Ас-Саиб ибн Малик рассказывал: “Во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) был человек по имени Ибн Аби ‘Уруа ад-Дуали, который разводился со своими жёнами по их требованию. По этой причине среди людей о нём ходили разговоры, которые ему не нравились. Когда он прознал об этих разговорах, он взял с собой ‘Абдуллаха ибн аль-Аркъама и привёл его к себе домой, после чего спросил свою жену так, что Ибн аль-Аркъам слышал: «Заклинаю тебя Аллахом, ответь, питаешь ли ты ко мне ненависть?»
Его жена сказала: «Не требуй от меня этого ответа».
Он сказал: «Напротив, заклинаю тебя Аллахом».
Тогда она ответила: «Да».
После этого Ибн Аби ‘Уруа сказал Ибн аль-Аркъаму: «Слышал?»
Затем Ибн Аби ‘Уруа отправился к ‘Умару ибн аль-Хаттабу и придя к нему, сказал: «О повелитель правоверных, люди говорят обо мне, что я притесняю женщин, давая им развод с выкупом. Спроси же Ибн аль-Аркъама о том, что он слышал от моей жены».
‘Умар спросил его об этом, после чего отправил за женой Ибн Аби ‘Уруи. Когда же она явилась к нему со своей тётей, ‘Умар спросил: «Ты та, чей муж сообщил, что ты сказала ему о том, что ненавидишь его?!»
Она ответила: «О повелитель правоверных! Я первая, кто покается и вернётся к приказам Аллаха. О повелитель правоверных! Он заклинал меня сказать ему правду, и мне было стыдно ему солгать. Или же мне надо было солгать?!»
‘Умар сказал: «Да, солги! Поистине, если кто-либо из вас (жён) не любит кого-либо из нас (мужей), то пусть она не говорит об этом. Воистину, немногие семьи построены на любви, однако люди строят отношения по причине Ислама, родственных связей и благих качеств»”.
– Этот асар приводят аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 1/392, аль-Хараиты в “Масауиъ аль-ахлякъ” 186, ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” (Муснад ‘Али) 1/142, № 236.
– Иснад этого сообщения является хорошим. См. “Тахридж Масауиъ аль-ахлякъ” (стр. 89).
Некоторые пользы, извлекаемые из этого важного асара:
? Не каждый брак основывается и держится лишь на любви, как это полагают многие молодые люди, включая мусульман и мусульманок. Напротив, большинство семей строятся как раз не на любви, как сказал ‘Умар. И нет ничего плохого в браке, основанном на религиозных отношениях, благих нравственных качествах, и даже вынужденности и учёте пользы.
? Необходимость пресекать слухи и заботиться о своей чести.
? Дозволенность жаловаться супругам друг на друга тем, кто способен повлиять на проблему.
? Необходимость выслушивать обе стороны прежде, чем делать выводы.
? Дозволенность прибегать ко лжи супругам во избежание разлада, ссор, и т.п.
Асма бинт Язид (да будет доволен ею Аллах) передала, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Непозволительна ложь, кроме трёх случаев: ложь мужа жене, чтобы сделать её довольной; ложь, с целью примирения людей; и ложь во время войны». Ахмад 4/460, ат-Тирмизи 1939. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 7723.
Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Я не слышала, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дозволял ложь, кроме трёх случаев: ложь того, кто желает примирить людей; во время войны; и слова мужа жене и слова жены мужу”. Ахмад 6/404. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 545.
? Мудрость великого сподвижника – ‘Умара, о котором в пророческих хадисах говорится следующее:
Со слов Абу Хурайры, Биляля и Му’ауии (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах поместил истину на языке и сердце ‘Умара». Ахмад 2/53, 95, ат-Тирмизи 3682, Ибн Хиббан 6895. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 1736.
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы после меня был пророк, то им бы был ‘Умар ибн аль-Хаттаб». ат-Тирмизи 3686. Хадис достоверный. См. “Минхадж ас-Сунна” 6/68, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 327.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=20445