С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Каков хукм произнесения икъамата через микрофон внутри мечети ?
Нет в этом ин ша-Аллах ничего порицаемого, напротив, это является дозволенным и правомочным деянием.
Да, некоторые шейхи считали, что это не узаконено, так как в отличие от азана, икъама даётся для тех, кто уже пришёл в мечеть, к тому же произнесение икъама в микрофон – это подобно тому, что муаззин произносит икъама с минарета, а это противоречит Сунне, так как икъама произносится внутри мечети.
Однако на самом деле икъама не ограничивается лишь теми, кто уже в мечети, ибо она служит напоминанием и призывом также для тех, кто находится и за пределами мечети. И то, что при Пророке (мир ему и благословение Аллаха) икъама произносилось именно внутри мечети, не препятствовало нисколько тому, что его слышали люди и за пределами мечети, на что указывают не мало доводов.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы услышите икъама, ступайте на молитву, и сохраняйте спокойствие». аль-Бухари (636), Муслим (602).
В этом хадисе ясное указание на то, что обращение идёт к тем, кто находится за пределами мечети и услышал икъама, чтобы он не бежал на молитву, а шёл спокойно, проявляя смирение.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “При жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) слова азана повторяли по два раза, а слова икъамы – по одному разу, если не считать того, что слова: “Къад къамати-ссалях. Къад къамати-ссалях”, следует произносить дважды. И когда мы слышали икъама, то совершали омовение, а затем выходили на молитву”. Ахмад 2/85, Абу Дауд 510, ан-Насаи (668). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хузайма, аль-Мунзири, ан-Науауи, аль-Альбани. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” (527).
Нафи’ рассказывал: “Однажды Ибн ‘Умар услышал икъама, находясь на кладбище Бакы’ и устремился к мечети”. Малик в “аль-Мууатта” (158). Асар достоверный.
В этом хадисе и асаре также содержится ясное указание на то, что икъама во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников было слышно не только тем, кто находился в мечети, но и за пределами мечети. Следовательно, нет никаких проблем в том, чтобы произносить слова икъама в микрофон для того, чтобы икъама услышали и за пределами мечети, несмотря на то, что было высказано некоторыми порицание на этот счёт.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Уважаемый шейх, некоторые братья в некоторых мечетях отключают микрофон после произнесения икъама, опираясь на то, что не хотят доставлять неудобство жителям местности (чтением молитвы вслух). Мы спорили с некоторыми имамами вместе с ними, но они говорят: “Мы будет так делать, потому что слышали фатуа уважаемого шейха Ибн ‘Усаймина о том, что микрофоны следует отключать после икъама”».
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Да, это правильно. Мы считаем, что не следует совершать молитву через микрофон, так как в этом содержится вред для соседних мечетей и для находящихся в домах, которым это причиняет неудобство. Ведь среди тех, кто пребывает в домах, могут быть больные люди, которые желают поспать, могут быть дети, которых этот голос беспокоит.
И затем, какова польза в этом? Разве имам молиться для людей, находящихся за пределами мечети? Или же он молится с теми, кто пришёл в мечеть? Он молится с теми, кто в мечети, следовательно, какова польза от этого?
Как-то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел в одну из ночей к своим сподвижникам и увидел, что они молятся и читают вслух и сказал: «Не причиняйте неудобства друг другу чтением».
А что касается произнесения икъама в микрофон, то в этом нет проблем, несмотря на то, что некоторые братья говорят: «Это является нововведением, потому что произнесение икъама через микрофон подобно тому, кто произносит его с минарета, и икъама произносится для присутствующих». Однако я считаю, что нет проблем в произнесении икъама через микрофон, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда вы услышите икъама, ступайте на молитву». И это указывает на то, что икъама было слышно и за пределами мечети.
Что же касается того, чтобы проводить каждую молитву через микрофон, то нет сомнения в том, что это причиняет неудобство людям, в частности во время молитв, которые читаются вслух. Мы слышали о случаях, когда человек произносил «Амин» на чтение Фатихи в соседней мечети, как и слышали о том, как кто-то совершал поясной поклон вместе с поклоном соседней мечети. Всё это ясно указывает на вред данного поступка”. Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” (№ 72).
Но следует отметить, что дозволенность произнесения икъама в микрофон не означает, что это является обязательным. И в этом вопросе следует учитывать пользу и вред, место и время. К примеру, если в каких-то кафирских странах с трудом выносят азан, то добавление к этому ещё и икъама явно может вызвать проблемы для мечети.
В любом случае не следует подобные вопросы делать причиной споров и разногласий, как это происходит в некоторых мечетях.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=122&t=22698