С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Вопрос: “Довольно часто некоторые братья спрашивают меня о моем мазхабе, ханбалит ли я или шафиит и т.д. В действительности же я в полном неведении относительно этого дела. Мне достаточно того, что я – мусульманин, а когда что-то из моей религии представляется мне неясным и затруднительным, я спрашиваю об этом ученых. Так каково наставление Вашего превосходительства?”
Шейх Ибн Джибрин (да смилуется над ним Аллах) ответил: “Достаточно тебе того, что ты – мусульманин, следующий шариатским установлениям. Касательно ханбалитского или шафиитского мазхабов, то ограничение и строгое руководство ими не является обязательным. Да, у этих ученых в исламской общине было широко известное высокое положение, и их слова были записаны и взяты в руководство их учениками и последующими поколениями. Таким образом, эти мазхабы получили общее признание. Они (прим. основатели мазхабов) имели схожие друг с другом убеждения в вопросах вероучения и единобожия, и были близки друг к другу в вопросах ответвления. Однако для них могли остаться скрытыми некоторые доказательства, или же могли не усмотреть то или иное указание, которое содержится в доказательствах. Но они усердствовали в поисках истины (совершали иджтихад) и выносили религиозное заключение (фатуа), к которому они пришли в результате искреннего и усердного поиска правильного решения. Однако они не обязывали других своим мнением. Но большинство последователей этих имамов проявили фанатичную приверженность к ним и стали неуклонно держаться за их слова, даже тогда, когда они противоречили доводу. Поэтому тяжкий труд лег на их плечи, чтобы подвести священные тексты к тому, к чему они склонились.
Исходя из этого, простым людям мы советуем, чтобы они держались Ислама, и чтобы с неясными и затруднительными вопросами они возвращались к признанным ученым и к трудам обладателей знания, которые известны своей сердечностью к Исламу и мусульманам. А полное знание об этом лишь у Аллаха!” («аль-Лю`лю` аль-Макин мин фатауа аш-Шейх Ибн Джибрин» Стр. 19).
отвечает: «Мой мазхаб – это следование Корану и Сунне»?
Спросили шейхуль-Исляма Ибн Таймию о человеке, который застал имама в молитве, но не стал молиться за ним, а когда один человек сказал ему: «Молись вместе с ним», он ответил: «Я не совершаю молитву, кроме как за человеком из числа моего мазхаба!» Каково положение этого человека?»
Также ему (Ибн Таймии) задали вопрос о том, кого спросили про его мазхаб, а он ответил: «Мой мазхаб – это следование Корану и Сунне». Ему сказали: «Для каждого является обязательным делать такълид за одним из четырёх мазхабов!» На что он ответил: «Я не связываю себя с каким-либо из этих мазхабов, но связываю себя с Кораном и Сунной». Тогда ему сказали: «Ты – марикъ (отступник)!» Что является обязательным для такого человека?»
Имам Ибн Таймия ответил: “Подобные слова запрещены (харам) в религии мусульман! Говорящий подобное заслуживает наказание, которое удержит от такого его и ему подобных! Нет среди имамов мусульман такого, кто говорил бы: «Непозволительна молитва мусульман, кроме как позади того, кто следует такому же мазхабу, как он». Все четыре имама и те, кто был до них, а также после них, совершали молитву как позади тех, кто соответствовал их мазхабам, так и за теми, кто противоречил им.
В «Сахих аль-Бухари» (694) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Имамы, совершающие молитвы для вас, если всё делают правильно, то (награда) достаётся и им, и вам. Если же они ошибаются, то вам всё равно (награда), а это (оборачивается) против них».
И сподвижники и саляфы не переставили совершать молитвы друг за другом, несмотря на их разногласия друг с другом касательно их мазхабов.
Затем, если этот человек имел в виду соответствие (имама, руководившего молитвой) ему в вопросах иджтихада, которые не касались молитвы, то это является пределом невежества.
Ну а если он имел в виду соответствие (этого имама) ему в различных положениях молитвы, которые не однозначны, то ведь одна группа из числа сторонников Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада разногласила касательно обязательных элементов молитвы и того, что её нарушает. И если кто-то считает это таковым, то выходит, что сторонникам даже одного мазхаба нельзя молиться позади друг друга. К примеру, ни Абу Юсуф, ни Мухаммад не должны были молиться позади Абу Ханифы (из-за некоторых расхождений касательно условий молитвы), ни Ибн аль-Къасим, ни Ибн Уахб не молились бы за Маликом. Ни некоторые сторонники аш-Шафи’и и Ахмада не молились бы позади них.
Если же этот человек имел в виду под «мазхабом» мазхаб приверженцев нововведений в основах религии, которые противоречат Корану и Сунне, как мазхаб рафидитов, му’тазилитов, хариджитов и им подобных, то он заблудший с двух сторон! По причине наличия ложного убеждения и по причине нежелания совершать молитву за тем, кто следует истине.
А если этот говорящий придерживается некоторых мазхабов известных имамов, как мазхаб Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, то даже если он и совершает то, что позволено, не дозволяется ему порицать того, кто также совершил то, что позволено. Воистину, никто из мусульман не говорил, что является обязательным для всей общины следовать за одним определённым человеком из этих четырёх имамов или других. Напротив, они были единогласны в том, что не является обязательным повиноваться кому-либо во всём, кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Он является единственным, за кем Аллах велел следовать и повиноваться всем Своим творениям в обязательном порядке. А что касается учёных, то повиноваться им следует именно в том, что они велят из подчинения Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). И несведущий человек (джахиль) должен спрашивать их и обучаться у них, возвращаясь к ним по вопросам религии. Пусть спрашивает один раз этого учёного, другой раз другого. И пусть он не ограничивается в своём вопросе и желании получить фатуа по всем вопросам религии кем-то конкретным.
Большое количество учёных не обязывали следовать мнению конкретного человека помимо Посланника (мир ему и благословение Аллаха) во всех вопросах, ибо в этом будет возведение этого человека в ранг «посланника»! Но никто не имеет полномочия возводить кого-либо в такой ранг! Более того, ас-Сыддыкъ (Абу Бакр), который являлся наилучшим из творений после Посланника (мир ему и благословение Аллаха), говорил: «Повинуйтесь мне, пока я повинуюсь Аллаху, а если я ослушаюсь Аллаха, то на вас нет обязанности повиноваться мне». Ибн Джарир в «ат-Тарих» 2/237, аль-Байхакъи в «ас-Сунан» 6/353. Хафиз Ибн Касир подтвердил достоверность иснада.
Большинство из тех, кто следует за одним из этих имамов, делают это по причине религиозной традиции, а не религиозного поклонения. Бывает так, что человек взрастает на мазхабе своего отца, или своего правителя, или жителей своего города, местности и т.п. Затем он начинает любить этот мазхаб и всячески его защищает, иногда при помощи знания, иногда без знания, иногда из-за благого намерения, а иногда из-за порочного намерения. А общеизвестно, что Аллах в Коране порицал тех, кто следовал религии своих отцов, оставляя религию, которую ниспослал Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха).
Исходя из того, что было сказано стало ясно, что слова: «Является обязательным для каждого делать такълид за кем-то из имамов четырёх мазхабов», являются мнением лишь группы из числа шафиитов и ханбалитов, однако большинство учёных на ином мнении. Воистину, подобное не является обязательным для каждого.
А что касается того, кто сказал: «Я следую Корану и Сунне (а не мазхабам)», то не дозволено для кого-либо говорить ему: «Ты – марикъ!» И того, кто говорит такому человеку подобное необходимо воспитывать на этот счёт. Воистину, мурукъ – это «выход», как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), описывая хариджитов: «Вылетят из Ислама подобно тому, как вылетает стрела из пробитой мешени». аль-Бухари 3344, 4351, 6933, Муслим 1064.
Эти хариджиты являются вышедшими (марикъун), так как вышли из Сунны и пошли в противоречие аль-джама’а, тогда как тот, кто связывает себя с Кораном и Сунной является муттаби’ом (следующим), а не мубтади’ом (нововведенцем), является повинующимся, а не ослушающимся”. (См. “Джами’ аль-масаиль” 8/434-441, (сокращённо)).
Имам Ибн аль-Къайим, описывая сторонников истины, сказал:
“Когда их спрашивают об их шейхе, они отвечают: «Это – Посланник (мир ему и благословение Аллаха)».
Когда их спрашивают про их путь, они отвечают: «Следование (иттиба’)».
Когда их спрашивают про одеяние, они отвечают: «Богобоязненность – лучшее одеяние» (7: 26).
Когда их спрашивают про их мазхаб, они отвечают: «Руководство Сунной».
Когда их спрашивают про их цель и стремление, они отвечают: «Стремятся к Его Лику» (18: 28).
Когда их спрашивают о местах их пребывания, они отвечают: «В домах (мечетях), которые Аллах дозволил воздвигнуть, где поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята» (24: 36-37).
Когда их спрашивают про их происхождение, они отвечают: «Мой отец – религия Ислам»”. (См. “Мадаридж ас-саликин” 3/174).
Спросили шейхуль-Исляма Ибн Таймию: «Что говорят уважаемые учёные имамы религии, да будет доволен ими всеми Аллах, касательно человека, которого когда спросили:
– Каков твой мазхаб?,
– Я Мухаммадит, следующий Корану и Сунне Посланника (мир ему и благословение Аллаха) – ответил он
– Ему сказали: «Является необходимым для каждого верующего, чтобы он следовал мазхабу, ибо тот, у кого нет мазхаба, тот – шайтан!»
– Он спросил: «А каким был мазхаб Абу Бакра ас-Сыддыкъа и халифов после него, да будет доволен ими Аллах?!»
– Ему сказали: «Не позволено тебе, кроме как следовать за одним из этих мазхабов!»
Кто же из них прав? Дайте нам фатуа».
Имам Ибн Таймия ответил: “Хвала Аллаху. Воистину, обязательным для людей является повиноваться Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), а они (имамы) являются «обладателями власти», которым велел подчиняться Аллах в Своих словах: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (ан-Ниса 4: 59).
Повиновение им является обязательным исходя из их следования повиновению Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), а не самостоятельно. И после этих слов Аллах сказал: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).
Если с мусульманином произошло событие, то он обращается за фатуа к тому, в ком он убеждён, что он даст ему фатуа исходя из Шариата Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), независимо от того, какого бы мазхаба он не придерживался.
И не является обязательным для кого-либо из мусульман делать такълид за определённым человеком из числа учёных во всём, что он говорит. Как и не является обязательным ни для кого из мусульман придерживаться мазхаба определённого человека во всём, что он велел и сообщил, кроме Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Напротив, слова любого человека могут быть приняты и отвергнуты, кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
А что касается следования человека за мазхабом конкретного лица по причине того, что он не в состоянии узнать шариатское положение, то это то, что является дозволенным, а не обязательным для каждого, если он в состоянии познать Шариат без этого пути (такълида). И каждый обязан бояться Аллаха по мере своих сил и приобретать знание в том, что повелел Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), выполняя свои обязанности и отстраняясь от запретного. А Аллах знает обо всём лучше”. См. “Маджму’уль-фатауа” 20/208-209.
«Я не следую ни пути ‘Али, ни пути ‘Усмана, ни пути Му’ауии.
Я следую пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!»
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то Му’ауия спросил меня: «Ты следуешь пути ‘Али ибн Аби Талиба?»
Я ответил: «Я не следую ни пути ‘Али, ни пути ‘Усмана, ни твоему пути. Я следую пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!»” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (1194), Ибн Батта в “аль-Ибана” (238), аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (133). Сообщение достоверное. См. “Тахридж Маталиб аль-‘алия” (12/427).
Комментируя этот асар Ибн ‘Аббаса, шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи сказал: “Т.е. несмотря на то, что ‘Али и ‘Усман (да будет доволен ими Аллах) следовали истине, в некоторых вопросах они могли допустить ошибки, ибо у них был личный иджтихад, следовательно, я не следую за ними во всём. Но, поистине, я следую религии Посланника (мир ему и благословение Аллаха). А тот, кто не является посланником, может ошибаться и быть правым. По этой причине я следую по пути Посланника (мир ему и благословение Аллаха), ибо это и есть истина, это и есть свет. Каждый человек обязан следовать Сунне, а не следовать за иными людьми. Воистину, религия Аллаха – это обязательность следования за ним, а что касается прочих мужей, то они могут быть правыми и ошибаться, даже если они из числа сподвижников”. (Сл. “Шарх аль-Ибана”).
Имам, мухаддис, последователь вероубеждения саляфов – Абу Хафс ‘Умар ибн Ахмад ибн ‘Усман, известный как Ибн Шахин (297-385 г.х.), говорил: “По мазхабу я – Мухаммадит”. (аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” (13/133), Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 43/537).
Сабт Ибн Джаузи в биографии Ибн Шахина об этих его словах сказал: “Он имел в виду, что он не делает такълида ни за кем (из факъихов)”. (См. “Миръат аз-заман” 18/87).
Шейх ‘Амр ‘Абдуль-Мун’им Салим об этих словах Ибн Шахина сказал: “Он отвечал так, когда ему упоминали о мазхабе аш-Шафи’и и других. И по причине этих его слов некоторые люди полагали, что у него не было знания в фикъхе. Однако он был из числа имамов хадисоведения, а фикъх имамов хадисоведения напрямую извлекается из Корана и Сунны, как это известно из их манхаджа. И является далёким то, что Ибн Шахин мог быть несведущим в вопросах фикъха, несмотря на его обширную передачу, его труды по вероубеждениям ахлю-Ссунна, его труды по тафсиру Корана. Однако этими словами Ибн Шахин имел в виду, что не причисляет себя к какому-то определённому мазхабу, а причисляет себя к пророческой Сунне”. (См. “аль-Манхадж ас-саляфи” стр. 256).
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=121&t=19765