Свидетельство единобожия, шахада: “АШХАДУ АН ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ АЛЛАХ, УА АШХАДУ АННА МУХАММАДАН РАСУЛЮЛЛАХ”, означающее: “Свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха”, состоит из двух частей. Условия действительности первой части вы найдете здесь.

Вторая часть свидетельства: “Мухаммад – Посланник Аллаха”, также является неотъемлемым условием действительности первой части свидетельства: “Ля иляха илля-Ллах”, и оно не будет действительным без свидетельства: “Мухаммад – расулю-Ллах”

Довод этому – множество аятов Корана, в которых Всевышний повелевает уверовать в Него и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Так, Всевышний Аллах говорит: «Уверуйте же в Аллаха, Его посланника и свет, который Мы ниспослали! Аллах ведает о том, что вы совершаете» (ат-Тагъабун 64: 8).
Всевышний Аллах также сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника!» (ан-Нур 24: 62).

Имам Ибн Джарир ат-Табари в толковании к этому аяту сказал: “Всевышний Аллах говорит, что не может быть верующим с истинной верой никто, кроме того, кто уверовал в Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тафсир ат-Табари” 17/385.

Хафиз Ибн Ахмад аль-Хаками, разбирая условия шахады, про вопрос: «Принимается ли первая шахада (ля иляха илля-Ллах) без шахады Мухаммад – расулю-Ллах?», сказал: “Мы уже разъясняли, что раб Аллаха не войдет в религию, кроме как посредством этих двух свидетельств, и что они связанны между собой. И то, что является условием первой шахады (ля иляха илля-Ллах), является условием и второй шахады (Мухаммад – расулю-Ллах)!” См. “А’лям ас-Сунна аль-маншура” 33.

А до этого хафиз аль-Хаками, разбирая вопрос: «Что означает шахада “Мухаммад – расулю-Ллах”?», сказал: “Она означает: убежденность, исходящая из глубины сердца и произносимая языком о том, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник ко всем людям и джинам, о чем Аллах сказал: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33: 45-46). Является обязательным верить во все, что он сообщил из того, что было прежде и что произойдет потом, что является дозволенным, а что запретным. И следует подчиняться его велениям и отказываться от того, что он запрещал. Следует соблюдать его шариат и неуклонно придерживаться его Сунны тайно и явно, соглашаясь с тем, что он решил, и повинуясь этому, как следует верить и тому, что повиноваться ему значит повиноваться Аллаху, а ослушаться его значит ослушаться Аллаха, ведь это он довел до сведения людей Его послание. И Аллах упокоил его только после того, как Он через него довел эту религию до совершенства, и после того, как посланник (мир ему и благословение Аллаха) ясно передал людям все то, что ему было поручено передать, оставив свою общину на совершенно ясном пути, с которого после этого может сойти только пропащий!” См. “А’лям ас-Сунна аль-маншура” 32.

 

Разъясняя то, что требует шахада «Мухаммад – расулю-Ллах» шейх Ибн ‘Усаймин перечислил:
1. Вера во все, что сообщил посланник (мир ему и благословение Аллаха) без сомнений.
2. Подчинение тому, что повелел посланник (мир ему и благословение Аллаха).
3. Отстранение от того, что запретил посланник (мир ему и благословение Аллаха).
4. Не ставить слова какого-либо человека перед словами посланника (мир ему и благословение Аллаха), даже если это признанный имам мусульман.
5. Не внедрять в религию того, что не узаконил посланник (мир ему и благословение Аллаха) будь это в вопросах убеждения, словах или делах.
6. Не привносить в отношении посланника (мир ему и благословение Аллаха) ничего, что он не узаконил, будь это справление его маулюда или чего-либо еще.
7. Не считать, что посланник (мир ему и благословение Аллаха) владеет чем-либо из господства Всевышнего, и не взывать к нему за помощью и т.п.
8. Почитать слова посланника (мир ему и благословение Аллаха), к чему относится бережное отношения к его хадисам, и не класть их в грязные места, а также не повышать голоса возле его могилы и т.п.
(Сл. “Шарх аль-Арба’ина ан-Науауия” сокращенно).

 

Шейх аль-Альбани сказал: “Поэтому я призываю вас к тому, чтобы вы изучали Сунну и совершали то, что совершал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и не приближались к тому, что он оставил! И только в этом случае вы выполните то, что требуют от вас два свидетельства, первое из которых – это “Нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха”, и второе – “Мухаммад раб и посланник Аллаха”. Так как первое свидетельство означает, что ты не поклоняешься никому, помимо Аллаха, второе же означает, что ты должен поклоняться Аллаху только так, как это делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Эти два свидетельства являются двумя таухидами: единение Аллаха в поклонении и единение Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) в следовании”.


Свидетельство “Мухаммад – посланник Аллаха”

Сказал автор книги “Три основы” Мухаммад Ибн Абдуль-Уаххаб, да смилуется над ним Аллах: “Доказательством на свидетельство “Мухаммад – посланник Аллаха” являются слова Всевышнего:

К вам явился Посланник из вас самих. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим“”
Сура ат-Тауба, аят 128

Смысл свидетельства “Мухаммад – посланник Аллаха” заключается в (1) подчинении его приказам, (2) в вере в то, что он сообщил, (3) в отстранении от всего, что он запретил и от чего удерживал, (4) и в поклонении Аллаху только так, как он установил”.

 

Разъяснение шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База:

Второе свидетельство – это свидетельство о том, что Мухаммад – посланник Аллаха. Доводом, указывающим на это свидетельство, являются слова Всевышнего:

К вам (о, верующие) явился посланник [пророк Мухаммад] из вас самих [из вашего народа].
Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим

Сура ат-Тауба, аят 128

К вам явился посланник …” – пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, которого вы знаете.
… из вас самих …” – более того, из лучшего вашего племени.
… тяжко для него то, что вы страдаете …” – ему тяжело, когда тяжело вам.
… он старается для вас …” – он старается, чтобы наставить вас на прямой путь и спасти вас от Огня.

Также Аллах Всевышний сказал:

Мухаммад – Посланник Аллаха
Сура аль-Фатх, аят 29

После произнесения этого свидетельства человек должен подчиняться велениям посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, должен подтверждать правдивость того, о чём он сообщил, должен сторониться того, что он запретил, и должен поклоняться Аллаху только так, как он узаконил.

Следовательно, четыре вещи обязательно должны присутствовать:
– Подчинение велениям посланника, да благословит его Аллах и приветствует;
– Подтверждение правдивости его сообщений о Последней жизни, Рае, Аде, и многом другом;
– Отстранение от того, что он запретил и от чего удерживал. Например, человек должен сторониться прелюбодеяния, ростовщичества, и всего остального, что запретили Аллаха и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует;
– Необходимо поклоняться Аллаху только так, как узаконил посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

Нельзя вносить в религию нововведения, которые не узаконил Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-то совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то (это деяние) будет отвергнуто“.
А в другой версии сказано: “Если кто-то внесет в это наше дело то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто“. аль-Бухари, 2697; Муслим, 1718.


Ссылки на источники:
1. https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=47&t=5879
2. https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=79&t=2302
3. https://asar-forum.com/viewtopic.php?p=89127