С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Хвала Аллаху, многие братья и сёстры приучили себя следовать и опираться только на достоверные сообщения. Однако необходимо отметить, что не каждое выражение и слова саляфов и имамов необходимо уточнять и проверять, особенно когда эти высказывания не в отрасли вероубеждения или законоположений, а скажем из раздела “духовного воспитания”, “мудрых изречений” и т.п. И причин на это много, среди которых:
1. Слова, переданные от любого имама и даже сподвижника не подобны словам, передаваемым от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.
2. Слова и высказывания различных имамов не подобны пророческим хадисам, достоверность которых необходимо знать, чтобы опираться или отвергать те или иные положения, содержащиеся в хадисах. Ведь пророческий хадис – довод сам по себе, тогда как слова любого имама не являются самостоятельным доводом.
3. Ранние имамы не ставили условием для того, чтобы передавать высказывания саляфов даже наличия у них иснада, не говоря уже о том, чтобы этот иснад был достоверным. Так, имам Хатыб аль-Багъдади говорил: “Что же касается сообщений праведников, аскетов, поклоняющихся и мудрецов, то наличие у этих сообщений иснадов является украшением этих сообщений, однако это не является условием для того, чтобы их можно было передавать”. См. “аль-Джами’ ли-ахлякъ ар-рауи” 2/316.
4. По этой причине мы можем часто видеть, как многие современные исследователи, делая тахкык и тахридж на книгу какого-то имама, упоминают об источнике и достоверности хадисов и не делают того же в отношении упоминаемых слов саляфов. В качестве примера можно взять известную книгу хафиза Ибн Раджаба “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам”, в которой он приводил множество высказываний саляфов и имамов после них. И на эту книгу имеется множество тахкыка, однако никто из них так и не проводил исследование на предмет достоверности всех высказываний упоминавшихся им имамов, которые сам Ибн Раджаб цитировал даже без упоминания источника.
Однако необходимо знать, что упомянутое относится к тем или иным высказываниям, которые из раздела духовного воспитания, наставления, мудрых изречений и т.п., и это не касается таких высказываний саляфов и имамов после них, в которых содержится важный смысл или которые используются в качестве аргумента в спорных вопросах, или которые приверженцы нововведений используют в качестве сомнения, и т.п. В качестве примера можно вспомнить сообщение, в котором приписывается имаму Абу Ханифе слова, что он якобы называл Коран сотворенным; или же слова, приписываемые Са’иду ибн аль-Мусайибу, что он дозволял песни, в сопровождении музыкальных инструментов, и т.д. Подобные сообщения несомненно нуждаются в уточнении их достоверности! И об этом шейх-уль-Ислам Ибн Таймия говорит: “Слова, переданные от саляфов и учёных, нуждаются в уточнении их достоверности и понимании их смысла так же, как в этом нуждаются слова, сказанные об Аллахе и Его посланнике (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 1/246.
Шейх аль-Альбани сказал: “Исследование всех сообщений, передаваемых от саляфов, а также исследование их иснадов, чтобы узнать их достоверность и недостоверность, является из числа затруднительных вещей. А поэтому достаточно того, чтобы они соответствовали Шариату”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 26.
Но если стало ясно, что то или иное высказывание, передаваемое от кого-либо из саляфов или имамов недостоверно, то не следует его ему приписывать.
А Аллаху ведомо обо всём лучше!
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=88&t=19306