С именем Аллаха Милостивого Милосердного

 

Выплата махра (брачного дара) не является условием действительности самого развода. Развод действителен и до выплаты махра, однако его выплата остаётся обязательным долгом на муже пусть и после развода.

Итак, развод бывает двух видов:

1. Если человек развелся с женой до того, как вошёл к ней (т.е. до того как уединился с ней), то ей полагается половина махра.

Всевышний Аллах сказал:

وَإِنْ طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِنْ قَبْلِ أَنْ تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إِلَّا أَنْ يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَ الَّذِي بِيَدِهِ عُقْدَةُ النِّكَاحِ وَأَنْ تَعْفُوا أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى وَلَا تَنْسَوُا الْفَضْلَ بَيْنَكُمْ إِنَّ اللَّهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (2: 237).

2. Если же он вступил с ней в половую связь (или уединился), а потом уже развёлся, то он обязан выплатить ей весь махр, не уклоняясь от этого!

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَحَقُّ الشُّرُوطِ أَنْ تُوفُوا به ما اسْتَحْلَلْتُمْ به الفُرُوجَ

“Наиболее всего заслуживают исполнения те условия, посредством которых были дозволены половые органы” (аль-Бухари, 2721; Муслим, 1418).

 

Также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, величайший грех пред Аллахом совершают:
– человек, который женится на женщине, а когда он удовлетворяет с ней свою страсть, разводится с ней и не отдаёт ей её махр (свадебный дар);

– человек, который нанял работника, а потом не заплатил ему;
– а также тот, кто понапрасну убивает животное». аль-Хаким 2/182, аль-Байхакъи 7/241. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 1567.

 

Со слов Абу Маймуна аль-Курди (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы из мужчин не женился на какой-либо женщине на основании установленного махра, будь его размер крупным или маленьким, не имея в душе намерения отдать ей причитающееся, после чего обманул её и не вернул ей махра, тот встретит Аллаха в День воскрешения как прелюбодей!

И кто бы из людей не взял в долг, не желая возвращать хозяину причитающееся ему, обманул его и взял его деньги, после чего умер, не вернув ему долг, тот встретит Аллаха как вор!» ат-Табарани в “аль-Аусат” 2/1851, Абу Ну’айм в “Ма’рифа ас-сахаба” 6/7101. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” 1807.

 

Основа в том, что любой долг, если для него не была установлена отсрочка, можно начинать требовать сразу после его появления, будь то в результате заключения сделки или договора. И если срок не был установлен и обговорён во время заключения никаха либо словесно, либо по сложившимся обычаям, значит жена имеет право потребовать его сразу. Если же договорились, что брачный дар будет дан потом, без оговаривания конкретного срока, то его можно дать потом, однако если умирает один из супругов либо они расходятся, то срок этого “потом” заканчивается и надо отдать сразу.

Шейху Ибн Усаймину был задан следующий вопрос: “Можно ли отсрочить выплату брачного дара женщине? Является ли он долгом на мужчине, который он обязан отдать?”

Шейх ответил: «Отсрочить выплату брачного дара можно исходя из слов Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали соблюдайте договора!» (5:1), а выполнением договора является выполнение как самого договора, так и выполнение, обговорённых в нём условий. И если во время заключения брака мужчина обусловил отсрочку брачного дара полностью или часть его, то нет в этом проблем, однако если ему установили срок, то он обязан дать его по истечении этого срока. Если же ему не был установлен определённый срок, тогда он обязан выплатить его при любой разлуке, будь это развод, расторжение брака или смерть одного из супругов. Брачный дар является долгом на мужчине, который могут с него требовать, как только пройдёт установленный срок, будь он живым или мёртвым (из его имущества) подобно остальным видам долгов» (См. «Маджму фатауа Ибн Усаймин» 18/30).


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21951


Поделиться: