بســـــــم الله الرحمن الرحيـــــــم

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Относительно определения понятий «исламская земля» (даруль-Ислям) и «земля неверных» (даруль-куфр, даруль-харб) мнения ученых расходятся.

Однако самым сильным и аргументированным мнением исследователи считают мнение большинства ученых, что земля является таковой, кто её населяет, а также кому она принадлежит, если при этом её жители открыто исповедуют на ней свои религиозные и иные обряды!

Указанием на это являются Коран и Сунна:

Всевышний Аллах сказал Пророку Мусе (мир ему): «Я покажу тебе землю нечестивцев» (аль-А’раф 7: 145).

Аллах называет землю, землей нечестивцев по причине населявших ее в то время людей. Однако впоследствии Аллах называет эту землю святой.

А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), делая наставление амиру военного отряда перед походом, говорил: «Сначала призови их (многобожников) к Исламу, и если они примут его, то оставь их с миром. Затем призови их переселиться с их земли на землю мухаджиров и сообщи, что если они сделают это, то получат все права, которыми пользуются мухаджиры». Муслим 1731.

В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) называет Медину – землей мухаджиров!

Это самые ясные и прямые доводы на эту тему.

Что же касается критерия, как открытое исповедание обрядов Ислама, то довод этому критерию является хадис Анаса, который рассказывал: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлялся с нами в военный поход против людей, он не нападал на них до утра, а ждал, и, если слышал азан, не трогал их, а если не слышал его, то атаковал их”. аль-Бухари 610.

Этот хадис также один из самых главных аргументов в определении земель! Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “Я не знаю разногласий среди ученых относительно необходимости азана для жителей каждой местности, поскольку он является признаком, разделяющим между землей Ислама и землей неверия!” См. “аль-Истизкар” 4/18 и “ат-Тамхид” 3/61.

То же самое говорили такие имамы, как аль-Мазири, аз-Зуркъани и др. См. “Шарх аз-Зуркъани” 1/147.

Но шейх Ибн ‘Усаймин говорил, что в наши дни совершение азана дозволяется и в некоторых кафирских странах, и на основании этого эти страны не становятся исламскими. Однако все же во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) азан был критерием, по которому отличалась земля мусульман от земли кафиров. Поэтому ученые и оставив эту же основу, сказали, что если на земле проживает большинство мусульман, и обряды Ислама исповедуются на ней открыто и много, тогда это исламская земля! См. “Шарх Саляса уль-усуль” 97, Ибн ‘Усаймина.

Поэтому открытое исповедание обрядов Ислама на той или иной земле, также является неотъемлемым условием определения земель!

Также земля должна принадлежать мусульманам, поскольку простое проживание на ней мусульман, по мнению группы ученых не делает ее исламской землей, если она им не принадлежит. В качестве довода они приводили то, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покорил иудейские поселения, как Хайбар и т.п., на этих землях остались жить иудеи, но, несмотря на это эти земли были исламскими, так как были подвластны мусульманам.

Однако шафиитский имам ар-Рамли считал, что земля, на которой мусульмане живут по Исламу, является исламской землёй, даже если она принадлежит кафирам. Спросили его: «Каково положение мусульман, проживающих в Андалусии в городе Аргъун под властью правителя христианина? Однако он не притесняет их, у них есть мечети, они постятся в Рамадан, совершают садакъа и применяют худуд (наказания), как это и положено. И этот христианин не препятствует им ни в чем из религиозных обрядов».

Он ответил: “Для этих мусульман не является обязательным делать хиджру с их города, поскольку они могут открыто исповедовать свою религию! Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал во время худайбийского перемирия именно ‘Усмана в Мекку, поскольку он имел возможность открыто исповедовать там свою религию. Более того, для этих жителей не дозволено совершать оттуда хиджру, поскольку пребывая там, они проповедуют Ислам для других и поскольку это даруль-Ислам! Однако если они совершат оттуда хиджру, то эта земля станет даруль-куфром!” См. “Фатауа ар-Рамли” 4/52.

Таким образом, среди имамов есть разногласие, является ли обязательным условием в определении земель то, кому они принадлежат или нет? Но все же то мнение учёных, что земля должна принадлежать мусульман, является сильнее, так как в противном случае их исполнение обрядов Ислама будет зависеть от хозяев этой земли, которые могут им это запретить или же позволить. Имам Абу Бакр аль-Исма’или в своём известном послании о ‘акъиде имамов-мухаддисов, сказал: “Знатоки хадисов в отличие от му’тазилитов считают Исламской землёй ту землю, на которой открыто призывают к молитве и выстаивают ее, и на которой мусульмане укрепились и находятся в безопасности!” См. “И’тикъаду аимати ахлиль-хадис” 26.

Имам ас-Сархаси говорит: “Исламская земля – это название местности, которая принадлежит мусульманам, а признаком этому (что земля принадлежит мусульманам) является то, что они находятся на ней в безопасности!” См. “Шарх ас-Сияр” 3/81.

Тут также следует упомянуть о том, что некоторые мусульмане сеют сомнения, приводя высказывания некоторых имамов в качестве довода на то, что та земля, на которой не судят по шариату или правитель которой стал вероотступником, не является исламской землей, даже если на ней проживают мусульмане и открыто исповедуют обряды Ислама.

В качестве довода на это они приводят слова некоторых ученых, как например, слова имама Абу Я’ли, который говорит: “Любая земля, на которой преобладают законы шариата, а не законы куфра, является землей Ислама. И любая земля, на которой преобладают законы куфра, а не законы Ислама, является землей куфра”. См. “аль-Му’тамад фи усули-ддин” 267.

Или слова имама аль-Касани: “Каждая территория относится или к Исламу или к куфру. Она относится к Исламу, когда на ней применяются законы шариата, и относится к куфру, когда на ней применяются законы куфра”. См. «Бадаи’у ас-санаи’» 9/375.

К этим словам есть несколько примечаний:

Во-первых, слова имамов сами по себе не являются доводом, в чем нет никаких разногласий среди ученых, и их слова не могут противостоять и опровергнуть вышеупомянутые доказательства.

Во-вторых, слава этих имамов переведены не правильно, поскольку вернувшись к оригиналу их слов, мы заметили, что они не говорят: «законы шариата», а говорят: «ахкамуль-Ислям», т.е. обряды, законоположения Ислама.

В-третьих, смысл термина «ахкамуль-Ислам», разъясняют сами сторонники мазхабов этих имамов:

Так, сам имам аль-Касани говорит: “Нет разногласий между нами (ханафитами), что даруль-куфр становится даруль-Ислам, когда ахкамы Ислама становятся явными на ней!” См. «Бадаи’у-ссанаи’» 7/130.

Смысл слов «ахкамуль-Ислам» не ограничивается лишь смыслом: «судят по шариату», а означает в первую очередь: исполнение религиозных обрядов, как азан, пятничные и праздничные (‘Ид) намазы и т.д. Именно так и понимают этот термин ученые, в том числе и сами ханафитские имамы: “Даруль-куфр становится даруль-Ислям когда на ней утверждаются акамы Ислама, как проведение пятничной и праздничной (‘Ид) молитвы”. См. Ханафитскую книгу “ад-Дуруль-мухтар” 4/130.

То же самое обстоит и со словами къады Абу Я’ли. В ханбалитских книгах по фикъху сказано: “Даруль-куфр становится даруль-Ислам после акамов мусульман, как пятничные и праздничные молитвы”. См. “ад-Дураруль-хукам” 1/331.

Поэтому ограничивать выражение “ахкамуль-Ислям” только судом Аллаха, как минимум ошибочно!

Шейх Ибн ‘Усаймин на уроке по «Тафсиру» в 13 кассете на 26 минуте, на вопрос: «Каковы границы определения исламской земли и земли неверных?», сказал: “Исламская земля – эта та земля, на которой проявляются обряды Ислама, не обращая внимания на ее правителя! Даже если правитель будет неверным, но на этой земле проявляются обряды Ислама, то это исламская земля! Например, произносят азан, выстаивают молитвы, пятничные и праздничные намазы, соблюдают пост, отправляются в Хадж и т.п., то это исламская земля, даже если правитель кафир! Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел нам если мы увидим явное неверие правителя, воевать с ним. И смысл этого в том, что земля остается землей Ислама, однако с правителем таким воюют и его свергают!”

Поэтому упомянутое в начале мнение является самым правильным, и это мнение большинства ученых, которое также выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Определение какой-либо территории как земли неверия (даруль-куфр), земли Ислама (даруль-Ислам) или земли нечестивцев (даруль-фасикъин) не является чем-то неизменным. Нет, ибо такая характеристика земель напрямую зависит от жителей, населяющих данную землю. Любая земля, на которой проживают верующие и богобоязненные люди, является в этот период времени землей приближенных к Аллаху людей. Точно так же всякая земля, на которой проживают неверные, является в этот период времени землей неверия, а всякая земля, на которой проживают нечестивцы, является в этот период времени землей нечестия. Если же жителей какой-либо земли сменяют другие люди, то эта земля становится их землей. Это подобно мечети, если она будет превращена в винную лавку, в публичный дом, в место нечестия и несправедливости или в церковь, где наряду с Аллахом поклоняются другим божествам, то мечеть теряет свой статус из-за изменения людей, которые ее заполняют. И, наоборот, любая винная лавка, публичный дом или тому подобное заведение, становясь мечетью, где поклоняются Всевышнему Аллаху, меняет свой статус в соответствии с произошедшим изменением”. См. “Маджму’уль-фатауа” 18/281.

Также Шейхуль-Ислам говорил: “Это важная основа, которую необходимо знать: поистине, город может быть похваленным или же порицаемым в определенные периоды по причине его населения! И когда меняет положение населения, то меняется и положение этого города. Ведь похвала, порицание, награда и наказание зависит от имана и праведных дел или же от неверия, нечестия и ослушания!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/446.

Также Шейхуль-Ислам говорил: “Всевышний Аллах сказал Пророку Мусе (мир ему): «Я покажу тебе землю нечестивцев» (аль-А’раф 7: 145). Эта земля была таковой по причине тех, кто ее населял, однако впоследствии она стала землей верующих! И эта та земля, о которой в Коране говорится, что она ардуль-мукъаддаса (священная). Положение земель, подобно положению людей!” См. “Маджму’уль-фатауа” 18/282.

Также в известной книге по фикъху: «Къауа’идуль-фукъаха» 1/288 относительно определения земель сказано: “Исламская земля – эта та земля, на которой большинство жителей мусульмане, и где они чувствуют себя в безопасности. А земля неверных та, которая является противоположной земли мусульман, то есть та, на которой большинство жителей не мусульмане”.

Шейх аль-Альбани говорил: “Поистине, исламские земли в наши дни не такие, какими они были раньше! Однако как бы то ни было, эти земли не являются землями неверных, это исламские земли”.

И шейх аль-Альбани также сказал: “Для нас становится ясным то, что говорил шейхуль-Ислам в своих фатауах, что о земле судится не по ее внутренности, а по ее жителям. И если большинство жителей города мусульмане, то это даруль-Ислам, даже если правление не соответствует Исламу”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 771.

Также когда шейха аль-Альбани спросили: «Есть такие слова некоторых людей, что земля является исламской, если на ней судят по Исламу, даже если большинство жителей являются неверными. И земля является неверной в том случае, если на ней не судят по законам Аллаха, даже если большинство жителей мусульмане. Это правильное мнение?» Шейх ответил: “Нет. Не правильное!” Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 355.

Также когда шейха Ахмада ан-Наджми спросили с Франции относительно таких стран, как Алжир и Магриб, являются ли они исламскими странами, несмотря на то, что судят в них не по закону Аллаха? Шейх ответил: “Если страна открыто проявляет свидетельство «ля иляха илля-Ллах», в ней открыто произносят азан, совершают молитвы в мечетях и т.п., то говорится, что это исламская земля”.

Также когда шейха Абду-Ррахмана аль-Адани спросили: “Каково правило, по которому определяется страна неверия или нововведений, переселение из которой обязательно?” Он ответил: “Мы уже рассказали о том, что Хиджра совершается из страны неверия в страну мусульман, поэтому если под данным вопросом имеется в виду объяснение и определение правила, согласно которому страна признается страной неверия или многобожия, то ученые предоставили много интерпретаций этого правила. Наиболее общепринятым правилом определения страны многобожия и неверия является такое: «Страна, в которой неверие или многобожие практикуются открыто и где они преобладают», как упоминается в книге Аль Бухути «Шарх Аль-Икъна’» и в юридических вердиктах (араб. Фатуа) Шейхов Мухаммада Бну Ибрахим Аль Аш-Шейх и Абдуль ‘Азиза Бну АбдуЛлах Бну Баз. Имам Аш-Шаукани, приводит в своей книге Ас-Саиль Аль-Джаррар правило, по которому определяется страна неверия, страна многобожия, а также страна Ислама. Он пишет: «Что принимается во внимание, – так это то, чье слово преобладает в данной стране. Если запреты и приказания (переводчик: законы) исходят в данной стране от людей Ислама, то это страна Ислама, а если же ситуация противоположная, то страна подпадает под противоположное определение. На это правило не влияет наличие в стране некоторых признаков неверия, поскольку они не узаконены насильно, посредством военной мощи неверных, а существуют, например, среди немусульманских жителей Исламского государства, выплачивающих за проживание налог (араб. Аль аз-Зимма), или тех, с чьими странами у мусульман есть договор (араб. Муахадун)». Также Шейх Ибн Усаймин, приводит хороший аргумент в своем объяснении к книге «Аль-Усуль Ас-Саляса»: «А страна многобожия, – это такая страна, в которой широко совершаются ритуалы неверия, а ритуалы Ислама, такие, как азан, совместная молитва в мечетях, празднование ‘Ид, пятничная молитва, – не совершаются повсеместно и большинством населения». Он добавляет: «Я использовал фразу ‘повсеместно и большинством населения’ намеренно, для того, чтобы не включать в это определение места, в которых эти ритуалы совершаются ограниченно, такие, как страны неверных, где проживают мусульманские меньшинства, так как, воистину они не становятся странами Ислама из-за того, что в них этими меньшинствами совершаются исламские обряды. А являются странами Ислама те страны, в которых такие обряды совершаются повсеместно, большинством населения в обыденном, общем порядке». Это утверждение Ибн Усаймина можно использовать, как опровержение того, о чем упоминал Аль-Мауарди (да помилует их обоих Всевышний Аллах). Аль-Мауарди был известным шафиитским ученым и писал, что «если кто-либо в состоянии открыто и свободно исповедовать Ислам в стране неверия, то эта страна становится страной Ислама, поэтому проживать в ней – лучше, чем покинуть ее, так как есть надежда, что другие люди примут Ислам». Об этих его словах поведал Ибн Хаджар. Таким образом, утверждение Ибн Усаймина, опровергает слова, высказанные Аль-Мауарди. Таково общее правило определения страны неверия и многобожия, эмиграция из которой – обязательна для каждого, кто не в состоянии свободно совершать все обряды Ислама”. (https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=10&t=4173)

 

Что же касается хариджитов, как первых поколений, так и последних, то их убеждение состоит в том, что все исламские земли являются землями неверных, и что если правитель исламской земли стал неверным, то неверными становятся и все жители этой земли, по аналогии с фараоном и его войском.

Имам Абу-ль-Хасан аль-Аш’ари перечисляя признаки одной из хариджитских сект «Байхасия», сказал: “Они говорили: «Если правитель (имам) стал неверным, то неверным становится и весь народ». Также они говорили: «Эта земля многобожия, а все ее жители многобожники!»” См. “Макъалят аль-ислямиин” 1/194.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Хариджитам присущи два известных качества, которыми они отличаются от общины мусульман и их правителя: первое – это то, что они отошли от Сунны и стали считать плохим то, что на самом деле не является плохим, и хорошим то, что на самом деле не является хорошим. И именно это их качество проявилось в отношении Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда при разделе добычи Зу Хууайсара ат-Тамими сказал ему: «Будь справедлив, ибо поистине, ты несправедлив!»

Второе качество хариджитов и приверженцев нововведений – это то, что они обвиняют в неверии за совершение грехов и на основании этого считают для себя дозволенным посягать на жизнь и имущество мусульман. Также они считают, что земля мусульман – это земля неверных, а их земля – это земля имана!” См. “Маджму’уль-фатауа” 19/72.

 

И в завершение, хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи, сподвижникам и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!

© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=2058


Поделиться: