С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Для начала вновь хотелось бы напомнить всем мусульманам, которые обязаны знать, что в Исламе запрещается праздновать праздники не мусульман, будь это государственные праздники неверных или праздники, связанные с каким-то их мероприятием, обществом, традицией и т.п. не говоря уже о праздновании их праздников, связанных с их религиями и неверием. Как и запрещается поздравлять их с подобными праздниками. И на запретность упомянутого указывают Коран, Сунна, слова сподвижников и таби’инов, а также единогласное мнение обладателей знания.

Всевышний Аллах, описывая качества праведных Своих рабов, сказал: «И те, которые не присутствуют при лжи» (25: 72).

В толковании этого аята такие великие саляфы, как ад-Даххак, Муджахид, Абу-ль-‘Алия, Таус, ар-Раби’ ибн Анас и аль-Мусана ибн ас-Сабах говорили: “Речь идёт о праздниках многобожников”. См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” (1535-1539), “Тафсир Ибн Касир” (6/140-141).

Абу Къутайба аль-Басри сказал: “Я слышал, как Мухаммад ибн Сирин в отношении Слов Аллаха: «которые не присутствуют при лжи», сказал: “Речь идёт о празднике христиан, именуемом как «Вход Господень в Иерусалим»”. См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” (1540), “Тафсир аль-Мауарди” (3/167), “Тафсир Ибн Касир” (6/141).

Перечислив данное толкование упомянутых таби’инов, шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Слова этих таби’инов о том, что в обсуждаемом аяте речь идёт о праздниках неверных, не противоречит тому, что говорили некоторые из них в отношении этого аята, что «ложь» в данном случае – это «многобожие», или «идол», или «греховное собрание», или «песни». Дело в том, что обычаем саляфов в толковании аятов было то, что человек мог упомянуть конкретную вещь из общего описания для назидания того, кто слышал это, или чтобы указать на конкретную вещь, являющуюся частью общих положений. Это как если бы иностранец спросил: «Что такое “Хубз” (хлеб)?» И ему дали бы лепёшку (рагъиф) и сказали: «Вот это хлеб», указывая тем самым на то, что лепёшка относится к понятию хлеб, а не то, что лепёшка – это и есть хлеб. Однако, что касается того, что смысл данного аята в лжесвидетельстве, что является ложью, то в этом есть сомнение, так как Всевышний Аллах сказал: «которые не присутствуют при лжи», и Он не сказал: «которые свидетельствуют ложно». Ведь когда арабы говорят: «Я присутствовал там-то, был свидетелем того-то», то речь идёт о том, что они посещали это”. См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (1/481-482).

Суфьян ас-Саури говорил: “Различные толкования аята не считаются разногласием, если мнения, высказанные по поводу этого аята, являются достоверными”. Ибн Наср в “ас-Сунна” (стр. 110).

Поэтому, упомянув различные примеры толкований саляфами одного аята, значения которых не противоречат друг другу, а лишь дополняют, Исхакъ ибн Рахауейх сказал: “Но люди не понимают этих значений, а поэтому когда видят, что толкования не сходятся слово в слово, заявляют: «Это – противоречие!»” Ибн Наср в “ас-Сунна” (стр. 118).

 

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, у её жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества”. Тогда Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днём Жертвоприношения и днём Разговения!» Ахмад (3/178), Абу Дауд (1134), ан-Насаи (1556). Имамы аль-Багъауи, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Дыя аль-Макъдиси, ан-Науауи, Ибн Таймия, Ибн Хаджар, ас-Сан’ани, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Шарх ас-Сунна» (2/598), «‘Аридатуль-ахуази» (2/14), «аль-Мухтара» (5/276), «аль-Хуляса» (2/819), «аль-Икътида» (1/485), «Булюгъ аль-марам» (138), «аль-‘Удда» (2/540), «Сахих аль-Джами’» (4660).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Этот хадис содержит в себе довод на то, что Посланник Аллаха не одобрил два праздника времён джахилийи, и он не позволил людям играть в эти дни, как это было принято у них, напротив, он им сказал: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями». Замена чего-то указывает на то, что заменённую вещь следует оставлять, ибо заменяющая вещь и заменённая не могут быть объединёнными”. См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (1/486).

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Из этого хадиса извлекается порицание на проявление радости в дни праздников многобожников”. См. “Фатхуль-Бари” (2/513).

 

Сабит ибн ад-Даххак (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане и спросил об этом мнение Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уточнил: «Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?» Ему ответили: “Нет”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опять спросил: «А проходили ли там какие-нибудь празднества неверных?» Ему ответили: “Нет, не проходили”. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Исполняй свой обет». Абу Дауд (3305), аль-Байхакъи (10/83), ат-Табарани в “аль-Кабир” (1/134). Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Джаузакъани, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Таймия, Ибн ‘Абдиль-Хади, Ибн Касир, Ибн аль-Муляккъин, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади. См. “аль-Абатыль уа-ссыхах” (2/202), “аль-Ахкам ас-сугъра” (1/741), “аль-Икътида” (1/490), “ас-Сарим аль-мунки” (493), “Иршад аль-факъих” (1/375), “аль-Бадр аль-мунир” (9/518), “Тахридж аль-Мишкат” (3370), “ас-Сахих аль-муснад” (193).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Этот хадис указывает на то, что жертвоприношение Аллаху в местах, где проводят свои праздники неверные или же в местах, где находятся их идолы, является ослушанием Аллаха. И если было запретным совершать жертвоприношение Аллаху в местах, где проводились празднества неверных, то, что можно сказать о том, чтобы соответствовать неверным в проведении их праздников, подражая им в некоторых деяниях, которые совершаются по причине их праздников?!” См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (1/495-496).

 

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у каждого народа есть праздник, а это (дни Разговения и Жертвоприношения) наши праздники». аль-Бухари (952), Муслим (892).

В этих словах Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на разделение между праздниками мусульман и праздниками других общин.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Праздники, в общем, имеют отношения к религиозным законоположениям, методологиям и обрядам религии, о чём Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, которые они справляли» (22: 67). Речь идёт о таких вещах, как кибла, молитва, пост. И нет никакой разницы между принятием участия в праздниках неверных и прочих их методологиях. Поистине, соответствие неверным во всех их праздниках является соответствием им в неверии, а соответствие им в некоторых ответвлениях является соответствием в некоторых проявлениях ими неверия. Более того, праздники – это из основных вещей, которыми разделяются религиозные законоположения”. См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (1/528).

Поэтому шейх Мухаммад ибн Ибрахим говорил: “Все виды праздников имеют отношения к вопросам поклонения”. См. “Фатауа Ибн Ибрахим” (3/106).

Т.е. в своей основе праздники имеют отношение не к бытовым вопросам и традициям, как это полагают некоторые несведущие мусульмане, а к религиозным обрядам.

 

Праведный халиф – ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Остерегайтесь врагов Аллаха в дни их праздников!” аль-Бухари в “Тарих аль-кабир” (4/14), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (19/166). Имамы Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Муфлих подтвердили достоверность этого асара. См. “аль-Икътида” (1/457), “Ахкаму ахли-ззимма” (1/724), “аль-Адаб аш-шар’ийя” (3/293).

Также ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не изучайте язык иностранцев (без надобности), и не входите к многобожникам в места их поклонения в дни их праздников, ибо гнев нисходит на них”. ‘Абдур-Раззакъ (1/411), аль-Байхакъи (19/166). Имамы Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Касир подтвердили достоверность этого асара. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (2/485), “Ахкаму ахли-ззимма” (1/724), “Муснад аль-Фарукъ” (2/344).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Вот, ‘Умар запрещает изучать язык неверных и просто входить к ним в церкви в дни их праздников, а что говорить о том, чтобы совершать то, что совершают они или совершать то, что вытекает из их религии?! Разве соответствие неверным в их деяниях не величественней, чем соответствие им в их языке?! И разве совершение некоторых их деяний, которые они совершают в дни своих праздников не серьёзнее, чем простое вхождение к ним в церковь в дни праздников?! И если гнев нисходит на них в дни их праздников по причине их поступков, то принимающий участие вместе с ними и совершающий то, что совершают они или часть этого, не подвергает себя тем самым наказанию?! И разве слова ‘Умара: «Остерегайтесь врагов Аллаха в дни их праздников» не являются запретом на встречу с ними и собрание вместе с ними в дни их праздников?! А что же тогда сказать о том, чтобы совершать то, что совершают они во время своих праздников?!” См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (1/515).

Однако следует отметить, что если человек вошёл в церковь или синагогу в дни праздников христиан или иудеев или иных неверных для благой цели или нужде, то это не является запретным.

‘Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то в один из дней мы с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) отправились в синагогу к иудеям в день их праздника и вошли к ним, однако им не понравилось то, что мы пришли к ним. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «О иудеи, покажите мне (хотя бы) двенадцать человек из вас, свидетельствующих о том, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха, и тогда Аллах перестанет проявлять гнев над каждым иудеем под сводом небес, который Он проявлял!» Затем он стал опровергать их (заблуждения), и никто из них не смог ничем ему ответить”. Ахмад (6/25), Ибн Хиббан (16/119). Шейх аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Сахих аль-Мауарид” (1764), “Сахих асбаб ан-нузуль” (стр. 184), “Тахридж аль-Муснад” (23984).

Кстати, следует отметить, что некоторые проповедники лжи пытались использовать этот хадис в качестве аргумента на то, что в дни праздников неверных дозволяется принимать участие вместе с ними в этом, опираясь на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошёл в синагогу к иудеям в день их праздника.

Удивительно, как они извлекли противоположный смысл из этого хадиса! Ведь в нём ясно говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошёл к иудеям в синагогу в день их праздника для того, чтобы призвать их к истине и единобожию, чтобы опровергать их заблуждения и т.п. И в хадисе даже намёка нет на то, что он поздравил их или же принял какое-то участие в их празднествах, или чтобы он одобрял это!

 

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто проживал на земле иноверцев, справляя их праздник Науруз и Михраджан, и уподоблялся им, пока не умер в таком положении, тот в Судный День будет воскрешен вместе с ними”. ад-Дуляби в “аль-Куна” (3/1048), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (19/167). Шейхуль-Ислям Ибн Таймия и имам Ибн аль-Къайим подтвердили достоверность этого асара. См. “аль-Икътида” (1/458), “Ахкаму ахли-ззимма” (1/724).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Эти слова указывают на то, что он посчитал такого человека неверным за соответствие неверным во всех этих вещах (проживать среди них, отмечать их праздники и уподобляться им), или же он посчитал это тяжкими грехами, ведущими в Ад, хоть первое значение более соответствует очевидному смыслу. Принятие участия вместе с неверными в некоторых этих деяниях является ослушанием, а иначе не было бы нужды указывать на то, что подобное влечёт наказание, так как за дозволенные вещи нет наказания. И упрека заслуживает каждое из этих деяний, а не только всё это в совокупности, поскольку перечисление всех этих вещей указывает на порицание каждой из них по отдельности. Аллаху ведомо лучше, но Ибн ‘Амр сказал: «Кто проживал на земле иноверцев, справляя их праздник» по той причине, что в его время и время других сподвижников неверным запрещалось открыто отмечать свои праздники в исламских странах, и никто из мусульман не уподоблялся им в дни их праздников. Подобное было возможно лишь в том случае, если мусульманин проживал на их земле”. См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (1/271).

Также Ибн Таймия об этом же асаре в другом месте сказал: “Эти слова понимаются, как абсолютное уподобление неверным во всём, что влечёт неверие, а каждая перечисленная вещь является запретной. Но можно понять и так, что человек будет подобен неверным в зависимости от степени уподобления им. И если вещь, в которое он уподобляется неверным, является неверием, грехом или их девизом, то и положение уподобляющегося будет соответствующим этому”. См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (1/515).

Приведя эти слова ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, имам аз-Захаби сказал: “Эти его слова указывают на то, что совершение подобного является великим грехом, а малое деяние из всего этого влечёт за собой большое”. См. “Ташбих аль-хасис би-ахль аль-хамис” (стр. 35).

 

Имам Малик сказал: “Порицается садиться на корабль вместе с неверными, которые отправляются на нём для празднования своих праздников, так как на них нисходит гнев и проклятие, которое может постичь тех, кто пребывает вместе с ними. И мусульманин совершает грех за то, что пребывает вместе с ними, оказывает им помощь в закалывании животных, приготовлении пищи, а также одалживает им верховое животное, которое они будут использовать для своих религиозных обрядов и праздников”. См. «аль-Люма’ филь-хауадис уаль-бида’» (стр. 541).

 

Также Ибн Таймия сказал: “Имам Ахмад прямо указал на то, что нельзя принимать участие в праздниках иудеев и христиан, и в качестве аргумента он опирался на аят: «И те, которые не присутствуют при лжи» (25: 72) и говорил: “Речь идёт о празднике христиан, именуемом как «Вход Господень в Иерусалим» и других праздниках неверных”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (2/486).

Когда имама Ахмада спросили о мусульманине, чья жена является христианкой: «Дозволяется ли ему отпускать её на праздники христиан и отправляться в церковь?», он ответил: “Нет”. аль-Халляль в “Ахкам ахль аль-миляль” (997).

Имам Ибн Къудама об этом сказал: “Если жена из числа людей Писания, проживающих на землях мусульман, выплачивая джизью, то муж запрещает ей отправляться в церковь, так как это не является послушанием Аллаху”. См. “аль-Мугъни” (5/633).

И если эти имамы говорили о том, что следует запрещать жене-христианке отправлять в дни их праздников в церковь, то, что же можно сказать о том, чтобы дозволять справлять праздники в своём доме, приучать к этому детей и принимать в этом участие лично?!

 

Имам Абу-ль-Къасим Хибатуллах ат-Табари, известный как аль-Лялякаи, сказал: “Мусульманам не дозволено участвовать в праздниках неверных, поскольку они на заблуждении и лжи. А если сторонники истины будут пребывать со сторонниками лжи без их порицания, то тем самым станут проявляющими довольство этим и попавшими под их влияние. И мы опасаемся, что гнев Аллаха падёт на эту группу и охватит всех. Прибегаем к Аллаху за защитой от Его гнева!” См. “Ахкаму ахли-зимма” (3/1245).

 

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Мусульманам не дозволено уподобляться неверным в чём-либо, что связано с их праздниками, ни в еде, ни в одеянии, ни в том, чтобы купаться в этот день, ни в том, чтобы зажигать свечи, ни оставлять в эти дни что-либо, что принято делать из числа бытовых вещей или традиций и т.п. И не дозволяется устраивать в эти дни праздничное угощение, или делать подарки, или продавать что-то, что будет использовано в этих праздниках ради этого. Как и нельзя позволять детям играться и веселиться именно в эти дни, как и украшаться. В общем, мусульмане не должны выделять праздники неверных чем-либо, что имеет отношения к их традициям. Напротив, дни их праздников должны быть для мусульман подобно прочим обычным дням, которые мусульмане не выделяют ничем из числа особенностей неверных”. См. “Маджму’уль-фатауа” (2/488).

 

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается поздравления неверных в связи с обрядами неверия, связанные именно с ними, то это запрещено по единодушному мнению, как, например, поздравление их с их религиозными праздниками или их постом, говоря: «Счастливого тебе праздника», «Поздравляю тебя с этим праздником» и т.п. И даже если в таком случае произносящий подобное спасётся от впадения в неверие, это из числа запрещённых деяний, которое подобно по положению поздравлению с поклоном кресту. Более того, подобное хуже грехом перед Аллахом, чем поздравление с питьём вина, убийством души, прелюбодеянием и т.п.! Многие из людей, которые не придают должного значения своей религии, впадают в подобные вещи, не понимая всю мерзость совершаемого ими. И тот, кто поздравил кого-то с грехом, нововведением или неверием, тот подверг себя гневу Аллаха и Его наказанию. И воистину, богобоязненные люди из числа обладателей знания остерегались того, чтобы поздравлять тиранов с получением власти или невежд с назначением на должность судьи”. См. “Ахкам ахль аз-зимма” (1/441).

Имам Ибн аль-Къайим также говорил: “Нельзя мусульманам проявлять покровительство неверным в дни их праздников, ни помогать им в этом, ни посещать эти праздники вместе с ними согласно единогласному мнению обладателей знания, которые действительно являются знающими. И об этом заявляли ясно факъихи из числа последователей четырёх имамов в своих трудах”. См. “Ахкаму ахли-зимма” (3/1245).

 

В своём небольшом послании, посвящённом запрету уподобляться неверным, имам аз-Захаби сказал: “Учёные говорили, что из числа запретного проявления любви и покровительства неверным – это уподобление им и празднование их праздников. Ведь им велено скрывать свои праздники в странах мусульман. А если мусульманин будет отмечать их праздники вместе с ними, то он тем самым оказывает им помощь в их проявлении. Подобное является порицаемым и нововведением в религии. И никто не совершает этого, кроме каждого слабого своей религией и верой, который попадает под описание Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них». Ахмад (2/50), Абу Дауд (4031). Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Таймия, хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани.

Какое же деяние может быть более порицаемым, чем участие с иудеями и христианами в их празднествах, совершая то, что совершают они, готовя определённые лепёшки, покупая благовония, краску для женщин и детей, крася пасхальные яйца, обновляя одежду, выходя в центр города и на берег реки, нарядившись?! И это несмотря на то, что они, будучи униженными и подвластными нам, проживая на наших землях, не принимают участия в наших празднествах, не уподобляются нам во время наших ‘Идов, и не совершают того, что совершаем мы! С каким же лицом ты взглянешь в лицо своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) завтра в День Суда, тогда как ты пошёл в противоречие его Сунне и стал совершать то, что совершают заблудшие неверные и враги нашей религии?!

Если же кто-то скажет: «Мы празднуем это по причине наших жён и детей», то ему следует ответить, что наихудшее положение из людей у того, кто делает довольными членов своей семьи и своих детей тем, что вызывает гнев Аллаха на себя. Воистину, аль-Хасан аль-Басри говорил: «Если человек будет повиноваться своей жене во всём, что она желает, Аллах ввергнет его в Ад!»

Всевышний Аллах в Своей великой Книге сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (66: 6).

Смысл этого аята в том, чтобы обучать членов своей семьи знанию, адабу, побуждать их к благому и запрещать им плохое, чтобы боялись Ада, огонь которого будет растапливаться людьми и камнями. Было сказано, что камни – это сера. Да упасёт нас Аллах от Ада!

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «Кто отмечал праздники неверных, как Науруз и Махраджан, и уподоблялся им, пока не умер, пребывая в этом и не покаявшись за это, тот в Судный день будет воскрешён вместе с ними».

Эти его слова указывают на то, что совершение подобного является великим грехом, а малое деяние из всего этого влечёт за собой большое. Поэтому мусульманину является необходимым закрыть полностью эту дверь и уберегать членов своей семьи и детей от празднования подобного, ведь, поистине, благое – это привычка, а отстранение от нововведений – это поклонение.

И пусть невежда не говорит: «Хочу порадовать своих детей», однако пусть говорит: «Я боюсь, что смерть может настигнуть их в таком положении, и агония этого будет бушевать в моём сердце. Я сам (в другие дни) покрашу им яйца, накрашу хной, куплю им карточки с рисунками, и буду радовать их, чтобы в их мыслях не осталось ничего этого».

О мусульманин, разве ты не нашёл ничего, чем обрадовать своих детей, кроме того, что вызывает гнев Милостивого и довольство шайтана, что является отличительной чертой неверия и ослушания?! Плохой ты воспитатель в таком случае! Но и сам ты был так воспитан”. См. “Ташбих аль-хасис би-ахль аль-хамис” (стр. 33-36).

Также имам аз-Захаби говорил: “Что касается уподобления неверным в праздновании рождества Христова, в праздновании Великого четверга или праздновании Науруза, то это является отвратительным нововведением. Если мусульманин будет праздновать подобное в качестве религиозности, будучи несведущим, то его необходимо порицать и обучить. Если же он будет делать это по причине любви к неверным, то это также запрещается. А если он будет праздновать это по причине сложившейся традиции и ради развлечения, чтобы сделать довольными членов своей семьи и из-за настойчивости детей, тогда это (положение) требует рассмотрения. Поистине, деяния оцениваются по намерениям. А что касается невежды, то он заслуживает оправдания из-за своего незнания, и ему следует разъяснить (запретность подобного) при помощи мягкости”. См. «ат-Тамассук би-Ссунан уа-ттахзир миналь-бида’» (стр. 130).

 

Ханафитский имам – Идрис ибн Байдакин ат-Туркумани сказал: “Из числа причин отсутствия сопутствия в успехе и счастье то, что совершает порочный мусульманин в день, известный как «Рождество», покупая своим детям сахарный тростник, свечи, клетку (с птичками)… Тем самым он впадает в нововведения, выходит из пути избранного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и в своём этом поступке уподобляется неверным”. См. «аль-Люма’ филь-хауадис уаль-бида’» (стр. 540).

 

Другой признанный ханафитский имам – Ибн Нуджайм в главе о неверии и вероотступничестве писал: “Также впадает в неверие тот, кто выходит на праздник огнепоклонников Науруз, совершая то, что совершают они в этот день, покупая в день Науруза что-то, что он не покупает в обычные дни, желая возвеличить этот день, а не просто что-то поесть или попить. То же самое относится и к тому, кто делает подарки многобожникам в этот день, даже если речь идёт о яйце, желая возвеличивать этот день”. См. “аль-Бахр ар-раикъ” (5/133).

 

Шафиитский имам – Камалюддин ад-Дамири сказал: “Правителю мусульман следует наказывать:

– того, кто подражает неверным во время их праздников;

– того, кто играет со змеёй и проходит через огонь (обучаясь колдовству);

– того, кто говорит неверному: «О Хаджи (паломник)»;

– того, кто поздравляет неверного с их праздником;

– того, кто называет «паломником» посещающего могилы праведников;

– и того, кто распространяет сплетни по причине многочисленной порчи отношений между людьми, как говорил Яхья ибн Аби Касир: «Сплетник за один час может нанести такой вред, какой не сможет нанести колдун за целый год»”. См. “ан-Наджм аль-уаххадж фи шарх аль-Минхадж” (9/244).

 

Перечисляя причины запрета и вреда, которые содержат в себе празднование праздников неверных, учёные Постоянного комитета сказали: “Первое: Совместное участие вместе с неверными в проведении их праздников порождает радость в их сердцах и даёт им повод радоваться той лжи, которой они следуют.

Второе: Уподобление и сходство во внешних делах влечёт уподобление и сходство в скрытых делах, как порочные убеждения.

Третье: Также из числа величайших видов вреда, который становится следствием проявления всего этого то, что уподобление неверным во внешних делах влечёт проявление уважения, любви и покровительства к ним. А любовь и покровительство к ним противоречит вере”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (26/408).

 

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково постановление относительно поздравления неверных с Рождеством? И что нам отвечать им, если они поздравляют нас с Рождеством? Дозволяется ли нам отправляться на мероприятия, где они отмечают данное событие? Заслуживает ли мусульманин грех, если он совершит что-либо из упомянутого не из плохих убеждений, а лишь по причине проявления любезности, скромности, стеснения и прочих подобных причин? Дозволяется ли уподобляться им в этом?»

Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Поздравление неверных с Рождеством или иными их религиозными праздниками является запретным по единогласному мнению, как это передал Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах. Дело в том, что поздравление неверных в связи с их религиозными праздниками означает, что тем самым признаются те обряды неверия, которым они следуют, и проявляется довольство этим для них, несмотря на то, что поздравляющий сам не проявляет довольство этим неверием для себя. Тем не менее, запрещается мусульманину проявлять довольство обрядами неверия и поздравлять в связи с ними других.

Если же они станут приветствовать нас по причине своих праздников, то мы не станем отвечать им взаимностью на это, ибо подобное не является праздниками для нас, так как это праздники, которыми не доволен Всевышний Аллах, поскольку они являются нововведением в их религиях. А если это и не было нововведением в их религиях изначально, то было отменено религией Ислам, с которой был послан Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ко всем творениям.

Отвечать на их приглашение в связи с Рождеством является запретным для мусульманина, ибо принятие участия в их праздниках хуже, чем простое поздравление их с этими праздниками, ибо это является принятием участия в этом вместе с ними. Точно также запрещается и мусульманам уподобляться неверным тем, что они будут отмечать этот день, или обмениваться в этот день подарками, сладостями, едой, оставлять работу и тому подобное. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них!»

Что касается того, кто совершил что-либо из упомянутого, тот является грешником, независимо от того, совершил он это по причине вежливости, или проявления любви, или стеснения, или прочих причин, ибо это является проявлением неприемлемой лести в религии Аллаха! А также это из числа причин, усиливающих дух неверных, давая им повод проявлять гордость своей религией”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (3/44).

 

Теперь что касается вопроса и слов в упомянутой рассылке:

Если мусульманин празднует Новый год, понимая, что это заблуждение и скверное вероубеждение людей Писания, несомненно, это для него является неверием, выводящим из Ислама. То, что он называет себя мусульманином, при этом молится и постится, – не поможет ему, если он имеет такое же вероубеждение и празднует таким же образом

Во-первых, вероятно изначально в рассылке речь должна была идти о таком празднике, как Рождество, а не Новом годе, так как празднование Нового года не сопровождается никаким “скверным вероубеждением людей Писания”. У христиан даже нет такого праздника. Новый год – это вообще не религиозный праздник христиан, это скорее государственный праздник. Наверняка тут допущена ошибка. А иначе буквальное значение этих слов является однозначно ошибочным, открывающим двери для необоснованного такфира грешных и невежественных мусульман. Никто из учёных никогда не говорил и не скажет такого!

 

Во-вторых, важно понимать, что есть разница между самими праздниками неверных, ибо они не все равнозначны между собой по степени запретности. Например, есть праздники неверных, связанные с их религией и неверием. Вот именно празднование таких праздников и может быть неверием в определённых случаях, однако мусульманин не становится сразу же автоматически неверным, ибо необходимо учитывать причины празднования этого дня, его убеждение при праздновании, и т.п., а не просто факт принятия участия в празднике. И о важности принятия во внимания причину празднования какого-то праздника неверных уже упоминалось в словах имама аз-Захаби. Т.е. само по себе любое празднование праздника неверных, пусть даже связанного с их религией, не однозначно является большим неверием в делах, в отличие от таких видов неверия в делах и словах, как поклон идолу, бросание Корана, ругань религии и т.п., когда не обращают внимания на убеждение совершающего подобное.

Но также есть праздники неверных, являющиеся государственными или связанными с каким-то мероприятием, обществом, традицией и т.п., которые не истекают из их религий, будь это новый год, день победы, день матери, день города, день рождения, и т.п. Празднование таких празднеств, конечно же, порицается и запрещается из-за уподобления нравам и традициям неверных, однако это не имеет никакого отношения к куфру!

Спросили учёных Постоянного комитета: «Среди мусульман есть такие, кто отмечает праздники не мусульман, на которые Аллах не ниспослал никакого довода, такие как: «День матери», «Встреча весны», «Новый год». Каково положение того, кто отмечает эти праздники?»

Они ответили: “Все эти праздники являются нововведением. Не разрешается отмечать их и избирать их для себя регулярными праздниками. В Исламе есть только два регулярных праздника: праздник Разговления и праздник Жертвоприношения. А поэтому тому, кого Аллах осветил познанием истины, следует, проявляя мягкость и доброту, обратиться с искренним советом и наставлением к тому, кто отмечает эти нововведенческие праздники. И если он прекратит, то это то, что требуется, а если нет, то он будет упорствующим в совершении нововведения, грешным за это дело”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (№ 16419).

Обратите внимание на то, как учёные Ляджны во главе с шейхом Ибн Базом ответили, что после увещевания отмечающие государственные праздники, среди которых и Новый год, совершают нововведение и являются грешниками, НО никак не неверными!

Именно поэтому, отвечая на вопрос о дозволенности посещения праздников неверных, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Посещение их праздников и принятие участия вместе с ними в их веселье, особенно если это религиозный праздник, как Рождество Христово, то посещение этого является запретным без каких-либо сомнений”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (2/303).

Поэтому очень важно разделять между этими положениями.

И в словах имамов и учёных, которые были процитированы выше с запретом на празднование праздников неверных, ясно упоминалось и Рождество, но никто из них не говорил, что само празднование этого дня сразу же выводит человека из религии. Напротив, они делают такую важную оговорку, как «желая возвеличить этот день».

 

В-третьих, что касается слов:

понимая, что это заблуждение и скверное вероубеждение людей Писания, несомненно, это для него является неверием, выводящим из Ислама

Также важно понимать, что знание о скверности заблуждения неверных касательно того или иного их праздника не обязательно становится причиной выхода из Ислама того, кто просто праздновал этот день или поздравлял в связи с этим праздником неверных, даже если речь идёт не о государственном празднике неверных, а об их религиозном празднике. К примеру, есть мусульмане, проживающие в странах неверных, и они ЗНАЮТ, что тот или иной религиозный праздник неверных связан с их неверием и религией, однако в этот день они вышли вместе с детьми в парк, покатались на аттракционах, покушали в кафе, и т.п., а потом пришли домой. Вот в данном случае можно ли сказать, что эти люди «праздновали» этот день именно в том самом виде, когда это становится для них неверием, выводящим из Ислама?! Конечно же, нет! И вряд ли кто-то из обладателей знания скажет, что это выводит из Ислама. Поэтому шейх Ибн ‘Усаймин и сказал, отвечая на вопрос о принятии участия в празднике Рождество, что мусульманин, делающий это по причине стыда, вежливости и т.п. является грешником, а не неверным!

Не всегда знание о запретности великих и скверных грехов делает неверным совершающего эти грехи. Человек может знать, что та или иная вещь является запретной или заблуждением или ересью, но, тем не менее, совершить её, однако не ради возвеличивания или дозволения этого, а из-за слабости своей веры, или потакания страстям и т.п., и это не выводит его из религии!

 

В общем, по поводу данного вопроса можно сделать следующее заключение:

– Празднование Нового года не выводит мусульманина из Ислама, в чём нет среди признанных учёных разногласий, однако этот поступок является грехом.

– Если человек празднует религиозный неверный праздник, как Рождество и т.п., считая его истиной, возвеличивая этот праздник и этот день вместе с неверными, то в таком случае он впадает в большое неверие.

– Но если мусульманин празднует вместе с неверными их религиозные праздники, при этом, не возвеличивая этот день, а проявляя к ним свою любезность, дружеское отношение и т.п., то в таком случае он не впадает в неверие, однако совершает грех, как об этом говорили признанные учёные.

А Аллаху ведомо обо всём лучше.


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21820


Поделиться: