Автор:
АбдуРрахман ибн Мухаммад ибн Къасим аль-‘Асыми
С именем Аллаха Милостивого Милосердного. Хвала Аллаху — Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха.
В сборниках достоверных хадисов у аль-Бухари и Муслима приводится хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Отличайтесь от многобожников – отпускайте бороды и подстригайте усы» (аль-Бухари 5892, Муслим 259).
Также в другом хадисе от Ибн Умара передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороды» (аль-Бухари 5893).
Борода – это волосы, растущие на щеках и подбородке.
Хафиз ибн Хаджар сказал: «Слово (وفّروا), приходящее в хадисе, это производная от (التوفير), что означает оставление, то есть, оставить что-то нетронутым. А отпускание бороды – это оставление ее как есть».
Что же касается требования отличаться от многобожников, то его разъясняет хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сказал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, многобожники отпускают усы и укорачивают бороды, так отличайтесь же от них – отпускайте бороды и укорачивайте усы» (Привел аль-Баззар с достоверным иснадом, также аль-Хайсами в аль-Маджма‘ 5/166 со ссылкой на ат-Табарани).
Также от Абу Хурейры проводится, что он сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Отличайтесь от огнепоклонников»“ (Муслим 260). Причина этого была в том, что они укорачивали бороды и удлиняли усы.
От Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, приводится, что он сказал: «Упомянул однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, огнепоклонников, а затем сказал: «Поистине они отпускают усы и бреют бороды, так отличайтесь же от них» (Ибн Хиббан 12/289). И поэтому сам Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, укорачивал усы.
Также передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Нам было приказано укорачивать усы и отпускать бороду» (ат-Тирмизи 2764).
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Из естества Ислама является удаление усов и отпускание бороды, ведь поистине огнепоклонники не трогают усы и удаляют бороды, так отличайтесь же от них, берите из усов и не трогайте ваши бороды»“ (Ибн Хиббан 4/23).
Также передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Берите из усов и не трогайте бороды»” (Муслим 260).
Шейхуль-Ислям Ибн Теймия сказал: «Запрещено (харам) брить бороду».
Имам аль-Къуртуби сказал: «Не дозволено ни брить бороду, ни выщипывать из нее волосы, ни укорачивать ее».
Абу Мухаммад Ибн Хазм передал единогласное мнение (аль-Иджма‘) на то, что укорачивание усов и отпускание бороды является обязательным (фард), после чего привел доводом хадис Ибн Умара «Отличайтесь от многобожников – отпускайте бороды и подстригайте усы» (аль-Бухари 5892, Муслим 259), а также хадис от Зейда ибн Аркама, который возводит его к Посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха: «Тот, кто не укорачивает усы, тот не из нас» (ат-Тирмизи 2761, хадис достоверный см. Сахихуль-джами‘ 6533) и привел еще другие доводы. Он также в книге «аль-Фуру‘» сказал: “Наши ученые подобный контекст “тот не из нас” классифицируют как запретность (харам)“. Он также сказал в «аль-Икъна‘»: «Бритье бороды является запретным (харам)».
От Ибн ‘Умара передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу – тот из них» (Абу Дауд 4031, Хадис достоверный. См. Сахих аль-джами‘ 6149).
Также от ‘Амра ибн Шу‘ейба от его отца, от его деда передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Не из нас тот, кто старается быть похожим не на нас! Не уподобляйтесь ни иудеям, ни христианам!» (ат-Тирмизи 2695, Хадис достоверный. См. Сахих аль-джами‘ 5434).
Шейхуль-Ислям ибн Теймия сказал: “Необходимость самого отличия от них, является шариатской целью. Внешнее сходство приводит к внутреннему дружелюбию, любви и привязанности, точно так же, как внутренняя любовь приводит к внешнему уподоблению. И это то, что подтверждают чувства и опыт”.
Он также сказал: “Уподобление им в том, что не является частью нашего шариата, порой достигает уровня больших грехов и даже может стать неверием, в зависимости от деяния, на которое указывают шариатские доводы”.
Он также сказал: “Коран, Сунна и Иджма‘ указывают на необходимость отличаться от неверных и запрет сходства с ними даже в общих чертах… Это то, что становится причиной скрытой порчи, развитие и изменение которой невозможно отследить и постановление относительно этого стало привязанным к внешней схожести с ними, и стало запретным. Так, внешнее сходство с неверующими становится причиной сходства с ними и в их нравах и в греховных делах, и более того, даже в самих убеждениях. Влияние этого невозможно измерить и определить, вследствие чего, деградация от уподобления им может быть незаметной, по причине чего очень сложно бывает затем очиститься от нее. А все что является причиной порчи (фасад), то шариат сделал это запретным” (См. “Икътида сырат аль-мустакъим фи мухаляфати асхабиль джахим” 220).
Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Тот, кто уподобился им и умер в таком состоянии, будет воскрешен с ними».
В сборнике у ат-Тирмизи приводится хадис, где Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Не из нас тот, кто старается быть похожим не на нас! Не уподобляйтесь ни иудеям, ни христианам! Поистине, приветствием иудеев является знак пальцами, а приветствием христиан – знак ладонью» (ат-Тирмизи 2695, Хадис достовреный. См. Сахих аль-джами‘ 5434).
Однажды пришел к Пророку, мир ему и благословения Аллаха, один огнепоклонник с выбритым лицом и длинными усами. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал ему: «Что это?», – на что он ответил: «Это часть нашей религии». И Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А из нашей религии – это укорачивать усы и отпускать бороду» (См. Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» 25502).
Передается от Зейда ибн Хабиба о том, как два посла правителя Персии, будучи выбритыми и с длинными усами зашли к Посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и он отвел от них взгляд и сказал: «Горе вам, кто вам повелел делать это?» Они сказали: «Это нам повелевает делать наш Господин (правитель Персии)», – на что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Однако мой Господь приказал мне отпускать бороду и укорачивать усы» (См. ат-Табарани в «ат-Тарих» 2/133).
Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что у Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, была густая борода. (См. Муслим 2344).
‘АбдуРрахман ибн Касим сказал: «Некоторые ученые дозволяли подстригать то, что было длиннее хвата кулака, опираясь на действия Ибн ‘Умара, да будет доволен им и его отцом Аллах, но большинство ученых не согласились с этим и это видится для меня более правильным исходя из того, что было приведено ранее».
Хафиз ан-Науауи сказал: «Правильным является оставление бороды, как она есть и вообще ничего не подстригать из нее».
От Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не берет ничего из длины своей бороды» (См. Тарих Багъдад 5/187).
Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33: 21).
Он также сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59: 7).
Он также сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите. Не уподобляйтесь тем, которые говорят: «Мы слышали», – а сами не слушают» (8: 20,21).
Он также сказал: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24: 63).
Он также сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4: 115).
Имам Абу Шама сказал: “… что же это они, да погубит их Аллах, неужели они не уразумеют?! Приказал им Аллах брать пример с Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, а они пошли в противоречие, ослушались и начали подражать огнепоклонникам и кафирам.
И приказал им Аллах подчиняться Посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, который сказал: «отпускайте бороду», «не трогайте бороды», «пускайте бороды», а они ослушались его и побрили бороды. И приказал он им убирать усы, а они отрастили их. И полностью обратили это дело вверх ногами и открыто ослушались Аллаха, обезобразив то, что сделал Аллах украшением для самого почетного и красивого места на теле человека. Аллах Всевышний сказал: «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает» (35: 8)”.
‘АбдуРрахман ибн Касим сказал: “И этого достаточно тому, у кого есть живое сердце, и кто прислушивается с присутствующим сердцем. «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. Тому же, кого Он вводит в заблуждение, ты не найдешь ни покровителя, ни наставника» (18: 17). Мир и благословения нашему Пророку, его семье и сподвижникам”.
تحريم حلق اللحى
عبد الرحمن بن محمد بن قاسم العاصمي
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=713