Со стороны арабского языка (التعزير) “ат-та‘зир” означает запрет, препятствие, удержание, и по этой причине наказания, вид и количество которых не определены Шариатом, были названы та‘зиром, так как они удерживают преступника от повторного совершения греха.
А с терминологической стороны, это дисциплинарное наказание, так как удерживает от совершения того, что делать запрещено. (См. “Му‘джам аль-мусталяхат уаль-альфаз аль-фикхия” 1/471)
На узаконенность дисциплинарного наказания “тазир” указывает Коран, Сунна и единогласное мнение учёных (аль-иджма‘).
Что касается Корана, то это слова Всевышнего (وَاضْرِبُوهُنَّ) «… и побивайте их» (4: 34), – то есть, строптивых жён, и не сказано, как и сколько раз.
Что касается Сунны, то это хадис, переданный со слов Абу Бурды (да будет доволен им Аллах) о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не подвергается человек бичеванию более десяти ударов, кроме как за нарушение границ установленных Аллахом» (аль-Бухари 6848, Муслим 1708).
Также со слов ‘Абду-Ллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за отказ от неё с десяти лет. А также укладывайте их спать раздельно». (Ахмад 6689, Абу Дауд 494, 495. Достоверность хадиса подтвердили ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. “аль-Хуляса” 1/252, “аль-Бадр аль-мунир” 3/238, «Сахих аль-джами’» 5868).
А также на узаконенность дисциплинарного наказания в отношении грехов, мера пресечения за которые не определена Шариатом, указывает единогласное мнение учёных (См. «Маджму‘ аль-фатауа» 35/402).
Ибн аль-Къайим сказал: «Дисциплинарное наказание не имеет определённого вида и меры, однако оно определяется в соответствии с видом преступления и её тяжести» (См. «И‘лям аль-мууаккъи‘ин» 2/23).
Ибн ‘Абидин сказал: «Разница между дисциплинарным наказанием (ат-та‘зир) и наказанием, установленным Шариатом (аль-хадд) заключается в том, что установленные Шариатом наказания чётко определены и обозначены, тогда как вид и степень дисциплинарного наказания «ат-та‘зир» определяет правитель (или судья). Другими отличиями между ними являются следующие: (2) исполнение установленных наказаний «аль-хадд» отстраняются сомнениями, тогда как «ат-та‘зир» обязателен даже при наличии сомнений; (3) «аль-хадд», в отличие от «ат-та‘зир», не применяется к детям; (4) термин «аль-хадд» применяется как в отношении мусульман, так и в отношении неверных, а «ат-та‘зир» только к мусульманам, так как он узаконен для очищения; (5) «аль-хадд» может применять только правитель (судья), тогда как «ат-та‘зир» может применять муж, хозяин и каждый (обладающий властью), который видит другого, совершающим грех; (6) при «аль-хадд», в отличие от «ат-та‘зир», отказ от признания берётся в расчёт; (7) при «аль-хадд», в отличие от «ат-та‘зир», обвиняемый задерживается до выяснения его вины; (8) при «аль-хадд», в отличие от «ат-та‘зир», запрещено заступничество; (9) при «аль-хадд», в отличие от «ат-та‘зир», правитель не может не применить наказание; (10) в некоторых случаях «аль-хадд», в отличие от «ат-та‘зир», может быть отменён по причине давности преступления. Итого десять». (См. «Радд аль-мухтар» 4/60).
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=37&p=100706