КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ ПРИЗЫВ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО МАНХАДЖА ОСНОВАННОГО НА ЗНАНИИ

 

Имам аль-Альбани
(да смилуется над ним Всевышний Аллах)

 

بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!»(3:102).

«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (4:1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите благие слова! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (33:70-71).

А затем:

Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.

 

Имам аль-Альбани (да смилуется над ним всевышний Аллах) сказал:

— Прежде всего, нашим братьям, бережно относящимся к следованию Писанию и Сунне, надлежит изучить Коран и Сунну. Изучение это должно быть тщательным, научным, основанным на усвоении и правильном понимании. Те, кто считает себя требующими шариатские знания, должны проявлять осмотрительность в принятии чьих-либо личных суждений.

— Вдобавок к этому, к изучению этих знаний, каждый требующий знание, должен действовать сообразно тому, что узнал. Во-первых, чтобы его знания не стали доводом против него, и во-вторых, чтобы Всеблагой и Всевышний Аллах обратил его знания на пользу людям.

— Третья вещь, которой следует уделить внимание, в призыве людей к правильному пути и свету, которыми нас облагодетельствовал Аллах, это мягкое обхождение с людьми. Мы не должны с ними быть суровыми, не должны проявлять перед ними свою отличительность в знании. Всех тех, кого мы видим далёкими от руководства Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы должны рассматривать как поражённых болезнью. Многие врачи говорят, что некоторые больные поправляются лишь мягким словом, услышанным от своего доктора, а духовная болезнь, без сомнения, более опасна и вредоносна для человека, чем болезнь телесная. И если же от телесного врача требуется быть мягким с больными, то требующего знания это касается в ещё большей степени, который взялся наставлять людей и вести их к следованию Сунне и тому, чего придерживались наши праведные предшественники (да будет доволен ими Аллах). Такой человек должен быть мягким в призыве и обходительным в обращении с людьми, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) проявил порицание ‘Аише (да будет доволен ею Аллах) за ее грубый ответ иудею. История, когда один иудей, зашёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) исказив приветствие, так что не было ясным, это приветствие мусульман или же мольба о смерти господина всех посланников, сказал: “ас-саму ‘алейкум” (смерть вам). Естественно он не смел, проявить такую дерзость в обращении с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и произнести эти слова ясно и на обычно литературном арабском языке, так как, власть тогда уже принадлежала Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Но он также не мог обратиться к нему и с миром /ас-салям/1 , который является одним из имён Всеблагого и Великого Аллаха, как это пришло в достоверном хадисе, из-за наличествующего в его сердце злобы, ненависти и неверия в пророка (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому он произнёс эти слова невнятно но, разумеется, это не могло остаться скрытым от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и он ответил на это приветствие весьма кратко, сказав: «уа ‘алейкум» (и вам). А госпожа ‘Аиша, которая была за занавеской, услышав слова этого иудея, чуть не разорвалась от ярости, и ответила: “И вам смерть, проклятие и гнев, братья обезьян и свиней!”. После того, как вышел тот иудей, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, ‘Аиша, что это?». Она сказала: “О, Посланник Аллаха, разве ты не слышал, что он сказал?” Он ответил: «А разве ты не слышала, что я ответил? О ‘Аиша, поистине, к чему бы ни примешивалась мягкость, она обязательно украшает собой это, а всё то, что лишено мягкости, обязательно становится безобразным» Муслим №4698.

Если таковы были слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) госпоже ‘Аише, которая заслужено, обратилась такими грубыми словами, к тому иудею, так как поняла, что он взывает о смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то какова должна быть наша позиция относительно наших братьев, наименьшее с которыми нас связывает свидетельство “ля иляха илля-ЛЛах, Мухаммад расулю-Ллах” /нет истинного божества, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха/?

Несомненно, мы должны к ним проявлять доброту и мягкость, и не должны проявлять суровость, ведь таковым был завет пророка (мир ему и благословение Аллаха) Му‘азу бин Джабалю и Абу Мусе аль-Аш‘ари (да будет доволен Аллах ими обоими), когда отправлял их в Йемен проповедовать Ислам: «Облегчайте, и не создавайте затруднения, радуйте добрыми вестями, и не внушайте отвращение (к Исламу), приходите к взаимному согласию [и не разногласьте]2» аль-Бухари №6751, Муслим №1734. Все это заставляет нас в нашем призыве быть с людьми снисходительными и облегчающими.

И как я часто говорю, наш призыв – это призыв истины, хвала же за это Аллаху, а люди к истине беспечны, и поэтому слово истины само по себе тяжело для них, и достаточно для людей тяжести истины, чтобы это нас удержало от дополнительного отягощения их жесткостью призыва. Если слова истины тяжелы для людей, то мы не должны добавлять к этому дополнительную тяжесть, что будет не по праву и станет препятствием в принятии истины, которая сама по себе является тяжелой¸ как об этом сказал Всевышний (смысловой перевод): «Мы ниспошлем тебе слово тяжелое» (73:5)

Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отреагировал на поступок Му‘аза (да будет доволен им Аллах) в истории, когда он затянул чтение в вечерней молитве, что вынудило одного из ансаров прервать молитву за ним и совершить ее одному и оставив коллективную молитву отправиться домой. Когда же Му‘азу сообщили об этом, он накинулся на того ансара с жесткими нападками, что даже стал говорить, что он лицемер. Это было сказано Му‘азом (да будет доволен им Аллах) от себя, и он использовал это слово в его общем смысле. Общий смысл, о котором передается в длинном хадисе в достоверном сборнике Муслима, что никто не пропускал коллективную молитву, кроме лицемера, и в другом хадисе, в котором сообщается, что после оглашения азана, не совершив намаз, из мечети выходит только лицемер. Му‘аз использовал относительно этого человека общее значение этого слова, но ошибся, потому что тот человек вышел из мечети не по своей прихоти, а по приемлемой причине, которую он разъяснил Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда пожаловался на Му‘аза. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил за Му‘азом и когда тот пришел, он сказал ему: «Ты что искуситель, о Му‘аз?! Ты что искуситель, о Му‘аз?! Ты что искуситель, о Му‘аз?! Достаточно если ты будешь читать: «Клянусь солнцем и его сиянием!» (91:1) и «Клянусь ночью, которая покрывает землю!» (92:1) и им подобные суры. Если кто-либо из вас руководит молитвой, пусть облегчает». аль-Бухари №705, №6106, Муслим №465, Абу Дауд №790, «Маджма‘ аз-Зауаид» 2/74, «Сахих аль-Джами‘» №7966.

Вывод: жесткость и строгость вредят призыву и к сожалению мы замечаем это во многих наших братьев, и чем меньше времени этот брат занимается призывом, тем он жёстче в призыве, поскольку ему представляется, что жесткость приносит пользу в призыве, но на самом деле она наносит вред, и слова Всевышнего достаточны в доказательство этому (смысловой перевод): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (3:159)

«Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур» № 181.

_____________

1 – Это слово означает обращение за защитой к Аллаху и ниспосылаемую от Него силу, ибо само слово «салям» является Именем Аллаха. Таким образом, это приветствие на самом деле подразумевает следующее: «Пусть Аллах наблюдает за тобой и бережёт тебя!» Точно так же говорят: «Да пребудет с тобой Аллах!», т.е. пусть Он хранит тебя, окажет тебе помощь и ниспошлёт тебе благополучие.

2 – Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к этому хадису сказал: “В этом хадисе повеление облегчать и проявлять мягкость к подданным, прививать им любовь к вере и оставлять жесткость, чтоб не отвращать сердца. В особенности, когда дело касается новообращенных в Ислам людей и детей, которые близки к возрасту, когда человек обязывается исполнением религиозных предписаний, чтобы вера утвердилась в сердце, и оно привыкло к ней

Он также сказал: “«Приходите к взаимосогласию» то есть, приходите к согласию в правовых нормах и не разногласьте, поскольку это приводит к раздору между вашими последователями, и переходит во вражду, а затем к взаимной борьбе. Источником же для решения спорных вопросов является Писание и Сунна, как об этом сказал Всевышний (смысловой перевод): «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (4:59)” См. «Фатх аль-Бари» 13/173-174.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=7058


Поделиться: