С именем Аллаха Милостивого Милосердного

По вопросу вечности Ада передаётся два мнения. Абсолютное большинство учёных говорили, что Ад вечен, а некоторые сказали, что нет. При этом те, кто считал, что Ад не вечен опирались на слова Всевышнего: «Огонь будет вашей обителью, в которой вы пребудете вечно, если только Аллах не пожелает иначе (аль-Ан’ам 6: 128).

А также: “Несчастные пребудут в Огне, где они будут вдыхать и выдыхать. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает” (Худ 11: 106-107).

Сторонники второго мнения говорят, что в этих аятах идёт речь об исключении, что указывает на то, что Ад не будет вечным. И при они заявляют, что это было мнением Умара, Ибн Аббаса и Ибн Амра.

На самом деле все эти сообщения от кого-либо из сподвижников о не вечности Ада недостоверны!

Например, слова Умара: “Если жители Ада пробудут там долгое время, то настанет для них день, когда они выйдут оттуда!”

Это сообщение недостоверное, поскольку Хасан аль-Басри не слышал слов Умара. По этой причине хафиз Ибн Хаджар, имам ас-Сан’ани и шейх аль-Альбани назвали иснад прерывающимся. А хафиз Ибн Хаджар сказал: “Даже если это сообщение от Умар было бы достоверным, то в нем шла бы речь о единобожниках, которые выйдут из Ада”. См. “Фатхуль-Бари” 11/429.

Так из числа этих сообщений слова Абдуллах ибн Амра: “Наступит такое время, когда откроются врата Ада и там не будет никого!”

В иснаде этого сообщения есть передатчик по имени Абу Бальдж, который был слабым передатчиком, и поэтому имам аз-Захаби сказал об этом хадисе: “Он отвергаемый!”

Но даже если бы он был достоверным, то в другой версии сказано: “Наступит такое время, когда откроются врата Ада и там не будет никого из единобожников!”

Одним словом нет никаких достоверных недвусмысленных сообщений ни от кого из саляфов, что Ад не вечен! Об этом говорил имам аль-Бахиджи в книге “аль-Истинфар”. Также об этом говорил имам ас-Санаи и другие учёные. Имам ас-Сан’ани сказал: “Не является достоверным приписываемые шестерым сподвижникам мнение о не вечности Ада. Мы не нашли, чтобы кто-либо из сподвижников говорил о том, что Ад не вечен! И такого мнения вообще не было во времена сподвижников!” См. “Рафуль-астар ли ибталь адилля аль-къаилина би фанаи-ннар” 116.

Также сказал и шейх аль-Альбани.

Поэтому шейх Абдур-Рахман Махмуд говорил: “Все сообщения от саляфов по поводу не вечности Ада сводятся к двум положениям: 1 – Либо они недостоверные со стороны иснада, 2 – либо в них речь идёт о единобожниках, которые после наказания выйдут из Огня!”

А что касается исключения в этих аятах, то они никак не указывают на не вечность Ада, ибо в таком случае сторонникам этого мнения следует сказать подобное и об Рае, ибо Всевышний говорит: “Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Это будет неиссякаемый дар” (Худ 11: 108).

Что касается вечности как Рая, так и Ада, то об этом свидетельствуют многочисленные прямые и недвусмысленные аяты Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например аята: «Поистине, Аллах проклял неверных и уготовал для них адское пламя, в котором они пребудут вечно. Не найдут они ни покровителя, ни помощника» (аль-Ахзаб 33: 64-65).

Или же аят: «А тем, которые не уверовали, уготован огонь Геенны. С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся. Так Мы воздаём каждому неверному!» (Фатыр 35: 36).

И аятов с таким смыслом множество. Так же и Сунна, в которой сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда обитатели Рая окажутся в Раю, а обитатели Ада – в Аду, будет приведена смерть в облике черно-белого барана, которого поместят между Раем и Адом, после чего его зарежут, а потом глашатай возвестит: “О обитатели Рая, смерти больше нет! О обитатели Ада, смерти больше нет!”, – и тогда к радости обитателей Рая добавится новая радость, а к скорби обитателей Ада добавится новая скорбь, и каждый навечно останется там, где он будет». аль-Бухари 3/431.

Разве можно оставлять подобные ясные и недвусмысленные доводы и следовать чему-то сомнительному в таком важном вопросе?!

Прекрасное опровержение всех иных доводов есть в книге “Шарх акъида ат-Тахауия” 2/652, имама Ибн Абиль-Изза.

Что же касается того, что это было и мнением Шейхуль-Ислама, то это не так! Такая неурядица появилась пот той причине, что шейх Ибн аль-Къайим в “Хади аль-аруах”, упоминая мнение тех, кто говорил о не вечности Ада сказал, что нечто подобное говорил и Шейхуль-Ислам.

На самом деле это ошибка, ибо труды самого Шейхуль-Ислама переполненными сообщениями о том, что Ад вечен! Например, в “Маджму’уль-фатауа” 8/304, 18/307 он говорил: “Все мусульмане говорят, что Ад и Рай вечны и нет у них конца!”

Также, когда его спросили о достоверности хадиса: “Семь вещей никогда не исчезнут и не умрут: Ад, его обитатели, хранимая скрижаль, перо (которое написало все, что произойдёт вплоть до Судного дня), Престол (аль-Курси) и Трон (аль-Арш)”. Он ответил: “Эти слова не принадлежат Пророку (мир ему и благословение Аллаху), это слова некоторых учёных. Все саляфы этой уммы, имамы и все сторонники ахлю-Сунна уаль-джама’а единогласны в том, что из творений Аллаха есть то, что никогда не исчезнет, а это Ад, Рай и Трон. И никто не говорил о том, что исчезнут все творения без исключения,кроме некоторых философов из числа приверженцев нововведений!” См. “Баяну тальбис аль-джахмия” 1/115.

Шейх Ибн Къасим об этих словах в примечании к его книге сказал: “И несмотря на это, его враги возводят на него ложь, что он якобы говорил о не вечности Ада!”

 


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=1040


Поделиться:
Tagged: