بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم
Мнение о том, что женщинам запрещено водить машину – это в основном мнение ученых КСА. И они запрещают вождение женщиной машины по многим косвенным причинам, как: закрытие путей, ведущих к запретному; опасность искушения для женщин, которые имеют доступ к выезду на машине и могут впасть в различные искушения и грехи; создание опасности на дорогах из-за того, что в никъабе женщина не может толком видеть дорогу, а большинство ученых КСА считают никъаб обязательным, и т.п. причины.
Однако, если упомянутые причины, как искушение, совершение запретного и т.п. добавить к любому иному бытовому вопросу, то и он тоже станет запретным, и нет причины для конкретизации в этом вождение машины.
Данный вопрос является бытовым, и на запрет этого нет никаких доводов ни в Коране, ни в Сунне. Более того, наоборот, ясная аналогия указывает на то, что это дозволено исходя из того, что женщины во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и саляфов ездили верхом на животных, и никто не запрещал им этого.
Это вопрос бытовой, и в основе все бытовое дозволено. Поэтому я думаю, что распространение и навязывание лишь слов ученых КСА по данному вопросу мусульманкам всего мира и в частности стран неверных не есть мудрость, взяв ту же Россию. Ведь для мусульманки, например, в той же Москве лучше по нужде ездить за рулем на своей машине, нежели передвигаться в метро или автобусах, где она может быть подвержена многим опасностям.
А вообще мне кажется, что из современных ученых ответил на этот вопрос наилучшим образом шейх аль-Альбани.
Когда шейха аль-Альбани спросили: «Дозволено ли женщине ездить на машине за рулем?»
Шейх ответил: “Если женщине дозволено ездить верхом на осле, то ей дозволено ездить и за рулем”.
Присутствующие засмеялись.
Шейх аль-Альбани спросил: “Есть кто-либо, кто говорил что нельзя? Кто говорил, что нельзя ездить верхом на ишаке женщинам?! Нет, никто так не говорил!”
Спрашивающий: «Шейх наш, а разве нет разницы между вождением и сидением верхом?!»
Шейх аль-Альбани: “А где она больше прикрыта?!”
Спрашивающий: «Верхом».
Шейх аль-Альбани: «Что?! Верхом на животном или на машине?!»
Спрашивающий: «Верхом на осле!»
Шейх аль-Альбани: “На осле женщина закрыта больше?! Да поведет тебя Аллах по прямому пути!”
Сказав это, шейх засмеялся. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 621.
Да смилуется Всевышний Аллах над шейхом аль-Альбани, сколько сердец радовало сидение в его кругу, сколько пользы они принесли для людей и сколько невежд они делали знающими!
Спросили шейха Мукбиля ибн Хади: «Дозволено ли женщине водить машину внутри своего города для решения важных дел? Учитывая, что женщины на улице могут быть подвержены опасности и вреду».
Шейх Мукъбиль ответил: “Если женщина является праведной, и если расстояние, которое она преодолевает на машине, не является тем, что именуется сафаром (путём), а также нет для неё опасения искушения, так как машина облегчает вопрос впадения в нечестие, если женщина праведная и надёжная, но мало из них таковых, тогда нет в этом проблем”. См. “Гъарра аль-ашрита” 190.
Также шейх ‘Али Фаркус, отвечая на вопрос о дозволенности вождения женщиной машины, сказал: “Основа заключается в том, что вождение машины и любого транспортного средства, является дозволенным будь то для мужчин или женщин. Ведь основа в бытовых вопросах – это дозволенность. Езда на верховых животных было деянием, узаконенным для обоих полов в первые века Ислама. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, женщины сестры мужчин». Абу Дауд 236, ат-Тирмизи 113. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2863.
Т.е. женщины и мужчины равнозначны в ахкамах (законоположениях). Также это усиливает то, о чем сообщил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) относительно будущего Ислама и его распространения, когда он сказал ‘Ади ибн Хатиму, да будет доволен им Аллах: «Если ты проживешь долго, то увидишь, как женщина в паланкине на верблюде будет ехать из Хиры и совершать обход вокруг Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха!» аль-Бухари 3595.
Таково постановление относительно вождения машины женщиной и изучение этого ею.
Однако, если ты знаешь о том, что вождение машины женщиной приведет к запретным и пагубным вещам, как снятие хиджаба, обнажение ‘аурата, совместное пребывании с посторонними мужчинами, порча общества, подвергание женщины различному вреду, тогда это становится запретным исходя из закрытия путей, ведущих к хараму (садд аз-зари’а) и охраняя религию женщины и ее почет…”. См. “Фатауа аль-мара” № 553.
Быть может есть еще и другие слова ученых, считавших это дозволенным, я просто не встречал. Но и упомянутого достаточно. Если нам стал известен факт разногласия ученых в том или ином вопросе, то необходимо возвращаться к их доводам. А доводы у них одни – это опасность искушения и фитны, тогда как и дозволявшие в основе вождение машины женщиной ученые тоже при таких случаях запрещали это. Но как нам стало ясно, основа в этом вопросе – дозволенность, если женщина из числа надежных и праведных, и не выезжает за пределы города, и лишь по нужде.
А что касается тех, кто пытался оспорить аналогию шейха аль-Альбани между верховой ездой женщины и вождением ею машины, то это не выдерживает простой критики. Эта аналогия весьма сильна, к тому же, как сказал шейх, ведь женщину верхом на животном видно больше, нежели в машине. Более того, будучи верхом она слышит все вокруг себя и ее можно окликнуть, заговорить с ней, даже напасть и т.п. Тогда как в машине женщина закрыта больше, а при даже слегка затемненных стеклах ее практически вообще не видно, плюс при закрытых окнах она и не слышит никого, и вероятность нападения мала.
А что касается конкретизации некоторыми шейхами, что в хадисах не говорится, что женщины во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ездили верхом на животных в одиночку, и что они сидели на них, но животное везли за поводья их махрамы, то это утверждение вызывает сомнение. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщины племени къурайш являются лучшими из женщин, которые сидели на верблюдах. Они проявляют наибольшую доброту к детям и лучше всех следят за имуществом мужа». аль-Бухари 3434, Муслим 2527.
Сообщается от Абу Барзы (да будет доволен им Аллах), что однажды, какая-то рабыня, сидевшая на верблюдице, на которой была также и поклажа людей, сказала: “О Аллах, прокляни ее!”, – имея в виду верблюдицу. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ехавший рядом, сказал: «Верблюдица, на которую пало проклятие, не должна идти вместе с нами». Муслим 2596.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, верблюд, на котором ехала Сафийя ослаб, а у Зайнаб было лишнее верховое животное. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Зайнаб: «Отдай ей верблюда». Она ответила: “Чтобы я дала этой иудейке?!” За это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разгневался на нее и не общался с ней весь месяц зуль-хиджжа, мухаррам и часть сафара”. Абу Дауд 4602. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “Сахих ат-таргъиб” 2835.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что перед тем, как отправиться в путь, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) бросал жребий между своими женами (кого взять с собой). И однажды право сопровождать его по жребию получили ‘Аиша и Хафса, которые и двинулись с ним в путь. Когда наступала ночь, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ехал вместе с ‘Аишей и разговаривал с ней. Тогда Хафса сказала ‘Аише: “Не сядешь ли ты сегодня ночью на моего верблюда, а я сяду на твоего, и мы посмотрим, что будет”. ‘Аиша сказала: “Хорошо”, и села на верблюда Хафсы, Хафса же села на верблюда ‘Аиши. После, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подъехал к верблюду ‘Аиши, на котором сидела Хафса, произнес слова приветствия и стал ехать рядом с ней, пока они не остановились (на отдых). Потеряв Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из виду, ‘Аиша стала ревновать. А когда они остановились, она принялась совать ногу в душистый тростник, восклицая: “О Господь, сделай так, чтобы меня ужалил скорпион или змея, ведь он – Твой Посланник, и я ничего не могу сказать ему!” Муслим 2445.
Сууейд ибн Гъафаля рассказывал: “Как-то человек из числа зиммиев (неверных, проживающих на территориях мусульман в договоре) ткнул женщину, которая находилось верхом на животном. Она не упала, и тогда он скинул ее и стал с ней бороться. Он снял с нее одежду и уселся, чтобы изнасиловать ее. Когда же об этом дошло до ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) и был предоставлен довод на его вину, ‘Умар велел распять его, а после этого сказал другим из их числа: «Не ради такого мы заключали с вами перемирие!»” Ибн Аби Шейба 11/85, ‘Абдур-Раззакъ 6/114, аль-Байхакъи 9/11. Шейх аль-Альбани назвал сообщение хорошим. См. “аль-Ируа” 1278.
Во всем упомянутом ясное указание и довод на то, что женщины времен Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников ездили верхом на животных и в одиночку. А последняя история с ‘Умаром ясно указывает на то, что они ездили и без сопровождения, по причине чего неверный и попытался изнасиловать ту женщину. И кстати, будь эта женщина в машине, а не на верховом животном, вряд ли бы ее можно было скинуть и попытаться изнасиловать!
Для большей пользы хотелось бы привести также и другой диалог шейха аль-Альбани по теме вождения женщиной машины:
Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли женщине ездить на машине за рулем?»
Шейх в ответ спрашивает: “А дозволено ли женщине ехать на ишаке?”
Присутствующие смеются.
Шейх аль-Альбани снова повторяет свой вопрос: “Извиняюсь, так дозволено ли женщине ехать на ишаке?”
Спрашивающий: «Дозволено. Но даже в одиночку?»
Шейх аль-Альбани в ответ спрашивает: “А дозволено ли ей в одиночку ехать на ишаке?!”
Присутствующие снова смеются в этот раз вместе с шейхом.
Спрашивающий: «Хорошо, но что если вдруг у машины прокололось колесо или она заглохла, придут парни…».
Шейх аль-Альбани перебивает: “А вдруг она упадет с ишака?”
Шейх смеется, а затем говорит: “На тебя повлияли фатауа джама’ата оттуда (КСА). Ты имеешь оправдание, и мы не закрываем глаза на то, откуда ты пришел. И те вероятности, о которых ты говоришь, которые могут произойти с машиной, могут случится с ишаком еще больше и больше. Эти взгляды (запрещающие), причина их – местность и определенный край, а не взгляд шариатский и правильного фикъха”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 654.
Этого же мнения придерживаются и ученики шейха аль-Альбани, что женщина в основе имеет право ездить на машине в одиночку, если она в своем городе, выехала по нужде и нет опасения фитны.
Одним словом, кто в этом вопросе выберет мнение запрещающих ученых, или даже выбрал мнение дозволяющих, но сам не разрешает своей жене или дочери водить машину по каким-то причинам, будь то не доверяет, считает зазорным, не принято в его народе и т.п., то это его полное право. Однако пусть не выносит порицание другим мусульманкам и их опекунам, которые выбрали иное мнение в данном вопросе, учитывая что нет никакого довода на запрет!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается обычаев, то это то, что совершают люди из числа мирских вещей, в которых они нуждаются. Основа в этом то, что не является это запретным. И не запрещается в этом ничего, кроме того, что сделал запретным Всевышний и Всемогущий Аллах!” См. “Маджму’уль-фатауа” 29/16.
И следует понимать, что положение того или иного бытового вопроса может сильно различаться в зависимости от времени или местности.
Шейх Машхур о вождении машины женщиной. С примерами вопросов о восстании и курении.
“Пришло несколько вопросов о правовом положении управления женщиной автомобилем. В “Сахихе” Бухари (хадис): “Лучшие наездницы верблюдов – женщины из Курайш”. Теперь: в каком случае женщина более укрыта (от посторонних взглядов)? Когда она на верблюде, или когда в машине? В каком случае женщина более укрыта: когда она на верблюде, или когда в машине? А? Клянусь Аллахом, когда она в машине, то более укрыта. Она более укрыта, чем когда садится на верблюда. И если женщина садится в машину и использует ее для каких-то ее нужд, то это легче, чем если бы она седлала верблюда. И вот Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: “Лучшие из женщин – женщины курайшитов, они ездят на верблюдах”.
Эти вопросы возвращаются к обладателям власти и их постановлениям. Эти вопросы возвращаются к установлению норм правопорядка и тем, в чьих это полномочиях. Если обладатели власти разрешают, то разрешено, если препятствуют, то следует воздержаться. И в том, что касается запрещения и разрешения, обязанностью является изучение пользы и вреда и того, когда польза превышает вред. И быть может в одной стране будет определен перевес пользы, и быть может в другой стране будет определен перевес вреда. Или может быть в одно время для нас станет очевидным вред этого, а в другое время окажется, что данный вредный эффект уже исчез. Или может быть так, что соотношение пользы и вреда нарушилось и если раньше польза была преобладающей, то теперь она оказалась в меньшинстве. И наоборот. Таким образом правовое положение может изменяться. И их изменение не является противоречием, изъяном или недостатком. Ни изъяном, ни недостатком. Правовед учитывает состояние полезного эффекта. Правовед учитывает состояние соотношения пользы и вреда. Как бы ни изменились польза и вред…
Например, правитель кафир правит мусульманским народом. Каково положение восстания против него? Восстания против правителя, который является кафиром? Не мусульманин в основе. Какой-нибудь христианин или нусайрит… Какой-нибудь кафир, друз, например, правит мусульманским народом. – Восстание против него запрещено, если последствия этого будут дурными. А если они будут положительными – разрешено восставать. Повлечет полезный эффект – восстание разрешено. Вредный – не разрешено. Правовое положение зависит от состояния пользы и вреда. – В то время как против правителя-мусульманина запрещено восставать, каким бы он ни был. Против правителя-мусульманина запрещено восставать, каким бы он ни был. Однако, что касается правителя-кафира, который правит мусульманским народом, то восстание против него связано с чем? С оценкой соотношения пользы и вреда. И это соотношение пользы и вреда может отличаться от страны к стране и от времени к времени. И то, что мы оцениваем полезный эффект как подавляющий или подавленный, называется у обладателей знания: “Изменение времени и периода, а не изменение довода и доказательства”. Это изменение называется изменение времени и периода, а не довода и доказательства.
Вот курение. У Аш-Шаукани есть книга, называется “Ар-Расаиль ас-саляфия”. Спросили имама Аш-Шаукани, умершего в 1250 г.х., о курении табака, и он ответил, что это разрешено. В книге “Маджмуа ар-расаиль ас-саляфия” имама Аш-Шаукани ему задали вопрос о курении табака, и он ответил, что это разрешено. В их время табак назывался “королевское растение”, и его использовали как клизму против червей, которые водятся в кишечнике. Затем, когда появился Аль-Мубаракфури, который был врачом. Аль-Мубаракфури был глазным врачом и имел познания в медицине. Это автор “Тухфат аль-ахвази шарх Джами’ Ат-Тирмизи”. И в разделе “Одеяния” он привел слова Аш-Шаукани и опроверг их. Сказал, что он (Аш-Шаукани) ошибся, так как считал, что польза от курения преобладает над вредом. Польза преобладает. Но сейчас стало ясно, что вреда от этого больше чем пользы.
А что касается этого нашего времени, то все здравомыслящие люди в этом мире и врачи говорят, что курение вредно, наносит вред. И поэтому сейчас нет споров о запретности курения. Сейчас нет споров о запретности курения. Медицина подтвердила, и все, с этим покончено. Британия сейчас в числе первых стран разграничила аэропорт на секции для курящих и не курящих. Британия и другие страны. Европейцы ведут борьбу против курения, к сожалению, больше чем мы”.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=236