Содержание (в виде ссылок):
• Определение и законность
• Расходы, связанные с содержанием залогового имущества
• Нельзя присваивать залоговое имущество без согласия залогодателя
• Доходы и расходы, прибыль и убытки залогового имущества принадлежат залогодателю
• Когда можно, а когда нельзя пользоваться залоговым имуществом?
• Кому и что дозволяется в отношении залогового имущества, если должник не погашает долг в установленное время?
• Может ли вещь выступать в качестве залога собственной стоимости?

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Определение и законность

 

Залог “рахн” (араб. الرهن) – удержание. В Шариате означает – удержание чего-либо по праву с возможностью получения причитающегося ему из удерживаемого имущества. Также залогом (рахном) называют и само залоговое имущество. (См. “Тарифат аль-Джурджани” 113).

На узаконенность залога указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых.

Всевышний Аллах сказал:

وَإِنْ كُنْتُمْ عَلَى سَفَرٍ وَلَمْ تَجِدُوا كَاتِبًا فَرِهَانٌ مَقْبُوضَةٌ

«Если же вы будете в пути и не найдете писца, возьмите залог». (2: 283).

Передается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха купил еду у иудея, оставив под залог свою кольчугу». (аль-Бухари 2096, Муслим 1603).

А единогласное мнение передали: Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 4/215, Абу Бакр аль-Касани аль-Ханафи в «Бадаи‘ ас-санаи‘» 6/145, Шамсу-Ддин ат-Тарабилиси в «Мауахиб аль-Джалиль» 5/2, «Аль-маусу‘а аль-фикъхия аль-куейтия» 23/176 и т.д.

 

Расходы, связанные с содержанием залогового имущества

 

От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Верховое животное, оставленное в виде залога, используется на сумму расходов по его содержанию. Молоко дойного животного, оставленного в виде залога, употребляется на сумму расходов по его содержанию. И тот, кто седлает животное или пьет его молоко, обязан содержать его». (аль-Бухари 2511, 2512).

Ибн аль-Къайим сказал: «Данное постановление (хукм) относится к наипрекраснейшим и наисправедливейшим положениям Шариата, а потому, сторонам использующим залог, непозволительно прибегать к чему-либо иному, помимо этого, так как вред, последующий за всем иным, очевиден. Ведь залогодатель может уехать, а залогодержателю будет сложно требовать соблюдения необходимого содержания залогового имущества. Также для него будет обременительным и сложным оспаривать в суде и требовать вынесения решения относительно предмета залога, отсутствия залогодателя, определения расходов содержания предмета залога в соответствии с количеством выдоенного им молока или использования верхового животного и т.п. Во всем этом содержится столько обременения и сложности, что отсутствие этого положения противоречило бы целям этой легкой религии. Однако Мудрый Законодатель узаконил именно то, в чем содержится польза для Его рабов. И поэтому залогодержатель может пить молоко и седлать, оставленное у него в виде залога животное, и он же обязан его содержанием. Это и есть самое что ни на есть соответствие основам религии, даже ели бы на это положение не указала достоверная Сунна». («И‘лям аль-муаккъи‘ин», издательство «Ибн аль-Джаузи» 4/315).

 

аш-Шах Уалию-Ллах ад-Дахляуи сказал: «Основа залога исходит из предоставления гарантий и осуществляется нахождением залогового имущества у залогодержателя. Поэтому условием действительности залога является его нахождение у залогодержателя. Для меня нет противоречия между хадисом «Залогодатель не лишается имущества, которое он заложил…» и между хадисом «Верховое животное, оставленное в виде залога, седлается за его содержание…», так как в первом случае имеется в виду случай соблюдения залогодателем своей обязанности. Однако если он отказался содержать животное, отданное им в качестве залога, и из-за опасений погубить животное, залогодержатель содержал его, то имеет право использовать это животное в соответствии с тем, что считается справедливым у людей в подобной ситуации». (См. “ХуджатуЛлахи аль-балигъа” 2/176).

 

Нельзя присваивать залоговое имущество без согласия залогодателя

 

От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Нет препятствий между залогом и залогодателем; ему принадлежат как прибыль от него, так и убытки». (Аш-Шафи‘и 2/189, ад-Даракъутни 3/33, аль-Хаким 2/51, аль-Байхакъи 6/39. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в “Таликъат ар-радыя” 2/481).

 

Мухаммад аш-Шайбани сказал: «Смысл слов «Залогодатель не лишается имущества, которое он заложил…» в том, что было так, что человек оставлял что-то под залог и говорил: «Если я не расплачусь с тобой до такого-то времени, то предмет залога принадлежит тебе взамен долга». И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Залогодатель не лишается имущества, которое он заложил, и оно не становится имуществом залогодержателя вместо его долга». Так же говорим и мы, и это было мнением Абу Ханифы и Малика ибн Анаса». (См. “Фатх аль-мугъатта шарх аль-Муатта” 3/278).

 

Имам аш-Шаукани сказал: “Под лишением здесь имеется в виду лишение прав собственности залогодателя при просрочке выплаты и присвоение залогового имущества залогодержателем. ‘Абду-Рраззакъ передал от Ма‘мара, что лишение залогового имущества происходит, когда некто говорит: «Если я в срок не расплачусь с долгом, то предмет залога принадлежит тебе». От него же передаётся, что он говорил: «Если залоговое имущество испортится, залогодержатель не лишается своего права, однако убыток несёт хозяин залогового имущества; ему принадлежит его прибыль, и он же несёт связанные с ним убытки».

Сообщается, что во времена доисламской джахилии залог становился имуществом залогодержателя, если залогодатель в срок не погашал свой долг. Но Шариат отменил это положение, признав его нелегитимным. А упомянутые в хадисе прибыль и убытки, в данном случае, включают в себя намного больше, чем то, о чём говорилось ранее из дозволенности седлать оставленное в виде залога верховое животное или же доить дойное”. (См. “ад-Дарари аль-мудыйа” 460).

 

Доходы и расходы, прибыль и убытки залогового имущества принадлежат залогодателю

 

Абу Мухаммад аль-Багъауи сказал: «Правильным является то, что когда бы залогодатель не погасил свой долг, залоговое имущество возвращается к нему. Аш-Шафи‘и сказал, что прибыль – это его увеличение, а убыток – становление имущества негодным. И есть доводы, исходя из которых, если залоговое имущество, находящееся у залогодержателя пришло в негодность, ответственность лежит на залогодателе, и ничего не уменьшается из прав залогодержателя в отношении того, что ему должен залогодатель. Этого же мнения придерживается аш-Шафи‘и. Однако Абу Ханифа говорил, что если стоимость предмета залога соответствует сумме долга или больше неё, то гибель залогового имущества полностью лишает залогодержателя его прав на получение долга; если же стоимость меньше, то она уменьшает сумму долга на соответствующее количество».. («Шарх ас-сунна» 8/185).

 

Сыддыкъ Хасан Хан сказал: «Истина заключается в том, что если предмет залога, находящийся у залогодержателя, пришел в негодность не по его вине или халатности, он не несет за него ответственность. Однако если он перешел границы дозволенного в отношении залогового имущества или же проявил халатность для его сохранения, то он несет полную ответственность, но не потому, что предмет залога находился у него, а по причине перехода границ или халатности в отношении этого имущества» («ар-Рауда ан-надия» 2/484).

 

Когда можно, а когда нельзя пользоваться залоговым имуществом?

 

 

Решение Комитета по Научным Исследованиям и Фетвам. Вопрос №20224.
السؤال الثاني من الفتوى رقم (20244)

السؤال الثاني من الفتوى رقم (20244)

س2: رجل عليه دين لرجل آخر، رهن المدين به قطعة أرض فهل لرب الدين أن ينتفع بتلك الأرض المرهونة بالزراعة أو الإيجار أو نحوها؟

ج2: إذا كان المرهون مما لا يحتاج إلى مؤونة وعناية، كالمتاع والعقارات من الأراضي والدور، وكانت مرهونة في دين غير دين قرض، فإنه لا يجوز للمرتهن أن ينتفع بها بالزراعة أو الإيجار، إلا بإذن الراهن؛ لأنه ملكه فكذلك نماؤه من حق الراهن، فإن أذن الراهن للمرتهن بالانتفاع بهذه الأرض ولم يكن الدين دين قرض، جاز انتفاع المرتهن بها ولو بغير عوض، ما لم يكن ذلك في مقابل تأخير مدة وفائه، فإن كان انتفاعه بالرهن في مقابل ذلك لم يجز للمرتهن الانتفاع به، أما إن كانت هذه الأرض المرهونة رهنت في دين قرض، فإنه لا يجوز للمرتهن الانتفاع بها مطلقا؛ لكونه قرضا جر نفعا، وكل قرض جر نفعا فهو ربا بإجماع أهل العلم. وبالله التوفيق، وصلى الله على نبينا محمد وآله وصحبه وسلم.

اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء

عضو … عضو … عضو … نائب الرئيس … الرئيس

بكر أبو زيد … صالح الفوزان … عبد الله بن غديان … عبد العزيز آل الشيخ … عبد العزيز بن عبد الله بن باز


Вопрос: «У одного человека есть задолженность перед другим, и есть участок земли, оставленный под залог. Может ли залогодержатель получать пользу от этого участка, предоставленного ему в качестве залога, путем земледелия, аренды и тому подобным?»

Ответ: «Если залоговое имущество не требует расходов по содержанию, наподобие некого товара, земли или недвижимости, и при этом причиной задолженности и предоставления залога не являлось предоставление займа (а, например, торговля или аренда), то использование залогодержателем залогового имущества для возделывания земли или аренды дозволяется только с разрешения залогодателя, так как залоговое имущество принадлежит ему, поэтому ему должна принадлежать и прибыль от нее. И если залогодатель разрешает залогодержателю использовать эту землю, а причиной появления задолженности не являлось предоставление займа, то в этом случае дозволяется залогодержателю использовать залоговое имущество, даже если он не несёт никаких расходов по его содержанию. Однако при условии, что данное использование залогового имущества не происходит взамен просрочки выплаты долга, если же это происходит по причине просрочки, то запрещается.

Если же эта земля была предоставлена в качестве залога по причине займа, залогодержателю не дозволяется абсолютно никакое получение пользы от нее, так как в этом случае это станет получением пользы от предоставленного займа, тогда как любая польза, связанная с предоставлением займа является ростовщичеством по единогласному мнению обладателей знания. А успех от Аллаха. Мир и благословения Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам».

• Члены Комитета: Бакр Абу Зейд, Салих аль-Фаузан, ‘АбдуЛлах ибн Гъадаян, ‘Абдуль-‘Азиз Али аш-Шейх и председатель ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз. (Фатауа ал-ляджна ад-даима 14/176).

 

Кому и что дозволяется в отношении залогового имущества, если должник не погашает долг в установленное время?

 

Шейхуль-Ислям Ибн Теймия был спрошен относительно залогового имущества, оставленного за долг, срок которого истёк, а хозяин денег нуждается в деньгах, которые ему должны. Может ли он в такой ситуации самостоятельно продать залоговое имущество или это ему запрещено?

Шейхуль-Ислям ответил: «Разрешено, если залогодатель разрешил ему продать залоговое имущество, если же нет, то его может продать только судья, если таковой имеется, и погашает задолженность с вырученной суммы. Среди учёных есть те, кто говорит, что если это представляется невыполнимым, тогда залогодержатель отдаёт это залоговое имущество надёжному справедливому человеку, который продаёт его, и для предосторожности призывает свидетелей засвидетельствовать данную сделку. Затем он погашает задолженность с вырученных денег. А всё знание принадлежит лишь одному Всевышнему Аллаху». (См. «Маджмуʻ аль-фатауа» 29/538).

 

Шарафу-Ддин аль-Хаджауи сказал: «Если срок погашения долга наступил, а должник отказывается погасить его, то если он разрешил залогодержателю либо другому человеку, которого он считал справедливым, продать залоговое имущество, то оно продаётся и погашается долг. Если же такого разрешения нет, то судья принуждает должника либо погасить долг, либо продать залоговое имущество и если он откажется, залоговое имущество продаёт судья и погашает долг». (См. «Задуль-мустакъниʻ» 194).

 

В разъяснении этих слов аль-Хаджауи шейх Хамад аль-Хамад говорит: «Примером этого может быть то, когда кто-то покупает землю в рассрочку сроком в один год и оставляет в качестве залога некое имущество. Затем проходит год, а должник отказывается погасить задолженность либо заявляет, что не может это сделать из-за своего тяжёлого финансового положения, либо просто тянет с выплатой, имея возможность расплатиться. И здесь существует несколько вариантов в зависимости от ситуации:

1. Если залогодатель разрешил самому залогодержателю или другому, кого он считает справедливым, продажу залогового имущества, то оно продаётся тем, кому было разрешено и долг погашается. Справедливым же считается тот, кого выбрали для того, чтобы залоговое имущество находилось у него, так как залогодатель может не согласиться с тем, чтобы залоговое имущество находилось непосредственно у самого кредитора, однако ставит условие чтобы залог находился у какого-то человека и поэтому такой человек считается справедливым. И если должник разрешил залогодержателю или справедливому человеку продать залоговое имущество, то оно продаётся, и не дозволено продавать, не имея такого разрешения. Это разрешение может быть старым, данным во время заключения договора или же новым, в обоих случаях нет проблем продать его.

2. Если же отсутствует разрешение, будь оно старым или новым, со стороны залогодателя в отношении залогового имущества, тогда судья обязывает должника погасить долг либо продать залоговое имущество, если же он это не сделает, то судья продаёт его и погашает задолженность.

3. Если же это представляется невыполнимым, как в случае отсутствия судей, судящих по шариату, а залогодатель отказывается погасить свою задолженность после истечения срока, то нужно поступать так, как передал Шейхуль-Ислям от некоторых обладателей знания, а именно то, что залогодержатель отдаёт залоговое имущество надёжному и справедливому человеку, чтобы не быть обвинённым в предвзятости во время продажи этого имущества, а тот в свою очередь продаёт это имущество призвав свидетелей засвидетельствовать саму сделку и цену, по которой продаёт. Затем кредитор берёт полагающееся ему.

То, о чём сказал автор (аль-Хаджауи) и то что передал Шейхуль-Ислям от некоторых учёных — это то, что следует из самого договора, так как залог был узаконен именно для этого, а иначе от него не будет никакой пользы и невозможно будет использовать его для гарантии исполнения своих прав». (См. «Шарх задуль-мустакъниʻ» 13/195).

 

Шамсу-ддин Мухаммад аш-Щирбини, в разъяснении слов Хафиза ан-Науауи из «Минхадж ат-талиби» говорит: «”И не продаёт справедливый” залоговое имущество “кроме как по цене подобного, посредством мгновенной оплаты за валюту данной страны” подобно уполномоченному. И если он нарушит что-либо из этого, продажа будет недействительной. Однако, что касается цены, то нет проблем продать чуть ниже рыночной стоимости подобного товара в рамках, приемлемых среди людей, так как подобные незначительные вещи простительны». (См. «Мугъни аль-мухтадж» 3/71).

 

Может ли вещь выступать в качестве залога собственной стоимости?

 

 

Постановление Исламской Академии Фикха № (6/2/53) относительно продажи в рассрочку.

6- لا حق للبائع في الاحتفاظ بملكية المبيع بعد البيع، ولكن يجوز للبائع أن يشترط على ‌المشتري ‌رهن ‌المبيع عنده لضمان حقه في استيفاء الأقساط المؤجلة

مجلة مجمع الفقه الإسلامي، قرار رقم (53/2/6)

6- لا حق للبائع في الاحتفاظ بملكية المبيع بعد البيع، ولكن يجوز للبائع أن يشترط على ‌المشتري ‌رهن ‌المبيع عنده لضمان حقه في استيفاء الأقساط المؤجلة

Постановление: «Продавец не имеет права оставаться собственником вещи, проданной в рассрочку, однако он может поставить условие продавцу, чтобы тот заложил у него купленную вещь, дабы гарантировать соблюдение своих прав на получение стоимости, проданного в рассрочку товара». (Постановление Исламской Академии Фикха № 6/2/53)

Из этого постановления вытекает два положения:

1) Проданный в рассрочку товар обязательно должен быть переоформлен на покупателя, который становится его собственником и нельзя продавцу оставаться владельцем проданного товара, а с покупателем его связывает только долг в виде стоимости товара.

2) Действительность условия, которое может поставить продавец, чтобы проданная в рассрочку вещь, сама выступала в качестве залога собственной цены.

 

Шейху Сулейману ар-Рухейли был задан вопрос: «Из разбора темы по продаже товара в рассрочку и залога я понял, что банк может продать автомобиль и удержать его в качестве залога. Правильно ли я понял?»

Шейх ответил: «Да, ты правильно понял. Банк может продать автомобиль, затем удержать его посредством одного из видов залога, а именно запрещением продажи или иного полноправного распоряжения им. При этом тебе разрешено забрать его и передвигаться на нём внутри страны, однако запрещено выезжать заграницу, а также запрещено продавать или дарить его. Данный вид залога действителен, так как банк посредством этого подстраховывается, чтобы получить цену автомобиля. И когда покупатель полностью расплатится за автомобиль, с него снимаются все эти залоговые ограничения».

 


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21849


Поделиться: