С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Языковое значение слова «аль-люкъата» (находка):
Файруз Абади сказал: “То, что было подобрано с земли, является находкой”. См. “Къамус аль-мухит” 2/235.
Шариатское определение слова «находка»
Хафиз аль-Хатыб аш-Ширбини сказал: “Находка – это найденная вещь, владельца которой не знает нашедший. Основой в данном вопросе, до единогласного мнения, являются аяты Корана, побуждающие к благочестию и взаимопомощи, так как в сохранении данной находки и возвращению ее владельцу, проявляется благочестие и взаимопомощь. И на это указывают хадисы, как например хадис Муслима: «Аллах не перестает помогать Своему рабу до тех пор, пока тот не перестает помогать своему брату»”. См. «аль-Икъна’» 1/160.
Можно, обязательно или же нежелательно подбирать найденную вещь?
Зайд ибн Халид аль-Джухани рассказывал, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и спросил: “Как следует поступить с находкой?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течении одного года. Если владелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему, если же нет, то может распоряжаться ею по собственному усмотрению». Тот спросил: “А как следует поступить с заблудившейся овцой?” Он сказал: «Она может достаться либо тебе, либо твоему брату (хозяину), либо волку». Затем тот спросил: “А как следует поступить с заблудившимся верблюдом?” Он разгневался так, что его щеки стали красными и сказал: «А какое тебе дело до заблудившегося верблюда? У него есть желудок и копыта, и он будет пить воду, есть деревья и бродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
Имам аль-Касани сказал: “Что касается положения находки, то у нее имеется два положения: Первое положение связано с моментом до ее поднятия, а второе после ее поднятия. Что же касается положения до ее поднятия, то это различается в зависимости от положения. Может быть так, что поднять находку будет желательным, может быть просто дозволенным, а может быть даже и запретным!” См. «Бадаи’ ас-санаи’» 6/200.
В приведенном выше хадисе указание на то, что потерянного верблюда нельзя брать!
‘Абдур-Рахман ибн ‘Усман ат-Тайми рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил подбирать то, что потерял паломник”. Муслим 1724.
В этом хадисе речь идет о том, кто желает это себе присвоить, и это разъясняет хадис, который передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Мекка является священной территорией, где нельзя ни срезать колючки, ни вырубать деревья, ни поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке». аль-Бухари 112.
Имам ас-Сархаси говорил: “В отношении того человека, который нашел находку, есть разногласия. Некоторые, на кого повлияла философия, говорят, что не разрешается ему подобрать находку, так как он возьмет имущество без разрешения его хозяина, а это по шариату запретно и поэтому так же как ему не разрешено брать чужое имущество без разрешения его хозяина, ему не разрешается подбирать и находку. Некоторые же таби’ины говорили, что можно подобрать находку, однако если оставить ее, то это будет лучше, поскольку ее хозяин будет искать ее именно в том месте, где потерял ее. Поэтому если он оставит ее на месте, то ее хозяин может найти ее в том месте, в котором он потерял ее, тогда как сам нашедший не может гарантировать себе то, что он не захочет присвоить находку себе, после того как поднимет ее. Т.е. он подвергнет себя искушению. Мазхабом же наших ученых и факъихов (ханафитов) в данном вопросе является то, что подобрать лучше, чем оставить, так как нет гарантии, что если он оставит ее на месте, не придет другой человек и не присвоит ее себе”. См. “аль-Мабсут” 13/22.
На самом же деле о том, что любую находку лучше не подбирать говорили и некоторые саляфы.
Имам аль-Баджи аль-Малики сказал: “Передал ан-Нафи’, что Ибн ‘Умар проходил мимо находки и не подбирал ее. Так же пришло от имама Малика, сказавшего: «Если он найдет, то лучше будет, чтобы он оставил ее, если только это не ценная вещь». Становится ясным, что если вещь ценная и есть опасность того, что она потеряется, то лучше подобрать ее и хранить до тех пор, пока не появится ее хозяин, чтоб вернуть ее ему”. См. “аль-Мунтакъа” 4/66.
Также порицание подбирания находки передается от Ибн ‘Аббаса, о чем говорим имам Ибн Рушд. См. “Бидаятуль-мужтахид” 2/247.
Те имамы, которые говорили о том, что лучше не брать находку мусульманина, опирались на хадис: «Потерянное мусульманином – это Адское пламя!» Ахмад 5/80, ат-Таялиси 1410, ад-Дарими 2/266. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 5/92, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 620.
Имам ан-Науауи говорил: “Имам аль-Музани сказал, что лучше будет подобрать находку, так же сказано в «аль-Умм»: “Не разрешается ее оставить”. Наши сторонники (шафииты) высказали два мнения по данному вопросу. Одно из них: что находка – это амана и поэтому не обязательно ее поднимать. Второе мнение: обязательно поднять, как передается от ибн Мас’уда, что посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Неприкосновенность имущества мусульманина подобна неприкосновенности его крови». Поэтому если он опасается за самого себя, то он обязан беречь себя, и так же обстоит и с имуществом. Абу ‘Аббас, Абу Исхакъ и другие говорили, что если он нашел ее в безопасном месте, где проживают достойные доверия люди, то не является обязательным для него подобрать находку”. См. «аль-Мажму’» 15/250.
Исходя из всего изложенного, следует, что подбирать находку можно, поскольку во многих хадисах упоминается о том, что сподвижники приходили к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спрашивали о найденной вещи, и никого он не порицал за подбирание этого. Что касается того: «что лучше, поднять или оставить?», то человек имеет право выбора, и это зависит от найденной вещи. Если эта вещь является важной для потерявшего ее, как крупная сумма, важные документы и т.п., то лучше поднять и найти хозяина. Если же человек слаб и опасается, что может присвоить находку, не поискав даже хозяина, то лучше для него ее не брать!
Что следует делать с находкой?
Зайд ибн Халид аль-Джухани передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто скрыл потерянную вещь, впал в заблуждение, пока не объявит о находке!» Муслим 1725.
Ученые разошлись о значении слова «далля» в данном хадисе. Они сказали, что речь идет о потерянной вещи, а другие сказали, что речь идет о потерянном животном, и в частности о верблюде, и в таком случае хадис будет звучать так: «Тот, кто скрыл потерянную верблюдицу, впал в заблуждение, пока не объявит о находке!»
Имам аль-Хаттаби сказал: “Это сообщение никак не противоречит тем сообщениям, которые разрешают подбирать находку, поскольку слово «заблудшее» никак не подходит к динарам и дирхемам и прочим ценностям! Это слово используется только для животного, которое заблудилось, как верблюд, корова, птица и т.п. И поэтому если человеку попадется заблудшее животное, ему не разрешается взять его себе при условии, что это животное может защищать себя и жить само по себе!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 4/122.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубуракфури сказал: “В этом хадисе указание на то, что нельзя подбирать находку с целью присвоить ее себе! Поистине, присвоить что-то можно только после одобрения этого Законодателем (Аллахом), если не найдется ее хозяин”. См. “Миннатуль-мун’им” 3/166.
Передается со слов ‘Ийяда ибн Химара, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто нашел утерянную кем-то вещь, пусть призовет в свидетели двух справедливых мужчин и запомнит, в чем находилась найденная вещь и чем она была перевязана. Он не должен скрывать ее или прятать, и если объявится владелец утерянной вещи, то он имеет больше прав на нее! Если же нет (не объявится хозяин), то это все равно имущество Аллаха, которое Он дарует, кому пожелает». Ахмад 4/161, Абу Дауд 1709, Ибн Маджах 2505. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, аз-Заркаши и аль-Альбани.
В этом хадисе указание на то, что следует призывать благочестивых свидетелей при нахождении ценной вещи. Ученые разошлись в необходимости свидетелей для находки. Одни считали, что это не является обязательным, так как в других достоверных хадисах об этом не упоминается, а если данный хадис и достоверный, говорили они, то он указывает на желательность этого, а не обязательность. Однако другие имамы сказали, что если этот хадис достоверный, то необходимо жить по нему и призывать свидетелей при находке, и это не противоречит тем хадисам, в которых не упоминается о свидетелях! Передав эти мнения ученых, имам ас-Сан’ани сказал: “И это мнение (необходимость свидетелей) является истинной”. См. “Субулю-Ссалям” 5/251.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течении одного года». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
В этом и подобных хадисах указание на то, что искать хозяина и объявлять о находке следует год.
Однако есть хадис, в котором речь идет о трех годах, как это передается в хадисе Убай ибн Ка‘ба, который рассказывал: “Однажды я нашел кошелек с сотней динаров и принес его к пророку (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Объявляй об этом в течение года». И я объявлял об этом целый год, но не нашел никого, кто признал бы его своим, а потом снова принес его к пророку (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Объявляй об этом год». И я объявлял об этом еще один год, но так и не нашел никого, кто признал бы его своим. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять сказал: «Объявляй об этом год». Я опять не нашел никого, после чего я снова принес его ему, и он сказал: «Сохрани кошелек, веревочку от него, и пересчитай деньги, и если его хозяин придет, верни ему кошелек, а если нет, можешь пользоваться этими деньгами»”. аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
Имамы высказывали различные мнения относительно этого хадиса. Например, имам Ибн аль-Джаузи считал, что упоминание того, что Убай приходил и спрашивал о находке в течении трех лет, является ошибкой передатчика, поскольку в одной из версий этого хадиса упоминается два года, а в другой версии, что приводит имам ат-Таялиси сказано, что передатчик Саляма говорит: “Я не помню, три года или год”. Поэтому имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Я считаю, что Саляма ошибся, и точно известно про объявление о находке в течении года! И нельзя брать то, в чем есть сомнение”. См. “Кашф аль-мушкиль” 2/64.
Однако хафиз Ибн Хаджар не согласился с таким мнением и сказал, что без сомнения передатчика с упоминанием трех лет передается в версии имама Муслима.
Другие же ученые сказали, что мнение об объявлении пропажи в течение трех лет, является отклоненным от мнения факъихов (шазз), как это сказал имам аль-Мауарди. См. “аль-Хауи” 8/12.
Хафиз аль-Мунзири говорил: “Никто из имамов не говорил о том, что о находке нужно объявлять в течении трех лет, кроме того, что передается от ‘Умара”. См. “Фатхуль-Бари” 5/80.
Но даже от самого ‘Умара ибн аль-Хаттаба имам Ибн аль-Мунзир передал четыре мнения: объявление в течении трех лет, года, трех месяцев и трех дней. См. “аль-Ишраф” 1/280.
Поэтому наилучшим мнением является то, о чем передал хафиз Ибн Хаджар, что срок объявления о находке зависит от ее ценности. И он говорил: “Некоторые объединили этот хадис и хадис Зайд ибн Халида (в котором упоминается о годе) и сказали, что нет разногласия в том, что меньше года нельзя объявлять о пропаже, а хадис Убайя указывает на желательность увеличения набожности (и срока объявления) прежде, чем присвоить находку”. См. “Фатхуль-Бари” 5/80.
Таким образом, объявлять о находке год является обязательным, а больше – желательным, в зависимости от ценности найденной вещи.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сохрани кошелек, веревочку от него, и пересчитай деньги». аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
Также он сказал: «Посмотри, в чем она (находка) находится и чем завязана». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
Къады ‘Ийяд об этих словах сказал: “В этом указание на сохранение этих вещей и сокрытии этого, поскольку если об этом узнают, то на эту находку могут претендовать не ее хозяева! По этой причине ученые говорили: «Следует не описывать потерянное людям и не показывать и не называть ее по имени. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Объяви о ней», и не сказал: «Показывай ее»”. См. “аль-Икмаль” 6/10.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Если придет хозяин находки и опишет ее, то ему необходимо ее вернуть”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/329.
Является ли обязательным объявлять в течении года о любой находке?
Анас рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) прошел мимо фиников, которые лежали на дороге, и сказал: «Если бы я не опасался того, что это окажется пожертвованием, то непременно съел бы их»”. аль-Бухари 2431, Муслим 1071.
Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “Однажды ‘Али ибн Аби Талиб нашел один динар и принес его Фатиме. Когда же она спросила об этом у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «Это удел от Аллаха». И на этот динар поели посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ‘Али и Фатима. Когда же впоследствии пришла женщина, объявлявшая о потери динара, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О ‘Али, верни ей динар!»” Абу Дауд 1714. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Имам ан-Науауи говорил: “Что касается фиников или недорогого имущества, то не является обязательным объявлять о находке этого. И нашедшему разрешается съесть это и распоряжаться этим как пожелает, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) оставил финики, опасаясь, что они из числа садакъа (поскольку садакъа была для него запрещена), а не потому что это потерянное. И в этом есть единогласное решение, и наши сторонники (шафииты) объяснили это тем, что обычно владелец не ищет такую вещь и вообще не нуждается в ней”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/135.
Имам ас-Сархаси сказал: “Находка бывает двух видов. Первый вид – когда известно, что ее владелец не будет ее искать, как кожура граната или листья. Второй – когда известно, что хозяин будет ее искать. Что касается первого вида, то ему разрешается подобрать это и использовать в своих нуждах, если только не объявится хозяин и найдет потерянное у него в руке, в таком случае ему разрешается забрать это”. См. “аль-Мабсут” 13/22.
Къады ‘Ийяд и хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорили, что не обязательно объявлять о находке таких вещей, как кнут, веревка, сандалии, поскольку люди не будут это искать и это из числа таких вещей, хозяева которых оставляют спокойно, как и финики или немного еды. См. “аль-Икмаль” 6/11, “аль-Истизкар” 22/336.
Имам Ибн Къудама сказал: “Мы не знаем разногласий среди ученых относительно дозволенности взять простую вещь и использовать ее”. См. “аль-Мугъни” 6/16.
Но некоторые имамы говорили, что если даже вещь незначительная, то и о ней следует объявлять, но не в течение года, а в течение трех дней. И при этом они опирались на следующий хадис: «Кто нашел небольшую находку, как веревка, один дирхам и т.п., то пусть объявляет о ней в течении трех дней. Если же эта вещь немного ценнее, то пусть объявляет шесть дней». Ахмад 4/173, ат-Табарани 700.
Однако данный хадис является слабым. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/169.
В этом хадисе передатчик по имени ‘Умар ибн ‘Абдуллах ас-Сакъафи, который является слабым без разногласий. См. “аль-Камиль” 5/1692, “аль-Маджрухин” 2/91, “ат-Такъриб” 2/59.
Спросили шейха Ибн База: «Я нашел в Мекке от десяти до пятнадцати риалов, каково постановление относительно них?» Шейх ответил: “У незначительной находки, нет ценности. Если объявить о ней, то нет проблем. Если съесть это самому, тоже не проблема. И если сделать садакъа на это, также нет проблем, поскольку незначительная находка не нуждается в объявлении. Например, десять риалов, двадцать, тридцать и т.п. У такой находки в наше время нет ценности”. См. “Фатауа Ибн Баз” 19/441.
Однако следует отметить, что в подобных ситуациях весьма похвально учитывать такой факт, как время и место. Ведь какая-то простая и дешевая вещь может быть ценной у бедного народа, владелец которой будет ее искать.
Что следует делать с находкой после года объявления о ней?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если хозяин находки придет, верни ему кошелек, а если нет, можешь пользоваться этими деньгами». аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если же хозяин не объявится, то это все равно имущество Аллаха, которое Он дарует, кому пожелает». Ахмад 4/161, Абу Дауд 1709, Ибн Маджах 2505. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан и аль-Альбани.
Таким образом, если в течение года хозяин утерянной вещи не появился, то дозволенно использовать и тратить на себя находку. Однако имам аль-Ауза’и считал, что если речь идет о крупной сумме, то ее следует отдать в казну мусульман. Имам аш-Шаукани сказал: “Опираясь на этот хадис, некоторые ученые сказали, что нашедший находку становится ее владельцем после того, как будет объявлять о ней год. И так говорил Абу Ханифа, однако он поставил условие, чтобы нашедший был нищим, и также сказали хадауиты. Они говорили, что в этом хадисе сказано: «это имущество Аллаха», а то, что приписано Аллаху, следует расходовать на тех, кто заслуживает садакъа. Большинство же ученых говорили, что после объявления года о находке, человек может расходовать ее на себя, независимо от того, богатый он или бедный. При этом они опирались на обобщенные тексты, включающие в себя как богатого, так и бедного, как: «Используй это», «Расходуй это», «Это для тебя» и т.п. И они ответили на заявление о том, что причисление этого имущество к Аллаху указывает на то, что оно может быть расходовано только на нуждающихся, тем, что нет в этом доказательства на такой вывод, поскольку любая вещь причисляется к Аллаху!” См. “Найлюль-аутар” 11/140.
Также имам аш-Шаукани сказал: “Ученые разошлись относительно того, кто стал тратить находку после того, как год объявлял о ней, после чего пришел ее владелец: должен ли он вернуть ему это или нет? Большинство ученых считало, что он обязан вернуть ему, если осталась большая часть, или же заменить чем-то, если все истратил”. См. “Найлюль-аутар” 11/148.
Шейх Салих аль-Фаузан, разъясняя положения, связанные с находкой, говорил: “Находка – это имущество, которое потерял хозяин. Эта религия единобожия (Ислам) пришла для сохранения и почитания имущества мусульманина, к чему также относится и находка. Находка имеет три положения:
Первое положение: Вещь, в которой не нуждаются простые люди, как кнут, лепешка, плод какого-то дерева или палка. Такую вещь можно подобрать и использовать в своих нуждах, на что указывает хадис Джабира, сказавшего: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешил подбирать палку, кнут и веревку”. Абу Дауд 1717.
Второе положение: Животные, на которых не могут охотиться небольшие дикие звери из-за их большого размера, как верблюд, лошадь, корова. Либо те животные, которые умеют летать. Или же те животные, которые умеют быстро бегать, как газель. Либо такие животные, которые могут защитить самих себя, как леопард и т.п. Эти виды животных не разрешается забирать и неразрешено ему это даже с намерением дать объявление о них. Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о потерявшейся верблюдице, он сказал: «А какое тебе дело до заблудившегося верблюда? У него есть желудок и копыта, и он будет пить воду, есть деревья и бродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
‘Умар говорил: «Кто возьмет заблудшую, тот впал в заблуждение», т.е. совершил ошибку. Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) повелел оставлять ее, так как она сама себя поит. К этому также относятся и большие предметы из железа, дерева и то, что может храниться само по себе, поэтому нельзя это переносить или брать.
Третье положение: Находка из других видов имущества, как деньги, и такие животные, как овцы, молодые верблюды, на которых могут охотиться мелкие хищные звери. Этот вид дозволяется подобрать. Эти животные бываю трех видов:
Первый вид: Те животные, которых употребляют в пищу, как овца, курица и т.п. Человек, который подобрал их, обязан тремя вещами:
Первое: Съесть ее и вернуть ее стоимость, если объявится ее хозяин.
Второе: Продать ее и хранить данную сумму для того чтобы вернуть это хозяину, если он появится и опишет утерянную вещь.
Третье: Хранить ее, и кормить из своего имущества до тех пор, пока не появится ее хозяин, который должен вернуть те деньги, которые потратил хранящий на кормление этой овцы. Когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “А как следует поступить с заблудившейся овцой?” Он сказал: «Она может достаться либо тебе, либо твоему брату, либо волку». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
Смысл данного хадиса заключается в том, что это животное слабое может подвергнуться нападению, либо ты его заберешь, либо кто-то другой, либо его съест волк. Ибн аль-Къайим объясняя данный хадис, сказал: «В этом хадисе прямое указание на дозволенность забрать потерянную овцу и что если у овцы не объявится ее хозяин, то она переходит к имуществу того, кто взял ее. Ему дается три выбора: либо съесть ее и вернуть ее стоимость, если объявится хозяин; либо продать и хранить сумму, вырученную за нее до тех пор, пока не объявится хозяин; либо оставить ее у себя. И ученые единогласны в том, что если объявится хозяин до того, как подобравший съест ее, то он имеет право забрать ее».
Второй вид: Те вещи, в которых есть опасность, что они испортятся, как арбуз, и т.п. фрукты. Нашедшему их необходимо поступить с ними таким образом, что бы принести как можно больше пользы ее хозяину, либо съесть его, а потом вернуть цену хозяину; либо продать ее и сохранить деньги, вырученные с этого, чтобы вернуть это хозяину.
Третий вид: Все остальное имущество, которое не входит выше перечисленные пункты, как деньги, или посуда, эти вещи необходимо хранить и объявлять о них.
Не разрешается подбирать какую-либо находку, если только человек не уверен за самого себя, что не присвоит ее себе, и обязательно будет давать объявление о ней. Зайд ибн Халид аль-Джухани рассказывал, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и спросил: “Как следует поступить с находкой?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем объявляй о ней в течении одного года. Если владелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему, если же нет, то может распоряжаться ею по собственному усмотрению». Тот спросил: “А как следует поступить с заблудившейся овцой?” Он сказал: «Она может достаться либо тебе, либо твоему брату (хозяину), либо волку». Затем тот спросил: “А как следует поступить с заблудившимся верблюдом?” пророк (мир ему и благословение Аллаха) разгневался так, что покраснели его щеки и сказал: «А какое тебе дело до заблудившегося верблюда? У него есть желудок и копыта, и он будет пить воду, есть деревья и бродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
Смысл слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «затем объявляй о ней в течении одного года», т.е. давай объявление о ней в людных местах, как рынки, двери мечетей и вообще там, где собираются люди. В течении года в первые дни нужно давать объявление каждый день, так как вероятность того, что появится ее хозяин в эти дни больше. Через неделю он уже дает объявление по мере сбора людей в каком-либо месте. Данное объявление использовалось раньше, и если человек будет использовать современные виды объявлений (газеты, телевидение и т.п.), то нет проблем, главное – это дать объявление. Данный хадис указывает на обязательность объявления о находке.
В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Посмотри, в чем она находится и чем завязана» указание на обязательность запомнить описание находки при объявлении, до тех пор, пока не придет ее хозяин и не опишет ее точными описаниями, и тогда они возвращаются ему. Если же его описания различны, то не разрешено возвращать их ему.
В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «после чего можешь пользоваться этим» указание на то, что нашедший ее может пользоваться ими после того как прошел год, и он давал объявление о ней. Но он не должен пользоваться находкой до тех пор, пока не запомнит ее описание, чтоб если пришел ее хозяин по истечению года, вернуть ему ее. Как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Если владелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему»
Стало ясно, что тот, кто подобрал находку, обязан следующими вещами:
Первое: Если он нашел ее, то не должен ее брать, кроме как если уверен в себе, что не присвоит ее и будет хранить ее и давать объявление о ней. А тот, кто не уверен в себе, то ему не разрешается подбирать ее, и он подобен вору, так как он взял имущество чужого человека, которое ему нельзя брать.
Второе: До того, как ее взять ему необходимо точно запомнить ее описания: какой кошелек, сколько денег в нем было, в каком пакете они были, или завернуты в тряпку, т.е. необходимо тщательно запомнить описания находки. Это приказ пророка (мир ему и благословение Аллаха), а приказ указывает на обязательность (уаджиб).
Третье: Необходимо делать объявление в течении года, в первую неделю нужно давать объявлении каждый день, а далее как обычно говоря: «Кто потерял такую-то вещь» и тому подобное, объявляя в людных местах, как рынки или около дверей мечетей во время намазов. Однако нельзя делать объявления в самих мечетях, так как мечети не были построены для этого. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы услышите, как кто-то возвещает в мечети о пропаже, то скажите ему: “Пусть Аллах не вернет тебе потерянное!” – ибо не для этого были построены мечети!»
Четвертое: Если пришел хозяин находки и описал ее описание, то обязательно вернуть ему ее, не требуя от него клятвы, как это приказал пророк (мир ему и благословение Аллаха), поскольку описание потерянной вещи заменяет клятву, и описание будет лучше, чем клятва. Если же пришедший не сможет описать находку, то ему не отдается данная вещь, так как это доверенная вещь в его руках, поэтому нельзя отдавать ее тому, кто не смог доказать, что эта вещь принадлежит ему.
Пятое: Если не объявится ее хозяин по прошествии года, то эта вещь становится собственностью того, кто ее нашел. Но прежде чем распоряжаться ею в собственных интересах, необходимо запомнить ее описания, так как если придет ее хозяин и опишет ее верно, то необходимо ее вернуть ему, если она все еще будет в руках того, кто нашел. А если же к этому времени ее уже не будет, то следует вернуть подобное этой находке.
Шестое: Ученые разошлись относительно находки на территории харама (Мекка), дозволенно ли ее присвоение после объявления о ней в течении года, или нет? Некоторые считали, что она становится собственностью после года, исходя из общих хадисов. Другие же считали, что нет, и что о ней необходимо объявлять всегда и не присваивать, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о Мекке: «Нельзя поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке». аль-Бухари 112.
И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказавший: «Не присваивается такая находка никогда, и обязательно о ней объявлять всегда!» И это правильное мнение, опирающееся на хадис.
Седьмое: Кто оставит животное в пустынной местности по причине трудности его передвижения, или трудностей, которые испытывал хозяин, то оно достанется тому, кто его возьмет. И на это указывает хадис: «Кто нашел верховое животное, которое было обременением его хозяина, вылечил его и взял себе, то оно станет принадлежать ему!» Абу Дауд 3524, 3525.
Восьмое: Если ребенок или сумасшедший нашли потерянное, то их опекун обязан взять эту находку и заменить их в положениях, связанных с находкой, поскольку эти люди не из числа тех, кто способен это сохранить и сберечь.
Девятое: Если кто-то нашел находку и взял ее со своего места, а затем вернул, тот является ответственным за нее, поскольку это стало доверием, перешедшим ему в руки, и он обязан ее сохранить так же, как и прочее доверенное ему. И оставление этого будет способствовать ее потере.
Примечание: Исламский взгляд на находку дает человеку понимание насколько сильно Ислам заботиться об имуществе мусульман. И из всего этого мы понимаем, как сильно Ислам побуждает помогать друг другу в добре!” См. “аль-Муляххас аль-фикъхи” 150-151.
Что следует сделать, если находка принадлежит неверному?
Со слов аль-Микъдама ибн Ма‘дикариба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запрещается есть мясо хищников и домашнего осла, и не дозволено утерянное из имущества неверного, с которым есть договор, если только это незначительная вещь». Ахмад 4/130, Абу Дауд 3804. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам ас-Санани сказал: “В словах: «и не дозволено утерянное из имущества неверного, с которым есть договор» указание на то, что находка потерянной неверным вещи, с которым договор, подобна находке мусульманина!” См. “Субулю-ссалям” 5/253.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Неверные, с которыми заключен договор, подразделяются на три категории:
1. Тот, кто живет на земле мусульман и выплачивает джизию (зиммий);
2. Тот, с кем заключен договор о перемирии (му’ахад);
3. Тот, кому мусульмане дали гарантию безопасности для въезда на землю мусульман (мустамин)”. См. “Ахкаму ахли-зимма” 2/178.
Также к этому относится и тот мусульманин, который вошел на землю неверных под гарантией безопасности. Имам ан-Науауи передал, что имам ар-Рафи’и говорил: “Если человек войдет на вражескую территорию под гарантией безопасности, то ему не дозволено забирать с этой земли клад, независимо от того забрал он его силой или же просто нашел. Также он не может поступать по отношению к ним вероломно касаемо принадлежащего им, поистине, он обязан вернуть принадлежащее им!” См. «аль-Маджму’» 6/51.
И в заключение, мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!
Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада,
членов его семьи и его сподвижников!
Подготовили:
Абу Мухаммад Кабардини и
Абу Бакр Татарстани
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=3060