Данный труд принадлежит перу выдающегося учёного, имама Абу Бакра Ахмада аль-Исмаили, который в краткой форме излагает убеждения Ахлю-Сунна уаль-джамаа, перечисляя основные базисные постулаты в отношении тех основ, относительно которых пошли в противоречие Ахлю-Сунна заблудшие течения — кто-то в большей степени, кто-то в меньшей — наподобие джахмитов, ашаритов, матуридитов, къадаритов, хариджитов, муътазилитов и других отклонившихся от прямого пути и правильного вероубеждения.

 

اعتقاد أهل السنة

للحافظ أبي بكر أحمد بن إبراهيم الإسماعيلي

Автор:
Имам Абу Бакр Ахмад ибн Ибрагим
аль-Исмаили аш-Шафии (277-371 г.)

Коротко об авторе:

Пишет Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «ас-Сияр», в биографии Имама Абу-Бакра аль-Исмаили: «Имам, Хафиз, Худжа, Факъих, Шейх аль-Ислам, Абу-Бакр, Ахмад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Аббас, аль-Джурджани, аль-Исмаили, аш-Шафии. Автор книги “Сахих мустахрадж аля Сахих аль-Бухари”. Он являлся Шейхом шафиитов, родился 277 г., начал изучение хадисов еще в детстве и писал их своей рукою. Был автором многих работ, которые свидетельствуют о его достоинстве и главенстве в Фикхе и Хадисе.

Сказал аль-Хаким: «аль-Исмаили был уникальным (ученым) своего времени. Шейх мухаддисов и факихов, самый достойнейший из них. Никто не разногласил о нем среди ученых. Умер в 371 г.»”.

Приводит Тажуд-дин ас-Субки, да смилуется над ним Аллах: «Абу-Бакр, Ахмад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Аббас, аль-Джурджани, аль-Исмаили. Имам в местности Джурджан. К нему все обращались за знаниями в Фикъхе и Хадисе. Он брал знания от Захида, Усмана аль-Макабири аль-Джурджани, Ибрахима ибн Зубейра аль-Хальвани, Ахмада ибн Мухаммада ибн Масрукъа, Мухаммада ибн Яхьи аль-Марувази, Яхьи ибн Мухаммада аль-Джинани, АбдуЛлаха аль-Фирьйяби, Мухаммда ибн АбдуЛлаха аль-Хадрами, Мухаммада ибн Усмана Ибн Абу Шейбы, и многих других ученых Багдада, Куфы, Басры, Моувсула, аль-Анбара.

Его учениками были аль-Хаким, Абу-Бакр аль-Баркъани, Хамза ас-Сахми, Абу Хазим аль-Абдари, Хафиз Абу-Бакр, Мухаммад ибн Идрис аль-Джурджани и др.

Сказал Хамза: «Я слышал, как Имам ад-Даракъутни говорил: «Сколько раз я намеревался отправиться к Абу-Бакру аль-Исмаили, но, к сожалению так и не смог»”. См. «Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра» 3 том, стр. 7-8.

Его книги:

1- «Мустахрадж аля Сахих аль-Бухари».

2- «Мадхаль аля Сахих аль-Бухари».

3- «аль-Муснад аль-Кабир».

4- «аль-Фауваид».

5- «Муъджам ас-Сахаба»

6- «Рисаля фи аль-акъида иля ахль аль-Джилян», о ней упоминают в своих работах Имам ас-Сабуни аш-Шафии (умер в 448 г.) и Шейх аль-Ислям Ибн Теймийя.

7- «Китабун фи-ль-Фикъх».

8- «Иътикъад Ахли ас-Сунна». Эта книга.

Иснад[1] этой работы Имама Абу-Бакра аль-Исмаили:

Эту работу с иснадом приводит Имам Ибн Къудама аль-Макдиси (541-620), да смилуется над ним Аллах, в своей книге “Зам ат-Таъвиль”: от Масуда аль-Хашими от Хафиза Абу аль-Аля от Али аль-Джурджани от Хамзы ас-Сахми от Абу-Бакра, Ахмада аль-Исмаили.

Имам аз-Захаби (673-748), да смилуется над ним Аллах, приводит эту работу с иснадом Ибн Къудамы, через Исмаиля ибн аль-Фарра от Ибн Къудамы аль-Макдиси. Имам аз-Захаби говорит в своей книге “аль-Арбаин”, подтверждая достоверность цепочки передатчиков этой работы от Имама аль-Исмаили: “Эти убеждения мы слышали по достоверной цепочке передатчиков до него (аль-Исмаили)”. Стр. 118.

В дополнение к этому, известно, что такие выдающиеся Имамы науки Хадисов, как Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя[2], Ибн Хаджар Аскалани[3], и Ибн Раджаб аль-Ханбали[4], да смилуется над ними всеми Аллах, в своих трудах цитировали Имама Абу-Бакра аль-Исмаили в вопросах вероубеждений по этой книге «Вероубеждения Ахлю-Сунны».

بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم

Говорит Имам Абу-Бакр аль-Исмаили аш-Шафии:

Знайте, да смилуется над нами и вами Аллах, что мазхабом «Ахль аль-Хадис» – Ахли-Сунны ва аль-Джамаа, является:

1- Вера в Аллаха, в Его ангелов, книги и посланников.

2– Принятие того, что изложено в Книге Аллаха Всевышнего и что достоверно пришло от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Нельзя уклониться от того, что пришло в них, и нет пути для отрицания этого, потому что нам приказано следовать Книге и Сунне, и абсолютно гарантированно, что в них верное руководство, а так же дано свидетельство, что Пророк наш, да благословит его Аллах и приветствует, наставляет на верный путь[5]. Нам послано предостережение о том, что  в противоречии ему, да благословит его Аллах и приветствует, нас ждет смута и страшное наказание[6].

3– Они убеждены, что Аллах Всевышний, имеет прекрасные Имена, Качества и Атрибуты, которыми Он Сам Себя описал и которыми описал Его Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

4– Он сотворил Адама Своей Рукой.

5– «Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает»[7],- без представления образа[8].

6– То, что Он: «Вознесся над Троном»[9], без представления образа. Поистине, Аллах сообщил то, что Он: «Вознесся над Троном», но не сообщил, каким образом Его Вознесение.

7– То, что Он Владыка Своих творений. Он создал их не из-за того, что нуждался в том, что сотворил. Он совершает то, что пожелает и вершит то, что хочет, «Его не спросят за то, что Он совершает», однако творения все ответственны за свои дела[10].

8– Он имеет прекрасные Имена, Качества и Атрибуты, которыми Он Сам Себя описал и которыми описал Его Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

9– Нет ничего, что было бы не под силу Ему на небесах и на земле.

10– Его нельзя описывать тем, что имеет недостаток и изъян, Он превыше всего этого.

11- Он сотворил Адама, мир ему, Своей Рукой.

12- Обе Его Руки распростерты, и Он расходует, как пожелает. Все это без представления образа и форм Его Рук, т.к. Книга Аллаха не изложила о форме и образе этого.

13– Тут не следует иметь убеждение о частях тела или органах, длине или ширине, твердости или мягкости и т.п. из описаний в творениях. Поистине «нет ничего подобного Ему»[11], Пресвят Лик Господа нашего, обладающий почетом и величием.

14- Они не говорят, что Имена Аллаха — не есть Аллах, как говорят муътазилиты[12], хаувариджи[13] и различные заблудшие секты из приверженцев собственных страстей.

15- Они подтверждают Его Лик, Слух, Зрение, Знание, Мощь, Силу, Величие, Речь, не так как это говорят приверженцы заблуждений из числа муътазилитов и других сект, а так, как это сказал Всевышний: «Вечен лишь Лик Господа твоего». Коран 55:27. Сказал Аллах: «Он ниспослал это по Своему знанию». Коран 4:166. Сказал Аллах: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает». Коран 2:255. Сказал Аллах: «Ведь могущество целиком принадлежит Аллаху». Коран 35:10. Сказал Аллах: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу». Коран 51:47. Сказал Аллах: «Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?» Коран 41:15. Сказал Аллах: «Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом». Коран 51:58.

16– Он Всевышний, Обладатель Знания, Мощи, Силы, Слуха, Зрения и Речи, как сказал: «…и тебя взрастили у Меня на Глазах». Коран 20:39. Сказал Аллах: «Воздвигни ковчег у Нас на Глазах и по откровению Нашему». Коран 11:37. Сказал Аллах: «…то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха». Коран 9:6. Сказал Аллах: «Аллах вел беседу с Мусой». Коран 4:164. Сказал Аллах: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается». Коран 16:40.

17– Они говорят то, что говорят все мусульмане: Что пожелает Аллах, то происходит, а что Он не пожелает, то никогда не произойдет, как сказал Аллах: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах». Коран 76:30.

18– Они говорят: Никто не сможет скрыться от Знания Аллаха и одержать верх над Его Действием и Волей, или изменить Его Знание. Поистине, Он Знающий и не подвержен невежеству и забывчивости, Он Могущественный, Которого нельзя победить.

19– Они говорят, что Коран – Речь Аллаха не сотворенная. Как бы Коран не проявлялся: чтением чтеца и его произношением, заучиванием наизусть в сердцах, чтением языками, написанием на листах,- он не сотворенный. Тот, кто сказал, что произношение Корана сотворенное, желая указать на Коран, тот сказал о сотворённости Корана[14].

20– Они говорят, что нет творца в истинном значении кроме Аллаха, Свят Он и Велик. Поистине, всё совершаемое рабами является творением Аллаха, воистину Он ведет по прямому пути кого пожелает, и вводит в заблуждение кого пожелает. Для тех, кого Аллах ввел в заблуждение, нет никакого довода или оправдания, как сказал Аллах: «Скажи: «У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас»”. Коран 6:149. Аллах сказал: «Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены. Он одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение[15]». Коран 7:29-30. Аллах сказал: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей». Коран 7:179. Аллах сказал: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его». Коран 57:22. Аллах сказал об обитателях Рая: «Они скажут: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас»”. Коран 7:43. Аллах сказал: «Разве верующие еще не знают, что если бы Аллах захотел, то наставил бы всех людей на прямой путь»? Коран 13:31. Аллах сказал: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь». Коран 11:118-119.

21– Они говорят, что зло и благо, приятное и горькое, всё по предопределению Аллаха, Свят Он и Велик, Он это предначертал. Творения не владеют для себя ни тем, чтоб принести себе зло, ни тем, чтоб привлечь блага, кроме как в том, что пожелает Аллах.

22– Поистине они постоянно нуждаются в Аллахе[16].

23– Они говорят, что поистине Он нисходит на ближайшее небо, так как известно из достоверного хадиса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, без представления, каким образом это происходит[17].

24– Они убеждены, что богобоязненные рабы смогут видеть Аллаха в Судный день, в отличие от такой возможности в этой жизни. Так же они утверждают, что обязательно Его увидят те, для кого Он сделал это вознаграждением в будущей жизни. Как Он сказал: «Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа». Коран 75:22-23.

25– Аллах сказал о неверующих: «В тот день они будут ограждены от своего Господа завесой». Коран 83:15. Если бы все верующие и неверующие не имели бы возможность видеть Его, то о них всех можно было бы сказать, что они будут ограждены.

26– Это все без убеждения телесности Аллаха и ограничения Его. Однако они будут видеть Его своими глазами, как Он Сам пожелает, без задавания вопроса «как?».

27– Они говорят, что вера — это слово, дело и знание. Она увеличивается с подчинением Аллаху и уменьшается с ослушанием Его. Тот, кто больше других подчиняется Аллаху, вера его больше чем у того, кто меньше в подчинении Ему.

28– Они говорят, что если кто-то из приверженцев Единобожия и совершающих молитву в сторону мусульманской къиблы, совершит один или множество больших и малых грехов, будучи при этом единобожником, подтверждающим и принимающим все то, чего следует придерживаться (в знании) об Аллахе, тот не становится неверующим, и они желают для него прощения. «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает». Коран 4:148.

29– Они разногласили по поводу того, кто намеренно и без уважительной причины оставляет обязательную молитву, упуская установленное для неё время. Одна группа ученых объявляли его неверующим, опираясь на передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «Между рабом и неверием – оставление молитвы»[18]. Так же его, да благословит его Аллах и приветствует, слова: «Кто оставит молитву, тот впал в неверие»[19].«Кто оставит молитву, того покинет защита Аллаха»[20].

30– Другая группа ученых толковала эти хадисы так, что в них речь идет о тех, кто оставил молитву, отрекаясь от неё. Как применил этот термин Юсуф, мир ему: «Воистину, я оставил (отрекаясь) от религии людей, которые не веруют в Аллаха». Коран 12:37. Т.е. под «оставлением» (религии куфра) речь идет об отречении[21].

31– Многие из них говорили: Вера (Иман) — это слово и дело. Ислам — это дела, которые человек должен обязательно совершать. Если каждое из этих понятий упоминается по отдельности, то каждое из них содержит оба понятия. Если сказано: верующие и мусульмане, то в каждом выражении указывается на смысл, отличный от другого. Но если упоминается одно из них, то оно заключает в себе смысл другого.

32– Многие из них сказали: Ислам и Иман (вера) — едины. Сказал Аллах: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято». Коран 3:85. Если бы Иман (вера) было бы чем-то иным, то это бы не принялось. Сказал Аллах: «Мы вывели оттуда всех уверовавших, но нашли там только один дом с мусульманами». Коран 51:35-36.

33– Из них были те, кто сказал, что Ислам характеризован подчинением Аллаху, покорностью Ему и исполнением Его постановлений в том, во что он верует. Как сказал Аллах: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами”. Вера еще не вошла в ваши сердца»”. Коран 49:14. Сказал Аллах: «Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: «Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду»”. Коран 49:17. (Хотя) это тоже, является доказательством для тех, кто сказал что Иман и Ислам,- едины[22].

34– Они говорят, что Аллах выведет из Огня людей из приверженцев Единобожия, по заступничеству ходатайствующих и по Милости Своей.

35– Что ходатайство – «Шафаат» — истина.

36– Что «водоём»[23] — истина.

37– Что весы[24] — истина.

38– Что отчёт — истина.

39– Они не утверждают ни для кого из этой Уммы, что он из обитателей ада или рая, потому что знание об этом скрыто для них. Они не знают, как он умрет — в Исламе или неверии. Однако они говорят, что тот, кто умер в Исламе, сторонясь больших грехов, страстей и ослушаний, тот окажется из обитателей рая, потому что Аллах сказал: «Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из творений» — не оговаривая, что они грешили — «Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно». Коран 98:7-8.

40– А тому, кому обещан рай Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и это пришло в достоверной передаче, тому они свидетельствуют этим же, следуя за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, доверяя его словам.

41– Они говорят: Мучения в могиле — это истина. Аллах, если пожелает, подвергает этим мучениям того, кто заслуживает, а если пожелает, то избавит его от этого. Аллах сказал: «Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям»! Коран 40:46. В этих аятах указание на то, что они подвергаются мучениям в этом мире[25] утром и после полудня, а когда придет судный день, то их ввергнут в страшные мучения, которые никогда не уменьшатся и не прекратятся, как это было до этого. Аллах сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь», — т.е. до исчезновения этого бренного мира. Дальше Он сказал: «…в День воскресения Мы воскресим его слепым». Коран 20:124. Он указал, что тяжкая жизнь будет до наступления судного дня. А так как жизнь многих иудеев, христиан и многобожников протекает в достатке и роскоши, то мы понимает, что в аяте не имеется в виду тяжесть жизни, в смысле нужды и недостатке в пропитании. Здесь идет речь о том, что будет после смерти и до дня воскрешения[26].

42– Они верят в то, что известно о Мункаре и Накире[27], из достоверных хадисов от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Словах Аллаха: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает». Коран 14:27. А также в то, что пришло в толковании этого аята от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

43– Они считают необходимым оставлять споры и прения[28] о Коране и в чем-либо другом. Так как Аллах сказал: «Об аятах Аллаха спорят только неверные». Коран 40:4. Т.е спорят в них, оспаривая их и не веруя в них. А Аллаху об этом ведомо лучше.

44– Они подтверждают право правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по избранию его на этот пост сподвижниками[29], да будет доволен ими всеми Аллах.

45– Затем правление Умара, да будет доволен им Аллах, после Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, по его указу на это[30].

46- Затем правление Усмана, да будет доволен им Аллах, которое определилось по единогласному решению членов Совета и мусульман, который был создан по указанию Умара, да будет доволен им Аллах.

47- Затем правление Али ибн Абу Толиба, да будет доволен им Аллах, после присяги ему сподвижников, участвовавших в сражении при Бадре: Аммаром ибн Ясиром, Сахлем ибн Ханифом и др. Это вдобавок к тому, что он был достойнейшим для этого.

48- Они убеждены в превосходстве сподвижников, которыми доволен Аллах, как Он сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии». Коран 48:18.

49- А также в Словах Его: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними». Коран 9:100.

50- Тот, кем был доволен Аллах, от него уже не будет исходить то, что вызовет гнев Аллаха, Свят Он и Велик, подобным же образом с последовавшими за ними. Однако, это с условием их искреннего и полного следования за сподвижниками. Если же этого искреннего следования не будет, то нет для них пути вхождения под указание этого аята.

51- Тот же, кто раздражен этим их высоким положением перед Аллахом, тот находится в опасном положении, страшнее которого нет — т.е. неверие. Так как Аллах сказал: «Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих». Коран 48:29.

52- Они сказали о законности их правления в соответствии со Словами Аллаха: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния», – обращение словами «тем из вас», к тем, кто был с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на его религии, когда снизошли эти аяты. Затем Аллах сказал: «… что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей Мне». Коран 24:55.

53- Аллах укрепил правлением Абу Бакра, Умара и Усмана эту религию, – обещание Аллаха, – они пребывали в безопасности, совершали военные походы, и никто не совершал подобные походы против них. Они устрашали врагов, и никто из врагов не устрашал их.

54- Сказал Аллах Всевышний, людям, которые не вышли в военный поход[31] со своим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в который Он приказал выйти Своими Словами: «Если Аллах возвратит тебя к некоторым из них, и они попросят у тебя дозволения отправиться в поход, то скажи: «Вы никогда не отправитесь со мной в поход и никогда не будете сражаться вместе со мной против врага. Вы были довольны тем, что отсиделись в первый раз. Посему отсиживайтесь вместе с теми, кто остается»». Коран 9:83. Когда они, встретив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стали просить его позволения выйти вместе с ним в поход, и получили отказ, Аллах ниспослал: «Когда вы отправитесь за трофеями, чтобы взять их, оставшиеся позади скажут: «Дайте нам последовать за вами». Они хотят изменить Слово Аллаха. Скажи: «Вы не последуете за нами. Так сказал Аллах прежде». Тогда они скажут: «Нет, вы завидуете нам». Но они мало что смыслят». Затем Аллах сказал: «Скажи бедуинам, оставшимся позади: «Вас еще призовут воевать против людей, обладающих суровой мощью. Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в ислам. Если вы подчинитесь, то Аллах дарует вам прекрасную награду. Если же вы отвернетесь, как отвернулись прежде, то Аллах причинит вам мучительные страдания»». Коран 48:15-16.

55- Эти Слова были обращены во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к отсиживающимся, которые не вышли с ним, да благословит его Аллах и приветствует. Во время же правления Абу Бакра, Умара и Усмана, многие из них еще оставались живы. Аллах гарантировал оставшимся из них, что если они подчинятся правителям, Он даст им великую награду, а если ослушаются, то накажет мучительными страданиями. Это было извещение от Аллаха об их, да будет доволен ими Аллах, правлении. Он освободил наши сердца от неприязни к кому-то из них. Таким образом, если подтвердилось право правления одного из них, правление всех четырех становится законным.

56- Они считают обязательным совершение пятничной и других молитв позади каждого имама (правителя) мусульманина, будь он праведным или грешным. Поистине, Аллах обязал нас выполнению пятничной молитвы, приказав совершать её, Своим абсолютным приказом. Он знал, что возглавлять её могут грешники и праведники, и при этом не исключил для этого какое-то определенное время или определенный призыв на пятничную молитву[32].

57- Они считают необходимым вести джихад вместе с ними против неверующих, даже если они являются несправедливыми.

58- Они считают необходимым возносить за них мольбы, для исправления их и склонения к справедливости.

59- Они не дозволяют выходить против них с мечом[33].

60- А также сражаться во время смут.

61- Они считают необходимым сражаться против бунтарей вместе со справедливым правителем. Если таковой имеется в соответствии с их условиями к этому.

62– Они считаю землю, – в отличие от муътазилитов – землёй Ислама, покуда на ней звучит призыв на молитву и она выстаивается открыто и народ ее совершающий, может это делать в безопасности[34].

63– Они считают, что никто не заслуживает рая, – какие бы дела он ни совершал, – кроме как по Милости Аллаха и из-за чести, оказанной Им, которые Он являет тем, кому пожелает. Поистине, его благие дела и подчинение были с дозволения Аллаха. Если бы Он не оказал такую честь, то ни для кого не было бы перед Аллахом права, как Он сказал: «И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает». Коран 24:21. «Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном». Коран 4:83. «Он избирает для Своей милости, кого пожелает». Коран 3:74.

64– Они говорят, что для каждого Своего творения Аллах определили срок, к которому они идут: «Когда же наступит их срок, они не смогут отдалить или приблизить его даже на час». Коран 16:61.

65– И если кто-то умер или был убит, то это произошло в конце предписанного ему срока, как сказал Аллах Всевышний: «Скажи: «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь»”. Коран 3:154.

66– Аллах Всевышний наделяет пропитанием каждое живое творение в той мере, которая достаточна ему для жизни. Это пропитание, которое Аллах гарантирует для живущих созданий, это пропитание из дозволенного и запретного, а также удел богатства, превосходящий прожиточный минимум.

67– Они убеждены, что Аллах Всевышний создал шайтанов, которые наущают потомков Адама, обольщают и обманывают их.

68– И в то, что шайтан входит в человека[35].

69– И в то, что в мире есть колдовство и колдуны. Заниматься колдовством есть неверие со стороны совершающего это, и убежденного, что оно приносит вред и пользу, без Воли Аллаха на это.

70– Они считают необходимым сторониться новшеств и грехов, славы, высокомерия и самодовольства, измен и порчи, доносов и предательских убийств.

71– Они считают необходимым удержание от причинения вреда и распространения сплетен (гъиба), кроме как в отношении тех, кто выявляет новшество и страсти и призывает к этому. Слова о нём не считаются сплетнями, по их мнению.[36]

72– Они считают необходимым обучение знаниям и требование их от тех, кто ими обладает.[37] Проявления старания в изучении Корана, его наук и толкования. Изучение хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собрание их и углубление в их понимании. Также, они считают необходимым изучение наследия от сподвижников Пророка, и удержание от осуждения кого-либо из них[38] и оставление того, что произошло между ними, на Аллаха.

73– Вместе с этим придерживаться Джамаата[39].

74– Проявление скромности в еде, питье и одежде.

75– Стремление и старательность в совершении благих дел.

76– Побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, а также отстранение от невежд, пока их не обучат и не пояснят для них Истину, после чего порицание и исполнение наказания в отношении них. Все это после пояснения для них Истины, и рассмотрения возможности оправдания между ними.

– Это есть основа религии и их мазхаба, – убеждения «Ахль аль-Хадис», которых не коснулось новшество и не привела в замешательство смута, подталкивающая к чему-то порицаемому в религии.

– Они все вместе крепко держались за вервь Аллаха и не разделялись.

– Знайте же: Что Аллах Всевышний, сделал обязательными Свою Любовь и Прощение для последовавших за Его пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Он сделал их «спасшейся группой», последовавшей общиной. Сказал Аллах: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи»”. Коран 3:31.

– Да наделит нас и вас Аллах благом, посредством Знания. Да убережет Он нас всех от заблуждений и отклонений, посредством богобоязненности, по Милости Своей.

 

Примечания

[1] Цепочка передачи.

[2] См. его книгу «Даръ ат-Тааруд» 1\168.

[3] Он в сокращении, ссылаясь на Имама Абу-Бакра аль-Исмаили, цитирует его слова о вере (имане). См. «Фатх аль-Бари» 1\105.

[4] См. его книгу «Джами аль-улум ва аль-хикам» стр. 27.

[5] Наставление в напутствии, указании и пояснении верного пути. «Воистину, ты наставляешь на прямой путь». Коран 42:52.

[6] Как сказал Аллах: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». Коран 24:63

[7] Коран 5:64

[8] Без представления и старания познать форму или образ этого. Без задавания вопроса «как»?

[9] Коран 7:54

[10] «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены». Коран 21:23

[11] «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». Коран 42:44.

[12] Муътазилиты («обособившиеся», «отделившиеся») – представители первого крупного направления в каламе, которое появилось между 105 и 110 г.х. Муътазилиты получили свое наименование в связи с обособлением от кружка аль-Хасана аль-Басри его учеников Василя ибн Ата и Амра ибн Убейда. Воззрения этого толка были окончательно сформированы во времена муътазилита Абу аль-Хузейла аль-Аллафа и сводятся к следующим пяти положениям. Первое – справедливость (аль-адль). Они считают, что божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Аллаха творить только добро и недопустимость нарушения Аллахом установленного порядка вещей. Это положение опирается на кадаритские представления о божественном предопределении. Второе – единобожие (ат-таухид). Муътазилиты отрицают не только политеизм и антропоморфизм, но и реальность и извечность божественных качеств. Они также отрицают речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Это положение сближает муътазилитов с джахмитами. Третье – обещание и угроза (аль-ваад ва аль-ваид). Они считают, что если Аллах обещал ввести покорных рабов в Рай, а ослушников – в Ад, то ни заступничество Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ни милосердие Аллаха не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. Четвертое – промежуточное состояние (аль-манзила бейна аль-манзилатейн). Иногда это положение, которое послужило причиной обособления муътазилитов от кружка аль-Хасана аль-Басри, называют вопросом наименования и суждения (масалат аль-асма ва аль-ахкам). Муътазилиты считают, что если мусульманин совершает тяжкие грехи, то он выходит из числа верующих, но не становится неверующим. Они называют его грешником (фасик) и считают, что в Последней жизни его навсегда ввергнут в Ад. Эти воззрения отличают муътазилитов от мурджиитов, хариджитов и салафитов. Пятое – повеление одобряемого и запрещение порицаемого (аль-амр би аль-маруф ва ан-нахьй ан аль-мункар). Приверженцы Сунны и единой мусульманской общины также признают необходимость повеления одобряемого и запрещения порицаемого, однако их взгляды отличаются от муътазилитских убеждений. Во-первых, муътазилиты считают дозволенным открыто выступать против несправедливого правителя, даже если он является мусульманином. Во-вторых, они считают дозволенным воевать с оружием в руках против мусульман, которые не разделяют их взглядов. Муътазилиты считают своими последователями только тех, кто признает эти пять основоположений, на основании которых они отрицают возвышенность Аллаха над творениями. Некоторые из них считают, что Аллах находится повсеместно благодаря Своей власти. Такого мнения придерживались Абу аль-Хузейл, аль-Искафи, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб аль-Джуббаи. Муътазилиты единодушны в том, что вознесение Аллаха на Трон следует трактовать как овладение Троном. Они также считают, что праведники не увидят Аллаха в Последней жизни. Рационалистические установки и ряд теолого-философских построений муътазилитов стали достоянием возникших впоследствии направлений калама – ашаризма и матуридизма.

[13] Хаувариджи или хариджиты (вышедшие) – это первая секта в Исламе. Одним из ее самых главных признаков является то, что они всегда выступают против правителя мусульман либо словами (порицая правителя за спиной), либо же выходят против него с оружием. Некоторые из них начали называть неверными мусульман и считать их убийство дозволенным. Среди тех, кого они обвинили в неверии и убили, был также повелитель правоверных /амир аль-му‘минин/ ‘Али ибн Абу Талиб, да смилуется над ним Аллах. О них Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, появится среди вас народ, который будет настолько усердным в поклонении, что удивит людей и даже самих себя. Но они вылетят из религии так же, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени Абу Я‘ля, 3/107. Хадис достоверный.

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о них: «Будут сражаться с обладателями веры /иман/ и оставят поклоняющихся идолам». аль-Бухари, 3344.

Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разделил среди людей золотой самородок, который ему прислал ‘Али, один человек с впавшими глазами, широкими скулами, выпуклым лбом, густой бородой и бритой головой, на котором был высоко подобранный изар (одежда, прикрывающая нижнюю часть тела), поднялся со своего места и воскликнул: “О, посланник Аллаха, побойся Аллаха!” На это Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Горе тебе, а разве из всех живущих на земле не подобает именно мне бояться Аллаха больше всего?!» Тогда этот человек ушёл, а Халид ибн аль-Уалид сказал: “О, посланник Аллаха, не отрубить ли ему голову?” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет, ибо возможно, что он относится к числу совершающих молитвы». Халид воскликнул: “А сколь много молящихся, на языке у которых совсем не то, что на сердце!” В ответ ему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мне не было велено ни проникать в сердца людей, ни рассекать их утробы А потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, посмотрел вслед этому человеку и сказал: «Поистине, среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет (т. е. не дойдет до сердца), и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени аль-Бухари, 4351.

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о них: «Хариджиты – собаки из числа обитателей Огня Ахмад, 4/382. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

[14] Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил: «Коран – это слова Аллаха, и он не является созданным. И не бойся сказать, что Коран не является созданным. И поистине, слова Аллаха не являются чем-то отдельным от Него, и в них нет ничего такого, что являлось бы созданным. И остерегайся вступать в споры с теми, кто вводит нововведения в этом вопросе, и с теми, кто говорит о «произношении»/ляфз/, и тому подобном. И с теми, кто говорит: «Я не знаю, создан Коран или не создан, но поистине, он является словом Аллаха». Такой человек является приверженцем нововведений, подобно тому, кто говорит, что Коран является созданным. Однако поистине, Коран – это слова Аллаха, и он не является созданным». См. «Усуль ас-Сунна» стр. 9.

[15] Всевышний Аллах Справедлив, и никогда не введет в заблуждение того, кто желал истины и руководства! Однако вводит Аллах в заблуждение лишь тех, кто противится истине, оставляя их без Своего руководства, как сказал Аллах: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на это». Коран 7:146. А тому, кого Аллах лишил своей поддержки, достаточно его собственной страсти и шайтана, чтобы впасть в глубочайшее заблуждение!

[16] Аллах сказал: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный». Коран 35:15.

[17] Сказал Имам Ибн Хузейма аш-Шафии (умер в 311 г.): «Мы свидетельствуем, подтверждая своими языками, будучи убежденными в сердцах, и абсолютно уверенными в том, что пришло в этих передачах, о снисхождении Господа, без того, чтоб описывать это каким-то образом. Потому что наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не описал нам образ снисхождения Творца на ближайшее небо, однако он известил нас об этом снисхождении…». См. его книгу «Таувхид».

[18] Приводит Абу Дауд (4678), ат-Тирмизи (2620), Ибн Маджа (1078). Хадис достоверный.

[19] Хадис с похожим смыслом привел Имам Ахмад, ат-Тирмизи, Хаким и др.: «Договор, который между нами и ними – молитва, кто оставил ее стал неверным«. Хадис достоверный, по мнению Хакима, с которым согласился Имам аз-Захаби.

[20] Хадис с похожим смыслом привел Ибн Маджа (4034) от Абу Дарды, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Мой любимый, да благословит его Аллах и приветствует, дал мне наставление, сказав: Даже если тебя разрубят на части или сожгут в огне, не придавай Аллаху сотоварища ни в чем! Не оставляй намеренно предписанную молитву, тот кто оставит её намеренно, того покинет защита Аллаха». Шейх Албани указал на приемлемость этого хадиса, ввиду указания на это многих других достоверных хадисов. См. «аль-Ирува» под номером 2026, а так же «Сахих ат-таргъиб ва ат-тархиб» 1\299.

[21] Среди ученых «ахлю ас-Сунна» нет разногласия в том, что оставление молитвы является неверием. Однако существует разногласие в том, является ли это большим неверием, которое выводит человека из Ислама, или малым неверием, которое не выводит человека из Ислама. И это касается такого человека, который оставляет молитву из-за лени или халатного отношения к ней.

Что же касается того, кто оставляет молитву, не признавая, что молитва является для него обязательной /джухудан/, то ученые единогласны в том, что это является большим неверием.

Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет разногласия среди мусульман в том, что оставление обязательной молитвы является одним из самых больших грехов; и в том, что этот грех хуже убийства, воровства, прелюбодеяния и распивания спиртных напитков. Оставляющий молитву подвергает себя наказанию Аллаха и Его гневу, и унижению как на этом, так и на том свете». См. “Ас-саляту уа хукму тарикиха”, стр.16.

Примечание: Даже по мнению тех, кто считает оставление молитвы из-за лени и халатности большим неверием, это не значит, что каждый, кто не совершает обязательную молитву, является неверным /кафир/, вышедшим из Ислама.

Шейх Салих Али Шейх, который считает, что оставление намаза по лени выводит человека из религии, сказал: «Не выносится постановление о выходе из религии в отношении того, кто оставил молитву только из-за того, что он оставил ее. Однако говорится обобщенно, что тот, кто оставил молитву является неверным. А что касается конкретного лица, то для обвинения его в неверии и применении в отношении него всех положений неверных, необходимо, чтобы это было постановлением судьи, который отводит от него все сомнения и требует от него покаяния». См. “Шарху Арба’ина-Ннауауи” 21.

То, что судья побуждает оставившего молитву мусульманина совершать ее, указывает на то, что такой человек не является неверным, если он не отрицает ее обязанности, ибо неверного не призывают к молитве, а призывают к Исламу. Имам ат-Тахауи об это сказал: «Указанием на то, что оставивший молитву не является неверным, является то, что мы не повелеваем неверному молиться, и если бы оставивший молитву стал неверным, то мы повелели бы ему принять Ислам, и если он примет Ислам, то затем мы велим ему молиться. Однако мы этого не делаем и велим ему молитву, ибо он и так из числа мусульман». См. “Мушкилюль-асар” 4/228.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-’Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорит о тех мусульманах, которые совершают большое неверие /куфр/: «Является запретным применение постановления в его абсолютном смысле /итлякъ аль-хукм/, (т.е. недозволенно называть многобожником, неверным или проклятым определенного мусульманина), идет ли речь о многобожии /ширк/ или неверии /куфр/, или проклятии относительно того, кто сделал одно из вышеупомянутых дел. Так как постановление в этих вопросах имеет свои условия /шурут/ и запреты /мауани’/.

Поэтому мы не говорим конкретному человеку, который обеспечивает себе пропитание путем ростовщичества, что он «проклятый», т.к. возможно, есть что-то такое, что мешает проклятию сойти на него. Как, например, невежество или сомнение и т.п. Также и относительно многобожия /ширка/. Мы не применяем слово «многобожник» /«мушрик»/ в отношении конкретного человека, который делает ширк, так как может быть, до него не дошел довод из-за халатности тех ученых, которые живут рядом с ним…»

Свят Аллах! Шейх ’Усаймин указывает на то, что довод до людей должны доносить ученые! И что халатность ученых является одной из причин, препятствующих обвинять человека в куфре, т.е. неверии.

Далее шейх Ибн ’Усаймин говорит: «И таким образом, испрашивать что-либо у покойных является ширком, однако запрещено называть конкретное лицо, совершающее подобные действия, многобожником /мушрик/ до тех пор, пока не станет известно, что до него дошел довод». См. “Аль-къауль аль-муфид ’аля Китаб ат-таухид”, 51-52.

[22] Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах, поясняя мнения ученых в этом вопросе и делая заключительный вывод: «…Однако верным выводом будет то, что пояснил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда был спрошен об Исламе и Имане. Он растолковал Ислам, внешними делами, а Иман пятью основами (веры). Таким же образом и нам, в случае если оба этих понятия придут вместе, следует говорить то, что сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. А если пришло одно из них, как например Иман, то оно включает в себя Ислам. Если же пришло слово Ислам, то с Исламом он может быть верующим без разногласий». См. Книгу «аль-Иман» стр. 246.

[23] Как сказал Всевышний Аллах: «Мы даровали тебе аль-Каусар». Коран 108:1.

Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Длина моего водоема – месяц пути, углы его одинаковы, вода его белее молока, запах – приятнее миска, а количество сосудов для питья больше количества звезд. Кто попьет из него, никогда больше не будет испытывать жажду». Аль-Бухари, 6579.

[24] Речь идет о весах, на которых в Судный день будут взвешивать деяния людей. Всевышний Аллах сказал: «В День воскрешения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет«! Коран 21: 47.

[25] В «барзахе», – промежуточном мире в могиле.

[26] Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в своем толковании Корана привел некоторые возносимые к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы, указывающие, что в этом аяте речь идет о могильных мучениях. Передается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «… того ожидает тяжкая жизнь», – могильные мучения». Иснад приемлемый. 5\317.

[27] Мункар и Накир – имена ангелов. Их имена упоминаются в достоверных хадисах, которые приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд 4753, Ибн Абу ‘Асым и др. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1391.

[28] Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самый ненавистный человек перед Аллахом – непримиримый в споре». Аль-Бухари, 4523.

Му’авия ибн Къурра, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Препирательства относительно религии делают тщетными дела». Аль-Ажурри в “Аш-Шари’а ”, 21.

[29] Сподвижники /сахабы/ – это те, кто повстречали в своей жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, уверовали в него и умерли, будучи мусульманами. См. “аль-Ба’ис аль-хасис” 185.

[30] «А так же, по единогласному согласию от Уммы на это», как сказал Ибн Аби Изз, в своих комментариях на «Акыду ат-Тахавийя», стр. 479.

[31] Речь идет о газавате при Табуке.

[32] Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах, писал: «Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, совершали молитву позади тех, кого они знали как грешников, к примеру АбдуЛлах ибн Масуд и другие сподвижники молились позади Валида ибн Акъаба ибн Абу Муиъта, который пил вино и однажды даже помолился утреннюю молитву 4 ракаата! АбдуЛлах ибн Умар и другие сподвижники совершали молитву позади Хаджаджа ибн Юсуфа, другие сподвижники и табиины, молились позади Ибн Абу Убейда, которого даже обвиняли в отклонениях (от правильных вероубеждений) и в призыве к заблуждениям». См. «Маджмуат ар-расаиль ва аль-масаиль» 5\199.

[33] Сказал Ибн Аби Изз, да смилуется над ним Аллах, в своих комментариях на «Акыду ат-Тахаувийя» стр. 370: «А что по поводу обязательности подчинения им, даже если они чинят несправедливость, то это потому, что выход из подчинения им влечет за собой еще больший вред, чем вред их несправедливости. Напротив, в проявлении терпения этому, прощения наших грехов и приобретение награды. Поистине, Аллах не дал им над нами волю чинить несправедливость, кроме как из-за наших дурных дел и несправедливости, а воздаяние бывает подобным преступлению. Мы должны в большей степени работать над собой, просить прощения за грехи, каяться, исправлять наши дела… Если люди желают избавиться от несправедливости правителя, то пусть они избавятся от (своей) несправедливости».

[34] Сказал Имам аш-Шаукани, да смилуется над ним Аллах, в книге «ас-Сейль аль-Джаррар» 4\575, пишет: «В расчет тут следует принимать главенство в решениях. Если приказы и запреты на этой земле во власти мусульман, и неверующие, живущие на ней, не могут выявлять свое неверие, кроме как с позволения от мусульман, то это земля Ислама. И эти явления неверия на этой земле этому не препятствуют, потому что они проявляются не из-за силового воздействия неверующих или их власти…. Если же дела обстоят наоборот, то и земля будет считаться так же».

Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя сказал: “Определение какой-либо территории как земли неверия (даруль-куфр), земли Ислама (даруль-Ислам) или земли нечестивцев (даруль-фасикъин) не является чем-то неизменным. Нет, ибо такая характеристика земель напрямую зависит от жителей, населяющих данную землю. Любая земля, на которой проживают верующие и богобоязненные люди, является в этот период времени землей приближенных к Аллаху людей. Точно так же всякая земля, на которой проживают неверные, является в этот период времени землей неверия, а всякая земля, на которой проживают нечестивцы, является в этот период времени землей нечестия. Если же жителей какой-либо земли сменяют другие люди, то эта земля становится их землей. Это подобно мечети, если она будет превращена в винную лавку, в публичный дом, в место нечестия и несправедливости или в церковь, где наряду с Аллахом поклоняются другим божествам, то мечеть теряет свой статус из-за изменения людей, которые ее заполняют. И, наоборот, любая винная лавка, публичный дом или тому подобное заведение, становясь мечетью, где поклоняются Всевышнему Аллаху, меняет свой статус в соответствии с произошедшим изменением”. См. “Маджмуат аль-фатауа” 18/281.

Также Шейх аль-Ислам говорил: Всевышний Аллах сказал пророку Мусе (мир ему): «Я покажу тебе землю нечестивцев». Коран 7: 145. Эта земля была таковой по причине тех, кто ее населял, однако впоследствии она стала землей верующих! И эта та земля, о которой в Коране говорится, что она ардуль-мукъаддаса (священная). Положение земель, подобно положению людей!” См. “Маджмуат аль-фатауа” 18/282.

Также Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя говорил: Хариджиты и приверженцы нововведений считают, что земля мусульман – это земля неверных, а их земля – это земля имана. См. “Маджмуат аль-фатауа” 19/72.

[35] Как сказал Аллах: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением». Коран 2:254. Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах: «Имам аль-Ашари в своей книге «Макъалят» упомянул, что Ахлю-Сунна ва аль-Джамаа, говорят: «Джины (шайтаны) входят в тело человека больного (эпилепсией), как сказал Аллах: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого шайтан поверг своим прикосновением». Так же, АбдуЛлах ибн Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Я спросил своего отца, о людях, которые отрицают, что джин может входить в человека». Он ответил: «Они лгут! Он даже говорит их языком»“. См. Маджмуат аль-Фатауа 19\12.

[36] Зайд ибн Аслям, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Гъиба запрещена только в отношении того, за кем не известно открытого совершения грехов”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 222.

Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Если в человеке явно проявится нечестие, то упоминание этого не будет относиться к гъиба, как например упоминание женоподобного мужчины или хариджита”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 237.

Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: “На приверженца нововведений нет гъиба!” См. “Табакъатуль-ханабиля” 2/274.

[37] Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.

Ибн ‘Аун говорил: “Не берите знание кроме как от того, за кого свидетельствовали, что он является требующим знание!” См. “ат-Тамхид” 1/45.

[38] Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На том, кто поносит моих сподвижников, проклятие Аллаха, ангелов и всех людей». См. “Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха”, 2340 со слов Ибн ‘Аббаса. Хадис достоверный.

Из тех, кто в наше время известен тем, что поносит сподвижников, – шииты-рафидиты (официальная религия в Иране).

Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, говорил о рафидитах: “Я никогда не видел среди людей еретиков более лживых, чем шииты – рафидиты”. См. “Минхаджу-Ссунна” 1/39.

[39] От ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будьте в аль-джама’а и остерегайтесь разобщенности! Поистине, шайтан с одним, а от двоих он отстраняется. И тот, кто желает середину Рая, пусть следует джама’а Ахмад 1/18, аль-Хаким 1/114. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Шариатское определение термина аль-джама’а можно свести к трем основным:

Первое – это следование истине, а это следование по пути саляфов. Ибн Мас’уд сказал: “О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному аль-джама’а, ибо джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!” аль-Лялякаи 160. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада. См. “Мишкатуль-масабих” 1/61.

Второе – это быть в джама’ате мусульман, которые собрались вокруг правителя мусульман. Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустари сказал: “Эта община разделится на семьдесят три течения, семьдесят два из которых являются погибшими, ибо все они отдаляются от правителя мусульман. И спасшейся является всего одна группа, и это те, которые с правителем! См. “Къутуль-къулюб” 2/242.

Также имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Веление следовать аль-джама’а означает повиноваться правителю, вокруг которого собрались мусульмане. И тот, кто не дает ему присягу (т.е. не повинуется ему), тот и вышел из аль-джама’а”. См. “Фатхуль-Бари” 13/47.

Третье – это следование за учеными, которые являются аль-джама’а, так как они лучше всех знают об истине, которой велено следовать. Имам ат-Тирмизи сказал: “Объяснение слова “аль-джама’а” у ученых – это знатоки фикъха и хадиса”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 4/467.

Однажды имама Ибн аль-Мубарака спросили, что подразумевается под аль-джама’а в хадисе: «Рука Аллаха над аль-джама’а». Ибн Абу ‘Асым 1/42. Он ответил: “Абу Бакр и ‘Умар!” Ему сказали: “Но ведь Абу Бакр и ‘Умар умерли!” Он сказал: “Такой-то и такой-то”. Ему ответили: “Но такой-то и такой-то тоже умерли!” Он сказал: “Абу Хамза ас-Суккари, он и есть аль-джама’а”. См. “Сунану-Ттирмизи” 4/467 и “аль-И’тисам” 2/771.

Исхакъ ибн Рахауейх сказал: “В свое время джама’а – это был Абу Хамза, в наше время это Мухаммад ибн Аслям и те, кто последовал за ним”. Он также сказал: “Если ты спросишь у невежественных людей (джахилей) о Великой общине (сауадуль-а’зам), они скажут: “Это сообщество людей”. А они не знают, что аль-джама’а – это ученый (‘алим), который следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), и тот, кто с ним, тот в джама’а, а тот, кто противиться ему, тот оставил джама’а”. См. “Хильятуль-аулия” 9/239.

Имам аш-Шатыби об этих словах Исхакъа сказал: “Становится ясным заблуждение тех, кто считает, что “аль-джама’а” – это просто община людей, даже если среди них нет ученого. И таково понимание простых людей, а не ученых!См. “аль-И’тисам” 2/267.

Имам аль-Бухари сказал: “И повелел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, следовать аль-джама’а, а это – обладающие знанием!См. “Сахих аль-Бухари” 1/648.

Ибн аль-Къайим сказал: “Поистине, и иджма’ (единогласное мнение), и худжа (довод), и сауадуль-а’зам (Великая община) – это ученый, следующий истине, даже если он будет один, и даже если все обитатели земли будут ему противоречить!См. “И’лямуль-муакъи’ин” 3/397.

Таким образом, смысл слова аль-джама’а сводится к одному – следованию истине. Имам Абу Шама говорил: “Когда приходит веление следовать аль-джама’а, то под этим подразумевается следование истине и тем, кто придерживается ее, даже если следующих ей мало, а противоречащих много! А истина – это то, на чем была первая община во время пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, и мы не смотрим на многочисленность заблудших после них”. См. «аль-Ба’ис ‘аля инкар аль-бида’ уаль-хауадис» 91.

Шейх Ибн аль-Къайим об этих словах сказал: “Что может быть прекрасней слов Абу Мухаммада ибн Исма’иля, известного как Абу Шама!См. “Игъасату-лляхфан” 1/69.

Это и есть шариатское значение термина “аль-джама’а”, который сильно исказили в наши дни, превратив его в различные партии. Аль-Джама’а – это сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые следовали истине. А после смерти сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, аль-джама’а – это ученые – наследники пророков, которые лучше всех знают путь, по которому шли сподвижники. И те мусульмане, которые следуют Корану и Сунне именно так, как понимали их сподвижники и держатся за наследников пророков – ученых, те и следуют аль-джама’а, даже если живут в разных городах.

Что же касается тех, кто в наши дни создает партии под названием «джама’ат», то, в действительности, они выдумали некий до этого неизвестный вид джама’ата в Исламе, противоречащий истинному пониманию «аль-джама’а». Во-первых, они создают джама’аты не вокруг правителя мусульман, а во-вторых, они создают джама’аты, у которых свои методы и программы, не соответствующие пути саляфов!

 

И в завершение, хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи, сподвижникам и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=4495


Поделиться: