С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Из цикла лекций: “КЛЮЧ СЧАСТЬЯ”
Автор: Абу Яхья Крымский

Каждый из нас желает благополучия. Разумные же из нас желают благополучия не временного, а постоянного – такого, которое не прервется с окончанием нашей земной жизни. В связи с этим, нам необходимо знать что может помешать нам достичь этого благополучия.

Дорогие зрители!

Одна из опасностей, которая ставит под угрозу наше счастье – это кроющееся внутри многих из нас губительный и отвратительный недуг, имя которому высокомерие и самодовольство.

Высокомерие (аль-кибр) – это убежденность человека в своем величии и важности, в том что он лучше других людей, что он имеет превосходство над ними.

Самодовольство же (аль-йаджаб) – это когда человек доволен своими поступками, считает их великими и значимыми, думает, что он совершил и совершает много из того, за что заслуживает уважения и почитания. И то, и другое относятся к очень плохим, низким нравственным качествам.

Надо сказать, что высокомерие бывает двух видов. Первый вид – это когда человек превозносится над истиной. Второй вид – это когда он превозносится над людьми. На наличие этих двух видов высокомерия указал наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал: “Высокомерие – это отвержение человеком истины и его презрительное отношение к людям“.

Итак, первый вид высокомерия состоит в том, что человек отвергает истину. Он не принимает ее, отворачивается от нее. А второй вид высокомерия состоит в том, что человек презирает людей, считает себя выше, достойнее их или считает их ничем.

 

Как-то раз, у одного человека спросили: “Как ты относишься к людям? Кто они для тебя?“. Он ответил: “Люди для меня точно комары“. Тогда ему сказали: “Знай, что и ты для людей точно комар“.

А другого человека спросили: “Как ты относишься к людям? И что они для тебя значат?“. И он ответил: “Я считаю других людей важнее и выше меня самого. Я уважаю их, я отвожу им высокое место“. Тогда ему сказали: “Знай, что и люди относятся к тебе точно так же. Они считают тебя выше и важнее самих себя. Они питают к тебе уважение и почтение“.

Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе. Какими ты видишь их, таким и они видят тебя. Если ты относишься к ним с почтением и уважением, отводишь им полагающееся место, то и они будут относится к тебе с почтением и уважением, и они будут отводить тебе достойное место. А если ты будешь относиться к ним противоположным образом, то и они будут относиться к тебе противоположным образом.

 

Что же касается высокомерного отношения к истине, то это очень распространенный и очень страшный вид высокомерия. При нем человек считает себя выше истины, он отвергает ее, отталкивает ее. Он довольствуется своим мнением. Когда ему сообщают о том, что сказал или повелел Всевышний Аллах или что передал от Аллаха его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), этот человек отказывается принимать, не хочет ничего слушать.

Ему говорят: “Это книга Аллаха! Это сунна Пророка!“, – а он все равно остается при своем мнении. Вот это и есть высокомерие, выраженное в непринятии истины. Да упасет нас от этого Всевышний Аллах.

Очень многие считают правильным, во чтобы то ни стало сохранить свою позицию в том или ином вопросе, считают правильным непременно победить в споре и ни в коем случае не отказаться от высказанного ими ранее мнения – не уступить оппоненту, даже если истина кроется в противоположном мнении. Вести себя так непозволительно, ни с точки зрения религии, ни с точки зрения здравого рассудка.

Напротив, достойные, богобоязненные, мудрые, здравомыслящие люди должны смиряться перед истиной, принимать ее из чьих бы уст она не прозвучала. Когда бы тебе не открылась истина, ты обязан пойти за ней и принять ее, даже если это не согласуется с твоими прежними взглядами.

Это только возвысит тебя в глазах Аллаха. И в глазах людей это лучше, чище и безопаснее для тебя.

Не думай …

Не думай, что если ты откажешься от своей позиции в пользу истины, что это как то унизит тебя, что это понизит твое положение среди людей, уменьшит их уважение к тебе. Напротив, это только возвысит твое положение. Люди узнают, что ты приверженец истины и что ты всегда следуешь только за ней. Кто возражает истине и остается при своих взглядах, не соглашаясь с нею, вот тот и есть высокомерный гордец.

Часто случается так, что человек дискутирует с другим человеком по какому-то вопросу, в том числе религиозным вопросам. И в процессе дискуссии ему становится ясным, что он ошибался, что прав оппонент, но при этом он все равно остается на своей точке зрения. Сатана (шайтан) начинает шептать его душе: “Ну как же ты можешь отказаться от своего мнения, ведь люди сочтут тебя несерьезным человеком – скажут, что ты каждый день меняешь свою точку зрения“.

На самом же деле, все наоборот. Силен тот, кто способен признать свою ошибку и обратиться к истине. Посмотрите на наших выдающихся исламских ученых, имамов. Они меняли свою точку зрения, когда понимали, что истина в обратном – когда до них доходил хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о котором они раньше не знали. Так поступал имам Абу Ханифа, так поступал имам Ахмад и другие имамы.

Они были людьми, на которых смотрели, за которыми шли массы, но они считали следование истине важнее заботы о собственном авторитете.

Так, имам Ахмад в некоторых вопросах менял свою точку зрения несколько раз. Почему? Да потому что, как только ему открывалась истина, он следовал за ней. И так следует поступать каждому искреннему и справедливому человеку.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Не войдет в Рай человек, в сердце которого есть хотя бы с пылинку высокомерия“. Тот, кто отвергал истину ниспосланную Аллахом, тот кто не желал поклоняться Ему – тот не войдет в Рай никогда. А тот кто поклонялся Аллаху, но свысока смотрел на людей – тот войдет в Рай, но войдет в Рай лишь после того, как отбудет наказание в Аду и очистится в его пламени. Да упасет нас Всевышний Аллах.

 

Всевышний рассказывает в Коране о человеке по имени Карун. Он был из потомков Исраиля. Аллах даровал ему несметные богатства – он был настолько богат и у него было столько сокровищ, что только ключи от его сокровищниц приходилось носить целой группе сильных мужчин и они сгибались под их тяжестью, потому что их было много.

Люди говорили ему: “Не ликуй по поводу своего состояния, ведь Аллах не любит высокомерно ликующих и тех, которые не благодарят Его“. Но Карун не выдержал испытания. Он проявил высокомерие и надменность. Когда ему напоминали об Аллахе и о знамениях Аллаха, он кичливо отвергал их, считая себя выше того, чтобы поклоняться Создателю. Он не благодарил Аллаха за дарованные ему блага и не служил Ему.

Он считал, что всё, чем он владел, он заработал сам – благодаря своему старанию, благодаря своему умению зарабатывать деньги и вести торговые дела.

Он говорил: “То, что у меня есть получено мною, благодаря моему умению“. То есть, он забыл о милости Аллаха, посчитав, что его богатство – это плод его собственных сил, способностей, умений, стараний. И вот, однажды, он вышел к своему народу, надев на себя великолепные наряды и украшения, в окружении свиты и слуг, одетых в прекрасную одежду, желая показать свое превосходство над всеми, предстать во всем своем блеске.

Среди людей нашлись такие, кто имел слабую веру, кто жадно желал благ этой земной жизни. Они увидев все великолепие наряда и украшений Каруна, пришли в изумление и сказали: “О, если бы было нам даровано то же, что и Каруну. Поистине, он обладает великим уделом“.

Те же люди, которым были дарованы вера, знание и мудрость сказали этим: “Горе вам! Награда Аллаха в вечном мире, в вечной жизни, уготованная для тех кто уверовал, для тех кто совершал праведные деяния, будет лучше, чем эти тленные мирские богатства. Но получить эту награду Аллаха смогут только терпеливые, которые терпеливо выполняют волю Аллаха и стремятся к Его довольству“.

И что же произошло потом?

Аллах сообщает об этом в Коране, говоря:

А потом мы заставили землю поглотить его вместе с его домом и не оказалось у него сторонников,

которые помогли бы ему вместо Аллаха и сам он не смог помочь себе”

Пресвят Аллах!

Человек, обуянный высокомерием, надменностью и кичливостью, предстал перед людьми, желая показать свое величие, а Аллах – справедливый и мудрый Аллах – провалил его под землю.

Таково соответственное наказание всем высокомерным. Так отмщает Аллах всем беззаконникам, тиранам, деспотам, надменным гордецам, ибо Он один есть истинный Царь и Бог и нет истинного Бога кроме Него. Погиб! Сгинул Карун вместе со всем своим богатством и украшениями!

В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится о том, что Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Величие – это мое одеяние, а гордость – это моя накидка. Того же, кто попытается отнять у меня одно или другое, я подвергну каре“.

А что же стало с теми слабыми верой людьми, которые еще вчера мечтали оказаться на месте Каруна? О! Они извлекли урок из произошедшего!

Они стали говорить друг другу: “Воистину, это Аллах увеличивает или ограничивает достаток кому пожелает из Своих рабов. Если бы Аллах не оказал нам милость, то Он заставил бы землю поглотить и нас, ведь мы хотели быть как Карун“.

Воистину, не бывают счастливы неверующие. Истинно, так! Неверующий не может быть счастлив ни в этом мире, ни в мире вечном.

 

Задумайтесь над этой историей, посмотрите, каким бывает итог высокомерия, самомнения, кичливости. Что, как не гибель и сокрушение, ожидает их впереди?

Всевышний Аллах говорит:

Ту последнюю обитель (то есть, Рай) Мы предназначаем для тех, кто не желает превозноситься на земле и распространять нечестие.

И лишь богобоязненных ждет счастливый исход”

Вечная жизнь названа Всевышним “последней обителью“. Почему? Потому что это последний из этапов, который проходит человек в своем существовании. Мы говорили с вами о том, что человек на своем пути проходит четыре этапа. Первый этап – это жизнь в чреве матери. Второй этап – это жизнь в этом мире (ад-дунья). Третий этап – это жизнь после смерти до наступления Судного Дня (барзах). Четвертый этап – это вечная, последняя жизнь (ад-даруль ахира). Вот это и есть конечная остановка человека, его постоянное место жительства.

Вечную жизнь в райских садах Аллах дарует лишь тем, кто не желает возвеличиваться и превозноситься на земле, не желает сеять на земле нечестие. То есть, Аллах дает людям вечную жизнь в Раю при двух условиях.

Первое условие – если они не желают возвеличиваться и превозноситься над истиной, отвергая ее, и не желают превозноситься перед людьми, презирая их. Они смиренные и скромные.

Второе условие – если они не желают распространять на земле нечестие и злобу. Что это значит?

Ученые говорят: “Это значит, что они не желают ослушиваться Аллаха и грешить” – потому что именно ослушание Аллах приводит к нечестию, злу и расстройству на земле. Да упасет нас от этого Аллах.

 

Как-то раз один человек стал принимать пищу левой рукой в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он сказал ему: “Ешь правой рукой“. Но тот ответил: “Я не могу“. Он сказал это из высокомерия и гордости, не подчинившись установлению Всевышнего Аллаха – установлению о том, что есть и пить нужно правой рукой, ибо левой рукой ест и пьет сатана.

И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Да не сможешь ты!“. И больше этот человек уже не смог поднести правую руку ко рту. Она стала словно палка. Таково наказание Всевышнего за высокомерие, проявленное в отношении Его религии!

 

Однажды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: “Не сообщить ли мне вам о тех людях, которые окажутся в огне? Это каждый грубый, безнравственный и высокомерный“.

Всевышний говорит в Куране:

И не криви лица своего перед людьми и не ходи по земле горделиво, ибо поистине, не любит Аллах каждого хвастливого гордеца

Не криви лица” – то есть: “не отворачивайся от людей, не разговаривай с ними свысока, кривя щеку, отводя от них лицо“.

Не ходи по земле горделиво” – то есть: “избегай надменной, кичливой походки“.

Поистине, Аллах не любит всех, кто хвастает своим языком, ведет себя надменно, кичится своей одеждой и внешним видом, походкой и т. д.

Аллах не любит всего этого и говорит Всевышний в Коране:

Не ступай по земле горделиво, ведь ты не сможешь пробурить землю и не достигнешь гор высотой

Ты, всего лишь, слабое, нуждающееся создание, сотворенное из капли жидкости, полностью зависимое от Своего Творца. Стоит ли тебе кичиться? Аллах любит людей скромных, не стремящихся к всеобщему вниманию и почету, богобоязненных – тех, которые ступают по земле Его смиренно и живут в покорности Ему.

И пусть Всевышний Творец будет доволен всеми нами и поможет нам поминать Его, быть благодарными Ему и поклоняться Ему наилучшим образом. Аминь.

И в завершение, хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи, сподвижникам и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!

 


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=15114


Поделиться: