций для этого. А кто делает такие разделения, как исламская страна и кафирская страна для выполнения этого фарда, когда это возможно, тот и обязан привести довод с Корана или Сунны!

 

Тоже самое относится и к такому условию, как обязательность совершения джуму’а в соборных мечетях, о чем говорили некоторые имамы. Хафиз Ибн Хаджар писал: «Не было в Медине места, в котором бы совершалась пятничная молитва, кроме мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха), и по этой причине имам аш-Шафи’и сказал: «Не следует совершать в одном городе несколько пятничных молитв, кроме одной, даже если город большой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и халифы после него совершали только одну пятничную молитву». См. «ат-Тальхис» 132.

Такова основа, однако, в случае необходимости, или при отсутствии соборной мечети или вообще мечети, обязательность пятничной молитвы не снимается. Что касается того, что пятничная молитва совершается только в соборной мечети, что сказано в некоторых книгах по фикъху, то нет этому достоверной основы, а хадис: «Нет пятничной молитвы, кроме как в соборной мечети», является ложным. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 917.

Более правильно то, что эти слова передаются от ‘Али ибн Абу Талиба, а не от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но даже как слова ‘Али, это сообщение является слабым. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Сообщение от ‘Али, что нет джуму’а кроме как в соборной мечети, имам Ахмад назвал слабым». См. «ат-Тальхис» 132.

Имам ан-Науауи также сказал: «Это сообщение очень слабое!» См. «аль-Маджму’» 4/488.

Достоверным является то мнение, что пятничная молитва совершается в любом месте, в котором находятся мусульмане. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Поистине, первая джуму’а в Исламе, которая была совершена после джуму’а в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была джуму’а, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайс». аль-Бухари 2/316.

От Абу Хурайры сообщается, что однажды они написали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он написал им: «Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были!» Ибн Абу Шейба 1/204. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Также сообщается что Ибн ‘Умар видел жителей деревни между Меккой и Мединой, которые совершали джуму’а, и он не порицал их за это. ‘Абду-р-Раззакъ. Иснад достоверный. См. «Фатхуль-Бари» 2/316.

Также имам Малик сказал: «Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), жившие в деревнях между Меккой и Мединой, совершали пятничные молитвы». Ибн Абу Шайба 1/205.

Имам аш-Шаукани о таком условии для пятничной молитвы, как соборная мечеть, сказал: «На это условие нет никакого доказательства!» Он также сказал: «И если в каком-либо месте нет мусульман, кроме двух, то один из них читает проповедь (хутбу), а другой слушает, затем они вдвоем совершают пятничную молитву». См. «Сайлюль-джарар» 1/298.

Шейх аль-Альбани рассказывал: «Когда я был в Британии во время Рамадана в 1396 году по хиджре, меня обрадовало то, как мусульмане Лондона совершают пятничные и ‘Ид-намазы. Некоторые из них совершают джуму’а в домах, которые они купили или же сняли в аренду, которые они превратили в молебны (мусалля). Они совершают в них пятикратные и пятничные молитвы. И я сказал себе: “Как прекрасно поступают эти люди, которые оберегают эти великие обряды поклонения в этой стране неверных!”» См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 2/318.

Однако, как уже было сказано, это является исключением, и непозволительно совершать пятничную молитву в каком-либо месте, если в этой местности есть мечеть, в которой мусульмане спокойно совершают пятничную молитву!

 


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=90


Поделиться: