Исцеление раны и причины, способствующие своевременному совершению утренней молитвы

Автор:
‘Абду-Ррахман ан-Наджди

 

Содержание (в виде ссылок):

Предисловие шейха Ибн Джибрина

От автора

Причинами, способствующими совершению рассветного намаза являются:
1) Человек должен стремиться рано ложиться спать.
2) Мусульманин должен заботиться о соблюдении правил этикета перед сном.
3) Исполнение души верой и стремлением к праведным делам.
4) Отдаление от грехов.
5) Мусульманин должен узнать о благе, которое заключается в рассветном намазе, и великом вознаграждении, обещанном за нее, а также о порицании того, кто отказывается совершать ее вместе с мусульманами в мечети и опаздывает на нее.
6) Мусульманин должен знать последствия опоздания на молитву.
7) Мусульманин должен стараться очистить себя от качеств лицемеров.

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Предисловие шейха Ибн Джибрина

Хвала одному Аллаху, мир Его избранным посланникам! Я прочитал статью «Исцеление раны» и счел ее очень полезной для верующих. Аллах вдохновил ее автора, который ощутил то, как же много сегодня мусульман, опаздывающих на рассветный намаз. В это время дня мечети почти пусты, ибо оживляют их только пожилые мусульмане и лишь некоторые из молодых людей или людей средних лет, которых спас Аллах. Более того, многие пожилые люди не присутствуют на коллективных рассветных намазах и даже другие молитвы совершают неохотно.Для всех мусульман лучшим примером и образцом для подражания является Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он выстаивал ночную молитву (кийам аль-лейл) и просыпался на рассветный намаз. Он – наш учитель и наставник, и мы знаем, что он не любил спать перед вечерней молитвой и беседовать после нее. Этому следовали его сподвижники и мусульмане после них вплоть до недавнего времени, которые знали причины лености и вялости при совершении молитв, как обязательных, так и добровольных, и остерегались их. Некоторые из них говорили: «Если ты не в состоянии совершать ночную молитву, то знай, что ты лишен великих благ и закован в узы собственных грехов».Когда аль-Хасана аль-Басри спросили: «Почему мы не можем совершать ночную молитву?» – он сказал: «Ваши грехи сковывают вас».

Сегодня нет былого усердия мусульман, и ослабло чувство ответственности. В сердцах опаздывающих на рассветный намаз почти исчезло ощущение ее ценности. Если бы это было не так и они стремились бы совершать ее во время, то ими не овладевал бы сон, даже если бы они бодрствовали всю ночь. Мы видим, когда кого-либо из них ожидает работа либо выгодная сделка, как он уделяет им внимание в первую очередь и просыпается в нужное время или даже заранее. Он не отсыпается и не отдыхает, опасаясь наказания либо потери заработка. Поэтому ни один человек не имеет оправдания за опоздание на рассветный намаз.

Хвала Аллаху, в наше время существуют будильники, которые будят в нужное время каждого, у кого есть важное дело. Те же, кто опаздывают на молитву по причине лености, когда им необходимо находят время для работы и прочих дел. Истину изрек посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда сказал: «Если бы кто-либо из них знал, что он получит хотя бы кость с мясом или крупные копыта барана, то он присутствовал бы на ночном намазе».

Поэтому каждый, кто желает уберечься от лицемерия, должен освободиться от лености, быть энергичным, следовать наставлениям, которые содержатся в этой статье, рано просыпаться и стремиться к благим делам и великому вознаграждению, которые упускают он и ему подобные. Если будет на то воля Аллаха, он сможет измениться, наверстать упущенное и достичь того, чем были облагодетельствованы ранние поколения мусульман.

Хвала Всевышнему Аллаху, Наставнику и Помощнику, мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду и сподвижникам!

От автора

Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, Его молим о помощи, у Него просим прощения, к Нему обращаемся с покаянием и к Нему прибегаем от зла наших душ и от наших плохих дел! Кого Аллах наставляет, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Мир и благословение нашему господину пророку Мухаммаду!

Одним из пагубных явлений и опасных признаков, которые предвещают наказание, вселяют страх и требуют от нас внимания, обсуждения и изучения путей излечения, является опоздание многих молящихся на рассветный намаз, и совершение его не в установленное время. Возможно, что причиной этого является продолжительное бодрствование и праздное провождение времени. До недавнего времени наши отцы и деды стремились рано ложиться спать и запирали свои дома после вечерней молитвы. Они не излишествовали в еде и просыпались на рассветный намаз бодрыми и энергичными. Поэтому их жизнь была приятной, полной душевного благополучия и здоровья. Они чувствовали прелесть этой жизни. Но с проникновением «современной культуры» пороки разрушили как нашу веру, так и нашу мирскую жизнь. В результате этого наши души наполнились леностью и праздностью, а наши тела ослабли и покрылись жиром. Мусульмане стали пассивны, склоняются к долгому сну и не в состоянии выполнять некоторые простые предписания. Возможно, в течение этой статьи мы найдем причины, которые могут помочь мусульманам вовремя просыпаться на рассветный намаз.

Причинами, способствующими совершению рассветного намаза являются:

1) Человек должен стремиться рано ложиться спать.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил спать перед вечерней молитвой и беседовать после нее. Исключением из этого являются случаи, приведенные имамом ан-Навави в комментариях к «ас-Сахиху» имама Муслима. Он сказал: «Причиной порицания беседы после нее является то, что в результате бодрствования возникает опасение за то, что человека одолеет сон и он не сможет совершить ночной или рассветный намаз в разрешенное, желательное или самое предпочтительное время. К беседам, которые порицаются в хадисе, относятся лишь те, которые не приносят пользы. Те же, которые приносят пользу и благо, не порицаются. К ним относятся изучение наук и жизни праведных мусульман, прием гостей, беседа с невестой, семьей и детьми для сближения, общения или о делах, беседа с путниками о том, как уберечь свое имущество и самих себя (от порочного и запретного), разговор с целью примирения между людьми и помощи им в добре, повелении одобряемого и удерживании от порицаемого, наставлении на благое дело и т.п. Подобное не порицается никоим образом».

2) Мусульманин должен заботиться о соблюдении правил этикета перед сном.

Перед сном следует воззвать к Аллаху, сложить ладони и поплевать на них, совершить малое омовение, совершить молитву из двух рак‘атов после малого омовения. Мусульманин должен попросить членов семьи, родителей, близких родственников и соседей, окружающих его, чтобы они разбудили его, а когда проснется, он должен встать быстро без вялости и лености, чтобы не уподобляться лицемерам, которые лениво встают на молитву.

3) Исполнение души верой и стремлением к праведным делам.

Живая и пробудившаяся вера побуждает человека, засучив рукава, совершать благие деяния, и стремиться вперед. Дерево веры приносит плоды, когда его поят благочестием. Плодами его являются благонравие и хорошее отношение к людям. Вера увядает и ослабевает в зависимости от силы или слабости праведности человека, а также от внешних факторов, влияющих на душу человека, таких как страсти и т.п. На черствую душу не влияют проповеди и увещания, поэтому мусульманин должен сторониться причин, которые делают сердце человека черствым и грубым, не проявлять излишества в еде и питье, не вести пустые разговоры, не смотреть на порочное и не слушать греховное, а защищать свою душу от вредного влияния нашего окружения.

4) Отдаление от грехов.

Мусульманин должен отводить взгляд от того, на что запрещено смотреть, удерживать язык, слух и другие органы и использовать их на пути поклонения Аллаху. Свои глаза следует использовать для чтения Книги Аллаха и ее аятов, для размышления над творениями во вселенной и для чтения научной литературы. Когда одного из праведных предков люди спросили о причине их неспособности совершать ночную молитву, он сказал: «Ваши грехи сковывают вас». Безусловно, что именно грехи являются причиной того, что раб Аллаха не в состоянии подчиняться Его повелениям и ощутить прелесть этого. Имам Ибн аль-Каййим сказал: «Грехи – это раны, а множество ран приводит к смерти».

5) Мусульманин должен узнать о благе, которое заключается в рассветном намазе, и великом вознаграждении, обещанном за нее, а также о порицании того, кто отказывается совершать ее вместе с мусульманами в мечети и опаздывает на нее.

Усман ибн Аффан рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил коллективный ночной намаз, тот будто выстаивал на молитве полночи, а кто совершал коллективный рассветный намаз, тот будто выстаивал на молитве всю ночь» (Муслим и Малик).

Ибн Мас‘уд рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о человеке, который проспал рассветный намаз: «Шайтан помочился в его ухо (или в оба его уха)» (аль-Бухари).

Имам аль-Куртуби сказал: «Это – подлинная моча. Он мочится, женится и размножается, о сущности чего знает только Аллах» («Фатх аль-Бари» 3/28).

Если ты пожелаешь убедиться в истинности этих слов, то посмотри в лицо тех, кто приходит на работу, не совершив коллективный рассветный намаз вовремя. Посмотри в их лицо и прибегай к покровительству Аллаха от их деяний и состояния. Каким же может быть состояние человека, в уши которого помочился шайтан?!

6) Мусульманин должен знать последствия опоздания на молитву.

К ним относятся душевные переживания, подавленность, упущение многих как религиозных, так и мирских благ. Он должен стремиться к противоположному. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда каждый из вас засыпает, шайтан завязывает на его затылке три узла и ударяет по каждому узлу, говоря: “Перед тобой долгая ночь… Усни!” Если же человек, проснувшись, поминает Всевышнего Аллаха, то развязывается один из узлов. Если он совершает малое омовение, то развязывается второй узел; а если он совершает молитву, то развязываются все узлы, и он становится энергичным и бодрым. Иначе же он просыпается со скверным настроением и ленивым» (аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, Малик).

Время, когда заканчивается рассветный намаз, несет добро и благословение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стремился проводить его в поминании Аллаха до восхода солнца, а затем совершал молитву из двух рак‘атов. Наши праведные предки также стремились придерживаться этой сунны. Одним из них является шейх-уль-ислам Ибн Теймийя. Его ученик Ибн аль-Каййим рассказывал, что он (Ибн Теймийя) после рассветного намаза сидел и поминал Аллаха. Он говорил: «Есть в мирской жизни рай, и кто не войдет в него, тот не попадет в рай в будущей жизни». Это значит, что поклоняющийся Аллаху раб открывает для себя прелести и наслаждения тайного общения с Аллахом, с которым не сравнимо ни одно удовольствие мирской жизни. Он также говорил: «Это – мой завтрак, и если я не позавтракаю, то мои силы иссякнут» («аль-Вабиль ас-Сайб» 35).

Время после рассветной молитвы целиком является благим и благословенным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воззвал к Аллаху с просьбой сделать это время благословенным для его общины, сказав: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!» Поэтому ремесленники, труженики и торговцы стремятся использовать это благоприятное время, его благо и благословение. Имам ат-Тирмизи передал хадис Сахра аль-Гамиди о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!» Он сказал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял боевые отряды и армии в начале дня. Сахр был торговцем и всегда отправлял свои караваны в начале дня, и его богатство умножалось и росло. («Сахих Сунан ат-Тирмизи» 2/4).

Кто же проводит это драгоценное время во сне до восхода солнца, тот лишает себя благословения этого времени.

Что же касается пользы, которую человек может извлечь для своего здоровья при раннем вставании, то она связана с высокой концентрацией газа озона в воздухе на рассвете. Постепенно его количество уменьшается, и он исчезает к восходу солнца. Этот газ оказывает благоприятное воздействие на нервную систему и активизирует мыслительную и физическую деятельность. Когда человек вдыхает приятный предрассветный ветерок, называемый «ветром молодости», он ощущает прелесть и наслаждение, которых не возможно испытать в другие часы дня или ночи. (из книги «О медицине в Благородном Коране» шейха Абд аль-Хамида Дийаба).

7) Мусульманин должен стараться очистить себя от качеств лицемеров.

Совершение коллективного рассветного намаза является свидетельством сильной веры и отсутствия лицемерия, потому что вставание в столь ранний час трудно для человека. И поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми трудными для лицемеров являются ночной и рассветный намазы. Если бы они знали, что их ждет в них, они пришли бы на них, даже если бы им пришлось добираться ползком» (аль-Бухари и Муслим).

Славный сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Абдуллах ибн Мас‘уд поклялся и сказал: «В наше время на нем (на коллективном намазе) не присутствовали только явные лицемеры» (Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Ибн Умар сказал: «Если мы не встречали кого-то на рассветном намазе, то начинали плохо думать о нем» (аль-Баззар, ат-Табарани и Ибн Хузейма в книге «Сахих ат-Таргиб» 169).

Если ты хочешь взвесить веру человека и оценить его верность, то взгляни на его отношение к коллективному рассветному намазу, которое является показателем веры. Если он не присутствует на коллективном намазе, то это свидетельствует о недостаточности его веры, черствости его сердца и подчинении его своим страстям и желаниям. Если же он присутствует на рассветном намазе, то мы можем свидетельствовать о его вере, потому что это является критерием верности веры раба, ибо он одержал величайшую победу – победу над своей душой и над наслаждениями сна и мягкой постели.

Как могут опаздывающие на молитву наслаждаться сном в то время, как люди читают Священный Коран в мечетях на рассвете и отдыхают в цветущем саду, слушая прекрасные слова Аллаха. Поистине, кто предпочитает удовольствие, испытываемое в постели, прелести тайного общения с Аллахом, тот находится в убытке и лишен великого блага.

В этом состоят некоторые причины, способствующие своевременному вставанию на рассветный намаз. Надеюсь, что я смог охватить его во всей полноте…

 

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и праведным последователям до Дня воскресения!


© Ссылка на форум:
https://www.asar-forum.com/viewtopic.php?t=4383


Поделиться: