أصل السنة واعتقاد الدين
(عقيدة الرازيين)

Вероубеждение имамов Абу Зур’и ар-Рази и Абу Хатима ар-Рази

بسم الله الرحمن الرحيم

С именем Аллаха Всемилостивого Милующего

Мухаммад ибн-уль-Музаффар аль-Мукъриъ передал от аль-Хусайна ибн Мухаммада ибн Хубайша аль-Мукъриа, который передал от Абу Мухаммада ‘Абду-Ррахман ибн Аби Хатима, что он сказал: «Я спросил своего отца (Абу Хатима) и Абу Зур’у, да одарит их Всевышний Аллах Своей милостью, об убеждениях приверженцев Сунны в основах религии и о том пути, на котором они застали учёных всех стран, а также об их убеждениях относительно всего этого, и они ответили так:

«Мы застали учёных в следующих областях земли: в Хиджазе, Ираке, Египте, Шаме и Йемене, и их убеждения заключаются в том, что:
1. Вера (аль-иман) – это слова и дела.
2. Она увеличивается и уменьшается.
3. И (в том), что Коран – это Слова Аллаха, которые не являются сотворёнными во всех видах.
4. И что предопределение, будь оно хорошим или плохим – от Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
5. И что лучшие в этой общине, после её Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это Абу Бакр ас-Сыддикъ, затем – ‘Умар ибн аль-Хаттаб (аль-Фарукъ), затем – ‘Усман ибн ‘Аффан, а затем – ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен ими Аллах.
6. И они – праведные халифы, ведомые прямым путем.
7. И что десять (сподвижников), названные Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и о которых он засвидетельствовал Раем, в действительности являются обитателями Рая, как об этом засвидетельствовал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и его свидетельство – истина!
8. И что (нашей обязанностью является) мольба о ниспослании милости сподвижникам пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его семейству, и воздержание от обсуждения того, что произошло между ними.
9. И что Всемогущий и Великий Аллах вознёсся над Своим Троном, и что Он отделён от Своих созданий так, как Он описал Себя в Своей Книге и (как описал Себя) устами Своего Посланника (да благословит Аллах его, его семью и его сподвижников и да приветствует) без вопроса «Как?».
10. И что Он охватывает Своим знанием всякую вещь и что:

﴿لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ﴾

«…нет (никого и) ничего подобного Ему (ни в сущности, ни в именах, ни в особенностях, ни в деяниях)! И Он – Всеслышащий, Всевидящий!» (сура «аш-Шура», аят 11)
11. И что (верующие) будут лицезреть Аллаха, Благословен Он и Возвышен, в Вечной жизни. Обитатели Рая будут видеть Его своими глазами.
12. И (также) они будут слышать Его Слова так, как Он этого пожелает, и как Он этого захочет.
13. И (также они убеждены в том, что) Рай – это истина, и Ад – истина, и они никогда не исчезнут.
14. И что Рай – награда для Его приближенных, а Ад – наказание для ослушавшихся Его, кроме тех, кого помилует Всемогущий и Великий Аллах.
15. И что мост (ас-сырат) – истина.
16. И что весы (аль-мизан), у которых две чаши, на которых будут взвешиваться хорошие и плохие деяния рабов – истина.
17. И что водоём (аль-хауд), которым был почтён наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – истина.
18. И что заступничество (аш-шафа’а) – истина.
19. И то, что люди, являющиеся приверженцами единобожия, выйдут из Огня по причине заступничества – истина.
20. И мучения могилы – истина.
21. И (существование ангелов) Мункара и Накира (и их допрос умерших) – истина.
22. И благородные писцы – истина.
23. И Воскрешение после смерти – истина.
24. И (также убеждения приверженцев сунны заключаются в том) что совершающие тяжкие грехи находятся под волей Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
25. И что мы не обвиняем в неверии никого из приверженцев Къиблы по причине их грехов, и оставляем то, что они скрывают в своих душах Аллаху, Всемогущ Он и Велик.
26. И что мы выполняем обязательные джихад и хаджж вместе с правителями мусульман в любое время и эпоху.
27. И мы считаем запретным выход (и восстание) против правителей, а также считаем недопустимым сражение во время смуты.
28. И мы слушаемся и подчиняемся тем, кому Аллах, Всемогущ Он и Велик, вверил власть над нами и не выходим из-под подчинения (правителю).
29. Мы следуем сунне и единой общине (аль-джама’а).
30. И сторонимся противоречий, разногласий и разделений.
31. И что джихад во главе с правителем из числа мусульман, является установленным (в шари’ате) с момента, когда Всемогущий и Великий Аллах послал Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и до Судного дня, и ничто не отменяет его. То же самое касается и хаджжа.
32. И что садакъа (закят) со скота выплачивается сборщикам, которых уполномочили правители мусульман.
33. И (также убеждения приверженцев сунны заключаются в том) что люди (выявляющие Ислям) являются верующими в том, что касается постановлений, касающихся их, и наследства.
34. Однако, каково их положение у Аллаха, Всемогущ Он и Велик, нам неизвестно.
35. И что нововведенцем (мубтади’) является всякий, кто скажет, что он является истинным верующим.
36. И что к лжецам относится каждый, кто скажет, что он у Аллаха – верующий.
37. И что поступил верно тот, кто скажет: «Я верующий в Аллаха».
38. И что мурджииты являются заблудшими нововведенцами.
39. И что къадариты являются заблудшими нововведенцами.
40. И что тот из них, кто отрицает, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, знает то, что произойдёт до того, как это произойдет, является неверующим.
41. И что джахмиты – неверующие.
42. И что рафидиты отвергли Ислям.
43. И что хариджиты – вылетевшие.
44. И что тот, кто считает, что Коран сотворён – он неверующий в Великого Аллаха, и его неверие является выводящим из Исляма.
45. А тот, кто сомневается в его неверии из тех, кто понимает, также является неверующим.
46. И что тот, кто колеблется в отношении Слов Всемогущего и Великого Аллаха (т.е. Корана), и, сомневаясь, удерживается, говоря: «Я не знаю сотворённый (Коран) или нет», является джахмитом.
47. А кто колеблется относительно Корана по причине невежества (незнания), тот обучается и обвиняется в нововведении, но не обвиняется в неверии.
48. А кто сказал: «Моё произношение Корана сотворено» – тот джахмит. Также джахмитом является тот, кто скажет: «Коран в моём произношении сотворен».

Сказал Абу Мухаммад (Ибн Аби Хатим): «Я слышал, как мой отец говорил:
49. «Признаком приверженцев нововведений является злословие в отношении приверженцев асара (сунны).
50. А признаком еретиков (аз-занадикъа) является именование (обзывание) приверженцев сунны «хащуийя» (никчемными, бесполезными), желая тем самым сделать асары (доводы) недействительными.
51. И признаком джахмитов является именование приверженцев сунны «мушаббиха» (уподобляющими)».
52. Признаком къадаритов является именование приверженцев асара «муджбира» (джабритами).
53. А признаком мурджиитов является именование приверженцев сунны «мухалифа» (противоречащими) и «накъсанийя» (принижающими веру).
54. А признаком рафидитов является именование приверженцев сунны «набита» (зародившими ересь) и «насыба» (ненавистниками).
55. И так дальше и продолжалось это дело.
56. Но у приверженцев сунны нет имени, кроме как одного.
57. И невозможно, чтобы все те прозвища были собраны в их описании.»

Сказал Абу Мухаммад: «Я слышал, как мой отец и Абу Зур’а говорили:
58. Велели оставлять приверженцев нововведений и отклонений, и были очень суровы в этом.
59. Порицали написание книг, без упоминания в них асаров (доводов и преданий от саляфов).
60. Запрещали сидеть вместе с приверженцами «каляма» (философских течений).
61. Также (запрещали) читать их книги.»
62. Они говорили: «Никогда не преуспеет приверженец «каляма»».

И сказал Абу Мухаммад: «То же самое говорю и я».
Сказал Абу ‘Али ибн Хубайш аль-Мукъриъ: «То же самое говорю и я».
Сказал наш шейх Ибн-уль-Музаффар: «То же самое говорю и я».
Сказал наш шейх, то есть автор (имам аль-Лялякаи): «То же самое говорю и я».

Да приведёт Аллах нас и каждого верующего к тому, что Он любит и чем Он доволен из слов и дел.
Да благословит Аллах Мухаммада, его семью и да приветствует.

 Краткая биография имама Абу Зур’а ар-Рази

Выдающийся рейский хадисовед, признанный авторитет в области критики передатчиков, имам, господин хафизов ‘Убайду-Ллах ибн ‘Абду-ль-Карим ибн Йазид ибн Фаррух аль-Къураши аль-Махзуми ар-Рази (194-264 г.х.), известный как «Абу Зур’а ар-Рази». «Ар-Рази» – приписыванием к его городу ар-Рей (недалеко от современного Тегерана).

В поисках знаний путешествовал по Хорасану, Ираку, Шаму, аль-Джазире, Хиджазу и Египту.

Обучался у таких имамов, как Ахмад ибн Ханбаль, Йахйа ибн Ма’ин, Къурра ибн Хабиб, Къабиса ибн ‘Укъба, аль-Къа‘наби, Исхакъ ибн Мухаммад аль-Фарви, Йахйа ибн Букайр, Абу-ль-Уалид ат-Тайалиси, и др.

Его учениками были имамы Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах, ‘Абду-Ллах ибн Ахмад ибн Ханбаль, Абу Бакр ибн Абу Давуд, Йунус ибн ‘Абду-ль-А’ля, ар-Раби‘ ибн Суляйман и др.

Сказал о нём имам Ахмад: «Не пересекал моста Багдада никто более запоминающий, чем Абу Зур’а».

Также сказал он: «Этот юноша (т.е. Абу Зур’а) выучил 700000 сообщений».

Сказал имам Исхакъ ибн Рахавейх: «Каждый хадис, который не знает Абу Зур’а ар-Рази – нет ему основы».

Говорил Абу Бакр ибн Аби Шейба: «Я не видел более сильного (памятью) хафиза, чем Абу Зур’а».

Среди его трудов, многие из которых утеряны, упоминают следующие: «ад-Ду’афаъ», «Суалят аль-Барза’и», «аль-Муснад», «ас-Сахаба», «аль-Фауаид», «аль-Мухтасар» и др.

Передается, что на смертном одре он, перечислив по цепочке передатчиков хадиса, сказал: «…передаётся от Му’аза, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, чьими последними словами будут слова “Нет истинного бога, кроме Аллаха…”»» и умер. См.: «аль-Джарх ут-т-та’диль» (1/328), «Сияр» (13/65), «Тарих Димашкъ» (38/11).

Краткая биография имама Абу Хатима ар-Рази

Выдающийся хадисовед, аль-хафиз, признанный авторитет в области критики передатчиков, имам Мухаммад ибн Идрис ибн-уль-Мунзир ибн Давуд ибн Михран аль-Гъатафани аль-Ханзали ар-Рази (195-277 г.х.), известный как «Абу Хатим ар-Рази». Был примерно одного возраста с имамом аль-Бухари, но пережил его больше, чем на двадцать лет. Много путешествовал по Ираку, Шаму, Хиджазу и Египту, собирая и записывая хадисы.

Имам рассказывал, как передаёт его сын, о том, как он впервые отправился на поиски знаний: «В первый раз, когда я намеревался получить знания, я находился вдали от дома в течение семи лет. Я начал отсчитывать путь, который я прошёл пешком, пока он не достиг 1000 фарсахов (около 5500 км). После этого я перестал считать! Я не помню, сколько раз я держал путь из аль-Куфы в Багдад и также из Мекки в аль-Медину. Это происходило многократно. Я также отправился из местности, находящейся вблизи города Сале (Марокко) в Египет пешком. И из Египта – пешком в Рамаллу (Палестина), из Рамаллы – в Байту-ль-Макъдис, а также из Рамаллы – в ‘Аскъалян и в Тибрийю, а из неё – в Дамаск. Далее из Дамаска я направился в Химс, из Химса – в Антакийу, а из Антакийи – в Тарасус. После этого я вернулся в Химс, а затем выдвинулся из него в Бисан, а оттуда – в Ракку. Далее я пересёк Евфрат до Багдада… Затем перед моим выходом в Шам, я отправился из Васита в ан-Ниль, а оттуда – в аль-Куфу. Весь этот путь я проделал пешком, и это было моё первое путешествие, которое длилось семь лет до 221 года… Я снова отправился в путь в 242 году по хиджре и вернулся в 245 году».

Передаётся, что когда он находился в Басре, отправившись туда для приобретения знаний, у имама закончились средства, и он начал продавать одежду одну за другой, пока был в этом положении. Несмотря на это, он продолжал посещать шейхов, даже тогда, когда не употреблял ничего, кроме воды в течение двух дней. Таким было его усердие в поиске знаний!

Количество ученых, от кого, как сообщается, передавал знания выдающийся хадисовед, достигло почти 3000 шейхов. Перенимал знания у имамов Абу Ну’айма, аль-Асма’и, ‘Убайду-Ллаха ибн Муса, Мухаммада ибн ‘Абду-Ллах аль-Ансари, ‘Абду-Ллаха ибн Салиха аль-Мисри (писца имама Лейса ибн Са‘да) и многих др.

Среди его учеников, передававших от него, такие имамы как Йунус ибн ‘Абду-ль-А’ля и ар-Раби‘ ибн Суляйман, которые были старше его возрастом и которые сами были также и его учителями. Также среди них: авторы «Сунанов» Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджах, а также его сын ‘Абду-р-Рахман, Ибн Аби-д-Дунья, и др.

Среди его сочинений, многие из которых утеряны, упоминают следующие: «Китаб фи-ль-и’тикъад», «Табакъату-т-таби‘ин», «Китабу-з-Зинах», «Тафсир аль-Къуръан аль-‘Азым», «А‘лям ан-нубувва», «Китабу-з-Зухд» и др.

Йунус ибн ‘Абду-ль-А’ля сказал: «Абу Зур’а и Абу Хатим – два имама жителей Хурасана», затем он обратился с мольбой за них и продолжил: «Их пребывание на земле – благо для мусульман».

Сказал ар-Раби‘ ибн Суляйман (соратник имама аш-Шафи’и): «Мы не видели подобных Абу Хатиму и Абу Зур’а среди тех, кто приходил к нам из ученых».

Сказал аль-Хатыб: «Сказал аль-хафиз Ахмад ибн Саляма: “Я не видел после Исхакъа ибн Рахавейха и Мухаммада ибн Йахйа более заучившего хадисы и знающего их смыслы, чем Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис”».

Сказал Абу Бакр аль-Халляль: «Абу Хатим – имам в хадисе! Он передал от имама Ахмада много сообщений, которые дошли до нас в разрозненном виде, и все они – редкие».

Скончался имам в Багдаде. См.: «Сияр» (13/247), «Тарих Багъдад» (2/73), «Тарих Димашкъ» (3/52).

Краткая биография имама Ибн Аби Хатима ар-Рази

Выдающийся хадисовед и комментатор Корана, имам Абу Мухаммад ‘Абду-р-Рахман ибн Мухаммад ибн Идрис ибн-уль-Мунзир аль-Ханзали ар-Рази (240-327 г.х.), известный как «Ибн Аби Хатим».

Обучался у своего отца и у таких ученых, как имамы Абу Зур’а, Абу Са’ид аль-Ашаджж, аз-За’фарани, Исма’иль аль-Музани, ар-Раби’ ибн Суляйман, ‘Абду-Ллах и Салих – сыновья имама Ахмада, имам ад-Дарими и др. Также учился у имама Муслима – автора «Сахиха» и был личным писарем имама аль-Бухари.

Из его известнейших учеников: имамы Ибн Хиббан, Ибн ‘Ади, Ибн Мандах.

Сказал о нем хафиз Абу Йа’ля аль-Халили: «Абу Мухаммад перенял знания своего отца и Абу Зур’а. Он был “морем” в науках и в познании передатчиков хадисов, фикъха и разногласий сподвижников, таби’инов и ученых разных стран».

Сказал также хафиз аль-Халили: «Было сказано: было три имама в одну эпоху: Абу Бакр ибн Аби Давуд, Ибн Хузайма и Ибн Аби Хатим».

Написал книги: «аль-Джарх ва-т-та’диль», «ат-Тафсир», «‘Илялю-ль-хадис», «аль-Марасиль», «аль-Муснад», «Адабу-ш-Шафи’и», «ар-Радду ‘аля-ль-джахмийя» и др.

Скончался имам в своём родном городе ар-Рей. См.: «Сияр» (13/246), «Тазкирату-ль-хуффаз» (3/830), «Табакъат» (3/324).


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=50&t=21227