بســـــــم الله الرحمن الرحيـــــــم
Вопрос:
Тема такая – в местности в которой я живу мусульмане практикуют такое дело. Например когда приходишь к ним в гости, то они всячески прячут своих женщин в доме и прежде чем передвигаться по их дому нужно поинтересоваться “есть ли дорога?”,когда же хозяин дома убедится, что гость(посторонний для его женщин мужчина) даже ненароком не увидит женщин дома, то тогда он дозволяет гостю пройти в нужное место в доме( например в ванную или в туалет), я раньше читал из достоверных источников про эти положения, и я с этой практикой согласен и ею доволен, но есть один момент, чтобы знающие люди либо подтвердили данную практику полностью или частично некоторые ее положения,или же рассказали об еще некоторых положениях в взаимоотношениях посторонних мужчин и женщин, и все это на основании книги Аллаха и достоверных(хороших) сообщениях на эту тему из Сунны.
Также есть вопрос о том кто из категорий мужчин может видеть мою жену?
Ответы:
Эта практика соответствует Корану и Сунне.
Ведь, во-первых, причина такого поступка в доме может зависеть от того, что жена этого человека, в чьем доме скажем ты находишься, ходит в своем домашнем одеянии, готовя к примеру для гостей еду, убирая и т.п.. Конечно же в данной ситуации необходимо проверять и спрашивать разрешения для передвижения по дому, дабы случайно ее не увидеть.
Во-вторых, даже если эта женщина одета в соответствии с нормами, требуемыми шариатом, ее муж может быть очень ревнив, и не желает, чтобы кто-либо смотрел на нее вообще, на что он имеет полное право.
Однако говорить, что именно так необходимо поступать в соответствии с требованиями шариата, и выдавать это все за основу в данном вопросе, будет крайностью! Или же поступок некоторых женщин, которые в случае нахождения в их доме гостей мужа, зовут своего мужа постукиванием, не говоря это голосом. Нет ничего страшного в том, если женщина настолько стеснительна, что не разговаривает при посторонних мужчинах, или же если ее муж ей это запретил. Но опять таки, выдавать это за шариатское положение, мол именно так и нужно делать, а женщин, не поступающих таким образом и подающих голос считать менее богобоязненными, так же не верно!
Относительно вопроса “поведения женщины с посторонним для нее мужчиной” было много крайностей, к чему также относится и сообщения в некоторых книгах по мазхабу, что женщина должна что-то засунуть в рот, чтобы когда она разговаривала с посторонними мужчинами ее голос не был соблазнительным и красивым и т.д.
Так не поступали саляфы, которые были самыми богобоязненными людьми этой общины.
Имам аль-Бухари назвал главу, в которой привел этот хадис так: “О том, как женщина появляется перед мужчинами на свадьбе и самостоятельно ухаживает за ними”.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Из хадиса следует, что дозволено женщине ухаживать за своим мужем и его гостями. Однако известно, что это допустимо при условии, что не будет опасности соблазна и что женщина соблюдает требования, предъявляемые к ее одежде. Мужчине же разрешается пользоваться услугами жены в таких случаях”. См. “Фатхуль-Бари” 9/312.
А имам Малик вообще говорил: “Женщина вместе с мужем может кушать и с посторонними за одним столом”. См. “Шарх аль-Мууатта” 7/252.
И также достоверно известно, что Абу Бакр и Умар после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) навещали Умм Хани, которая не являлась им близкой родственницей.
И не было запрещено в шариате разговорить при нужде с посторонними женщинами, даже если они были замужними, если только их мужья этого не запрещали им. Тамим ибн Саляма рассказывал: “Однажды Амр ибн аль-Ас пришел к дому Али ибн Аби Талиба по какой-то нужде, но не найдя Али, ушел. Затем он вернулся к нему два или три раза и опять не застал его. Когда же Али пришел к нему и сказал: «Разве ты не мог, если у тебя была нужда, зайти к ней (жене)?», Амр ответил: «Нам было запрещено заходить к женщинам, кроме как с разрешения их мужей!»” А в другой версии сказано: “Нам было запрещено разговаривать с женами (в их домах), кроме как с разрешения их мужей!” аль-Хараиты в «Макаримуль-ахлякъ» 2/230. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 652.
И даже входить к посторонним женщинам не было изначально запретным, если только в этом не было уединения, о чем говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха): “Пусть после этого дня мужчина не входит к той женщине, чей муж отсутствует, кроме как с ним будет один или два человека!” Муслим 2173.
Къады ‘Ийяд говорил: “Это для того, чтобы не было запретного уединения, никаких подозрений и не хороших мыслей”. См. “Икмаль аль-му’лим” 7/62.
Ибн Дакыкъ аль-‘Идд говорил: “Необходимо, чтобы вхождение к посторонним женщинам не сопровождалось уединением, но если не будет уединения, то нет запрета”. См. “Ихкам аль-ахкам” 4/44.
Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили о дозволенности вхождения человека к жене брата или дочерям дяди, он ответил: “Ему не дозволено уединяться с одной из них! Однако, если он войдет к ним с кем-либо еще, чтобы не было запретного уединения и подозрения, то это ему дозволено”. См. “Ихкаму аль-ахкам” 4/44.
Однако это является исключением при необходимости, и нельзя из-за этих и им подобных текстов открывать этому двери, ведь подобное может привести к искушениям, примеров чему великое множество. Имам Абу-ль-Аббас аль-Къуртуби в отношении приведенного хадиса писал: “Что же касается наших дней, то двух людей недостаточно (чтобы избежать плохих предположений), нужно заходить только с джама’атом людей, по причине распространения большого нечестия!” См. “аль-Муфхим” 5/503.
Если о распространении большого нечестия говорит этот имам, который жил около 900 лет назад, то что же нам говорить о распространенном нечестии и порочности наших дней?!
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пример того, кто садится на кровать женщины, чей муж отсутствует, подобен тому, кого жалят змей в День Воскрешения!» ат-Табарани в “аль-Аусат” 3237, аль-Хараиты в “И’тиляль аль-къулюб” 175. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 2405.
И даже тот же самый имам Малик, который дозволял женщине с мужем есть за одним столом с посторонним, не дозволял сыну мужа оставаться наедине с женой отца или же отправляться с ней в путь, несмотря на то, что он является для нее законным махрамом, дабы закрыть пути ведущие к искушению, ибо известно, что сын не смотрит на жену отца как на мать, сестру или дочь.
Таким образом, нужно уяснить разницу между основой в данном вопросе и конкретным случаем. Например, в основе любой махрам может входить к женщине и оставаться с ней наедине. Но как говорил шейх аль-Альбани в “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (13) после того, как упомянул, что отец мужа из мархамов женщины, которые могут входить к ней: “Это есть основа, однако у любого правила есть исключения. Мы слышим в наши дни такие рассказы, от которых лоб порывается потом! Да, правило таково, но если кто-либо из махрамов известен своим ненормальным поведением, то тогда он не должен заходить к ней и не опирается на это правило!”
Также шейх Ибн Баз говорил: “Нет никаких проблем в том, чтобы в одной комнате сидели женщина и братья ее мужа или же сын ее дяди, если они все вместе, и если эта женщина одета подобающим по шариату образом. Однако в случае, если в подобном сидении женщину могут подозревать в чем-либо плохом, то нельзя этого делать”. См. “Фатауа ад-да’уа” 2/224.
Ибн ‘Атыйя сказал: “Вся община мусульман единогласна в том, что разговаривать с женщиной о женитьбе на ней в срок ее ‘идды и говорить ей об этом открыто не дозволено. Также они единогласны в том, что не дозволен с ней и разговор о непристойном, о половом акте и тому, что побуждает к нему. А что касается разговора помимо этого, то они дозволяли это”. См. “Тафсир аль-Мухаррар” 1/315.
Исходя из этих слов можно сделать вывод, что общение с посторонней женщиной в основе не запрещено, однако множество ученых говорили о запрете этого, чтобы перекрыть все пути, ведущие к искушению и запретному! И по этой причине многие имамы, среди которых Малик и Ахмад даже запрещали давать салям посторонним молодым девушкам, несмотря на то, что сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал в свое время женщин и женщины времен саляфов приветствовали мужчин, как это рассказывал Хасан аль-Басри: “Женщины приветствовали мужчин”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1046. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Все сказанное говорит о том, что в Исламе есть основа и дозволенность какой-либо вещи, но также есть исключения и даже запреты, если есть опасения искушения и т.д.
И таким образом, исходя из хадиса Умм Усайд, которая накрывала гостям и которую за это не порицал пророк (мир ему и благословение Аллаха), нет ничего запретного в том, чтобы человеку на стол с его гостями накрывала его жена, если эти гости его родственники или близкие друзья и он уверен за них и знает их только с хорошей стороны. Однако скажем, если к человеку пришел гость, который не является женатым, то будет не мудро, чтобы перед ним появлялась женщина и накрывала стол, поскольку это может вызвать нехорошие мысли у этого человека и стать для него соблазном.
Одним словом не следует забывать о том, что женщина – это соблазн и о том, что это самая большая фитна для мужчины в этом мире, которую Аллах поставил перед имуществом и всем остальным, сказав: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кинтарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами» (Али Имран 3: 14).
И нельзя впадать в такие крайности, как ихтилят (совместное нахождение посторонних мужчин и женщин), как скажем это происходит в некоторых уголках России, когда собираются совершено посторонние друг другу братья и сестры и устраивают чаепитие за одним столом, разговаривая и даже пошучивая друг с другом. Или общение и переписи посторонних друг другу мужчин и женщин, не имеющие границ и рамок, которое становится для многих из них искушением, впадением в соблазн и даже следствием тяжких грехов, о чем нам рассказывали не раз.
Да упасет от этого Всевышний Аллах!
Из книги шейха аль-Албани “Абад аз-зифаф”:
Глава 36 – Невесте дозволено ухаживать за гостями
Не является предосудительным, если во время трапезы невеста будет ухаживать за приглашенными, но при условии, что она одета в соответствии с требованиями шариата, и нет опасности соблазна для нее или для присутствующих. Сахль ибн Са’д рассказывал: «Когда Абу Усейд ас-Са’иди женился, он пригласил к себе на свадьбу Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников. Еду для них готовила и подавала одна лишь Умм Усейд, супруга Абу Усейда. В ночь перед свадьбой Умм Усейд замочила финики в каменном сосуде. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, окончил трапезу, Умм Усейд растворила в воде оставшиеся плоды и напоила его получившимся напитком в качестве подарка. [Супруга Абу Усейда прислуживала гостям в тот день, будучи невестой]».
Этот хадис передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (9/200, 205, 206) и в «аль-Адаб аль-Муфрад» (№ 746), Муслим (6/103), Абу Авана в «ас-Сахих» (8/131/1 2), Ибн Маджа (590 591), аль-Багави в «Хадис Али ибн аль-Джа’д» (12/134), ар-Руйани в «аль-Муснад» (28/189/1 190/1), ат-Табарани в «аль-Аусат» (1/132/1) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (3/197/1).
Ибн Хаджар сказал: «Данный хадис свидетельствует о том, что во время застолья женщине дозволено обслуживать супруга и его гостей. Однако, не секрет, что это допустимо лишь в том случае, если нет опасности соблазна, и женщина соблюдает требования, предъявляемые шариатом к женской одежде. Данный рассказ свидетельствует также о том, что супругу разрешено воспользоваться услугами жены во время проведения застолья, а участники трапезы могут употреблять напитки, не оказывающие опьяняющего воздействия. В хадисе также указывается на то, что во время застолья разрешается отдавать предпочтение старейшине общины, даруя ему что-либо, помимо остальных гостей».
Возражения по поводу сделанных выводов в связи с тем, что описанные события якобы имели место до того, как было ниспослано веление о ношении хиджаба, не имеют под собой никаких оснований. В хадисе нет ни малейшего намека на то, что женщина в данном случае не носила покрывала, чтобы это действительно могло бы стать основанием для подобных претензий. Даже сегодня мы видим, как в деревнях крестьянки, облаченные в покрывала, прекрасно ухаживают за гостями, соблюдая при этом требования к одежде и правила приличия. Следует признать, что установления этого хадиса остаются в силе, так как не существует хадиса, отменяющего их. На то, что данный хадис не является отмененным, указал аль-Бухари, озаглавив в честь него несколько глав своего сборника «ас-Сахих», в которых он привел данный хадис. Одну из них он озаглавил словами «Глава о том, как женщина появляется перед мужчинами на свадьбе и самостоятельно ухаживает за ними».
Также есть вопрос о том кто из категорий мужчин может видеть мою жену?
Ответ на этот вопрос, дал Аллах в Коране:
«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин». (ан-Нур, 31).
Третий вопрос из фатвы №18955: Я живу с моим дядей (по маме) в Сан’а с его семьей. У него нет детей, он бездетный, но его жена не укрывается хиджабом от меня. Она воспитывала меня и моего брата еще с детства. И я не могу оставить этот дом и жить отдельно, так как моей зарплаты не хватит мне на проживание, и тем более не хватит на мою семью. Каким будет ваше наставление мне по этому поводу? Объясните мне, да воздаст вам Аллах добром.
Ответ: Во-первых, жене твоего дяди (по матери) обязательно укрываться хиджабом от тебя, потому что ты посторонний для нее. И то, что она занималась твоим воспитанием, не делает тебя махрамом для нее. Кроме как если она кормила тебя своим молоком 5 раз и более в первые два года твоей жизни, тогда ты будешь ее молочным сыном, и ей не нужно будет укрываться хиджабом от тебя.
Во-вторых, ты не обязан покидать дом твоего дяди (по матери), однако ты должен остерегаться того, чтобы оставаться наедине с его женой, во избежание смуты и закрывая пути для шайтана. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Пусть не уединяется мужчина с женщиной, ведь шайтан будет с ними третьим”.
И успех – от Аллаха. Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам:
Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз,
Абдульазиз Али Аш-Шейх,
Абдуллах ибн Гудаян,
Салих Аль-Фаузан,
Бакр Абу Зейд.
См.: “Фатауа Аль-Ляджна” 17/391-392, №18955; http://www.alifta.net/Fatawa/FatawaSubj … Index=19&0
Вопрос шейху Ибн Базу: Женщина отправляется к своим двоюродным братьям по отцу и по матери, затем возвращается домой на машине с одним из них без присутствия махрама, обосновывая это тем, что она уже пожилая. Каково правовое положение этого?
Ответ: Не разрешено. Не дозволяется женщине уединяться с мужчиной, будь это двоюродный брат по отцу, двоюродный брат по матери, или не родственник совсем. Необходимо, чтобы с ней было третье лицо, в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Пусть не уединяется мужчина с женщиной, ведь шайтан будет с ними третьим”. Нет в этом разницы между пожилой и молодой, только в случае с молодой опасность больше. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обобщил, и не сказал: “Если только она не пожилая”. – А сказал, мир ему и благословение Аллаха: “Пусть не уединяется мужчина с женщиной, ведь шайтан будет с ними третьим”. И есть опасность со стороны шайтана для мужчины как в отношении пожилой женщины, так и в отношении других. Мы просим Аллаха о благополучии.
И для пользы:
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=33&t=320