بســــــــم الله الرحمن الرحيــــــــم
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословения пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Общеизвестно, что учёные и имамы из числа Ахлю-Ссунна в вопросе оставления молитвы по лени и нерадивости, признавая её обязательность, разделились на два мнения:
1) Те, кто посчитал это неверием, выводящим из религии.
2) Те, кто посчитал это неверием, не выводящим из религии.
В связи с этим, встаёт вопрос: «Что такое оставление (ТАРК) и когда человек считается оставившим молитву?»
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия, который сам придерживался мнения о большом неверии оставившего молитву, в своей известной книге «Шарх аль-‘умда» (2/89-94) говорит:
«Наши сторонники (ханбалиты) сказали, что суждение о неверии оставившего молитву выносится в тот момент, когда становится дозволенной пролитие его крови, а это тогда, когда он призывается (судьёй) к совершению молитвы, после чего отказывается, как это было разъяснено ранее.
Имам Ахмад сказал: «Если он скажет: «Я не буду молиться», — то он кафир». И Ахмад также сказал, что такой не наследует и от него не наследуют, его положение — это положение вероотступника со всех сторон, как то, что его труп не омывают, не совершают над ним погребальную молитву и не хоронят его на кладбище мусульман. Единственным исключением является то, что с него не спадает обязанность молитвы в период его вероотступничества (с момента вынесения решения до казни), несмотря на то, что с иного вероотступника мы снимаем обязанность молиться. И это потому, что причиной неверия отказавшего молиться является само оставление молитвы, и если с него снять эту обязанность, то исчезнет и сама причина его неверия.
Но если он начнёт молиться после своего отказа, то посредством совершения молитвы он вернётся из неверия обратно в ислам, и его молитва будет действительной, несмотря на то что молитва неверного в своей основе недействительна, пока он не произнесёт Два Свидетельства веры. И это потому, что неверие этого было по причине оставления дела (молитвы), и если он начнёт совершать это дело, то возвращается в ислам, подобно тому, у кого его неверие со стороны оставления подтверждения, и если такой явится с подтверждением, возвращается в ислам.
Если же кто-то возразит и скажет, что у всех остальных вероотступников их молитва недействительна пока они не произнесут Два Свидетельства, какого бы рода не было их вероотступничество.
На это им будет отвечено тем, что все остальные вероотступники являются отрицающими то, что обязаны признавать, и поэтому они непременно должны явиться с основой веры через словесное подтверждение, которое включает в себя полное согласие и признание сердцем. А что касается отказавшегося молиться, то он признаёт обязательность молитвы и от него достаточно действия.
Но если он не был призван (судьёй) и не был из тех, кто воспротивился, то в отношении него не применяется ничего из положений (ахкам) вероотступников. Ни в каком бы то ни было из этих положений. И поэтому неизвестно ни одного случая, чтобы оставившего молитву не искупали (после смерти) и чтобы не прочли над ним заупокойную молитву джаназа, и чтобы не похоронили его на кладбище мусульман, и чтобы запрещали наследникам наследовать от него, и не пролили его кровь по причине этого. И всё это несмотря на многочисленность оставляющих молитву во все времена. А известно, что вся община мусульман вместе не соберётся на заблуждении. Поэтому некоторые из числа наших сторонников применили хадисы из области милости и прощения Аллаха (ахадис ар-раджа) именно к этому положению.
Если же кто-то скажет, что доводы, указывающие на такфир (оставившего молитву) общие, целенаправленно указывающее на общность, и если вы конкретизируете их именно этим частным положением — упомянутым ранее (когда он призван судьёй и отказывается) — то вы умалите их пользу и лишите их основного назначения, тогда как ни в одном из них нет такой конкретизации.
На это мы ответим тем, что неверие (куфр) делится на два вида:
1) Неверие, относящееся к положениям этого мира (ахкам ад-дунья), как запрещение браков и жертвоприношений, наследование и вира за убитого, дозволенность крови и имущества и т.д. Всё это применяется тогда, когда для нас открыто проявляется его неверие, либо через произнесение им слов неверия, либо через деяния наподобие земного поклона идолу и не в сторону Киблы, либо через отказ (الامتناع) от совершения молитвы и тому подобным. И этот вид неверия не опускается на оставившего молитву до тех пор, пока мы не убедимся в его отказе, который и является тем самым оставлением (“ат-тарк”, с которым связан хукм). И это потому, что допускается вероятность наличия у него намерения восполнить намаз в будущем, либо у него может иметься некое оправдание, и т.п.
2) Неверие, относящееся к положениям мира Вечного (ахкам аль-ахира), как непричастность к общине Мухаммада ﷺ и причастность к неверным. И это может охватывать многих причисляющих себя к исламу, по сути являясь лицемерами, положение которых разъяснено в Коране и Сунне. Относительно них Всевышний Аллах сказал: «В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: «Погодите, мы позаимствует у вас немного света». Им будет сказано: «Возвращайтесь назад и ищите свет». Между ними будет возведён забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи — мучения. Они будут взывать к ним: «Разве мы не были с вами?» Они скажут: «Да, но вы искушали самих себя, выжидали, сомневались и обольщались надеждами до тех пор, пока не явилось повеление Аллаха»» (Коран,57:13,14). И тот, кто не совершает молитву и не намеревается никогда начинать молиться и умирает на этом без покаяния, то он является оставившим молитву, который и подразумевается во всех хадисах (о неверии оставившего молитву), даже если в этом мире не выявится положение его неверия.
Поэтому тот из наших сторонников (ханбалитов), кто говорил о том, что не выносится суждение о его неверии, кроме как после его призвания (судьёй) и его отказа, то их слова следует относить к внешнему неверию. А что касается неверия лицемеров, то не дозволено для их неверия обуславливать это (призыв и отказ). И поэтому Ахмад и другие наши сторонники не обуславливали это условие для действительности сути неверия.
Если же он отложил молитву за рамки отведённого для неё времени и совершил её потом, или намеревался совершить её потом, но умер, то такой, несмотря на то, что он является нечестивцем из числа грешников с большими грехами, однако не является неверным. И это можно сравнить с некоторыми правителями мусульман, которые откладывали совершение молитвы до тех пор, пока не выходило отведённое для них время. И поэтому Пророк (мир ему и благословения Аллаха) повелел нам совершать за ними добровольную молитву. А Ибн Мас‘уд в отношении аята: «Которые к молитве своей небрежны» говорил: «Это те, кто откладывает её до тех пор, пока не выйдет время. А если бы они оставили её, то стали бы неверными».
И таковых много среди мусульман, и они относятся к грешникам, для которых приготовлено заступничество и все те хадисы, в которых говорится о прощении халатно относящихся к молитве, относятся именно к таким. И поэтому Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «… а кто не будет бережливо относится к пятикратной молитве, то он не имеет обещания от Аллаха (что Он введёт его в Рай)», — где отрицание бережливого отношения не исключает её совершение, в отличие от того, когда человек не имеет намерения на совершение молитвы и тогда он является полностью оставившим её, как об этом было сказано ранее.
То же самое касается и тех, кто упустил из условий действительности и столпов намаза то, в отношении чего есть приемлемое разногласие среди учёных. А что касается того, кто не выполнял те из столпов и условий действительности намаза, в отношении которых нет приемлемого разногласия, после того как до него дошло знание, то он подобен тому оставившему молитву, как об этом сказали некоторые из наших сторонников, и это было приведено ранее при разборе хадиса, передаваемого Хузейфой (что молящийся и не совершающий полноценно земные поклоны умрёт не на религии Мухаммада ﷺ). Потому что наличие подобной молитвы равносильно отсутствию со стороны запрета удовлетвориться ею. И это похоже на того, кто уверовал в часть Корана и не уверовал в другую его часть.
А что касается того, кто оставлял молитву в некоторые времена, не восполняя их и не намереваясь их восполнять, либо же не совершал некоторые её столпы и не восполнял их и не намеревался восполнить, то со слов многих наших сторонников следует, что такой тоже впадает в неверие. И если он будет призван (судьёй) к совершению этих молитв и воспротивится, то выносится суждение о его внешнем неверии, если же не был призван, то всё равно по этой причине его постигает скрытое неверие между ним и Аллахом. Однако, когда он совершает следующую молитву, становится верующим, исходя из того, на что указывают слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха): «Кто оставит молитву ‘Аср намеренно дела того становятся тщетными», а также его слова: «Кто намеренно оставит молитву, тот лишается неприкосновенности». Однако в его случае из этого не следует распространение на него положений неверия, так же, как и в случае с лицемерами.
Однако правильным и в этом случае является то, что такой не становится неверным внутри тоже до тех пор, пока не вознамерится оставить молитву полностью, подобно тому как он не становится неверным по причине пропуска времени молитвы исходя из предшествовавших хадисов, также потому, что упущения в обязательных молитвах будут в Судный день компенсированы посредством дополнительных молитв, а также потому, что если он намеревается совершать некоторые молитвы, то явился с тем, что само по себе является иманом». (См. «Шарх Умда» 2/89-94).
فصل
قال أصحابنا: يُحكَم بكفره في الوقت الذي يُباح فيه دمُه، وهو ما إذا دُعِيَ، فامتنع، كما تقدَّم. قال الإمام أحمد: إذا قال: لا أصلِّي، فهو كافر. نصَّ على أنه لا يَرِث ولا يُورَث. ويكون حكمه حكم المرتدِّ في جميع أموره، بحيث لا يُغسَل ولا يصلَّى عليه ولا يُدفَن في مقابر المسلمين، إلا أنه لا يسقط عنه شيءٌ من الصلوات في زمن الرِّدَّة، وإن أسقطناها عن المرتدِّ، لأنه إنما كفَر بتركها، فلو سقطت عنه لزال سببُ الكفر.
وإذا صلَّى بعد الامتناع عاد بذلك إلى الإسلام من الردَّة، وصحَّت صلاته. وإن كان الكافر الأصلي لا تصح صلاته قبل الشهادتين، لأن هذا كفرُه بترك فعلٍ، فإذا فعله عاد إلى الإسلام، كما أنَّ مَن كفرُه بترك الإقرار إذا أتى بالإقرار عاد إلى الإسلام.
فإن قيل: فالمرتدُّ غير هذا، لا يصحُّ إسلامه حتى يأتي بالشهادتين، كيفما كانت ردَّته.
قيل: ذلك لأنه جاحد، فلا بدَّ أن يأتي بأصل كلمة الإقرار التي تتضمن جميع التصديق والاعتراف. وهذا معترفٌ، فيكفيه الفعل
فأمَّا إذا لم يُدْعَ ولم يمتنع، فهذا لا يجري عليه شيء من أحكام المرتدِّين في شيء من الأشياء. ولهذا لم يُعلم أنَّ أحدًا من تاركي الصلاة تُرِك غسلُه والصلاةُ عليه ودفنُه مع المسلمين، ولا مُنِع ورثتُه ميراثَه، ولا أُهدِر دمُه بسبب ذلك، مع كثرة تاركي الصلاة في كلِّ عصر. والأمة لا تجتمع على ضلالة. وقد حمل بعض أصحابنا أحاديث الرجاء على هذا الضرب.
فإن قيل: فالأدلَّة الدالَّة على التكفير عامَّة عمومًا مقصودًا، وإن حملتموها على هذه الصورة ــ كما قد قيل ــ قلَّت فائدتُها، وزال مقصودها الأعظم؛ وليس في شيء منها هذه القيود.
قلنا: الكفر على قسمين: قسم تُبنى عليه أحكام الدنيا من تحريم المناكح والذبائح، ومنع التوارث و العقل وحلِّ الدم والمال وغير ذلك= فهذا إنما يثبت إذا ظهر لنا كفره، إما بقول يوجب الكفر، أو عملٍ مثل السجود للصنم وإلى غير القبلة، والامتناع عن الصلاة، وشبه ذلك. فهذا النوع لا نرتِّبه على تارك الصلاة حتى نتحقَّق امتناعه الذي هو الترك، لجواز أن يكون قد نوى القضاء فيما بعد، أو له عذر وشبه ذلك
والثاني: ما يتعلق بأحكام الآخرة، من الانحياز عن أمة محمد، واللَّحاق بأهل الكفر، ونحو ذلك= فهذا قد يجري على كثير ممن يدعي الإسلام. وهم المنافقون الذين أمرُهم بالكتاب والسنة معلوم، الذين قيل فيهم: {يَوْمَ يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ وَالْمُنَافِقَاتُ لِلَّذِينَ آمَنُوا انْظُرُونَا نَقْتَبِسْ مِنْ نُورِكُمْ قِيلَ ارْجِعُوا وَرَاءَكُمْ فَالْتَمِسُوا نُورًا} إلى قوله: {أَلَمْ نَكُنْ مَعَكُمْ قَالُوا بَلَى وَلَكِنَّكُمْ فَتَنْتُمْ أَنْفُسَكُمْ} الآية [الحديد: 13-14]. فمن لم يصلِّ، ولم ينو أن يصلِّي قطُّ، ومات على ذلك من غير توبة= فهذا تارك الصلاة، مندرجٌ في عموم الأحاديث؛ وإن لم يظهر في الدنيا حكمُ كفره.
ومن قال من أصحابنا: لا يُحكَم بكفره إلا بعد الدعاء والامتناع، فينبغي أن يُحمَل قولُه على الكفر الظاهر. فأما كفر المنافقين فلا يجوز أن يُشترَط له ذلك، فإنَّ أحمد وسائر أصحابنا لم يشترطوا لحقيقة الكفر هذا الشرط.
فأما إن أخَّرها عن وقتها، وفعَلها فيما بعد، فمات؛ أو كان ممَّن نيَّته أن يفعلها فيما بعد، فمات= فهذا مع أنه فاسق من أهل الكبائر ليس بكافر، كالأمراء الذين يؤخِّرون الصلاة حتى يخرج وقتها. ولذلك أمرنا النبيُّ – صلى الله عليه وسلم – أن نصلِّي معهم النافلة. ولذلك قال ابن مسعود: {الَّذِينَ هُمْ عَنْ صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ} [الماعون: 5] أخَّروها حتى يخرج الوقت ولو تركوها لكانوا كفَّارًا.
وهذا الضرب كثير في المسلمين، وهم من أهل الكبائر الذين ادُّخِرَت لهم الشفاعة. وما جاء من الرجاء لمن يتهاون بالصلاة، فإليهم ينصرف. ولهذا قال النبيُّ – صلى الله عليه وسلم -: «ومن لم يحافظ عليها لم يكن له عند الله عهد». ونفيُ المحافظة لا ينفي الفعل، بخلاف ما لم يعزم فإنه يكون تاركًا بالكلية كما تقدَّم.
وكذلك من أخلَّ بما يسوغ فيه الخلاف من شرائطها وأركانها. وأمَّا من أخلَّ بشيء من شرائطها وأركانها التي لا يسوغ فيها الخلاف بعد العلم، فهذا بمنزلة التارك لها، فيما ذكره أصحابنا، كما تقدَّم من حديث حذيفة. ولأنَّ هذه الصلاة وجودُها كعدمها في منع الاكتفاء بها، فأشبَه من آمن ببعض الكتاب، وكفَر ببعض
فأمَّا من يترك الصلاة بعضَ الأوقات لا يقضيها ولا ينوي قضاءها، أو يُخِلُّ ببعض فرائضها ولا يقضيها ولا ينوي قضاءها= فمقتضى ما ذكره كثيرٌ من أصحابنا: أنه يكفر بذلك. فإن دُعي إليها وامتنَع حُكِم عليه بالكفر الظاهر، وإلا لحقه حكمُ الكفر الباطن بذلك. ثم إذا صلَّى الأخرى صار مؤمنًا، لِمَا دلَّ على ذلك قولُه: «من ترك صلاة العصر متعمِّدًا حبِط عملُه» وقوله: «من ترك الصلاة عمدًا فقد برئت منه الذمةُ». ولا يلزم من ذلك ثبوت أحكام الكفر في حقِّه كالمنافقين.
والأشبه في مثل هذا: أنه لا يكفر بالباطن أيضًا، حتَّى يعزم على تركها بالكلية، كما لم يكفر بتأخيرها عن وقتها؛ لِمَا تقدَّم من الأحاديث، ولأن الفرائض تُجبَر يوم القيامة بالنوافل، ولأنه متى عزَم على بعض الصلوات فقد أتى بما هو بمجرَّده إيمان
Исходя из этого со стороны практики и применения положений вероотступников к конкретным мусульманам нет разницы, какого мнения человек придерживается в этом вопросе. И тот, кто считает оставление намаза большим неверием, не может опускать на конкретного человека, причисляющего себя к мусульманам, положения вероотступников за исключением двух случаев:
1) Когда не совершающего намаз призывает шариатский судья и тот отказывается до тех пор, пока не выйдет время молитвы, после чего его казнят.
2) Когда человек сам заявляет о том, что вообще никогда не собирается совершать намаз и восполнять то, что пропустил.
А во всех остальных случаях, даже если перед Аллахом такой человек является кафиром, для нас он продолжает оставаться мусульманином, и на это Ибн Таймия выше привёл единогласное мнение всех мусульман.
И очень важно понимать, что перед Аллахом человек становится кафиром за решимость, за намерение того, что он никогда не будет совершать молитву, даже если время молитвы ещё не вышло, он уже кафир. А что касается выхода времени молитвы, с которым связывают его неверие, то это для нас, для людей, чтобы убедиться в его неверии. И всё это по мнению тех учёных, кто считал оставление намаза по лени и нерадивости большим неверием, как это разъяснил Ибн Таймия (рахимахуЛлах).
И отсюда мы понимаем, насколько сильно ошибаются те, кто, придерживаясь этого мнения, начинает опускать на мусульман, положения вероотступников без соблюдения условий и учёта препятствий, не имея на это никакого права и следуя по пути невежд, а не по пути учёных, а Аллаху это ведомо лучше.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=23597