بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Многие мусульманки часто задают вопрос: «Дозволено ли носить кольца при выходе из дому? Или их дозволено надевать только в стенах дома перед мужем и мужчинами из числа близких родственников (махрамы)?»
Необходимо отметить тот факт, что среди имамов с давних пор были разногласия по этому вопросу. И данный вопрос возвращается также к известному спорному вопросу: «Является ли все тело женщины запретным для посторонних мужчин (‘аурат)? Или ее лицо и кисти рук являются исключением?»
Те имамы, которые считали, что женщина обязана покрывать все тело, включая лицо и кисти рук, считали, что, следовательно, она не может показывать и любые украшения на этих частях тела. А ученые, которые делали исключение для кистей рук, считали, что такие украшения, как кольцо или хна, дозволено использовать и вне дома.
Эти вопросы связаны с пониманием слов Всевышнего Аллаха, который сказал: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением того, что остается открытым. И пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин. И пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (ан-Нур 24: 31).
Итак, в этом аяте Аллах повелевает женщинам скрывать свою красоту и украшения на теле. Но вместе с этим, Аллах разделил в этом аяте украшения на два вида: скрытые и внешние, как сказано в аяте: «за исключением того, что остается открытым».
Имам аль-Къуртуби в толковании к этому аяту сказал: “Из числа украшений есть скрытые и внешние. Что касается внешних, то это дозволено показывать перед всеми людьми, будь это близкие родственники (махрамы), или же посторонние”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 15/214.
Имам аль-Багъауи сказал: “Ученые разошлись в толковании внешних красот, которые Аллах Всевышний сделал исключением. Са’ид ибн Джубайир, ад-Даххак и аль-Ауза’и сказали: «Это лицо и кисти рук». Ибн Мас’уд сказал: «Это одежда», и довод этому аят, в котором сказано: «Украшайтесь возле каждой мечети», и речь тут (под «украшением») идет об одежде. Хасан аль-Басри говорил: «Это одежда и лицо». Ибн ‘Аббас сказал: «Это сурьма, кольцо и хна на кистях». И то, что имеет отношение к внешнему украшению, то дозволено постороннему мужчине на это смотреть, если он не опасается искушения. А если же он опасается этого, то он обязан потуплять взор”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 6/34.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Саляфы разделились в отношении «открытых прикрас» на два мнения. Ибн Мас’уд и те, кто согласился с ним, сказали, что речь идет об одежде. А Ибн ‘Аббас и те, кто согласился с ним, сказали, что речь идет о лице и кистях рук, а также сурьме и кольце. Исходя из этих двух мнений, факъихи разногласили относительно вопроса дозволенности смотреть на постороннюю женщину”. См. “Маджму’уль-фатауа” 22/109.
Исходя из упомянутого, нам становится ясно, что разногласие в этом вопросе было еще со времен сподвижников. Вот слова сподвижников об этом аяте:
Ибн Мас’уд в отношении этого аята: «за исключением того, что остается открытым», сказал: “Это одежда”. Ибн Аби Шайба 4/283.
Ибн ‘Аббас сказал: “Это ее лицо, кисти и кольцо”. Ибн Аби Шайба 4/284, Ибн Аби Хатим 8/2574.
Он также сказал: “Сурьма и кольцо”. ат-Табари № 19652, ат-Тахауи 1/253.
Ибн ‘Умар сказал: “Украшение внешнее (остающееся не прикрытым) – это лицо и кисти рук”. Ибн Аби Шайба 4/284.
Анас сказал: “Это сурьма и кольцо”. Ибн аль-Мунзир. См. “Тафсир ад-Дурр аль-мансур” 11/23.
Абу Хурайра сказал: “Браслет и кольцо”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 6/368.
Аль-Мисуар ибн Махрама сказал: “Браслет, кольцо и сурьма”. ‘Абдур-Раззакъ 2/56.
‘Аиша сказала: “То, что остается непокрытым – это лицо и кисти рук”. аль-Байхакъи 3033.
Также она сказала: “Браслет и кольцо”. Ибн Аби Шайба 4/283.
Имам Ибн Хазм сказал: “Мы уже приводили слова Ибн ‘Аббаса об этом аяте, что он сказал (про украшения, остающиеся неприкрытыми): «Кисти, кольцо и лицо». И от Ибн ‘Умара, который сказал: «Лицо и две кисти». И от Анаса, сказавшего: «Кисти и кольцо». Все эти сообщения от них предельно достоверные! Также и от ‘Аиши и других, из числа таби’инов”. См. “аль-Мухалля” 3/221.
Эти толкования сподвижников близки друг к другу, за исключением слов Ибн Мас’уда.
Что касается толкования Ибн Мас’уда относительно украшения, что под словами: «за исключением того, что остается открытым» речь идет о внешней одежде женщины, то имам-толкователь аль-Джассас сказал: “Слова Ибн Мас’уда, что в аяте: «за исключением того, что остается открытым» речь идет об одежде, не имеют смысла. Ведь известно, что Аллах упоминает о красоте, и речь идет о частях тела, на которых есть украшения. Разве ты не видишь, что все иное, чем украшаются женщины, как цепочка, браслет, кольца на ногах, ожерелье, дозволено показывать мужчинам, если они не надеты на женщину. И поэтому нам известно, что речь идет о местах для украшения, как на это указывает продолжение аята: «и пусть не показывают своей красы никому, кроме своих мужей». И смысл в частях тела, на которых украшения. А толкование этого аята, что речь идет об одежде, то нет у него смысла. Ведь если речь идет о видении только одежды без чего-либо из ее тела, это все равно, что видеть одежду, не надетую на нее”. См. “Ахкамуль-Къуран” 3/316.
Также о том, что кольцо относится к числу исключений из общего аята, говорили многие саляфы, толкуя аят: «за исключением того, что остается открытым»:
Муджахид сказал: “Одежда, хна, кольцо и сурьма”. См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” № 14401.
Къатада сказал: “Сурьма, браслет и кольцо”. ат-Табари 9/53.
Ибн Шихаб сказал: “Что касается всех людей, то из этого (украшений) не показывается им ничего, кроме колец”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/256.
Также это мнение выбрали такие саляфы, как ‘Ата, ‘Икрима, Са’ид ибн Джубайир, Абу аш-Ша’са, ад-Даххак, Ибрахим ан-Наха’и и др. См. “Тафсир ат-Табари” 9/52-53, “Тафсир Ибн Касир” 3/256.
А известный таби’ий ‘Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслям в отношении аята: «за исключением того, что остается открытым», сказал: “Т.е. из числа украшений, как сурьма, хна и кольцо. Так говорили они (саляфы), и это то, что видели люди”. ат-Табари 9/52.
И имам толкователей – Ибн Джарир ат-Табари выбрал его после того, как перечислил все мнения на этот счет, сказав: “Первое мнение в этом вопросе считается наиболее правильным, а это слова тех, кто говорит: “Исключением является лицо и кисти рук”, и если дело обстоит таким образом, то к этому относится также сурьма, кольцо, браслет и хна”. См. “Тафсир ат-Табари” 9/54.
Также говорил и имам Абу Хайян аль-Андалуси в своем тафсире, после того как перечислил исключения, включая и кольцо, сказав: “Нет проблем в том, чтобы это видели посторонние”. См. “аль-Бахр аль-мухит” 8/33.
Таким образом, не будет на женщине греха, если она будет придерживаться мнения упомянутых саляфов, что лицо и кисти рук не является обязательным скрывать, и выйдет на улицу с кольцом на пальце. Однако даже в этом необходимо соблюдать ограничения и скромность, учитывая также и общество, в котором она живет, будет ли там подобное считаться выделением, и т.п.
Кстати, некоторые мусульманки, почитав упомянутые сообщения от саляфов, могут также спросить: «Выходит, что и использовать сурьму для глаз дозволяли саляфы вне дома?»
Да, некоторые из них делали это исключением из общих текстов, повелевающих скрывать украшения так же, как исключали кольцо и хну на кистях. Когда шейха аль-Альбани спросили о дозволенности использования сурьмы для женщин вне дома, он ответил: “Да, дозволено. Однако не дозволено (вне дома) то, что называют сегодня макияжем”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 669.
Однако недопустимо открывать двери этому, ведь сурьма бывает черная, и она сильно выделяет глаза, словно они накрашены тушью. По этой причине если сурьма не бесцветная, то шейх Ибн ‘Усаймин и ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом запрещали выходить на улицу с такой сурьмой. См. “Фатауа аль-Ляджна” 17/128.
А Аллаху обо всем ведомо лучше!
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=374