Содержание (в виде ссылок):

Введение
• Есть как минимум 7 факторов, которые должны учитываться для правильного вычисления времён намазов:

Обязательность совершения намазов в установленное для них время

Проблема современных расписаний намазов в интернете
• Научное исследование Института Астрономии и Геофизики КСА
• Исследования доктора Халида Шауката

Как правильно пользоваться расписаниями?

Как быть, если намаз в мечети совершается до наступления его времени?
• Первый диалог:
• Второй диалог:

Определение времён пяти обязательных ежедневных молитв

Время утренней молитвы (Фаджр)
• О ложной заре, после которой ещё не наступает утренняя молитва
• Фото истинной и ложной зари
• Как на практике определить истинный рассвет?
• Когда лучше совершать утреннюю молитву — в начале её времени или в конце?
• Определение начала утренней молитвы в северных широтах

Время обеденной молитвы (Зухр)
• Как можно узнать о зените?

Время послеобеденной молитвы (Аср)

Время вечерней молитвы (Магриб)
• О необходимости спешить с совершением вечерней молитвы

Время ночной молитвы (Иша)
• До какого времени длится ночная молитва?

Заключение

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Введение

В большинстве расписаний молитв, доступных в Интернете, не учитываются некоторые важные моменты, что приводит к неправильному определению времени пятикратных молитв (намазов). Это подтверждается зрительным наблюдением многих мусульман (в том числе учёных) в разных частях планеты. Например, почти все расписания рассчитывают время утренней (аль-Фаджр) и ночной (аль-Иша) молитв, опираясь не на зрительную фиксацию, а на астрономические сумерки, погрешность которых относительно действительного рассвета может доходить до 40 минут в зависимости от выбранного метода расчёта.

Есть как минимум 7 факторов, которые должны учитываться для правильного вычисления времён намазов:

  1. Угол наклона солнца по отношению к горизонту.
  2. Географическая широта местности по отношению к Экватору.
  3. Время года (из-за изменения угла наклона земной оси по направлению к Солнцу).
  4. Ландшафт местности (горная, равнина, низменность).
    (К примеру, для находящихся в Бурдж-Халифе в Дубае (небоскреб высотой 163 этажа) времена молитв, а также ифтар с сухуром наступают в 3 разных промежутках времени в зависимости от этажа (См.: https://www.emaratalyoum.com/local-section/other/2011-08-06-1.414355). Что же говорить о местностях, которые находятся в горах?)
  5. Протяжённость местности.
    (К примеру, протяжённость Москвы без учёта чересполосных участков с севера на юг в пределах МКАД — 38 км, за пределами МКАД — 51,7 км; с запада на восток — 29,7 км — то есть от Реутова до Немчиновки. На 23.12.2022 закат солнца в Реутово — 15:58, а в Немчиновке — 16:00. То есть разница времени Магриба и соответственно ифтара в Рамадан между восточной и западной сторонами Москвы на 23.12.2022 — 2 минуты).
  6. Эффекты фактической влажности, температуры и давления в атмосфере — они могут вызывать иное преломление солнечного света, нежели предполагается при расчётах теоретического заката (а мы обязаны опираться именно на зрительную фиксацию, а не расчётную).
  7. В некоторых районах может быть уклон земли к западному горизонту, что приводит к задержке заката для наблюдателя по сравнению с идеально ровной поверхностью, как предполагается при расчётах теоретического заката.

Однако некоторые из этих факторов либо очень сложно учесть, либо практически невозможно, поэтому шариат обязал опираться на зрительную фиксацию в определении времён пятикратных молитв. И если человек, зная это и имея возможность самостоятельно наблюдать за солнцем, слепо полагается на то или иное расписание, то он подвергает себя большой опасности несвоевременного совершения намаза.

Но что делать с графиками молитв и как ими пользоваться? Как раз об этом и рассказывается в статье, а также описывается, как правильно определять времена намазов.

Обязательность совершения намазов в установленное для них время

Каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны совершать пять обязательных молитв в установленное для них Аллахом время, ведь это является условием их действительности! Всевышний Аллах сказал: «Поистине, молитва предписана для верующих в определённое время» (ан-Ниса 4: 103).

Передаётся, что однажды Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Какое деяние более всего любимо Аллаху?” Он сказал: «Молитва в отведённое для неё время …» (аль-Бухари 527, Муслим 85).

Пренебрежительное отношение к намазу и пропуск отведённого для него времени является признаком лицемерия, о чём Всевышний Аллах сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам и которые лицемерят» (аль-Ма’ун 107: 4-6).

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, кто будет бережлив к своей молитве, она станет светом, ясным доказательством и спасением в День Воскрешения, а для того, кто не будет к ней бережлив, не будет ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. И в День Воскрешения он окажется вместе с Каруном, фараоном, Хаманом и Убайем ибн Халяфом». (Ахмад 2/169, ад-Дарими 2/390. Ибн Хиббан 245. Хафиз аль-Мунзири, имам Ибн ‘Абдуль-Хади, хафиз ад-Дымьяты подтвердили достоверность хадиса).

И здесь надо отметить, что если кто-либо совершал молитвы несвоевременно по незнанию, ему не надо восполнять их. А эти тексты относятся к тем, кто халатно относится к своей молитве и пренебрегает знаниями, отворачиваясь от них.

Проблема современных расписаний намазов в интернете

К большому сожалению, многие мусульмане в наши дни, включая имамов мечетей и муаззинов (призывающих к молитве), довольствуются графиками расписаний молитв, не сверяя их с фактическим наступлением времени, которые, в свою очередь, очень часто бывают неправильными! Конечно же, мы не виним владельцев подобных ресурсов с расписаниями намазов, ведь они действуют в соответствии с графиками, распространёнными по всему миру, зачастую не подозревая об их ошибочности.

Основная проблема подобных графиков заключается в том, что в большинстве из них время утренней молитвы указано намного раньше действительного времени. И в этом постоянно убеждаются мусульмане в разных частях света. То есть, для мусульманина, который слепо доверился расписаниям, очень велика вероятность того, что утреннюю молитву он совершает раньше времени. В некоторых подобных ресурсах иногда пишут предупреждения, чтобы человек не пользовался расписаниями, если он может наблюдать за солнцем, однако, во-первых, это встречается редко, и во-вторых, в них нет указания как именно правильно определять времена наступления этих молитв.

Проблема с неправильными расписаниями — давняя. Об этом свидетельствуют как фетвы учёных 20 века, так и научные работы, связанные с ошибками в расписаниях. Например, докторская диссертация Набиля Юссефа Хассанейна, представленная на факультете естественных наук Университета Аль-Азхар в 1408 г.х. — 1988 году, озаглавленная «Изучение сумерек для конкретизации времён молитв, а также для наблюдения за новолунием».

( أطروحة دكتوراه «دراسة الشفق لتحقيق أوقات الصلاة و رؤية الهلال» لنبيل يوسف حسنين )

Но почему графики намазов показывают неправильное время утренней молитвы? Дело в том, что почти все расписания рассчитывают её время, не только не учитывая вышеприведённые 7 факторов, но и грубо расходясь в определении угла нахождения Солнца под горизонтом. Так, сверив имеющиеся графики, мы обнаружили следующие углы для утреннего намаза (аль-Фаджр):

  • 20° – Дeпapтaмeнт иcлaмcĸoгo paзвития Maлaйзии
  • 20° – Mиниcтepcтвo пo дeлaм peлигий Индoнeзии
  • 19.5° – Eгипeтcĸoe yпpaвлeниe пo иccлeдoвaниям (ЕЅА)
  • 18.5° – Унивepcитeт Умм aль-Kypa (Meĸĸa)
  • 18° – ДУM Pecпyблиĸи Taтapcтaн
  • 18° – Bceмиpнaя иcлaмcĸaя лигa (МWL)
  • 16° – Дyxoвнoe yпpaвлeниe мycyльмaн PФ
  • 15° – Иcлaмcĸoe oбщecтвo Ceвepнoй Aмepиĸи (ІЅNА)
  • 12° – Coюз иcлaмcĸиx opгaнизaций Фpaнции (UOIF)

Нет сомнения, что такое расхождение в методе вычисления времени утренней молитвы является прямым доказательством несостоятельности и ошибочности этого метода, ведь разница доходит до 40 минут, если брать в расчет, что каждый градус примерно составляет 5 минут. А желающий заявить о правильности того или иного графика будет обязан привести веские аргументы правильности именно его метода вычисления и неправильности других. Но все мы знаем, что единственным веским доводом в данном случае будет сверка любого из этих графиков со зрительной фиксацией в разные времена года. Похвастаться этим, увы, не сможет ни одна из вышеприведённых организаций.

Неправильность определения времени утренней молитвы подтверждается также и наблюдениями многих мусульман на всей планете (в том числе учёных) — информации в интернете на этот счёт очень много и ниже мы приведём некоторые вырезки из них. Вы и сами легко можете в этом убедиться, если понаблюдаете за горизонтом.

Ниже мы приведём лишь некоторые из наблюдений мусульман, однако они примечательны тем, что производились они учёными в области шариата, астрономии и геофизики. То есть подход к этому вопросу у них был основательный.

Научное исследование Института Астрономии и Геофизики КСА

В 2005 году вышло научное исследование Института Астрономии и Геофизики Королевства Саудовская Аравия под названием «Машру’у дирасати аш-шафак» (примерный перевод: «Проект изучения наступления сумерков») под руководством доктора Заки ибн Абду-Ррахмана аль-Мустафы.

Над данным исследованием работали учёные и научные деятели:

  • Доктор Заки бин АбдиРрахман Аль-Мустафа – доцент по астрономии, руководитель отдела по астрономии, заместитель руководителя научно-исследовательского института астрономии и геофизики;
  • Айман бин Са’ид Курдий – доцент по астрономии отдела физики и астрономии факультета естественных наук Университета Короля Су’уда;
  • АбдульАзиз бин Султан Аль-Мармаш – исследователь-астроном, научно-исследовательский институт астрономии и геофизики;
  • Му’таз бин Наиль Курдий — исследователь-астроном, научно-исследовательский институт астрономии и геофизики;
  • Шейх Са’д бин Туркий Хаслян – доктор, член преподавательского состава Шариатского факультета Исламского университета имама Мухаммада бин Су’уда, представитель Руководства управления научными исследованиями и фетвами;
  • Шейх Мухаммад бин Са’д Аль-Хараджи – руководитель нотариата в Рияде, представитель Министерства юстиции;
  • Шейх АбдуРрахман бин Гинам Аль-Гинам – уполномоченный Министерства по делам призыва и наставлений, представитель Министерства по делам религии, вакфа, призыва и наставлений.

Они в течение года следили за временем наступления утренней молитвы в соответствии с Шариатом, и также пришли к выводу, что расписания молитв составлены неправильно. Работа у них очень подробная, более 90 страниц, с таблицами и графиками, и желающие могут ознакомиться с ней на арабском языке. (Скачать работу: Fajr ).

В своей работе (стр.32) они пишут: «Большинство расписаний намазов установили начало времени молитвы Фаджр с началом астрономических сумерек, … В действительности же, астрономические сумерки — это то, что исламские учёные называют ложной зарёй (الفجر الكاذب)».

А нам известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» (аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. (См. «Сахих аль-джами’» 4278).

Также они пишут (стр.34): «Неясность, присутствующая в расписаниях намазов и о которой мы говорили выше, не обошла стороной и ученых мусульман. Именно поэтому они обращали внимание людей на наличие этой неясности, и что нельзя спешить с совершением молитвы Фаджр, опираясь на эти расписания». Далее в подтверждение этого они привели слова многих учёных.

Как мы уже говорили, работа у них очень объёмная и желающие ознакомиться с ней, могут скачать её по ссылке выше.

Исследования доктора Халида Шауката

Также подробное описание проблемы и попытка её решения имелась у доктора Халида Шауката, основателя сайта moonsighting.com и Worldwide Moonsighting Committee (MCW), и известного учёного, инженера и астронома (подробно о нём написано на его сайте). Он со своей командой посвятили исследованию этого вопроса более 10 лет в разных точках планеты.

Вот что он пишет о проблемах расписаний времени молитв:

«Мусульмане единодушны в том, что для определения Истинной зари (الفجر الصادق) для утренней молитвы и вечерних сумерек (الشفق) для ночной молитвы необходимо следовать природным явлениям.

В 19-м и 20-м веках мусульмане рассчитывали время молитвы Фаджр и Иша, используя астрономические сумерки, подготовленные Гринвичской или военно-морской обсерваторией США. С появлением компьютеров мусульмане смогли рассчитать Фаджр и Иша для 15°, 17°, 18° и т. д. Путаница все ещё существует, хотя несколько международных семинаров пытались решить проблему времён утреннего и ночного намазов. Например, за последние несколько лет мусульмане Англии перешли с 18° на 15°, 12°, а в некоторых случаях и на 9°». (См.: https://moonsighting.com/how-we.html).

Мы видим, что они провели много исследований в разных частях земли, но, судя по отзывам и информации из их же сайта, эти данные так же не являются абсолютно точными и могут отличаться от действительности. Тем более, что они берут в расчёт фетвы учёных различного толка. Также у них не берётся в расчёт ландшафт местности, что также важно!

Поэтому необходимо в вопросе времени намаза возвращаться к основе, а именно к зрительной фиксации в данной местности. Но что делать, если по какой-либо причине не получается наблюдать за солнцем, зарей, восходом и закатом, например, когда город большой и не видно зари по причине фонарей; или человек находится проездом в городе; или по любой другой причине? В такой ситуации можно использовать графики, но делать это необходимо правильно, чтобы совершить намаз своевременно.

Как правильно пользоваться расписаниями?

Есть как минимум 2 метода правильного использования расписаний намазов:

  1. Первый метод — безопасный и точный. Взять за основу любое расписание, далее необходимо изредка сверять его со зрительной фиксацией в своей местности и если совпадет с графиком – пользоваться им, а если нет, то необходимо посчитать разницу реального наступления времени намазов и указанного в этом расписании, а затем ориентироваться на скорректированное время, то есть с учётом этой разницы. Если время по зрительной фиксации совпадёт с тем или иным графиком, то нет проблем применять этот график на практике. Но не забывайте делать сверку с графиком в разное время года!
  2. Второй метод — безопасный с привязкой Фаджра к навигационным сумеркам. Взять за основу расписание намазов с привязкой утренней молитвы к навигационным сумеркам. Так как навигационные сумерки, по определению самих же астрономов, наступают когда ясно виден горизонт и можно проводить навигационные расчёты, будь то для моряков или артиллеристов. Этот метод использует Союз Исламских Организаций Франции (UOIF). Именно он установлен по умолчанию на сайте: vremya-namazov.ru, также он есть в приложении «Athanotify». Возможно, есть и в других приложениях или сайтах.

Почему важна привязка Фаджра к навигационным сумеркам? На самом деле, утренняя молитва может заходить раньше наступления навигационных сумерек. Но именно при навигационных сумерках уже отчётливо видна линия горизонта, то есть Фаджр заходит наверняка.

На рисунке ниже показаны навигационные сумерки. Их началом принято считать, когда угол наклона солнца по отношению к горизонту приближается к 12° ниже горизонта.

Навигационные сумерки

Информация из Википедии: «Считается, что во время навигационных сумерек (Солнце от 6° до 12° ниже горизонта) хорошо видны все навигационные звёзды, а при отсутствии облачности всё ещё видна полоса зари в стороне Солнца, что позволяет судоводителю использовать секстант для измерения угла между небесными светилами и видимым горизонтом. … Во время астрономических сумерек (Солнце от 12° до 18° ниже горизонта) астрономы могут легко проводить наблюдения над звёздами, планетами и т. д., но для наблюдений слабо рассеивающих объектов — туманностей и галактик — ещё мешает слабая солнечная засветка. Однако для обычного наблюдателя астрономические сумерки неотличимы от ночи, так как небо уже полностью тёмное и практически никаких следов Солнца не видно.» (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сумерки).

Но в северных широтах, примерно выше 54° (См.: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/688128) такой расчёт для утренней молитвы может быть не совсем точным, и в целях предосторожности необходимо будет всё-таки дополнительно проверять.

Таким образом, даже если навигационные сумерки заходят чуть позже Фаджра, мы все равно совершаем намаз вовремя. Конечно же, так безопаснее. Однако для Имсака (время окончания Сухура) лучше оставить «интервал безопасности».

Тут будут уместны слова Шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина, который был спрошен: «В месяц Рамадан некоторые из имамов мечетей, дабы быть убеждёнными в наступлении времени Фаджра, дают азан позже, чем у них на календарях, установленных для них учёными из числа астрономов, на которых опирается министерство по религиозным делам (в КСА). Однако некоторые имамы мечетей не следуют этому расписанию в отношении утренней молитвы (аль-Фаджр) и дают азан позже на 15 минут, чем в расписании. И это все при том, что зрительно не наблюдается начало рассвета по причине уличного освещения. Что вы можете посоветовать им, и каково ваше мнение об астрономах?»

Шейх ответил: «Нет сомнения в том, что у астрономов есть знание относительно астрономии, однако Аллах – Свят Он и Велик – сказал: “Ешьте и пейте до тех пор, пока не станет явной для вас разница между черной нитью (ночи) и белой нитью (света утренней зари)”. И поэтому, до тех пор, пока утренняя заря не стала явной, человек может есть и пить. Однако в наше время для тех, кто находится в городах или сёлах, где есть электрическое освещение, не представляется возможным сразу же увидеть утреннюю зарю в самом её начале по причине этого освещения. Поэтому из предосторожности — прекращение еды и питья, опираясь на календарное время рассвета (Шейх имеет ввиду календари с неправильными расписаниями). Однако что касается молитвы, то необходимо ждать до полной убеждённости, и не торопиться совершать её, пусть ждёт. И хвала Аллаху данное ожидание с целью удостовериться в истинном наступлении времени молитвы, не считается, что он упускает начало её времени.

Итак, из предосторожности в отношении поста, чтобы начинать пост согласно расписанию, а что касается молитвы, то из предосторожности, чтобы откладывать с её совершением до полной убеждённости в наступлении рассвета«. (Источник: аудиозапись ниже).


Второй метод построен на правиле оставления сомнительного. То есть совершение утреннего намаза с наступлением навигационных сумерек отдаляет нас от «сомнительного времени», когда нам непонятно точно — зашло время молитвы или нет. Сообщается, что Хасан ибн ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Я запомнил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставь то, что внушает тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда — это спокойствие, а ложь — сомнение». (ат-Тирмизи, который сказал: “Достоверный хадис.” Сахихуль джами’ 3377, 3378, Ируа 2074 — «Сахих»).

Хафиз ан-Навави сказал: «Это означает: откажись от того, в дозволенности чего у тебя есть сомнения, и обратись к тому, что сомнений тебе не внушает». (См.: «Рийад аль-Салихин», стр. 21).

Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Ну’ман бин Башир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного …» (Хадис достоверный, аль-Бухари, 52, 2051; Муслим, 1599).

Как быть, если намаз в мечети совершается до наступления его времени?

Как же быть если нет уверенности, что намаз в мечети совершается своевременно? Конечно, если человек может повлиять на ситуацию так, что эта ошибка исправится в какой-либо мечети, при этом не вызвав раздора, то следует это сделать. В противном случае следует поступить так, как советуют учёные. Ниже мы привели 2 диалога Шейха аль-Альбани, относящиеся к данной ситуации.

Первый диалог:

Спрашивающий: Азан даётся до наступления его шариатского времени, и имам, проводящий молитву с людьми, заканчивает её во время наступления истинного времени. Отсюда вопрос, какая лежит обязанность на мусульманской молодёжи в такой ситуации?

Шейх: Я советую в такой ситуации, чтобы мусульмане все выходили из своих домов и отправлялись в мечети и совершали молитву с джамаатом мусульман, даже если они убеждены в том, что имам совершает молитву до наступления её шариатского времени. И эта молитва будет считаться для них добровольной молитвой (нафиля), после чего пусть возвращаются в свои дома и совершают молитву джамаатом вместе со своими домочадцами. Таким образом они объединят между коллективной молитвой, совершаемой в мечети – которая в отношении них является добровольной (нафиля), а не обязательной – и между совершением молитвы аль-Фаджр в своих домах в её узаконенное время. К этому ещё можно добавить, что прихожанам мечети, если у них есть что-либо из знания достоверного шариатского фикха и есть возможность обратить внимание имама и тех, кто совершает молитву за ним из тех, у кого нет знания, чтобы разъяснили им о шариатском времени наступления истинного рассвета. И если они смогут сделать это, возможно придёт то время, когда откажутся эти имамы от пребывания в невежестве в отношении наступления шариатского времени молитвы и будут совершать её в узаконенное для неё время. Тогда и вы сможете совершать вместе с ними молитву одним разом, так как основой в совершении обязательных молитв является то, что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословения Его): Не совершается молитва дважды в день (Абу Дауд 579, Сахих аль-Джами‘ 7350), то есть, нельзя мусульманину совершать одну и ту же обязательную молитву дважды с намерением обязательной молитвы. Что же касается того, чтобы один раз совершить с намерением обязательной, а второй раз совершить с намерением добровольной молитвы, либо же один раз с намерением добровольной, а второй раз с намерением обязательной молитвы, то это положение утверждено достоверными хадисами. Надеюсь, ты понял меня, с дозволения Аллаха.

С.: Шейх, а можно сделать вторым джамаатом?

Шейх: В одной и той же мечети?

С.: Да

Шейх: Если совершили молитву джамаатом, то не должно быть второго джамаата в мечети, в которой есть постоянный имам и муаззин.

С.: О шейх, если утреннюю молитву совершили до наступления её времени, можно ли нам совершить вторым джамаатом после наступления времени?

Шейх: Уважаемый, да наставит тебя Аллах, это касательно тебя (время не наступило), а что касается тех, кто уже совершил молитву, то это не одно и то же, и недопустимо разделение джамаата мусульман из-за отличия их мнений, и по этой причине я и сказал, чтобы вы совершали молитву вместе с ними, а затем возвращались в свои дома.

С.: И совершали молитву индивидуально?

Шейх: Нет, коллективно со своими домочадцами.

(Сл.: «Сильсился аль-Худа уа-Ннур» 1051, 4мин. 30сек.)

Второй диалог:

Спрашивающий: У нас есть братья в Александрии (Египет), которые дают два азана на утреннюю молитву аль-Фаджр. Принимаемым в расчёт является второй азан, который даётся через 20 минут после первого азана. При этом они говорят об истинном и ложном рассветах. И нет сомнения, что в этом есть опасность в отношении поста. Что вы можете сказать по этому поводу, и каково положение мусульман всей страны, если истинно то, что время утреннего намаза запаздывает на 20 минут, то получается, что они все совершают намаз до времени его наступления, исходя из данного метода расчёта.

Шейх: К сожалению, это болезненная проблема многих исламских стран, когда они запрещают принятие пищи раньше того времени, когда она становится запретной и совершают утреннюю молитву до наступления времени утренней молитвы. И это же напрямую затронуло нас в этой стране (Иордании), тем более что мой дом, по милости Аллаха, находится на возвышенности, и это дало мне возможность наблюдать каждое утро и каждый вечер за восходом солнца и его заходом, наблюдать за появлением истинного рассвета. И действительно, выяснилось, что они на самом деле совершают молитву до наступления её времени, а именно утреннюю молитву. И по этой причине я вынужден приходить в эту мечеть и совершать утренний намаз в ней, так как во всех мечетях, которые расположены вокруг меня, слишком рано совершают молитву, как минимум, совершают сунну утренней молитвы до наступления истинного рассвета. И данная проблема не только здесь в этой стране, мне довелось узнать, что один из наших братьев в Кувейте написал статью, в которой описывает ситуацию точь-в-точь так же, как я описал ситуацию здесь. Так же и доктор Такъию-Ддин аль-Хиляли – возможно ты знаешь его лично – составил работу, в которой описывает такое же положение и в Марокко, и что утренний азан даётся раньше времени на 20-25 минут (В этой работе шейх Такъию-Ддин заключил, что азан у них в Морокко даётся не менее чем за полчаса раньше истинного рассвета. (Скачать оригинал по ссылке: bayan_alfajr_assadiq_alhilali). Также посредством телефонного разговора я узнал о таком же положении вещей в Таифе, когда один из его жителей позвонил и сказал, что у них некий шейх Са‘д… забыл его отчество, говорит, что люди здесь совершают молитву, основываясь на астрономический расчёт, и что он отличается от шариатского времени ровно на столько же, насколько отличается здесь и в других местах. И вот, возвращаясь к ответу на вопрос братьев из Александрии, то совершая два азана, они поступают в соответствии с Сунной, однако я не знаю, точно ли они дают второй азан или нет. То есть, дают ли они второй азан тогда, когда действительно рассветает и свет на горизонте становится ясным и распространённым? Если они делают именно так, то они оживили Сунну, которую умертвило поголовное большинство мусульман. Но если они дают азан по календарям и расчётам, то это абсолютно не соответствует шариатскому времени. И тогда получается, что они объединили между благим и скверным делом, то есть, то, что они дают два азана – это Сунна, однако они не определили для второго азана его шариатское время.

Спрашивающий: А каково наше положение в Каире, если дело обстоит таким образом, то нам придётся пропускать утреннюю коллективную молитву, так как почти все мечети закрываются уже совершив молитву, действительно до времени её шариатского наступления. Что же мне делать в этой ситуации?

Шейх: Ты в этой ситуации совершай за ними добровольную молитву, после чего возвращайся к себе домой и совершай вместе со своими домочадцами обязательную молитву.

Спрашивающий: Хорошо, а какая польза от того что я пойду в мечеть?

Шейх: Ты будешь в коллективе и не будешь разделять общину.

Спрашивающий: Мне показалось, или вы считаете данный джамаат обязательным?

Шейх: Как же нет? Так оно и есть.

Спрашивающий: Обязательно?

Шейх: Да.

Кто-то из присутствующих: Есть хадис, который вы классифицировали, как достоверный, в котором говорится, что придёт время, когда будут совершать намаз после выхода его времени, и Пророк (мир ему и благословения Аллаха) повелел совершать намаз в своё время, и совершать в джамаате добровольную молитву.

Шейх: Этот хадис, как тебе известно, приводится в сборнике достоверных хадисов у Муслима со слов Абу Зарра (да будет доволен им Аллах).

Спрашивающий: Да, однако, в нём говорится, что они будут умерщвлять молитву, то есть, они совершали её после выхода её времени.

Шейх: Да, но со стороны фикха нет разницы так или эдак (то есть до наступления времени или после выхода времени молитвы). Почему Посланник Аллаха (мир ему и благословения Его) повелел им, если они застанут это время, чтобы они молились также и вместе с джамаатом? Он сказал: “Совершайте же вы её в своё время, после чего совершайте её вместе с ними (правителями), и поистине, она засчитается вам, как добровольная молитва”. Из хадиса ясно понимается, что Посланник (мир ему и благословения Аллаха) повелел совершать молитву в её время, и в то же самое время, повелел совершать эту же молитву, которую они уже совершили, после выхода её времени (с джамаатом). А причина этого в том, чтобы не отделяться от джамаата мусульман. И нет разницы между этим положением и тем, когда имам проводит намаз преждевременно или же после выхода его времени.

Спрашивающий: Хорошо, а каково положение молитвы других людей? Имею в виду поголовное большинство людей, совершающих молитву до наступления её времени. Каково положение молитвы этих людей?

Шейх: Нет сомнения, что ответственность за это ложится на обладающих знаниями. И тот, кто обладает знанием, пусть доведёт это до людей, после чего тот, до кого дошли эти положения и он ими пренебрёг, то его молитва будет недействительной, а те, до кого не дошли эти знания, то ты знаешь, что нет на них ответственности в такой ситуации. (Сл.: Сильсиля Худа уа-ннур 43, 16:45).

Особо хочется подчеркнуть, что мы не должны делать из этого вопроса фитну! Также тем, которые пожелают довести до людей ошибки в расписаниях намазов, хотелось бы напомнить очень важную вещь в призыве людей к истине, и которой нам очень не хватает — это мягкое обхождение с людьми. Мы не должны быть суровыми с людьми, не должны проявлять перед ними свою отличительность в знании. Несомненно, мы должны проявлять к ним доброту и мягкость, и не должны проявлять суровость, ведь таковым был завет Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Му‘азу бин Джабалю и Абу Мусе аль-Аш‘ари (да будет доволен ими Аллах), когда отправлял их в Йемен проповедовать Ислам: «Облегчайте, и не создавайте затруднения, радуйте добрыми вестями, и не внушайте отвращение (к Исламу), приходите к взаимному согласию [и не разногласьте]» (аль-Бухари №6751, Муслим №1734). Все это заставляет нас в нашем призыве быть с людьми снисходительными и облегчающими.

И, как говорил шейх аль-Альбани: «Наш призыв — это призыв истины, хвала же за это Аллаху, а люди к истине беспечны, и поэтому слово истины само по себе тяжело для них, и достаточно для людей тяжести истины, чтобы это нас удержало от дополнительного отягощения её жёсткостью призыва. Если слова истины тяжелы для людей, то мы не должны добавлять к этому дополнительную тяжесть, что будет не по праву и станет препятствием в принятии истины, которая сама по себе является тяжёлой¸ как об этом сказал Всевышний: «Мы ниспошлём тебе слово тяжёлое» (Коран, 73:5)».

Жёсткость и строгость вредят призыву, и, к сожалению, мы замечаем это во многих наших братьях, и чем меньше времени этот брат занимается призывом, тем он бывает жёстче в донесении истины, поскольку ему представляется, что жёсткость приносит пользу в призыве, но на самом деле она наносит вред, и слова Всевышнего достаточны в доказательство этому: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Коран, 3:159).

Определение времён пяти обязательных ежедневных молитв

Передают со слов Ибн Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, к числу наилучших рабов Аллаха относятся те, которые наблюдают за солнцем, луной и звёздами для поминания Аллаха». (Этот хадис передал ат-Табарани в «ад-Ду’а» (1876) и текст принадлежит ему, а также аль-Баззар (3350) и аль-Хаким (1/51), который сказал: «Иснад (хадиса) достоверный»).

Время утренней молитвы (Фаджр)

В хадисе, в котором сообщается, что ангел Джибриль (мир ему) обучал Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) временам молитв, сказано: «Время утренней молитвы — с момента зари до восхода солнца». (Муслим 1/427).

Время молитвы Фаджр начинается, когда полоса света распространится по горизонту от севера до юга и заканчивается с восходом солнца. (Смотрите фото ниже).

О ложной заре, после которой ещё не наступает утренняя молитва

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой ещё нельзя совершать молитву и разрешается есть». (аль-Хаким 1/425, аль-Байхакъи 4155. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани).

В другой версии этого хадиса сказано: «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» (аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4278).

Ложная заря появляется до истинной зари. Затем через некоторое время начинает появляться истинная заря, которая простирается вдоль горизонта в отличие от ложной зари, которая поднимается вверх подобно волчьему хвосту.

Фото истинной и ложной зари

Ниже мы привели фотографии истинной и ложной зари для наглядности.

Фото ложной зари (Фаджр не зашел):

Ложная заря Фаджра 

🠗 Фото истинной зари (Фаджр зашел):

Рассвет - наступление молитвы Фаджр

Как на практике определить истинный рассвет?

Многие не знают, как определять истинный рассвет – то есть начало молитвы Фаджр. Здесь мы приводим диалог между Шейхом аль-Альбани и братом из Египта, после прочтения которого каждый сможет самостоятельно определять время утренней молитвы:

Спрашивающий: Ассаляму ‘алейкум.

Шейх: Уа ‘алейкумассалям уа рахматуЛлах.

С.: Как твои дела, о шейх наш?

Шейх: Хвала Аллаху, хорошо.

С.: У меня есть некоторые вопросы, о шейх, можно их задать?

Шейх: Пожалуйста.

С.: Один из вопросов связан с белой нитью рассвета.

Шейх: Так.

С.: Честно говоря, у меня большое невежество относительно этого, несмотря на то, что я ознакомился с тем, что вы говорили об этом в “ас-Сильсиля”.

Шейх: Так.

С.: Для нас представляется сложным различить белую нить рассвета от черной нити ночи во время утренней молитвы, тем более, здесь у нас в Нузхе (рядом с Каиром).

Шейх: Так.

С.: К моим словам прислушиваются прихожане мечети.

Шейх: Вся хвала Аллаху.

С.: И, чтобы сделать им наставление относительно начала молитвы, я сам стараюсь по мере своих сил, чтобы у меня была опора в знаниях и ясность, дабы смочь затем убедить других в этом. Тем более, что живём мы на открытой местности. Я бы хотел, чтобы вы далимне то, чем бы я мог руководствоваться.

Шейх: Хорошо, я дам тебе то, что приведёт к пониманию нити рассвета. Это очень просто. Ты сам уже пробовал различить рассвет?

С.: Да я пробовал, там вначале темно и …

Шейх: И с чем у тебя возникли трудности, в чем конкретно сложность? Давай разберём.

С.: В хадисе говорится, что, если белизна распространится по небу вширь, ой извините, не вширь, а вверх, имею в виду ложный рассвет, когда свет распространяется вверх, а не вширь.

Шейх: Зачем нам ложный рассвет? Мы хотим узнать ложный рассвет или же рассвет истинный?

С.: Истинный, однако …

Шейх: Хорошо, тогда я спрошу тебя, что именно у тебя вызывает сложность в распознавании истинного рассвета?

С.: Сложность в том, что я не могу различить его.

Шейх: Хорошо, давай представим, что ты сейчас стоишь на месте, откуда видишь горизонт на Востоке, и начал появляться рассвет, кажется, это сейчас происходит в половине шестого. Но допустим, что ты проснулся не в половине шестого, а в пять утра или половине пятого и посмотрел на Восток. Что ты будешь видеть на Востоке?

С.: Сначала появляется еле различимая краснота…

Шейх: Нет, нет, это когда ты уже начал что-то видеть, я же говорю про то, когда ты проснулся за час до наступления времени.

С.: Ничего не вижу, конечно же. Темнота.

Шейх: Да, это и есть правильный ответ, темнота. И если ты посмотришь на запад, что ты увидишь? Тоже темнота, так ведь?

С.: Да.

Шейх: Теперь начинаешь делать зарядку, новое упражнение, которое возможно не делал раньше, связанное с шеей. Смотришь поочерёдно на горизонт на Востоке и на Западе, и когда небо на Востоке начнёт отличаться от неба на Западе по темноте, с этого момента приготовься для различения истинного рассвета. Однако эта разность Востока и Запада – это только преддверие истинного рассвета. Ты со мной, пока все ясно?

С.: Да.

Шейх: Теперь ты смотришь только на Восток и та разница, которую ты заметил между Востоком и Западом, начнёт увеличиваться.

С.: Да.

Шейх: Однако, увеличение это будет заключаться в расширении этого слабого света от Юга к Северу и, возможно, можешь увидеть ещё и свет прямо уходящий в небо, подобно волчьему хвосту.

С.: Да.

Шейх: Это и есть ложный рассвет, и нам нет дела до него, увидишь ты его или нет. Главное, чтобы ты увидел свет истинного рассвета. И когда ты увидишь, что этот свет растянется и распространится его свет по небу, протянувшись от Севера к Югу, то это и есть истинный рассвет. В самом его начале появляется просветление, и ты видишь его, однако в аяте говорится: “Ешьте и пейте до тех пор, пока не станет ясным для вас различие белой нити (рассвета) и черной нити (ночи)” (Коран, 2:187). А Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не будет истинный рассвет истинным, пока двое смотрят на истинный рассвет и один из них говорит: “Для меня он стал ясным”, а другой говорит: “Нет, ещё не стал ясным”». И в такой ситуации опираются на слова того, кто говорит, что рассвет ещё не стал ясным. И когда они оба скажут, всё, теперь рассвет стал ясным — это и есть истинный рассвет. Понятно?

С.: Не знаю даже, можно ещё выяснить о некоторых моментах вокруг этого вопроса?

Шейх: Давай, если на то будет воля Аллаха.

С.: То есть, мы должны понимать из слов Всевышнего “пока не станет ясным”, что имеется в виду, на что указывают эти слова – это протяжённость света с Севера к Югу?

Шейх: Да.

С.:А если не протянется, тогда рассвет считается ложным?

Шейх: Да.

С.: Хорошо, о шейх, я только ещё хотел спросить, если два — три дня подряд при наблюдении время рассвета будет одним и тем же, можешь ли ты дать нам точное его время?

Шейх: Мы сами уже совершаем утреннюю молитвубез того, чтобы смотреть на рассвет, так как уже знаем его время. Так же и ты, после того как на личном опыте убедишься в сказанном мною, отметь у себя в календаре это время, после чего следуй календарю с учётом этой разницы, и она составит, как минимум 25 минут. И мы сами, после того как нам стало ясно противоречие календарей шариатской реальности, бывает слышим икъамат с мечети, которая недалеко от нас, во время наступления времени узаконенного шариатского азана. И часто бывает так, что я дома даю азан, и в это же время дают икамат в мечети. Ты понимаешь меня?

С.: Да.

Шейх: То есть разница во времени между истинным рассветом и рассветом по календарям постоянная и равна 25 минутам на протяжении всего времени, которое иногда может меняться в зависимости от изменений в погоде, но это не берётся в расчёт. И теперь, раз ты находишься на местности, с которой можешь наблюдать истинный рассвет, поэкспериментируй три-четыре раза, чтобы утвердить эту разницу ясно и явно.

С.: Шейх, извините, но у нас в Нузхе мечеть “Аммар” стоит на улице так, что местность перед ней открыта полностью, из-за чего я каждый день наблюдаю это, по причине чего и стал сомневаться, и позвонил тебе. И из того, что я заметил, что на протяжении 25 минут свет не протягивается в стороны, однако примерно появляются первые проблески света только через 25 минут. (Прим.: Это может быть по причине того, что иорданское расчётное календарное время отличается от египетского).

Шейх: Не думаю, что это так, но в любом случае, ты сам повтори ещё раз этот эксперимент, и когда увидишь, что свет распространился направо и налево, на Юг и на Север, то это и будет истинным рассветом.

С.: Извините, последний вопрос относительно этого. Если дело обстоит таким образом, то мы не сможем определить точно в секундах это время.

Шейх: В секундах? Разве Аллах возложил на нас такую обязанность?

С.: В таком случае мы не сможем точно это выяснить.

Шейх: Я уже привёл тебе асар от Ибн ‘Аббаса именно по этой причине, да наставит тебя Аллах.

(Сл. Мутафаррикъат 191, 15мин.)

Когда лучше совершать утреннюю молитву — в начале её времени или в конце?

Абу Муса рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал совершение утренней молитвы, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (из-за темноты)”. (Муслим 1/178).

То же самое говорила и ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), что “женщины совершали утреннюю молитву с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и они не могли узнать друг друга по причине темноты”. (аль-Бухари 578, Муслим 645).

Важно отметить, что под темнотой (аль-гъалас), которая упоминается в хадисе, однозначно должна пониматься та, которая всё ещё присутствует после рассвета, а никак не до него. (См. фото выше). В связи с чем, отправной точкой является не темнота и не расчёты, а видение истинного рассвета воочию.

Определение начала утренней молитвы в северных широтах

Шейху Мухаммаду Ибн Ибрахиму Али аш-Шейху — учитель шейха Ибн База, а также муфтий КСА до него (да смилуется над ними обоими Аллах) — задали следующий вопрос: «Я мусульманин в своей основе из арабов и сейчас нахожусь на севере Канады. И хвала Аллаху, у нас есть мечеть, и мы стараемся прилежно исполнять обязательные и желательные постановления религии. И я прошу вас помочь мне разобраться относительно поста Рамадана, так как дни у нас очень длинные: из 24 часов 20 часов светит солнце. А в Коране сказано: «Ешьте и пейте до тех пор, пока не будет для вас явным разница между белой и чёрной нитью рассвета». Однако белая нить на горизонте у нас не исчезает и продолжается до восхода. Солнце заходит на севере и восходит на севере и скрыто от нас только на протяжении 4 часов. А небо остаётся немного светлым даже в полночь. И мы просим помочь нам в этом вопросе и разъяснить, как нам быть с постом?»

Шейх ответил: «Поистине, люди, проживающие в той области должны определять время утренней молитвы путём расчёта, исходя из хадиса, в котором упоминается о нахождении Дадджаля на земле, первый день нахождения которого на земле будет подобен году. И когда сподвижники спросили о молитвах в течении этого дня, Пророк (мир ему и благословения Аллаха) ответил: «Определяйте для них время путём расчёта». Хадис привёл Муслим(2937) в своём сборнике достоверных хадисов. И проводя аналогию с данным расчётом, время утренней молитвы будет в конце ночи, а время ночной молитвы будет в начале ночи. Поэтому отнимите от времени восхода солнца полчаса, и это будет началом утренней молитвы, когда станет обязательным прекратить приём пищи. То есть, еда и питьё становятся запретными для постящегося за полчаса до восхода. А Аллаху это ведомо лучше. И нечто подобное говорили учёные относительно тех, кто живёт в странах близких к полюсам, в которых как ночь, так и день может длиться по несколько месяцев. Относительно них, учёные говорили, что они также определяют времена молитв и время поста путём расчёта, а Аллаху это ведомо лучше. И это говорили учёные высокочтимой Мекки». (فتاوى ورسائل محمد بن إبراهيم آل الشيخ 4/124) Ссылка: alifta.gov.sa

Таким же образом определяется и конец времени вечерней (Магриб) и начала Ночной молитвы (Иша). То есть, на вечернюю молитву после захода солнца отводится столько же времени, сколько и на утреннюю.

Время обеденной молитвы (Зухр)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время полуденной (Зухр) молитвы начинается с того момента, когда солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте». (Муслим 612).

В этом хадисе содержится указание на то, что время обеденной молитвы наступает тогда, когда солнце проходит зенит, и длится до тех пор, пока длина тени предметов не станет равна их высоте. Однако к этой длине надо добавить длину тени, которая остаётся, когда солнце находится в зените. Например, в полдень длина тени двухметрового шеста равна одному метру. Поэтому, когда длина тени от этого шеста будет равна трём метрам (2 метра сам шест +1 метр длина тени в полдень), и выйдет время обеденной молитвы (Зухр).
(См.: “аль-Мугъни” 1/380, “ад-Дураруль-мудыйя” 1/52).

Как можно узнать о зените?

Зенит солнца можно узнать в любой местности, но в зависимости от местности или времени года тень предмета в зените разнится. Следует установить некий предмет до полудня и периодически наблюдать за его тенью. Когда солнце поднимается, тень предмета становится короче, когда же тень, достигнув определённой длины, станет увеличиваться, то промежуток времени с минимальной тенью и будет временем зенита солнца, после которого начинается время обеденной молитвы. (См. “аль-Аусат” 2/328).

Время послеобеденной молитвы (Аср)

От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте послеобеденную (Аср) молитву тогда, когда тень предмета равна её длине». (ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и аз-Захаби).

Здесь надо помнить, что надо учитывать ещё и имеющуюся тень во время зенита. То есть, тень предмета во время зенита + тень самого предмета.

Длится же время послеобеденной молитвы до захода солнца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы Аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал Аср». (аль-Бухари 579, Муслим 608).

Время вечерней молитвы (Магриб)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте вечернюю (Магриб) молитву, как только зайдёт солнце». (ат-Табарани 4058. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1915).

Длится же время молитвы Магриб до полного исчезновения красноты. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вечерней (Магриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари (Шафак)». (Муслим 1/427).

Шафак на фото (то есть время Магриба продолжается):

Шафак - красная заря

Имам ас-Сан’ани сказал: “В арабском словаре сказано: «Шафак (вечерняя заря) – это краснота на небе, которая появляется после захода солнца и исчезает с наступлением ночи или незадолго до этого»”. (См.: “Субулю-Ссалям” 1/162).

О необходимости спешить с совершением вечерней молитвы

Несмотря на то, что время молитвы Магриб длится до начала ночной (Иша) молитвы, необходимо эту молитву совершать сразу же после наступления её времени. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Моя община не перестанет пребывать в своём естестве (следовать Сунне) до тех пор, пока будет спешить совершать вечернюю (Магриб) молитву до появления звёзд!» (Ахмад, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7285).

Рафи‘ ибн Хадидж (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда кто-нибудь из нас заканчивал вечернюю (магриб) молитву, которую мы совершали вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он ещё мог ясно видеть места падения своих стрел”. (аль-Бухари 559, Муслим 637).

Время ночной молитвы (Иша)

Когда ангел Джибриль (мир ему) обучал временам молитв Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: «Совершай ночную (Иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря (Шафак)». (ан-Насаи, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 250).

Имам ас-Сан’ани сказал: “В арабском словаре сказано: «Шафак (вечерняя заря) – это краснота на небе, которая появляется после захода солнца и исчезает с наступлением ночи или незадолго до этого»”. (См.: “Субулю-Ссалям” 1/162).

Шафак (краснота) на фото (то есть время Иша ещё не зашло! Как уйдёт краснота — заходит время Иша):

Шафак - краснота вечерней зари

До какого времени длится ночная молитва?

Среди имамов со времён сподвижников были разные мнения по поводу вопроса: «Когда завершается время ночной молитвы (Иша)?», которые можно свести к трём основным:

  1. Время ночной молитвы длится до конца первой трети ночи, что передаётся от ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, Макхуля, а также от Малика, аш-Шафи’и, Ахмада и Абу Саура. (См.: “аль-Аусат” (3/36), “аль-Истизкар” (1/30), “Шарх Ибн Батталь” (2/198), “Ихтиляф аль-аимма аль-‘уляма” (1/86), “Фатхуль-Бари” (4/408)).
  2. Время ночной молитвы длится до середины ночи, что было мнением Суфьяна ас-Саури, аль-Хасана ибн Хайя, Ибн аль-Мубарака, Исхакъа ибн Рахауейха, аль-Бухари, Ибн Хабиба и Ибн Хазма, а также это является одним из мнений Абу Ханифы, аш-Шафи’и, Ахмада и Абу Саура. (См.: “аль-Аусат” (3/37), “аль-Истизкар” (1/30), “аль-Мухалля” (3/164), “Ихтиляф аль-аимма аль-‘уляма” (1/86), “Фатхуль-Бари” (4/409)).
  3. Время ночной молитвы длится до наступления утренней молитвы, что передаётся от таких сподвижников, как Абу Хурайра, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и Касир ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах), а также от таких таби’инов, как ‘Ата, Таус и ‘Икрима, это одно из мнений Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, его же выбрали Дауд аз-Захири и Ибн аль-Мунзир. И это является мнением большинства учёных всех мазхабов, как ранних поколений, так и поздних, с той лишь разницей во мнениях: заслуживает ли грех или порицание откладывающий совершение ночной молитвы до второй половины ночи или же нет? (См.: “аль-Асль” (1/146), “аль-Аусат” (3/38), “аль-Истизкар” (1/31), “Ихтиляф аль-аимма аль-‘уляма” (1/86), “Фатхуль-Бари” (4/407)).

Имам аль-Багъауи сказал: “Пока не наступит истинная утренняя заря, время ночной молитвы не выходит и не становится эта молитва возмещаемой, согласно мнению большинства учёных”. (См.: “Шарх ас-Сунна” (2/187)).

Заключение

В заключении хотелось бы призвать:

  1. Владельцев ресурсов с расписаниями намазов к тому, чтоб они стремились разъяснить этот вопрос на своих ресурсах;
  2. Ответственных лиц в местностях к тому, чтоб они вели свои наблюдения и распространяли правильное время намазов для их местности (например, через группы в Telegram — в них можно будет найти вашу местность в поиске);
  3. Братьев и сестер, для которых стала явной ошибка расписаний молитв, не создавать фитну и раздор среди мусульман по этой причине. О том, как выходить из положения, не создавая фитну — мы писали выше.

Мы просим Всемогущего Аллаха, чтобы Он сделал нас из числа оберегающих свои молитвы и совершающих их своевременно и смиренно, поистине, Он способен на всякую вещь! И мы призываем всех мусульман быть ответственными в совершении обязательной пятикратной молитвыв установленное для неё время, которая является наилучшим поклонением из деяний, совершаемых телом!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд 425, Ахмад 5/317, Ибн Маджа 1401, ан-Насаи в “аль-Кубра” 314, ад-Дарими 1577, Малик 1/14. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имам ан-Науауи и шейх Аль-Альбани).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День Воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его молитвы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток …». (ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2020).

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первое, за что будет произведён расчёт с рабом Аллаха в День Воскрешения — это будет молитва. И если молитва его будет хороша, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же молитва его окажется негодной, то и остальные его деяния окажутся негодными». (ат-Табарани в “аль-Аусат” 2/13. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2573).

Мы благодарим всех, кто принимал участие в подготовке данного материала: исламские сайты и форумы,с которых мы черпали информацию. Да вознаградит всех вас Аллах наилучшей наградой!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров.
Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду,
членам его семьи и всем его сподвижникам!


© Ссылка на источник:
https://vremya-namazov.ru/kak-opredelyat-vremena-namazov/


Поделиться: