بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم
Первые представители аш’аритов доподлинно знали и сознавались в том, что не исповедуют воззрения предшественников (саляф), а носят убеждения последующих поколений, которые противоречат убеждениям предшественников.
Одним из таких множеств примеров можно упомянуть признание Шамс ад-Дин аль-Куртуби (600 – 671 г.х.) да смилуется над ним Аллах.
Так, упомянув существующие мнения о том, что Всевышний Аллах вознесся на Трон, он заключил: “Хоть сам я и не разделяю это мнение и не отдаю ему предпочтение, но более правильным, из всех этих мнений является то, на что ясно указывают многочисленные аяты и предания, а именно то, что Аллах (Пречист Он и Возвышен) на Троне Своем, так, как Он об этом сказал в Своем Писании и сказал Его пророк, без вопроса «как?». Он отделен от всех Своих творений. Таково в совокупности убеждение праведных предшественников (саляф), которое передается достойными доверия передатчиками”
Источник: аль-Куртуби. Аль-Асна фи шарх асма Аллах аль-Хусна. Т.2. С.132. Дар ас-Сахаба. Танта 1995г. Первое издание.
ас-Сафарини (да смилуется над ним Аллах) попытался объяснить причину того, что сподвигло аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) признать правильным одно, а выбрать иное.
“Его слова: «Хоть сам я и не разделяю это мнение» – весьма удивительны, да смилуется над ним Всевышний Аллах. Ведь он сам признал, что на это мнение указывают многочисленные коранические аяты и пророческие предания, а также такова вера благочестивых, праведных предшественников. Так как же такому как он подобает говорить: «Хоть сам я и не разделяю это мнение и не отдаю ему предпочтение»? Это, невзирая на указания коранических аятов и пророческих преданий, и что таковым было убеждение первого поколения и партии, за которой следуют люди. Скорее всего, он сказал это, боясь происков завистников, козней отклонившихся от истины и порочных людей, и обвинений приверженцами нововведений и неверия”
Источник: ас-Сафарини. Лауаих аль-Ануар ас-Сания. Т.1. С.364. ар-Рушд. Эр-Рияд. 1415 г.х.
Хафиз Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, в «Фатх аль-Бари» почти всякий раз наряду с убеждениями аш’аритов упоминает мнение предшественников (саляф). Иногда он отдает предпочтение убеждениям предшественников, в иные разы мнению аш’аритов.
Также аль-Байхаки, аль-Джуейни и многие другие часто передавали убеждения саляфов в противовес убеждениям аш’аритов.
Поздние же аш’ариты несправедливо стали приписывать себя к праведным предшественникам (саляф) и утверждать, что они не противоречат их воззрениям. Более того, свои ошибочные убеждения они стали приписывать праведным предшественникам (саляф), говоря, что именно такими были их воззрения.
Возможно, они в полном неведении относительно убеждений предшественников, и мало знакомы с трудами первых аш’аритов.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=19865