Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим
О том, какие “хадисы” рассказывают шайтаны и какому “фикъху” они обучают
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В конце времён появятся лжецы, которые явятся с хадисами, которых не слышали ни вы, ни ваши отцы. Остерегайтесь же их, и пусть они не введут вас в заблуждение и не искусят вас!» Муслим в “Мукъаддима ас-Сахих” 16.
В другой версии хадиса сказано: «Появятся в моей общине лжецы из числа даджалей, которые будут вам рассказывать нововведенческие хадисы, которых не слышали ни вы, ни ваши отцы. Остерегайтесь же их, и пусть они не искусят вас!» Ахмад 2/349. Шейх Ахмад Шакир назвал иснад хадиса достоверным. См. “Тахридж аль-Муснад” 8580.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в моей общине будет семьдесят с лишним проповедников, каждый из которых будет призывать к Аду. И если бы я пожелал, то указал бы вам на их отцов и их племена». Абу Я’ля 10/65. Хафиз Ибн Касир назвал иснад хадиса неплохим. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 17/72.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Воистину, шайтан может принимать облик человека, являться к людям и рассказывать лживые хадисы, а они будут расходиться, и кто-то из них станет говорить: «Я слышал от человека, чьё лицо я знаю, но не знаю его имени, как он рассказывал хадисы»”. Муслим в “Мукъаддима ас-Сахих” 17.
Сказал ‘Али аль-Къари: “Внешне, эти слова из числа пророческого хадиса”. См. “Миркъат аль-масабих” 9/91.
Сказал ат-Тыби, комментируя эти слова Ибн Мас’уда: “В этом указание на то, что необходимо проявлять осторожность в том, что слышит человек из слов, а также обращать внимание на того, кто эти слова произносит, является ли он правдивым, от кого дозволяется передавать или же он лжец, чьи слова запрещено передавать? А в хадисе сказано: «Достаточно для человека лжи – рассказывать обо всём, что он слышит»”. См. “аль-Кашиф ‘ан хакаикъ ас-Сунан” 10/2332.
Передаётся, что Шу’ба был из числа тех, кто не дозволял передавать хадисы от тех, кто рассказывал их через завесу. Он говорил: “Если какой-то мухаддис, чьего лица ты не видишь, расскажет тебе хадис, то не принимай от него, быть может – это шайтан”. См. “аль-Манхаль ар-рауи” 84.
Хотя большинство саляфов дозволяли принимать хадисы от передатчика через завесу, если известно, кто именно передаёт и известен его голос, поскольку многие имамы перенимали хадисы от жён Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) через завесу.
Хамад ибн Зейд говорил: “Еретики приписали Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) четыре тысячи ложных хадисов. Было сказано: «Пять тысяч хадисов»”. аль-‘Укъайли в “ад-Ду’афа” 1/14, аль-Хатыб в “аль-Кифая” 431.
Другие передавали, что ложные хадисы уже во времена саляфов достигали четырнадцати тысяч. См. “Тадриб ар-рауи” 145.
Трудно себе представить, сколько их в наше время.
В сказанном содержится важное указание на великую опасность, проявляющуюся в отвратительной халатности относительно распространения пророческих хадисов в наши дни, когда мусульмане пересылают многочисленные хадисы, о которых не слышали ни они, ни даже имамы нашей общины, друг другу через социальные сети и всевозможные приложения.
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: “Поистине, в море есть шайтаны, которых заточил пророк Сулейман (мир ему). И близко то время, когда они выйдут, и будут читать людям Коран!” Муслим в “Мукъаддима ас-Сахих” 18.
Сказал Абу-ль-Хасан ас-Синди в отношении этих слов: “Т.е. будут выдавать это за Коран, вводя в заблуждение простолюдинов, тогда как в действительности это не Коран. Или же это будут слова, сильно напоминающие Коран, чтобы склонить сердца людей к своей лжи. Или они будут использовать сам Коран для этой цели, ибо люди из-за Корана будут считать их знатоками Корана, и по этой причине будут склоняться к их словам”. См. “Хашия ‘аля Сахих Муслим” 1/71.
Также ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал: “Близко то время, когда появятся шайтаны, которых заковал Сулейман, и станут обучать людей фикъху религии”. ад-Дарими 1/125. Иснад хороший. См. “Фатх аль-Маннан” 3/181.
В другой версии сказано, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал: “Близко то время, когда появятся шайтаны, которые будут пребывать с вами в ваших собраниях, обучать вас вашей религии и рассказывать вам хадисы, в то время как они – шайтаны!” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 245.
Когда Суфьяну ас-Саури сказали, что его внук говорит: «Наступят для людей времена, когда шайтаны будут сидеть в их мечетях и обучать их религии», Суфьян сказал: “Это дошло до нас от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра”. Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 256.
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи, комментируя слова ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, сказал: “В этих словах указание на предостережение от сомнений, которые сеют шайтаны из числа людей и джинов. Они будут заявлять, что обучают людей религии, тогда как они вводят их в заблуждение, и вносят в религию то, что не из неё. Какой же фикъх может быть у шайтанов?! Однако смысл слов: «будут обучать людей фикъху» в том, что они будут так заявлять, тогда, как, они будут искажать религию, изменяя её. В этом содержится предостережение от того, чтобы обращать внимание на то, что подкидывают шайтаны из числа джинов и людей касательно сомнений и страстей, которые порождают нововведения, противоречащие религии”. Сл. “Шарх аль-Ибана ас-сугъра”.
Хафиз ан-Науауи касательно главы, в которой имам Муслим привёл некоторые из упомянутых хадисов и асаров, сказал: “Что касается постановлений этой главы, то они указывают на то, что нельзя принимать передачу от неизвестных, и является обязательным проявлять осторожность в принятии пророческого хадиса, не принимая его, кроме как от тех, кто пригоден для этого. А также в этом указание на непозволительность предавать сообщения от ненадёжных”. См. “Шарх Сахих Муслим” 1/84.
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи также относительно этих хадисов и асаров сказал: “В этом указание на то, что нельзя принимать хадисы от неизвестных, которые могут оказаться лжецами или даже шайтанами, принявшими человеческий облик”. Сл. “Шарх Сахих Муслим”.
Саляфы и ранние имамы, среди которых Муслим, ад-Дарими, Ибн Батта, и др., использовали упомянутые хадисы и асары в качестве аргумента на то, что нельзя принимать знание от заблудших, приверженцев нововведений, невежд, лжецов и просто неизвестных людей, которые могут оказаться либо шайтанами, либо лжецами, либо просто невеждами.
В сказанном указание на опасность приобретения знания от неизвестных людей, какими бы знатоками и мудрыми они себя не выставляли, а как много таковых в наше время! Как часто мусульмане и мусульманки посещают различные сайты, форумы, социальные сети и принимают знание от тех, чьего имени они даже не знают, не говоря уже об уровне его знания и правильности его понимания.
Раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его славные сподвижники (да будет доволен ими Аллах) многократно предупреждали нас о том, что даже шайтаны в обличие людей будут рассказывать хадисы, читать людям Коран и обучать фикъху религии, то это очередной раз подтверждает важность саляфитского правила, передающегося со времён таби’инов: «Знание – твоя религия, так смотри же на того, от кого ты берёшь эти знания!» Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, Ибн Хиббан 1/27, аль-Хатыб 2/92.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=20418