С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Некоторые мусульмане ошибочно полагают, что такое положение и одна из основ религии, как не поносить правителя за его спиной относится лишь к правителю его страны. И поэтому можно видеть, как житель Египта поносит правителя Йемена, а житель Саудии принижает правителя Иордании и т.п. И всё это обосновывается тем, что все положения (ахкамы) по отношению к правителям относятся лишь к своему правителю.
Да, это действительно беда исламской общины в наши дни. А причина этому то, что мы сами отошли от пути нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Разве эти правители с небес упали?! Они ведь из нашей среды и такие по причине самих мусульман, и довод этому слова Всевышнего Аллаха: «Так Мы позволяем одним несправедливым править другими за то, что они приобретают» (аль-Ан’ам 6: 129).
В отношении этого аята Къатада говорил: “Поистине, Аллах дает власть над людьми в соответствии с их делами! Верующий правит верующим, где бы они ни были и когда бы они ни были, а кафир правит кафиром, где бы они ни были и когда бы они ни были!” См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” № 7899, “Тафсир Ибн Касир” 2/446.
Мансур ибн Абиль-Асуад рассказывал: “Я спросил А’маша об аяте: «Так Мы позволяем одним несправедливым править другими за то, что они приобретают»: Что ты слышал из того, что говорят об этом аяте?!” Он ответил: “Я слышал как об этом говорили: «Если портятся люди, то власть над ними дается наихудшим!»” См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 3/358.
Почему бы в таком случае мусульманам не ругать и винить также самих себя, ведь такие правители стали во главе исламской уммы по причине порочности самих мусульман!
Многие люди в наше время считают, чуть ли не приближением к Всевышнему Аллаху порочение правителей мусульман, что они делают на общих собраниях, на пятничных проповедях и т.п., и дело дошло до того, что в этом стали принимать участие даже некоторые мусульманки на различных интернет-форумах.
Одно дело, если бы они говорили о том или ином заблуждении правителя в каком-либо религиозном вопросе, в чем нет никакого упрека, ибо подобное часто делали и саляфы, опровергавшие правителей, в случае, если они искажали какое-либо шариатское положение. Например, сообщается, что когда халиф Маруан ибн аль-Хакам стал начинать праздничные молитвы (аль-‘ид) с проповедей, а не намаза Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, потянул Маруана за руку и сказал: “Почему ты не начал с молитвы?!” На что Маруан ответил: “Нет, о Абу Са’ид! То, что ты знаешь оставлено!” Абу Са’ид на это сказал: “Напротив, клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, вы не явитесь с тем, что лучше того, что я знаю!”, повторив свои слова трижды. аль-Бухари 956, Муслим 889.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.
Таким образом, разъяснение ошибки правителя – дозволенно и даже необходимо! Но что касается ругани и порочения правителей мусульман за совершения грехов, нечестие и несправедливость, то это совсем иное, и шариат это строго запрещает! Достаточно в качестве довода одного сообщения, которое передал Анас ибн Малик, сказавший: “Взрослые из числа сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещали нам порочить правителей, и они говорили: «Не ругайте ваших правителей, не проявляйте к ним обмана и не ненавидьте их! Бойтесь Аллаха и терпите, ибо поистине, облегчение близко!»” ат-Табарани в “аль-Кабир” 7609, Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 1015, аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 6/96. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
В этом хадисе ясное и прямое указание на то, что среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было единогласное мнение (иджма’) относительно того, что ругать правителей мусульман запрещено! И нет в этом сообщении исключения, и речь идет не только о твоем личном правителе, но о любом правителе мусульман. Шейх ‘Абду-Ссалям ибн Барджис говорил: “В этом сообщении указание на то, что старшие из числа сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были единогласны в запретности ругани правителей мусульман! И этот запрет от них, да будет доволен ими Аллаха, не является следствием возвеличивания самих правителей, как таковых. Поистине, смысл этого запрета в той великой ответственности, возложенной на правителей шариатом. Ведь ругань правителей ведет к тому, что им не будут повиноваться даже в благом и это послужит отвращением от них сердец народа, что повлечет анархию, которая обернется для людей только лишь злом!” См. “Му’амалятуль-хукам” 75.
То, о чем говорил шейх истина, что имеет подтверждение в словах саляфов. ‘Абдуллах ибн ‘Укайма однажды сказал: “Никогда никому не буду помогать в убийстве, после смерти ‘Усмана”. Его спросили: “А ты принимал участие в убийстве ‘Усмана?!” Он ответил: “Я считаю, что разговоры о его недостатках были содействием в его убийстве”. Ибн Аби Шайба 12/47, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 6/115. Иснад достоверный.
Ибн Кусайб аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды, когда я был вместе с Абу Бакратом возле минбара Ибн ‘Амира, который давал хутбу в тонкой одежде, Абу Биляль сказал: “Посмотрите на нашего правителя, который носит одежду нечестивцев!” И Абу Бакрат сказал ему: “Замолчи, ибо я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах!»” Ахмад 5/42, ат-Тирмизи 2224. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Т.е. этот Абу Биляль посчитал, что одежда, которую надел правитель была из шелка.
В этом хадисе содержится указание на ясный запрет порочить правителя мусульман!
Также другой сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Умар аль-Букали говорил: “Если у вас будут правители, которые будут повелевать молитву и закят, то вам дозволено совершение молитв позади них и запрещено их ругать!” аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 1/203, Абу Ну’айм в “Марифа ас-сахаба” 4/202. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
О том, что ‘Умар аль-Букали был из числа сподвижников говорил хафиз Ибн ас-Сакан. См. “аль-Исаба” 7/152.
‘Аун ас-Сахми рассказывал: “Однажды, когда я пришел к Абу Умаме, он сказал мне: «Не ругай Хаджаджа, ибо поистине, он твой амир, хоть мне он не амир»”. аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 7/18.
Т.е. Абу Умама был в то время в Шаме, а Хаджадж был правителем в Ираке.
В этом сообщении также ясное указание на то, что запрещено ругать не только своих правителей, но правителей мусульман в общем!
Абу Хамза ад-Даб’и рассказывал: “Когда до меня дошло, что Хаджадж попал в Каабу огнем (во время сражения с Ибн аз-Зубайиром), я вышел к Ибн ‘Аббасу, и когда стал ругать при нем Хаджаджа, Ибн ‘Аббас сказал: «Не становись помощником для шайтана!»” аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 8/104.
Также ругань и порочение правителей – это качество хариджитов. ‘Укба ибн Уасадж рассказывал: “Мне рассказывали о хариджитах и о том, как они порочат правителей. И однажды, когда я встретил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, я сказал ему: «Ты из числа оставшихся сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах даровал тебе знание. Тут люди в Ираке порочат своих правителей и заявляют во всеуслышание об их заблуждениях, что ты скажешь об этом?» Он ответил: «Это те, на которых проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!»” Ибн Аби ‘Асым 933, аль-Баззар 207. Шейх аль-Альбани сказал, что этот хадис достоверный, соответствующий условиям аль-Бухари.
Ругань правителей мусульман – это признак лицемерия. Абу ад-Дарда сказал: “Поистине, первое проявление лицемерия человека – это ругань в адрес правителя мусульман!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 21/287.
Саляфы делали ругань правителей мусульман признаком приверженцев нововведений. Имам аль-Барбахари сказал: “Если ты увидишь человека, который поносит правителя мусульман, то знай, что он приверженец своих страстей. А если ты увидишь человека, который просит у Аллаха блага для правителя, то знай, что он приверженец Сунны”. См. “Шарху-Ссунна” 113.
Запрет порочить правителей мусульман или же побуждение обращаться за них с мольбой, не означает, что надо их восхвалять, нет! Это не одно и то же. Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Если бы у меня была мольба, которая обязательно примется, то я обратился бы с ней за правителя”. Его спросили: “Как это о Абу ‘Али?!” Он ответил: “Если я применю ее лишь к себе, то этого будет недостаточно, а если я применю ее к правителю, то это будет благом для всех. Ведь если правитель праведный, то будут праведными и народы, и города!” См. «аль-Хилья» 8/91 и «Табакъат аль-ханабиля» 2/36.
Абу Усман аз-Захид говорил: “Делай наставление правителю и обращайся за него с мольбой, чтобы он был праведным и следовал прямому пути в делах, словах и принятии решения! Ведь поистине, если правители станут праведными, то по этой причине праведным будет и народ. И остерегайся проклинать правителей, ибо они увеличат свое зло и горе для мусульман! Но проси для них прощения и чтобы они оставили зло и причинение вреда мусульманам!” аль-Байхакъи в “аль-Джами’ ли шу’аб аль-иман” 13/99.
Ругань правителей мусульман – это то, что влечет зло и горе для самих мусульман. Абу Миджляз говорил: “Ругань правителя – это гибель!” Ибн Занджауайх в “аль-Амуаль” 1/78.
Абу Исхакъ ас-Саби’и говорил: “Какой бы народ не начинал ругать своего правителя, он обязательно лишался его блага!” Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” 1/405, Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 21/287.
Это как раз то, что мы видим – результат ругани и проклинания правителей мусульман!
Абу Идрис аль-Хауляни говорил: “Остерегайте ругать правителя, ибо – это гибель! Поистине, ругающие их – худшие из худших!” Ибн Занджауайх в “аль-Амуаль” 1/78.
Обратите внимание на то, кем считали саляфы ругающих правителей!
Имам аль-Мунауи, в комментарии к хадису о запрещении порочить правителя мусульман, сказал: “Саляфы предостерегали от того, чтобы проклинать правителей, ибо поистине, это лишь увеличивает зло и горе для мусульман!” См. “Файдуль-Къадир” 6/499.
Многие имамы этой общины составляли даже отдельные труды и отдельные главы, в которых они приводили сообщения от саляфов о запрете ругать и порочить правителей мусульман.
Однажды Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри, который стал правителем Мекки еще в 83 году по хиджре во время хутбы сказал: “Я клянусь Аллахом, кого бы ни привели ко мне из числа тех, кто ругает своего правителя, я обязательно повелю его распять!” Ибн аль-Джаузи в “аль-Мунтазым фи тарих аль-мулюк” 6/299.
Все это указывает на серьезность и недозволенность ругани и порочения правителей мусульман!
Так пусть же каждый мусульманин, заявляющий о том, что он из ахлю-Сунна и что он саляфит, следует тому, на чем были саляфы этой общины, оставив свои страсти! А что касается того, кто зная обо всем упомянутом, продолжает порочить правителей, пусть даже они нечестивы и грешны, тот отклонился от прямого пути и ослушается Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха)!
У меня вопрос к таким людям:
Представьте, что кто-то из вас совершил какую-то мерзость или грех перед несколькими людьми, после чего кто-то из увидевших это за вами встал и на пятничной хутбе рассказал об этом, упомянув ваше имя. Скажите ради Аллаха, понравилось бы вам это?! Конечно же нет, так как это не понравится никому! А что тогда сказать об обсуждении того, кому Аллах дал власть, на глазах у всего народа за его спиной?!
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: “Люди обязаны удерживаться от обсуждения недостатков правителей мусульман, и не заниматься их порочением. Наоборот, они должны просить Аллаха укрепить правителя на истине. Поистине, в ругани правителей мусульман великое зло и вред, как для общества, так и для отдельных людей. Можно встретить такого, кто ругает правителей, но который даже не желает сделать им наставление, а это является предательством по отношению к ним!” См. “Нур аль-басаир уаль-альбаб” 66.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Гъиба запрещена и является одним из величайших грехов, и особенно она становится хуже, когда речь идет о правителях мусульман и ученых. Поистине, гъиба по отношению к правителям и ученым серьезней, чем по отношению к простым людям. Причина этого состоит в том, что гъиба на ученых умаляет достоинство знания, которое они хранят в себе и которому обучают людей. После этого люди начинают отвергать те знания, которыми они обладают и это наносит вред религии! А что касается гъиба по отношению к правителям мусульман, то оно ослабляет их влияние и люди начинают восставать против них. Когда же люди подымают бунт против правителей мусульман, то распространяется анархия”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” 1/340.
Однако молодежь, ведомая эмоциями, не понимает, что когда ученые запрещают ругать и обсуждать правителей, они это делают, заботясь о мусульманах, ибо знают тяжкие последствия всего этого, а не из-за того, чтобы угодить правителям!
Что же касается тех, кто не доволен грехами и нечестивостью правителей, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил о том, что следует делать и как поступать мусульманам в таком случае, сказав: «Наилучший джихад – это истинное слово, сказанное в лицо несправедливому правителю». ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ад-Дымьяты и шейх аль-Альбани. См. «Сахих аль-джами’» 1100.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, каким образом следует делать наставление правителю, сказав: «Пусть тот, кто хочет сделать наставление правителю, сделает это тайно, а не явно». Ахмад 3/403, Ибн Абу ‘Асым 1097. Имам аль-Хаким, шейх Ибн Баз и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Несмотря на то, что некоторые современники поступают вопреки последнему хадису, называя его слабым, его смысл подтверждается предыдущим хадисом и поступками сподвижников. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда был халифом говорил: “О люди! Поистине, у нас есть право на вас в том, чтобы вы увещевали нас тайно и помогали нам в благом!” Ханад ибн ас-Сарий в “аз-Зухд” 2/602.
Шакъикъ рассказывал: “Однажды Усаму ибн Зайда спросили: “Почему ты не заходишь к ‘Усману, чтобы поговорить с ним?!” Он сказал: “Вы хотите, что бы я рассказывал все, о чем я говорю с ним?! Клянусь Аллахом, я говорил с ним наедине и не хочу быть первым, кто раскроет то, что между нами было”. аль-Бухари 3267, Муслим 2989.
Когда Ибн ‘Аббаса спросили о наставлении правителю, он сказал: “Если ты хочешь это сделать, то сделай это так, чтобы между вами никого не было, и не сплетничай о своем имаме (правителе)!” Ибн Абу Шайба 15/74, Са’ид ибн Мансур 4/1657. Иснад достоверный.
Таковы были и слова ученых нашей уммы, которые правильно понимали религию Аллаха. Имамы Ибн ан-Нухас, ас-Синди, аш-Шаукани, Ибрахим ибн ‘Абдул-Лятыф и многие другие говорили: “Наставление правителю следует делать тайно, а не при людях”. См. «аль-Матбу’» 24/50 и “Сайлюль-джарар” 4/556, “ад-Дарару-ссания” 9/119.
Разве это не противоречит тому, как многие мусульмане восхищаются теми, кто открыто порочит и ругает правителей арабских стран на пятничных проповедях или же в своих лекциях?!
Что же касается того, как себя вести мусульманам, в случае порочности правителей, то и это шариат не оставил без внимания! Хузайфа рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «После меня появятся правители, которые будут лгать и совершать несправедливость. И тот, кто поддержит их в их лжи и поможет им в их несправедливости, тот не имеет ко мне никакого отношения и не будет подведен ко мне возле моего водоема! А тот, кто не будет поддерживать их ложь, и оказывать им помощь в несправедливости, тот имеет отношение ко мне, как и я к нему, и он будет подведен к моему водоему!» Ахмад 5/384, Ибн Аби ‘Асым 759. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса сильным, а Шу’айб аль-Арнаут сказал, что хадис достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима.
Мухаммад ибн аль-Мункадир рассказывал: “Когда дали присягу Язиду ибн Муа’уии, об этом сообщили Ибн ‘Умару, на что он сказал: «Если он будет хорошим, мы будем довольны, а если – плохим, то будем терпеть!»” Ибн Аби Заманин в “Усулю-Ссунна” 990, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 4/182. Иснад хороший.
Абу ад-Дарда говорил: “Остерегайтесь проклинать правителей! Поистине, проклинание их является гибелью, а ненависть к ним – унижением!” Ему сказали: “О Абу ад-Дарда, а что же нам делать, если мы увидим от них то, что нам не понравится?!” Он ответил: “Терпите! Поистине, когда Аллах увидит от правителей то, что вы говорите, Он избавит вас от них их смертью!” Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 1015, Ибн Занджауайх в “аль-Амуаль” 1/79.
Иснад этого сообщения достоверный. Все передатчики этого сообщения заслуживают доверия, несмотря на то, что в отношении Абуль-Йямана аль-Хаурани – одного из передатчиков этого предания, имам Ибн аль-Къаттан сказал: “Его положение неизвестно”. См. “ат-Тахзиб” 5/75.
Этого передатчика упомянул среди надежных имам Ибн Хиббан. См. “ас-Сикъат” 5/188.
И в книге «Машахир ‘уляма аль-амсар» 114 (Известные ученые городов) он нем говорится: “Он был достойным!”
Поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: “Он приемлемый передатчик”. См. “ат-Такъриб” 1/338.
Что же этого сообщения Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, то в нем содержится важнейшее наставление для исламской общины, и указание на то, как необходимо себя вести с нечестивыми и несправедливыми правителями мусульман!
Вопрос шейху Фаузану:
http://www.youtube.com/watch?v=pk4MKWDlP4Q
Уважаемый шейх, каково ваше наставление молодежи, которая обвиняет в неверии правителей этих земель (Саудии) и порочит ученых этих земель?
Ответ: Этим молодым людям следует сначала учиться, требовать знания, а когда они обучатся, то узнают, узнают истину. Такфир – это не простое дело. Такфир, то есть суждение о том, что муслим – кафир, это дело опасное. Кто сказал своему брату “О кафир”, “о фасик”, или “о враг Аллаха” в то время как это не так, то вернутся его слова к нему же. Вернется его грех к нему. Я делаю наставление этим молодым людям сначала получить знания, не спешить в делах, сидеть на собраниях посвященных знанию, чтобы могли они отличить истинное от ложного. Чтобы они знали правила такфира из Книги Аллаха, Сунны его Посланника и руководства праведных ученых первых поколений этой общины. А если мы примемся есть предводителей мусульман – ученых и правителей, то что же останется? Если мы возьмемся есть предводителей мусульман, то что же останется? Что останется мусульманам? (Ведь таким образом) мы опорочили и мусульман вообще. Опорочив предводителей мы опорочили и мусульман вообще. Мусульманин должен удостоверяться и не говорить кроме как со знанием, пониманием, мудростью. Не должен распускать свой язык без знания и (от этого) ошибаться и попадать в заблуждение. И все зло возвращается к нему самому. … он вредит только самому себе. Да.
Шейх Ибн Усеймин о правительстве Саудии:
http://www.youtube.com/watch?v=SpDtYzdNm-E
“А что касается этого правительства, то вся хвала Аллаху, как вы знаете эти земли управляются по Шариату, судьи судят по Шариату. И пост проводится, проводится хадж и уроки в мечетях. Затем то что появляется из отклонений или фитны, то зло должно быть запрещено. Затем если мы посмотрим на нашу страну, то не увидим построений на могилах, тауафа вокруг могил, бидъа суфистского или иного совершаемого открыто, а скрытое бидъа суфистское или подобное ему может быть у некоторых людей …. Если мы посмотрим на это и сравним королевство с другими государствами, то обнаружим огромную разницу. Есть в некоторых близких к нам государствах … спиртное… и кафе открыты во время рамадана… так что некоторые люди приезжают в некоторые страны и прямо в аэропорту находят девушек и парней, и их спрашивают: “вы кого выбираете парня или девушку?” … Субхана Ллах, человек должен посмотреть на то каково положение. … Это не справедливо. Говорит Аллах Великий и Могущественный: О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности.
Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Таким образом, преступником становится верующий, который выходит из подчинения правителя, подчинением которому обязал Всевышний Аллах Своих рабов; порочит его правление, обращённое на принесение пользы мусульманам и отстранение от них вреда. И появляется тот, кто порочит его тем, что его решения лишены дальновидности. И если к этому добавляется открытое противостояние и сражение с ним, то несправедливость достигает своей полноты и пика. В этой ситуации со всех мусульман требуется сражение против этой несправедливости, исходя из слов Всевышнего Аллаха «Если же одна из групп верующих покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха» (49: 9). И в этой ситуации, после того как Аллах приказал сражаться против несправедливой группы, отсиживаться в стороне, оставляя истину без помощи, не является проявлением набожности.
Итак, если бунт стал очевидным без наличия сомнений, и нет возможности мирного урегулирования, то отстранение от сражения с бунтарями противоречит тому, что приказал Аллах.
Если же есть неясность, тогда нет обязательности сражения до тех пор, пока приверженцы истины и приверженцы заблуждения не станут явными. Однако в таком положении является обязательным примирить враждующие группы, как это повелел Всевышний Аллах.
К бунтарству не относится выявление ошибочного решения правителя в том или ином вопросе, противоречащем доводам, ведь таково положение всех муджтахидов во все времена. Однако тому, для кого стала очевидной ошибка правителя, должен наставлять его так, как на это указывает хадис, в котором говорится, чтобы он взял его за руку и наедине сделал ему наставление, а не во всеуслышание, принижая его. (Ахмад 15369, Ибн Аби ‘Асым в «Ас-сунна» 1096).
И не дозволено выходить против правителей мусульман, какого бы нечестия они не достигли в своей несправедливости, пока они будут совершать пятикратную молитву, и не будут проявлять явного неверия. Хадисы, подтверждающие это, передаются множественными путями (мутауатир). Однако подчинение правителю должно быть в рамках подчинения Аллаху, и нет подчинения в ослушании Аллаха, как сказано в хадисе: «Нет подчинения творению в ослушании Творца». (Ахмад 1095, «Сахих аль-джами‘» 7520).
‘Али (да будет доволен им Аллах) был испытан тем, что ему пришлось сражаться с различного рода бунтарями. И когда исламское правление является одним, как это было во времена сподвижников, таби‘инов и их последователей, и приходит некто уже после утверждения правителя, то по Шариату его следует казнить, если только он не покается и не откажется от претендования на правление.
Если же в одно и то же время часть мусульман принесла присягу одному, а другая часть – другому, то никто из них не имеет преимущества перед другим. И тогда обладателям власти и решения следует удержать их обоих и выбрать одного, который будет лучше для мусульман, а решать это должны специалисты. (См. “Раудату-ннадия” 3/503).
Прошу Всевышнего и Всемогущего Аллаха наставить на прямой путь всех правителей мусульман и сделать их следующими пути Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=1165