С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Очень часто мы можем являться свидетелями тому, как многие мусульмане халатно используют термин «шейх». И дело доходит до того, что этим термином именуют любого соблюдающего мусульманина, отрастившего бороду, что стало обыденным в арабском мире. И можно повсеместно наблюдать, как «шейхом» именуют того, кого даже трудно назвать искателем шариатского знания (талибуль-‘ильм). И, к сожалению, эта халатность проникла и в русскоязычную среду мусульман. Кто-то делает это шутя, кто-то не осознавая значимость этого слова, кто-то и вовсе называет так конкретного человека для рекламы, чтобы выставить его шейхом в глазах несведущих мусульман, а кто-то заявляет, что именуемый им таким образом лично для него «шейх». Но если так рассуждать, тогда выходит правильно поступают и различные заблудшие сектанты, именуя лидеров своего заблуждения «шейхами» и «учёными», говоря на слова о том, что их лидер не является знающим: «Если для тебя он не является таковым, то для нас он ученый!» Неужто критерии и степени определения знания в Исламе так различны, что каждое течение и группа в праве самостоятельно избирать для себя шейхов и учёных?!

Хафиз Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Известно, что слово «шейх» имеет два значения: языковое и терминологическое. Что касается языкового значения, то слово «шейх» означает: достигший преклонного возраста. А что касается шариатского значения, то слово «шейх» означает: тот, кто достоин, чтобы у него были ученики”. См. “ар-Радд аль-уафир” 264.

По причине проявления халатности в этом вопросе и по причине того, что применение данного термина в шариатском смысле не по назначению несет в себе опасные последствия, хотелось бы привести в качестве напоминания всем нам наставления известных и истинных шейхов.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Является ли правильным называть шейхом любого человека?»

Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Слово «шейх» в арабском языке не применяется кроме как к человеку в годах или же к тому, кто обладает влиянием благодаря своему знанию или имуществу. И это слово не применяется к молодому. Однако в наши дни этим словом именуют даже невежду, который не знает ничего! И я считаю, что этого делать нельзя! Ведь если ты назовешь какого-либо человека шейхом, тогда как тот будет являться не обладающим знанием невеждой, то люди могут впасть в заблуждение относительно него и посчитать, что он является знающим, после чего станут брать у него фатауа, что принесет великий вред! Ведь многие из людей, прошу Аллаха повести прямым путем нас и их, дают фатауа, не обладая знанием, поскольку они считают, что сказать: «Я не знаю» будет недостатком для них. На самом же деле слова «я не знаю» являются совершенством для человека. Однако душа человека любит славу, кроме тех, кому оказал милость Аллах! На основании сказанного я считаю, что применять слово «шейх» не следует кроме как в отношении того, кто заслуживает его либо по причине пожилого возраста, либо по причине его почетного места в обществе или же по причине знания. Также некоторые люди сейчас употребляют слово «имам» в отношении многих обладающих знанием, даже если этот ученый был из числа слепых подражателей (мукъаллид). Этого также не следует делать!” См. “Ликъаат Баб аль-мафтух” № 117.

Итак, обратим внимание на пояснение этого факъиха нашего столетия. Шейх разъяснил, в каких случаях применяется термин «шейх» к людям. И примеров тому, как старых людей по причине пожилого возраста можно именовать шейхами в Коране множество. К примеру, аят: «Они сказали: “О повелитель! Его отец – пожилой старик (шейх)”» (Юсуф 12: 78).

Обратите внимание еще раз, о мусульмане, что говорит шейх Ибн ‘Усаймин о неправильном использовании термина «шейх»: “Я считаю, что этого делать нельзя! Ведь если ты назовешь какого-либо человека шейхом, тогда как тот будет являться не обладающим знанием невеждой, то люди могут впасть в заблуждение относительно него и посчитать, что он является знающим, после чего станут брать у него фатауа, что принесет великий вред!”

 

Сказал один человек в собрании шейха аль-Альбани: «Шейх наш, мы всегда вспоминаем благое слово, которое вы говорили часто: “Ученые бывают двух видов: истинный ученый, следующий знанию и ученый, выдаваемый за такого”. В наше время слово «ученый» (‘алим) стали менять на другое слово, которое на языке многих людей, а это слово “шейх”».

Шейх аль-Альбани засмеялся и сказал: “Много шейхов стало в это время”.

Тот продолжил: «И проведя аналогию с теми вашими словами, я говорю, что шейхи двух видов: истинный шейх, поступающий в соответствии со знаниями и шейх, выдаваемый за шейха».

Шейх аль-Альбани сказал: “В действительности, по причине подходящего случая я хочу напомнить своим братьям, чтобы они не разбрасывались этим словом (шейх). Пусть они объясняют своим семьям, чтобы они главу семьи не именовали шейхом, который, к примеру, может являться искателем знания, говоря: «Шейх такой-то». Однако пусть меняют это слова на кунью, именуя его как: Абу такого-то (отец такого-то), Абу Ахмад, Абу Мухаммад, Абу ‘Абдуллах и т.п. А что касается выражения «шейх такой-то», то в действительности, свят Аллах, ценность этого слова утратилась подобно ценности слова «ученый» (‘алим)”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 820.

Только данных слов этих великих ученых уже достаточно для любого искреннего мусульманина, чтобы призадуматься и не следовать своим страстям, раскидываясь данным термином.

 

Когда шейха ‘Али Фаркуса спросили о распространении применения слова «шейх» ко всем подряд в наше время, он, разъяснив, что слово «шейх» применяется к тому, кто достиг преклонного возраста, сказал: “Что касается знания, что это прозвище (шейх) применяется к тому, кто достиг преклонного возраста, уважаемому и почетному человеку, который имеет навык в различных науках и опыт в их сферах. Кто имеет в большинстве случаев силу для того, чтобы опровергнуть сомнение или установить довод…

На основании сказанного мерила, следует, что не подобает новичка в требовании знания или молодого в годах именовать «шейхом» в его шариатском значении. И даже если тот приобрёл некоторые познания в науках, или является выпускником шариатского университета или научного исламского центра или изучения Книги Аллаха и некоторых Сунн пророка (мир ему и благословение Аллаха), или же удостоился каких-то дипломов, иджаз или тазкий. Ведь временной метод обучения в наше время очень короткий, при котором не достигается цель и не охватывается желаемое. И сторона недостатка в студентах очевидна, и даже в некоторых устазах университетов, которые нуждаются в повторной проверке полномочия быть преподавателем…

Поэтому, именование степенью шейха того, кто не достиг этого, относится к облатси: «Поставить вещь не на свое место». При том, что в этом так же есть открытие двери для шайтана к сердцу студента, поскольку эти прозвища могут взрастить в его душе болезнь, как самовосхищение, обольщение, удовлетворение собой, высокомерие и тому подобное из числа бедствий для знания”. См. “Фатауа ‘Али Фаркус” № 1014.

И если шейх ‘Али Фаркус порицает применение этого термина даже к требующим знание, которые окончили какие-то исламские вузы, то что можно сказать о применении этого термина повсеместно в наше время даже к тем, кого сложно назвать требующими знание?!

 

Шейх Салих Али Шейх говорил: “Поистине, мы видим в нашем обществе и обществах близких к нам, как каждого, кто проявляет соблюдение религии, именуют «шейхом». Шейх такой-то, шейх такой-то, шейх такой-то… Раньше слово «шейх» не применялось ни к кому, кроме как к ученому, глубоко познавшему шариатские науки. А сейчас, слову «шейх» прибавили еще и слово «достопочтенный» (фадыля). Вещи, которые являются добавками и заменами к терминам, которые необходимо охранять шариатом. Ведь если кого-то будут называть «достопочтенным, уважаемым шейхом», то смысл этого в том, что он достоин этого. Нет сомнения в том, что является обязательным быть нам осмотрительным в выражениях и описывать людей тем, что они заслуживают, как постановил это пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Отводите людям места сообразно их положению». Сл. “аль-Фатуа байна мутабакъа аш-шар’ уа мусаяра аль-хауа”.

Задумайтесь над его словами: “Раньше слово «шейх» не применялось ни к кому, кроме как к учёному, глубоко познавшему шариатские науки”.

 

Сказал шейх Мухаммад Базмуль, говоря о причинах отдаления мусульман от истинных ученых: “Как же сильно проявилось это в наши дни. И дело дошло до того, что мы видим, как простолюд именует шейхом каждого, у кого проросла щетина, или кто взошёл на минбар и повысил свой голос при увещевании, или кто повлиял на людей своим положением. Они избирают такого человека муфтием в вопросах их религии и судьей для решения их споров, что стало преградой к религии и возведением лжи на имамов мусульман!” См. “Маканатуль-‘ильм уаль-‘уляма” 91.

 

Когда шейха Мухаммада ибн Хади спросили: «У нас есть люди, которые излишествуют в описании и прославлении некоторых малых требующих знание. А когда их спрашивают об этом, они отвечают: “Мы не вкладываем в эти слова данного смысла”. Каково ваше наставление на этот счет?»

Шейх Мухаммад ответил: “Они будут спрошены за это, ведь Всевышний Аллах сказал: «Которые свидетельствовали об истине, будучи знающими» (аз-Зухруф 43: 86). Имеет ли тот, кто делает какие-то свидетельства на это право?! Основано ли его знание на доводах? И знают ли они, что описанный ими теми качествами, является таковым на самом деле? Пусть они посмотрят на себя, ведь они либо истинные и справедливые свидетели, или же свидетели лжи. А тот, кто слышит слова восхваляющих, тот обязан им это запретить, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите восхваляющих, то бросьте им в лицо песок!» Ведь подобное является дверью к самовосхищению, а это губит человека!” Сл. “аль-Ликъаат ас-саляфия аль-Къатария”.

 

Сын шейха Хаммада аль-Ансари в биографии его отца «аль-Маджму’» передал от него, что шейх Такъиюддин аль-Хиляли строго порицал применение к нему термина «шейх».

А ведь это был ученый, которого шейх Ибн Баз назвал не то чтобы шейхом, но даже муджаддидом (возрождающим) этой религии нашего времени!

Также шейх ‘Атыя Мухаммад Салим рассказывал, что шейх Мухаммад Амин аш-Шинкыти говорил ему, когда он называл его «шейх»: “О сынок, слово «шейх» в наше время не имеет того почета, которое у него было в ранние времена”.

 

На основании изложенного и упомянутых слов ученых следует, что если кто-то применяет термин «шейх» к тому, кто достиг преклонного возраста из уважения, то нет в этом ничего плохого, если конечно в этом обществе принято именовать старого человека шейхом.

Если же кто-то применяет этот термин в шариатском его значении к кому-либо из искателей знания из числа новичков, как к обладателю знаний, то это то, что порицали упомянутые ученые, перекрывавшие тем самым двери, которые могут привести к плачевным последствиям. Ведь мудрость слов упомянутых шейхов очень важна и очевидна! Они ясно указывают на то, что «шейхом» именовать следует только того, кто достиг большой степени в шариатском знании, а не любого выпускника исламского университета, обладателя иджазы и т.п.

Также они говорят, что применение этого термина ко всем подряд может обольстить простолюд и они будут считать учеными тех, кто не является таковыми. А ведь люди всегда впадали в заблуждения именно по причине следования за теми, кого считали знатоками религии, но кто не являлся таковым на самом деле. Имам Абу Шама сказал: “Чаще всего люди попадают в нововведения (бид’а) по причине того, что они начинают считать какого-то человека обладающим знанием и богобоязненным, тогда как тот не является таковым. И такие люди начинают взирать на его слова и дела и следовать за ним в этом, и тем самым они приводят в расстройство свои дела!” См. “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 1/670.

Также упомянутые ученые говорят, что неразборчивое именование «шейхом» может испортить и самих людей, которых так именуют, обольстив их и вызвав в них высокомерие и самообольщение.

А также подобные именования могут навредить тем, кто так именует людей, не являющихся шейхами на самом деле. Ведь такие люди в таком случае входят в число тех, кто ложно и не на основе знания дает свидетельство, как это сказал шейх Мухаммад ибн Хади.

И если заявить, что в русскоязычной среде нет никого, кто по праву мог бы называться «шейхом» или достиг бы такого уровня, то вряд ли это будет преувеличением. И хвала Аллаху, многие русскоязычные студенты сами порицают именования себя этим термином.

Что же касается случаев, когда кто-то из шейхов кого-то из студентов где-то, как-то называл «шейхом», то это не аргумент на правомочность этого поступка. Это может быть просто проявлением уважения или подбадриванием ученика или же привычкой, как у шейха Фаляха Мандакара, который часто при диалоге обращается к задавшему вопрос словом «шейх».

Однако опираться на подобное и оставлять упомянутые наставления ученых – не есть мудрость! К чему обольщать несведущий простолюд этим термином? К чему создавать видимость ученой степени в их глазах и обольщать их?

А некоторые мусульмане просто нагло прибегают к хитростям, именуя каких-то определенных студентов «шейхами», оправдывая это тем, что среди своего народа они действительно шейхи, поскольку они занимают почетное место в народе и т.п. Но ведь дело в том, что в русскоязычной среде под термином «шейх» простолюд не понимает ни человека преклонного возраста, ни обладающего влиянием и почетом в своем народе. Однако понимает термин «шейх», именно как «исламский ученый».

Задумайтесь, о мусульмане, над словами шейха Ибн ‘Усаймина, шейх аль-Альбани, шейха ‘Али Фаркуса, шейха Салиха Али Шейха, почему они так строго относятся к легкомысленному применению этого термина.

Ясно, что «знание» – понятие относительное, и какой-либо новичок в знаниях может в какой-то деревушке, где царит невежество, считаться не просто шейхом, но даже и ‘алимом, имамом и хафизом. Однако не следует забывать, что в русскоязычной среде мусульман, к великому сожалению, всегда был и есть фанатизм, а также чрезмерность в возвеличивании обладателя элементарных знаний религии. А беда этого отчасти и на самих туллябах, которые не воспитывают своих последователей правильно. Ведь простолюд не видел ни мира студентов, ни тем более ученых и истинных шейхов, мира исламских знаний и великое множество научных книг. Любой, кто скажет пару слов на арабском языке для них автоматически «шейх», а кто при этом выскажет еще и несколько шариатских правил, тот вообще «муджтахид».

И именно сами студенты должны пояснять своим последователям, что максимум, на что они имеют право, так это самим взять их слова и опираться на них, если они им доверяют. Однако они никак не имеют право считать это доводом, выходить в свет с этими их словами и вести спор на основании этого, обязывать кого-то чем-то, и т.п. Они по положению мукъаллиды (слепо следующие), а значит является обязательным обучать их положениям, связанным с мукъаллидами, как говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Тот, кто сделал такълид за чьим-то мнением, не дозволено ему порицать того, кто так же сделал такълид за мнением другого… На того, кто является мукъаллидом, распространяются положения, связанные с такълидом: он не должен считать сильным какое-то из мнений, не должен что-то опровергать, не должен считать его правильным или ошибочным!” См. “Маджму’уль-фатауа” 9/241, 35/233.

И это касается даже такълида за ученым, а что сказать о такълиде за простым студентом?!

Эти вопросы очень важно разъяснять. А еще более правильным будет обучать каждому студенту свое окружение тому, что слова ищущих знание (тулляб) и их понимание – не доводы в религии, и что нужно обращаться к большим и признанным ученым. Учить свое окружение требовать от вас доводы Корана, Сунны и передавать им слова имамов и ученых, и их понимание. И не следует себя обманывать наущением шайтана, говоря себе: «Да это простолюд (‘аууам), они не понимают ни доводов, не знают ни имен ученых» и т.п., воспитывая тем самым глупое поколение фанатиков. Разве этот самый простолюд не следует делать образованным? Речь не о том, чтобы сделать из них ученых, но хотя бы обучить простым основам можно и нужно.

Следует отметить, что целью этого напоминания не является заявление, что вообще нельзя именовать никого из обладателей знания «шейхом», пока тот не достигнет уровня шейха Ибн База или шейха аль-Альбани или уровня других подобных ученых. Однако цель этого – напоминание не впадать в крайность и халатность, и не раскидываться словами «шейх», именуя так каждого, кто не достоит так именоваться.

А Аллаху обо всем ведомо лучше.

 

И в завершение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!

Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=17191


Поделиться: