С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Этот хадис передаётся со слов нескольких сподвижников: ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али ибн Аби Талиба, Му’аза ибн Джабаля, Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса и Бурайды (да будет доволен ими Аллах), и через них передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник».

– Со слов ‘Умара этот хадис приводит аль-Хараиты в “И’тиляль аль-къулюб” 680.

– Со слов ‘Али его приводит аль-Хиля’и в “аль-Фауаид” 2/58.

– Со слов Му’аза его приводят ар-Руяни в “аль-Муснад” 1449, ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/94, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/215, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 6655.

– Со слов Ибн ‘Аббаса его приводят ат-Табарани в “аль-Аусат” 7273, а также аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 8/56 через другой иснад.

– Со слов Абу Хурайры его приводит Абу Хатим Ибн Хиббан в “Раудатуль-‘укъаля” 618.

– Также у этого хадиса есть редкая передача со слов Бурайды, которую приводит Ибрахим ибн ‘Али ибн Бальуайх, о чём передавал хафиз аз-Зайля’и в “Тахридж аль-ахадис аль-Кашшаф” 2/362.

– Также этот хадис приводится со слов Абу Бурды в форме мурсаль, что передал Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Сулями в “Адаб ас-сухба” 24.

Итак, это и есть всё, что передаётся по поводу данного хадиса.

 

Да, относительно этого хадиса многие великие имамы высказывались жёстко. Кто-то считал этот хадис просто слабым, а кто-то отвергаемым и даже ложным, однако не со стороны его смысла, а со стороны его иснада.

Так, Муханна сказал: “Я спросил Ахмада и Яхью ибн Ма’ина о словах людей: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его», и они ответили: «Это ложь, нет у этого хадиса основы»”. См. “аль-Мунтахаб мин аль-‘Иляль” 83.

Абу Хатим сказал: “У этого хадиса неизвестна основа”. Ибн Аби Хатим в “аль-‘Иляль” 2/255.

Этого уже достаточно для того, чтобы усомниться в достоверности данного хадиса.

 

Что же касается шейха аль-Альбани, то он также считал этот хадис недостоверным, а некоторые его версии – ложными. Например, причина жесткой оценки этого хадиса многими имамами была в двух лживых передатчиках: Са’иде ибн Саляме аль-‘Аттаре и Хусайне ибн ‘Ульуане, передававших этот хадис со слов Му’аза. Однако аль-Альбани усилил данный хадис в совокупности по причине различных его путей, в которых не было ни этих, ни других ложных передатчиков. Поэтому он назвал его достоверным в своей книге «Сахих аль-Джами’» № 943.

А что касается заявлений, что шейх аль-Альбани был единственным, кто усилил этот хадис, то это не соответствует действительности.

Например, этот хадис усилил также хафиз ас-Сахауи, который жил задолго до шейха аль-Альбани. Так, разобрав недостоверность версии этого хадиса от Му’аза, а затем, упомянув версию от ‘Али, которая также недостоверна, ас-Сахауи сказал: “Но достаточно того, что привёл ат-Табарани в «аль-Аусат» со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у обладателей милости есть завистники, так остерегайтесь же их». См. “аль-Макъасыд аль-хасана” 112.

Кстати, версия, о которой говорит хафиз ас-Сахауи от Ибн ‘Аббаса – это не та, что приводит аль-Хатыб, в которой содержится лживый передатчик. Про версию, которую усилил ас-Сахауи, хафиз аль-Хайсами сказал: “В его иснаде передатчик по имени Исма’иль ибн ‘Амр аль-Баджали, который является слабым. Но Ибн Хиббан считал его надёжным”. См. “Маджма’у-ззауаид” 16/685.

Также и хафиз аз-Зайля’и, разбирая все версии обсуждаемого хадиса, сказал: “Что же касается хадиса от Бурайды, то его привёл Ибрахим ибн ‘Али ибн Бальуайх, сказавший: «Если с передатчиком ат-Талиби всё в порядке, так как я не знаю его, то это самое сильное, что передаётся в этой главе»”. См. “Тахридж аль-ахадис аль-Кашшаф” 2/362.

Более того, имам Абу Хатим Ибн Хиббан, который жил и до аль-Альбани и до ас-Сахауи сказал о версии этого хадиса от Абу Хурайры, приведя его в своей книге «Раудатуль-‘укъаля» 618: “Иснад этого хадиса достоверный, хороший, а эта передача – редкая”. См. “Раудатуль-‘укъаля” 2/712.

Затем Ибн Хиббан упомянул распространённую передачу этого хадиса через Са’ида ибн Саляма аль-‘Аттара, передающего его от Му’аза, и сказал: “А что касается Са’ида ибн Саляма, то я не считаю, что он заучил этот хадис, по этой причине я отстранился от его упоминания”. См. “Раудатуль-‘укъаля” 2/713.

Только этого достаточно для того, чтобы опровергнуть слова некоторых современников, заявлявших, что до шейха аль-Альбани никто не усиливал этого хадиса.

Когда шейха Машхура ибн Хасана спросили об этом хадисе, он сказал: “Этот хадис посчитал хорошим наш шейх – аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах. Но среди учёных с давних пор есть разногласие на его счёт”.

هذا الحديث حسنه شيخنا الألباني رحمه الله، والعلماء قديماً بينهم خلاف فيه

هذا الحديث حسنه شيخنا الألباني رحمه الله، والعلماء قديماً بينهم خلاف فيه.

وبعض الناس يستدل بهذا الحديث على العمل السري، وعلى التحزبات السرية، ويقول: نبدأ بالدعوة سراً كما بدأ النبي صلى الله عليه وسلم بالدعوة سراً ثلاث سنوات، وهذا كلام باطل، ما أنزل الله به من سلطان، وديننا كامل ولا يوجد في ديننا شيء فيه سر، وصح عند أحمد عن عمر بن عبد العزيز رحمه الله قال: {إذا رأيتم أناساً يجتمعون على سر في دين الله فاتهمهم}.

فالدين ليس فيه أسرار، الدين: قال الله، قال رسول الله صلى الله عليه وسلم، والدين يقال لكل البشر، ومات صلى الله عليه وسلم والدين كامل، وهذا الحديث الذي يستدل به أهل التنظيمات على السرية، استدلالهم به باطل، لأن النبي صلى الله عليه وسلم يقول فيه: {فإن كل ذي نعمة محسود}. فمقصود الحديث أن صاحب النعمة من أسباب درء الحسد عنه، وعدم الإصابة بالعين أن لا يظهر النعمة.

وهذا لا يعارض قوله صلى الله عليه وسلم: {إن الله يحب أن يرى أثر نعمته على عبده}، فصاحب النعمة يتنعم بها، وتظهر عليه، لكن لا يغالي في ظهور النعمة، وإن تفرس في بعض الناس أنهم أهل حسد، وأصحاب عيون فارغة ولا يتقون الله، فلا يظهر هذه النعمة عليهم، ويظهر النعمة على من يثق بدينه، ولا يحسد، ويرضى بقدر الله عز وجل، فلا تعارض بين الحدثين، والله أعلم….

https://meshhoor.com/fatwa/

Что же касается обсуждаемого хадиса, то даже если и принять однозначную его слабость, то смысл его правильный, который подтверждается Кораном, Сунной, а также действительностью, и на этот хадис опирались признанные имамы и использовали его в качестве довода.

И этот хадис никак не противоречит аяту: «И возвещай о милости своего Господа» (93: 11).

Как и не противоречит следующим хадисам:

Со слов ‘Имрана ибн Хусайна, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра и Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах оказал милость Своему рабу, то Он любит, чтобы эту милость видели на нём». ат-Тирмизи 2819, ан-Насаи в “аль-Кубра” 6/481, Ибн Хиббан 12/235, ат-Табарани в “аль-Кабир” 5/237. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 254, 1712, 1742, 1887.

Со слов ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Говорить о милостях, оказанных Аллахом – это проявление благодарности, а оставление этого – неблагодарность». Ахмад 4/278, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 9119. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 3014.

 

Итак, между этими текстами нет противоречия. Так, например, о последнем хадисе аль-Мунауи сказал: “Этот хадис касается случаев, когда за рассказыванием о милостях Аллаха не последует вреда, как зависть, в таком случае сокрытие этого будет лучше”. См. “Файдуль-Къадир” 3/369.

А ас-Сахауи про обсуждаемый хадис: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник», сказал: “Что же касается хадисов, в которых говорится о том, что следует рассказывать о милостях Аллаха, то их следует отнести к тем, которые уже произошли, а следовательно между этими хадисами нет противоречия. Да, если за рассказыванием о милостях Аллаха последует зависть, то оставление этого будет лучше”. См. “аль-Макъасыд аль-хасана” 112.

И потом, аят: «И возвещай о милости своего Господа» (93: 11), не ограничивается возвещением лишь о материальных благах, напротив, это касается как мирских милостей, оказанных Аллахом, так и религиозных, как говорил шейх ‘Абду-р-Рахман ас-Са’ди. См. “Тафсир ас-Са’ди” 928.

 

Всевышний Аллах сказал: «Вот Юсуф сказал своему отцу: “О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они склонились предо мной”. Он (Я’къуб) сказал: “О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, шайтан – явный враг человеку”» (12: 4-5).

Хафиз Ибн Касир в толковании к этому аяту сказал: “Я’къуб, мир ему, стал опасаться того, что если Юсуф расскажет о своём сне кому-либо из своих братьев, то они по причине зависти причинят ему зло, по этой причине он сказал ему: «Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное». Т.е. замыслят против тебя козни. И это установлено в Сунне от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/370.

Затем он упомянул некоторые из следующих хадисов:

Со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас видит такие сны, которые ему нравятся, это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и не рассказывает об этом никому, кроме тех, кого он любит». Муслим 2261(3).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не рассказывайте сон никому, кроме учёного или искреннего наставника!» ат-Тирмизи 2280, ад-Дарими 2194. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 119.

Со слов Абу Разина (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сон словно привязан к ноге птицы, пока не будет истолкован, а если он будет истолкован, то он произойдёт». Абу Дауд 5020, Ибн Маджах 3914. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн Хаджар, ас-Суюты, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут.

Упомянув эти хадисы, Ибн Касир сказал: “Из этого извлекается веление скрывать о благах, пока они не произойдут и не станут явными, как на это указывает хадис: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник». См. “Тафсир Ибн Касир” 4/370.

Таким образом, в обсуждаемом хадисе нет никаких проблем со стороны его смысла, напротив, его смысл правильный и подтверждается другими шариатскими текстами.

 

Кстати, шейх Ибн ‘Усаймин, который считал, что этот хадис недостоверный, говорил: “Но, тем не менее, иногда лучше для человека открыто сказать о задуманном благом деле, чтобы люди подражали ему в этом. А иногда лучше скрывать это, особенно в наше время, когда увеличилось число завистников и число тех, кто покушается на людей. Может быть так, что если ты поведаешь о своих делах людям, то они обернут это для тебя бедой. В любом случае, человеку следует смотреть на пользу, и если он пожелает, то скрывает свои дела, а если пожелает, то открывает их, исходя из пользы”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” № 135.

 

Следует понимать, что среди оказанных милостей Аллахом есть явные, которые не скрыть, как обильное имущество, дом, машина, и т.п. Нет нужды врать и говорить людям, что это не твоё, что ты взял в долг, и т.п. Напротив, следует возвещать о милости Господа и благодарить за них Аллаха. Прибегая при этом к Аллаху за защитой от сглаза и вреда завистников.

А что касается задуманных человеком дел, которые ещё не воплотились и не стали явными и открытыми, то нет никаких проблем в том, чтобы он скрывал это, не рассказывая об этом никому, кроме близких и праведных людей, которые лишь поддержат и обратятся с мольбой, не говоря об этом всем подряд. Тем более, в наше время, когда среди людей и даже многих мусульман стало нормой такое явление, что если тебе плохо и ты в затруднительном положении, тебя жалеют, а если тебе хорошо и ты во благе, тебе завидуют.

Да упасёт нас Аллах от зависти и сглаза!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21363


Поделиться: