О распространении непроверенной информации через WhatsApp и другие социальные сети
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Наверняка каждому из мусульман хоть раз, да приходили различные рассылки через WhatsApp, источник и достоверность которых он не мог узнать. В последнее время эти самые рассылки участились, и многие мусульмане пересылают это дальше всем своим контактам, даже не удостоверяясь в достоверности информации.
Нередко среди подобной рассылки встречалась откровенная ложь, иногда что-то о религии в виде недостоверных и выдуманных хадисов, иногда различные объявления, как помощь нуждающимся, сбор на операцию детям, или обратиться с мольбой за больного, а иногда обсуждение каких-то глобальных вопросов, связанных с исламской общиной.
Каждый мусульманин и мусульманка обязаны знать, что распространять подобные вещи, без уточнения достоверности, запрещается в Исламе! Даже если речь идет о сообщениях с объявлением сборов о помощи и при этом передающий эту информацию дальше, имеет исключительно благое намерение, это все равно запрещено!
Почему? Да потому что если по вашей вине кто-то поверит и сделает пожертвование каким-либо аферистам, то вы будете нести ответственность за имущество мусульман! Как часто бывало так, что распространялась информация о необходимости срочной операции для какого-то ребенка, тогда как этой новости было уже лет пять, и этому ребенку давно сделали операцию, а вместо реквизитов членов его семьи, указаны были реквизиты различных аферистов.
Более того, халатность в вопросах объявления о помощи может привести к тому, что мусульмане перестанут вообще доверять подобным объявлениям и не окажут помощь даже тогда, когда она действительно будет требоваться.
Торопящимся с передачей различных непроверенных рассылок братьям и сестрам хотелось бы напомнить некоторые тексты Корана и Сунны:
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали, если придет к вам нечестивец с сообщением, то проверяйте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (аль-Худжурат 49: 6).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше все, что бы он ни услышал». Муслим 1/10.
Обратите внимание на эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорит, что может стать лжецом тот, кто даже сам не выдумывает ничего, а просто распространяет непроверенную информацию.
Более того, в другой версии этого хадиса говорится: «Достаточно человеку греха, говорить обо всем, что он слышит». Абу Дауд 4992, аль-Хаким 1/112. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2025.
Объясняя причину того, почему передающий непроверенную информацию сам становится лжецом, имам ан-Науауи сказал: “В этих текстах содержится запрещение рассказывать обо всем, что слышит человек. Ведь поистине, человек обычно слышит и правду и ложь, а если он будет рассказывать обо всем, то передаст и ложную весть”. См. “Шарх Сахих Муслим” 1/75.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Худшая опора человека – это слова: “Заявляли”!» Ахмад 5/401, Абу Дауд 4972, аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 762. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 866.
Имам аль-Багъауи сказал: “Поистине, это выражение «заявляли» было порицаемо по той причине, что в основном оно используется в сообщениях, которые не имеют цепи передатчиков и которые не достоверны. Это всего лишь вещи, слетающие с языка. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха), уподобил слова человека «заявляли», которыми он желает достичь цели в разговоре, с опорой (средством передвижения), посредством чего человек добирается до нужного ему места. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел удостоверяться в том, что человек говорит, проявляя осмотрительность в этом, и не передавая, кроме как от надежных людей”. См. “Шарху-Ссунна” 12/362.
Имам Малик сказал: “Знай, что не спасется человек, который рассказывает обо всем, что слышит”. Муслим 1/18.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Остерегайся слепо передавать услышанное, ибо поистине, это запрещено!” См. “аль-И’лям” 1/654.
То же самое обстоит и с распространением непроверенной информации о религии и пророческих хадисов. Более того, это еще строже! Ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение и Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.
Следует также понимать, что рассылаемая информация о религии может быть искаженной, может быть сомнением различных сект и течений, а неподготовленный и не имеющий крепкие основы религии человек может этому поверить и принять на вооружение. Ведь неспроста ученые запрещали читать труды различных сектантов! Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Не дозволено читать книги приверженцев нововведений и слушать их кассеты, если только это не делает тот, кто желает их опровергнуть и разъяснить их заблуждения! А что касается простого человека или требующего знание студента или того, кто читает, чтобы что-то узнать, а не опровергнуть, то для них не дозволено это читать! Ведь прочитанное может повлиять на их сердце, и это зло отразится на них. Поэтому, нельзя читать книги заблудших людей, кроме как специалистам из числа обладающих знанием, которые будут это опровергать и предостерегать от них!” См. “Фатауа фи-ссияса” 18.
Также немаловажен и вопрос распространения информации, связанной с глобальными и всеобщими делами общины, с вопросами безопасности или опасности, которые Шариат строго запретил обсуждать всем подряд! Всевышний Аллах сказал: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (ан-Ниса 4: 83).
Итак, Аллах запрещает нам обсуждать вопросы, связанные с опасностью и безопасностью, велев возвращать эти вопросы к: «обладающим влиянием». А что касается «обладающих влиянием», то это ученые и правители мусульман. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 4/82, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 5688, “Тафсир Ибн ‘Атыйя” 2/85, “Тафсир аль-Багъауи” 2/255.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди относительно этого Коранического аята сказал: “Это упрек от Аллаха Его рабам за этот недостойный поступок! Если до верующих дойдет важное известие, касающееся всеобщего блага, связанное с безопасностью и радостью для верующих или же с опасностью для них, то им не следует поспешно распространять его. Им надлежит удостовериться в его правдивости и передать его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), или обладающим влиянием среди людей, которые обладают знаниями и благоразумием, осведомлены о происходящих событиях и разбираются в вопросах пользы и вреда. Если такие люди решат, что разглашение полученных сведений принесет верующим пользу, придаст им силы, доставит им радость и поможет противостоять врагам, то всенародно объявляют об этом. Если же они решат, что разглашение их не принесет мусульманам никакой пользы или принесет больше вреда, чем пользы, то это не разглашается. Вот почему Аллах сказал: «об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это», т.е. важные сведения должны узнать люди, которые могут проанализировать их благодаря своим правильным взглядам и праведным познаниям. В этом содержится доказательство на важное правило, согласно которому исследование любого вопроса следует поручать тем, кто способен справиться с этим. И не следует никому решать важные вопросы раньше таких людей, поскольку они ближе к правильному решению и более защищены от ошибок. В этом также есть запрет на поспешное распространение услышанного”. См. “Тафсир ас-Са’ди” 185.
Хишам ибн ‘Уруа рассказывал: “Я никогда не слышал, чтобы мой отец когда-либо говорил о чем-либо, опираясь на свое мнение. Бывало так, что когда его спрашивали о чем-то (важном), он отвечал: «Это решает правитель!»” Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Джами’» 2059.
Следует знать, что верующий не торопится, а делает все с мудростью и спокойствием. Ведь со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана». Абу Я’ля 3/1054, аль-Байхакъи 10/104. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Бусыри и хафиз аль-Хайсами сказали, что все передатчики хадиса надежные. А имам Ибн аль-Къайим, имам аз-Зуркъани и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 8/22, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 2/120, “Мухтасар аль-Макъасыд” 1/97, “Сахих ат-таргъиб” 1572, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1795.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Спешка была связана с шайтаном по той причине, что она является лишь легкомыслием, безрассудством и вспыльчивостью раба Аллаха. Спешка препятствует тому, чтобы удостоверяться, быть серьезным и кротким. Она становится причиной того, что та или иная вещь ставится не на свое место, порождает зло и препятствует благу. Она занимает свое место между двух порицаемых качеств, как халатность и преждевременная торопливость”. См. “Китаб ар-рух” 258.
Что же касается спешки в благих делах, то она похвальна. Имам ас-Сан’ани сказал: “Спешка порицаема в вещах, где требуется осмотрительность, и является похвальной там, где требуется торопливость в совершении благого”. См. “Субулю-Ссалям” 7/201.
Что же касается подписей в некоторых рассылках, в виде «Ради Аллаха разошли всем», то это так же не повод пересылать дальше непроверенную информацию.
Во-первых, такие просьбы указывают на невежество просящего, потому что мусульманам хорошо известно о том, что нельзя просить ради Аллаха, особенно когда речь идет о мирском. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклят тот, кто просит ради Аллаха, и проклят тот, кто отказывает тому, кто попросил ради Аллаха, если в этой просьбе нет греха!» ат-Табарани 3/103, Ибн ‘Асакир 8/397. Хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад этого хадиса хорошим.
Да, человеку дозволено просить ради Аллаха о том, на что он имеет право, как обучить его религии, вернуть ему причитающееся и т.п. Также если человека попросили о чем-либо, что он в состоянии сделать или дать без какого-либо причинения вреда себе или другим, то ему следует ответить на эту великую просьбу. Шейх аль-Альбани сказал: “Обязательным является дать, если тот, кого попросили ради Аллаха, способен это сделать и в чем не будет вреда ему или его семье. В противном случае он не обязан давать!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/513.
И потом, просящим таким образом следует знать, что нельзя просить «ради Аллаха» о мирских вещах! Шейх Бакр Абу Зейд, перечисляя виды просьбы ради Аллаха, сказал: “Просить ради Аллаха о том, что связано с религией или миром вечным, является правильным. Просить же ради Аллаха о чем-то мирском, является запретным”. См. “Му’джам аль-манахи аль-ляфзыя” 183.
Что касается просимого, то ему не всегда обязательно отвечать на просьбу ради Аллаха. Так, если у человека попросят ради Аллаха что-то дать или рассказать, что он не желает делать, то он не обязан этим, как например, просьба рассказать о том, что он не желает рассказывать другим. Или просят ради Аллаха распространить ложную или непроверенную информацию. Все это не имеет отношения к тому, кто отказал в том, о чем его попросили ради Аллаха. Более того, некоторые ученые говорили, что человек не обязан отвечать на просьбу ради Аллаха, если просимая вещь не является для него и так обязательной. Скажем притесняемый или утопающий просят оказать им помощь ради Аллаха, и человек имеющий возможность оказать помощь будет обязан это сделать, и попадает под проклятие именно в том случае, если отказался, имея возможность оказать помощь.
Когда шейху Ибн ‘Усаймину сказали: «Спрашивающий говорит: “Я прошу тебя ради Аллаха, чтобы ты задал этот вопрос шейху”», он ответил: “Во-первых, не следует человеку обращаться к своему брату в Исламе и стеснять его, говоря: «Прошу тебя ради Аллаха»! Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вас попросили ради Аллаха, то ответьте на эту просьбу». Если ты говоришь человеку: «Прошу тебя ради Аллаха», то ты поставил его в неловкое положение, ибо он впал в замешательство и не знает, ответить ли на твою просьбу или инет. Ведь в выполнении твоей просьбы может быть вред для него. Нельзя человеку просить своего брата такой просьбой. Некоторые ученые говорили, что смысл просьбы ради Аллаха: «Я спрашиваю тебя о религии Аллаха», т.е. дозволенный для него вопрос или просьба. Я делаю наставление всем своим братьям из числа мусульман, чтобы они не говорили: «Я прошу тебя ради Аллаха!»” Сл. “Ликъаат аш-шахри” № 72.
Во-вторых, просящий должен знать, что в основе не следует просить о чем-либо у людей из мирского, если только он не вынужден и нет у него иного выхода. Ведь Саубан (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Кто поручится мне за то, что ни о чем не станет просить людей, чтобы я поручился ему за то, что наградой за это ему послужит Рай?», – я ответил: “Я”. Передатчик хадиса сказал: “И впоследствии Саубан действительно никого ни о чем не просил”. Абу Дауд 2/163. Хадис достоверный. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1446.
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достоинство верующего в его ночных молитвах, а величие его в том, что он не нуждается в людях». Тамам в “аль-Фауаид” 172, ад-Дарраб в “Замм ар-рия” 292. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3710.
Что же касается распространения сообщений с просьбой, чтобы мусульмане обратились с мольбой за кого-то конкретного, то нет ин ша-Аллах в этом проблем, если просящие не излишествуют, не просят об этом часто других, и взывают в первую очередь к Аллаху с мольбами сами. Хармаля рассказывал: “Сказал мне как-то аш-Шафи’и: «Ступай к Идрису ибн Яхье аль-‘Абиду и скажи ему, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой за меня»”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 84. Иснад достоверный.
Однако, нет сомнения, что обращаться напрямую к Аллаху и взывать самим лучше, нежели просить других об этом. Ученые Постоянного Комитета говорили: “Дозволено попросить кого-то обратиться за тебя с мольбой или прочитать тебе заклинание. Но оставление этого и не нуждаться в людях лучше, совершая подобное самостоятельно”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 24/261.
Гъалиб аль-Къаттан рассказывал: “Однажды Бакр аль-Музани навестил больного и тот сказал Бакру: «Обратись к Всевышнему Аллаху с мольбой за меня». На что Бакр ответил: «Обратись лучше сам за себя, ведь Аллах «отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему» (ан-Намль 27: 62)”. ат-Табарани в “ад-Ду’а” 1137.
А что касается тех, кто, рассылая такие рассылки, подписывает, к примеру, следующими словами свою просьбу: «Если ты не разошлешь это своим контактам, да не благословит тебя Аллах» или: «Подумай о том, что ты сам или твои дети могут тоже оказаться в таком положении» и т.п., то нет сомнения в неправильности этого!
Неужели такие люди полагают, что человек, который распространил после таких слов это сообщение и обратился за них с мольбой, что Аллах примет такую мольбу, которая была следствием вынуждения и опасения, а нежелания искренне помочь?!
Что же касается активных братьев и сестер, желающих распространять что-то через WhatsApp или в соц. сетях, то пусть заменяют подобные неизвестные рассылки чем-то действительно полезным и благим, достоверным и проверенным, из надежных источников. И тогда, они наоборот, заработают награду от Аллаха, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто призывал к прямому пути, получит такую же награду, как и награда тех, кто последовал за ним, что нисколько не уменьшит их собственных наград». Муслим, 2674.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Указавший на благо подобен тому, кто сам его совершил». Ахмад 5/274, ат-Тирмизи 2670, Ибн Хиббан 867. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1660.
Однако, даже в распространении достоверных хадисов и высказываний имамов ахлю-Сунна, следует соблюдать мудрость, не посылая эти рассылки всем подряд, и особенно тем, кто открыто говорит, что ему это неинтересно и ненужно. Шу’ба рассказывал: “Однажды пришел ко мне А’маш, когда я рассказывал хадисы людям и сказал: “Горе тебе! Ты вешаешь жемчуга на шеи свиней?!” Когда имама Ахмада спросили: “Что означали слова А’маша?”, он ответил: “Смысл его слов: «Не следует рассказывать о религии тем, кто не достоин этого!»” Ибн Аби Хайсама в “ат-Тарих” 3/231.
Более того, даже в рассылке тем, кто желает этого следует проявлять мудрость и умеренность, чтобы не вызвать частыми рассылками навязчивость и скуку. Шакыкъ ибн Саляма рассказывал: “Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) увещевал людей каждый четверг, и как-то раз один человек сказал ему: “О Абу ‘Абду-Ррахман, поистине, мне хотелось бы, чтобы ты наставлял нас ежедневно”. В ответ Ибн Мас’уд сказал: “Поступать так мне мешает лишь то, что я не хочу утомлять вас. Поэтому я увещеваю вас, выбирая подходящее время, как поступал и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который увещевал нас лишь в отдельные дни, опасаясь вызвать у нас скуку”. аль-Бухари 70, Муслим 2821.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Обращайся к людям (с увещеванием) раз в пятницу. Если пожелаешь больше, то дважды, а если еще больше, то трижды. И не наскучь людям посредством Корана! И не являйся к людям, которые беседуют о чем-то, прерывая их слова, чтобы рассказать им рассказы и вызвать у них скуку! Однако молчи, а когда они потребуют от тебя, то рассказывай им, когда они желают этого”. аль-Бухари 6337.
В заключение, хотелось бы вновь напомнить всем нам:
Давайте не будем забывать о назидании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше все, что бы он ни услышал». Муслим 1/10.
Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Верующий воздерживается, пока не удостоверится!” См. “Маджму’уль-фатауа” 10/382.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=17378