С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Группа из числа маликитов и шафиитов говорила, что запрещено смотреть на изображение живых существ, опираясь на то, что раз создавать изображения живых существ харам, то и смотреть на них харам. И они сделали исключением только дозволенные виды изображения, как например, детские игрушки, неполноценные изображения, как отделённая от тела голова, отдельные части тела, и т.п. (См. “Шарх Мухтасар Халиль” 2/338, “Хашия аль-Къальюби” 3/297).

Другие же учёные считали, что, несмотря на категорический запрет создания изображений живых существ, не является запретным просто смотреть на эти изображения, и в частности это мнение ханбалитов. (См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 12/123).

И это мнение выбирали такие учёные, как шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин.

 

Спросили шейха Ибн База: «Каково постановление относительно лицезрения изображения животных через видео без музыки? Другими словами я хочу знать положение изображения на видео. Да воздаст вам Аллах благом!»

Шейх ответил: “Я не знаю каких-либо проблем в том, чтобы смотреть на эти изображения, если они не сопровождаются музыкой. Я не знаю в этом проблем, если только речь идёт не об изображениях, вызывающих страсть и влечение, как изображения распутных женщин или же изображения красивых юношей. Верующим необходимо потуплять взор и не смотреть на такие изображения. А что касается иных изображений живых существ, будь то верблюды, коровы, овцы, львы, антилопы и им подобные, то нет в этом проблем. А что касается изображений, вызывающих влечение по причине искушения, как изображения искушающих женщин и молодых юношей, то необходимо отводить взор от этого. Женщина отводит свой взор от мужчин, а мужчина от женщин и красивых юношей, чтобы избежать впадения в искушение”.

А когда его спросили: «Тогда каково положение создания изображения живых существ?»

Шейх ответил: “Создание изображения – это уже имеет иное положение. Создания изображения не дозволено, если изображение из числа живых существ, будь то люди или иные живые существа”. (См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 32/284).

Также шейх Ибн Баз говорил: “Смотреть на изображения по телевизору или в фильмах, будь то порочные женщины или неприкрытые мужчины, или занимающиеся мерзостью и порицаемыми вещами, всё это не дозволено. Нельзя мусульманину смотреть на изображения непокрытых хиджабом женщин, подобных полуобнажённым. Как и смотреть на изображения мужчин с оголёнными бёдрами, или же играющих в запретные Аллахом вещи, как азартные игры или запретные пения”. (См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 4/2200).

Таким образом, причиной запрета шейх Ибн Баз делал не само по себе изображения живых существ, а именно смотреть на запрещённые вещи в этих изображениях, так как нет разницы между запретом смотреть за запретное вживую или же на изображениях.

 

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил, что не запрещается смотреть на изображения живых существ, и что грех на том, кто создаёт изображение, а тот, кто просто смотрит на это изображение, греха не заслуживает.

Доктор Ахмад аль-Къады сказал: “Я спросил шейха нашего Ибн ‘Усаймина: “Каково постановление в отношении обучающих для детей сказок, как, например «Мухаммад аль-Фатих»?”

Шейх ответил: “Нет в этом проблем для пользы, так как это увлекает их от того, что может им повредить. Однако в отношении сказки «Мухаммад аль-Фатих», то я не считаю, что детям следует её смотреть, так как они начнут полагать, что в истории Ислама нет иного героя, помимо Мухаммада аль-Фатиха”.

Когда я спросил шейха нашего про аргументы некоторых братьев: «Раз рисовать рукой изображение запрещено, то так же является запрещённым проявлять довольство этим рисованным и приобретать его, ибо проявляющий довольство подобен тому, кто сам это совершил», то шейх ответил: “Нет, неправильный пример. Это не взаимосвязано. Ведь я не принимал участие (в создании) изображения, проявляя довольство этим, оно дошло до меня уже нарисованным”.

Я спросил шейха нашего: «Каково положение детских книжек с рассказами, в которых есть рисованные изображения?»

Он ответил: “Нет в этом проблем. Ведь ты уже приобрёл её рисованной. И твоей целью не являются сами изображения”.

Я спросил шейха нашего об этом изображении (в книгах) и изображении, которое воспроизводят видео и телевизор: «А как быть с велением Пророка (мир ему и благословение Аллаха) удалять, замазывать изображения (живых существ)?»

Он ответил: “Да, изображениям в книгах можно замазать голову, и порицаемое тем самым исчезает. А что касается изображения, отображаемого на телевизоре, то это не является самостоятельным изображением, как и нет этого изображения на самой видеокассете”. (См. “Самарат ат-тадуин мин масаиль Ибн ‘Усаймин” /масъаля/ № 33-36).

 

И мнение учёных, не запрещавших смотреть на изображения живых существ, если сами эти изображения не содержали в себе запретных и порицаемых вещей в виде полуобнажённых женщин, совершения грехов, и т.п., весьма сильное и аргументированное. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не запрещал этого, несмотря на то, что повелевал уничтожать изображения, более того он сам видел изображения живых существ. Как и славные его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) видели изображения в церквях и т.п., и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запретил этого им, когда они рассказывали ему о них.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Умм Хабиба и Умм Салама (да будет доволен ими Аллах) как-то рассказывали о церкви, которую они видели в Эфиопии, расписанную различными изображениями. Они рассказали об этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскрешения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!» (аль-Бухари 427, Муслим 528).

Как мы видим из этого хадиса, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не стал порицать их за то, что они смотрели на эти изображения в церкви. Однако он стал порицать то, что делали люди Писания, создававших изображения праведников.

Также ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Ангел Джибриль явился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с моим изображением на зелёной шёлковой ткани и сказал: «Это – твоя жена в мире этом и в мире ином». (ат-Тирмизи 3880. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 3880).

В других хадисах передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел изображение ‘Аиши (мир ему и благословение Аллаха) от Джибриля прежде, чем увидел её вживую. (аль-Бухари 5125).

Также и саляфы после сподвижников лицезрели изображения живых существ и не считали само их видение запретным. Передаётся, что учитель имама Малика – Муслим ибн Аби Марьям, рассказывал: “Однажды один человек сообщил мне, что видел в одной из церквей Шама изображения пророков, которые в молитве делали жест указательным пальцем”. аль-Хумайди в “аль-Муснад” 663. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. (См. “Асль сыфа ас-саля” 3/838).

И таких хадисов и асаров не мало.

 

А если кто-то скажет: «Но ведь есть хадисы, в которых велено уничтожать изображения с живыми существами? Как и есть хадисы и асары, в которых сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники даже не входили в дома, в которых были изображения живых существ:

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я организовал угощение и пригласил Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он пришёл, однако, увидев в доме изображения живых существ, удалился”. (Ибн Маджах 3359, Абу Я’ля 1/37. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Адаб аз-зифаф” 161).

Аслям рассказывал: “Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) прибыл в Шам, один человек из числа христиан приготовил еду и сказал ‘Умару: «Я желаю, чтобы ты и твои сподвижники оказали мне честь, и приняли моё приглашение». А он был из числа знатных христиан. Но ‘Умар ответил: «Поистине, мы не входим в ваши церкви по причине изображений, которые есть в них»”. (‘Абду-р-Раззакъ 1611, 19486, Ибн Аби Шейба 5/198. Иснад достоверный).

То, что изображения необходимо уничтожить, если имеется такая возможность и это не повлечёт вреда, указывает на то, что эти изображения харам создавать, однако это не указывает на то, что даже смотреть на них запрещается.

А что касается упомянутых сообщений, то нет в них указания на то, что смотреть на изображения запрещено. Более того, они не указывают и на то, что запрещается однозначно входить в такие помещения. Однако в этих сообщениях содержится указание на то, что изображение являются запретными и важно выражать порицание и бойкот изображениям живых существ. Прекрасно ответил на упомянутые сообщения имам Ибн Къудама, сказавший: “Что же касается вхождения в дома, в которых есть изображения живых существ, то это не является запретным. Однако было дозволено не принимать приглашение в качестве наказания и назидания для пригласившего, так как его право на почёт спадает по причине присутствия в его доме порицаемых вещей. Но не является обязательным для того, кто увидел изображение в доме пригласившего покидать его, на что указывает явное значение слов Ахмада. Со слов аль-Фадля ибн Зияда передаётся, что он спросил Ахмада о том, кто увидел изображение на занавесках, которые он не видел, когда входил, на что Ахмад ответил: «Это проще, чем, если бы эти изображения были на стенах». Ему сказали: «А если он не видел изображения, пока не поставили поднос перед ними, ему следует уходить?» Ахмад ответил: «Не усложняй для нас. Однако, если он увидел изображения живых существ и стал порицать и запрещать это, то не следует уходить».

И таковым был мазхаб Малика, который считал это нежелательным, но не запретным.

Но большинство сторонников аш-Шафи’и сказали: «Если на занавесках есть изображения, или изображения, которые не под ногами, то нельзя входить в такое помещение, так как в такое помещение не входят ангелы. И если бы это не было запретным, то не позволялось бы оставлять приглашение, которое является обязательным принимать».

А что касается нас (ханбалитов), то мы опираемся на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошёл в Каабу и увидел в ней изображения Ибрахима и Исма’иля (мир им), которые гадали по стрелам и сказал: «Да погубит тех, кто это сделал! Ведь они знают, что оба они никогда не гадали по стрелам!» Этот хадис привёл Абу Дауд 2027. (аль-Бухари 4288).

Также мы упоминали сообщение о том, как ‘Абдуллах (Ибн Мас’уд) входил в дом, в котором были изображения. (аль-Бухари 5950, Муслим 2109 98).

Также ‘Умар, да будет доволен им Аллах, поставил условие зиммийям (людям Писания, проживавшим на землях мусульман), чтобы они расширили двери своих церквей и храмов, чтобы мусульмане могли входить в них на ночлег и чтобы животные могли спокойно проезжать. (аль-Байхакъи в “аль-Кубра” 9/202).

Также Ибн ‘Аиз передал в «Футух аш-Шам», что когда христиане пригласили ‘Умара, который прибыл в Шам на угощение, он спросил: «А где это будет проходить?» Ему ответили: «В церкви». Тогда он отказался пойти, но сказали ‘Али: «Отправляйся с людьми, пусть они покушают». Тогда с людьми пошёл на приглашение в церковь ‘Али, да будет доволен им Аллах. А когда он кушал вместе с мусульманами, то стал смотреть на изображения в ней. И он сказал: «Что стало бы, если повелитель правоверных (‘Умар) зашёл и покушал бы?» (Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 6/42).

В этом указание на единодушие сподвижников в дозволенности вхождения в них, хотя там имеются изображения. Ведь входить в церкви и храмы не запрещается, и точно так же входить в дома, где есть изображения, не запрещается. А то, что ангелы не входят в такие дома, то это не делает запретным вхождение в них и для людей, как если бы в доме находилась собака. Также нам не запрещается сопровождать людей, с которыми колокольчик, несмотря на то, что ангелы не сопровождают таких. (Муслим 2114).

А оставлять приглашение такого человека было дозволено, чтобы это было для него уроком и предостережением, чтобы он не делал это (не устанавливал в доме изображения живых существ).

А Аллаху всё ведомо лучше”. (См. “аль-Мугъни” 10/202-203, “аш-Шарх аль-кабир” 21/340).

 

Таким образом, грех на тех, кто создаёт изображения живых существ. А смотреть на изображение живых существ само по себе не является грехом ин ша-Аллах, даже если речь идёт о скульптурах или нарисованных рукой изображениях, в строгом запрете создания которых нет никаких разногласий. А что тогда говорить о фото и видео, относительно которых разошлись современные учёные, попадают ли они под понятие создания запретных изображений живых существ или нет.

Исключением являются запретные изображения, будь то полуобнажённых женщин или мужчин, изображения сексуального характера, совершения запретного, и т.п., как это было упомянуто выше.

Аллаху а’лям.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21287


Поделиться: