С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.
Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение» (аль-Бакъара 2: 236).
Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!” См. “аль-Мугъни” 8/235.
Однако ученые Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа ученых говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. Но другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/227.
Но учёные, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п.
Что же касается развода без причины, то среди ученых были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады ‘Ийяда. См. “аль-Мугъни” 8/235.
Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был благим поступком. Имам Ибн ‘Абидин говорил, что основа в разводе – это порицаемость, а что касается поступка тех, кто разводится без причины, то он называл это тупостью. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/228.
Что касается указаний на то, что несмотря на дозволенность развода, он является порицаемым в своей основе, и даже запретным, если без причины, то доводы на это следующие:
Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим». Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163. Имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.
Во-вторых, Шариат строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.
И если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то Шариат не пригрозил бы женщине в такой суровой форме за это.
В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу извне, и совершающий это является грешником! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.
Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.
В-четвертых, выражая порицание колдунам, Всевышний Аллах из их деяний упомянул развод, придав этому важность, сказав: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102).
В-пятых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является в основе благим и дозволенным. Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Да, ты!” (или: “Ты хорош!”)» Муслим 2813.
‘Къады Ийяд сказал: “В этом хадисе указание на величие положения развода и разлучения, а также то, что в этом много вреда и большой грех для того, кто устремился к этому. Ведь в разводе разрыв того, что велел соединять Аллах; разобщение в том, в чем Аллах сделал милость и любовь; разрушение дома, построенного в Исламе; и устремление к препирательствам (ссорам)”. См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349.
В-шестых, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с похвалой отозвался о людях Писания, которые доживали до старости вместе со своими жёнами, не разводясь. Со слов аль-Микъдада ибн Ма’дикариба (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: «Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо. Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тети. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, [и никогда не бил её, оставляя следа на теле]. И они умирали в старости, питая друг к другу любовь»”. Когда передатчик этого хадиса Абу Саляма рассказал об этом хадисе аль-‘Аля аль-Гъасани, последний сказал: “До меня дошло, что из числа скверных поступков, которые Аллах запретил, но о чем не сообщил в Коране, это когда мужчина женится на женщине, и после того, как они прожили долго, и она родила ему, он разводится с ней, не имея какого-либо основания”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/374, аль-Харис в “аль-Муснад” 495. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2871.
В-седьмых, Шариат запрещает строго разбрасываться необдуманно словами развода, давая развод, а затем возвращая свою жену, относя подобное к игре с установлениями Аллаха. Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что происходит с людьми, которые играются с установлениями Аллаха, говоря (своим женам): “Я развелся с тобой, я вернул тебя, развелся с тобой, вернул тебя”?!» Ибн Маджах 2017, аль-Байхакъи 7/322, Ибн Батта в “Ибталь аль-хияль” 55. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, имам Ибн аль-Къайим, хафиз аль-Бусыри, шейх Ахмад Шакир и шейх ‘Абдуллах ад-Дууейш подтвердили достоверность хадиса. См. “Баян ад-далиль ‘аля ибталь ат-тахлиль” 482, “Игъасату-лляхфан” 1/503, “Мисбах аз-зуджаджа” 2/123, “Низам ат-талякъ” 35, “Танбих аль-къари” 41.
Сказал имам ас-Синди: “Слова: «играются с установлениями Аллаха» означают: «Не придают этому значения». Если развод ненавистен для Аллаха, и узаконен для нужды людей в нем, то границы и установления его выражаются в том, чтобы человек не прибегал к нему, кроме как при нужде. А частое использование таких слов указывает на то, что человек не придает должного значения этим границам. А слова: «говоря (своим женам)» указывают на то, что такой человек часто дает развод без нужды в нем, более того, делает это, несмотря на нужду в жене, поэтому он также часто и возвращает её”. См. “Хашия ас-Синди” 2/500.
Также с дозволения Аллаха приведу слова некоторых известных ученых, выбравших упоминаемое мнение:
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Основа в разводе – порицание. Поистине, развод стал дозволенным по причине нужды в нем. Со слов Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему, сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил его до тех пор не разлучил между ним и его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Ты хорош!”» Муслим 2813. И Всевышний Аллах сказал, порицая колдовство: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 33/81.
Также шейхуль-Ислам говорил: “Если бы не нужда в разводе, то доказательства указывали бы на его запретность, как на это указывают хадисы и основы религии! Однако Всевышний Аллах дозволил развод по причине милости для Своих рабов, так как они иногда нуждаются в разводе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/89.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он сказал: «Самый ненавистный халяль для Аллаха – это развод». Этот хадис не достоверный, однако его смысл является правильным. Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Или, например, женщина имеет большой недостаток в религии или в ее целомудрии, и нет возможности на нее повлиять, то тогда мы говорим: «Лучше развестись!» Что же касается развода без шариатской или традиционной причины, то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым”. См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55.
Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у них есть дети, то это приводит и к расколу семьи”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.
‘Амр ибн Динар рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) развелся со своей женой, она сказала ему: «Ты видел от меня что-либо, что тебе не нравилось?!» Он сказал: «Нет». Тогда она сказала: «Так почему же ты развелся с целомудренной мусульманкой?!» и после этого он вернул её”. Са’ид ибн Мансур 1099. Иснад достоверный.
Сказал шейх Абдуррахман ибн Насир ибн Са’ди (рахимаху-Ллах): “И как брак относится к величайшим милостям Всевышнего и насущным потребностям человека, так же и дозволенность развода – милость Аллаха, избавляющая человека от необходимости жить с тем, кто ему не подходит, проводя свои дни в стеснении и мучительных тяготах. В Коране сказано: “Если же они (супруги) расстанутся, то Аллах наделит каждого из них из Своей щедрой милости. Аллах – Объемлющий, Мудрый” Сура “ан-Ниса”, 4:130
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=3478