Возвеличивание саляфами пророческих хадисов и необходимость безоговорочно их принимать, чьему бы мнению или постановлению они не противоречили

 

Симак ибн аль-Фадль рассказывал:

“Как-то я сказал Ибн Аби Зиъбу (касательно одного хадиса): «О Абу-ль-Харис, ты принимаешь его?» Тогда он ударил меня в грудь, стал на меня очень сильно кричать и ругать, а потом сказал: «Я тебе рассказываю от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а ты говоришь: «Принимаешь это?» Да! Принимаю это! Ведь это является обязательным для меня и для каждого, кто услышал хадис! Воистину, Всевышний Аллах избрал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из числа людей и повёл всех людей прямым путём через него, избрав для них то, что Он избрал для него его устами. И все творения обязаны следовать за ним, по доброй воле или по принуждению. И нет у мусульманина иного пути, кроме этого (следования за Пророком)!» И он не переставал умолкать, пока я не стал желать, чтобы он замолчал”.

См. “Муснад аш-Шафи’и” 1/212, “аль-Факъих уаль-мутафаккъих” 1/201.

 

 Учитель имама аль-Бухари – аль-Хумайди рассказывал:

“Однажды, когда мы находились в обществе аш-Шафи’и, к нему подошёл один человек и спросил его касательно какого-то вопроса. Он ответил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постановил так-то и так». Тот человек спросил: «А ты что скажешь?» На это аш-Шафи’и возмутившись, сказал: «Свят Аллах! Ты что увидел меня в церкви, или синагоге, или увидел на мне крест?! Я тебе говорю: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постановил так-то и так», а ты говоришь: «А ты что скажешь?»!”

См. “ас-Сияр” 10/34, “И’лям аль-мууаккъи’ин” 2/285.

 

Ибн Хузайма рассказывал:

“Как-то я сказал Ахмаду ибн Насру, когда он рассказывал пророческий хадис: «Ты принимаешь этот хадис?» На что он сказал: «Ты что, увидел на моей груди крест?! Не говори касательно хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Ты принимаешь его?» Однако говори: «А достоверен этот хадис?» Если хадис от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является достоверным, то я опираюсь на него, желаю я этого или нет!”

См. “Замм аль-калям” 2/175.

 

Сообщается, что Абу Са’ид ‘АбдуЛлах ибн Мугъаффаль сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам метать камешки и сказал: “Поистине, так не убьёшь дичи и не поразишь врага, но можно выбить (другому) глаз или сломать зуб“. аль-Бухари, 6220; Муслим, 1954.

В другой версии этого хадиса сообщается следующее: “Когда один родственник Ибн Мугъаффаля принялся метать камешки, он запретил ему это и сказал: “Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил делать это и сказал: “Поистине, так не убить дичь“. Однако (этот человек) снова принялся за своё и тогда Ибн Мугъаффаль сказал: “Я говорю тебе, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил это, а потом ты снова начинаешь метать! Никогда больше я не заговорю с тобой!”“. аль-Бухари, 5479; Муслим, 1954.

 

Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах), комментируя это, сказал :

То есть, ‘АбдуЛлах ибн Мугъаффаль перестал разговаривать с этим родственником. Это подобно тому, как поступил ‘АбдуЛлах ибн ‘Умар с одним из своих сыновей. Однажды, Ибн ‘Умар сообщил одному из своих сыновей, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети“. И тогда его сын Биляль сказал: “Клянусь Аллахом, мы будем им это запрещать!“. Ведь, женщины изменились со времен жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) да и мужчины стали другими. Поэтому, он сказал: “Клянусь Аллахом, мы будем им это запрещать!“. ‘АбдуЛлах ибн ‘Умар, услышав это, повернулся к нему и стал его ругать очень сильно, а затем сказал: “Я рассказываю тебе от Посланника Аллаха, а ты говоришь: “Клянусь Аллахом, мы будем им это запрещать!”?!“. Муслим, 442.

Затем ‘АбдуЛлах ибн ‘Умар не общался с ним до самой смерти. Это указывает на то, как возвеличивали следование Сунне праведные предшественники!

И ‘АбдуЛлах ибн Мугъаффаль также поклялся, что не будет разговаривать со своим родственником, так как тот продолжил метать камешки после того, как узнал о запрете Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И точно так же каждый верующий человек обязан возвеличивать Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Кто-то может спросить: “А почему они не разговаривали с ними до самой смерти, хотя Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил порывать отношения с мусульманином больше, чем на три дня?“.

Эти два сподвижника сделали так в качестве наказания. А вообще, в основе, если верующий совершил грех и покаялся, то ему прощается то, что было до покаяния. Даже неверующим будет прощено, если они покаются. Аллах Всевышний сказал:

Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом

Сура “аль-Анфаль”, аят 38

Но эти два сподвижника, да будет доволен ими Аллах, решили таким образом наказать тех, кто противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) либо словом, либо действием. Они решили наказать их, даже если те совершили подобное, посчитав это верным. Ведь, Биляль сын ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара не хотел противиться Сунне, а просто посчитал, что так будет лучше. Но в любом случае человеку не следует так возражать словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он, например, мог сказать помягче: “Быть может, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил женщинам посещать мечети в его времена, когда намерения людей еще были чистыми, а деяния правильными. Но сейчас положение изменилось“, и так далее.

Поэтому, даже ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила: “Если бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что делают женщины после его смерти, то непременно запретил бы им посещать мечети так же, как сыны Исраиля запретили посещать храмы своим женщинам“.

Но родственник ‘АбдуЛлаха ибн Мугъаффаля и сын ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара явно возразили словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) а это запрещено. См. “Шарх рийад ас-салихин”, №166.

________

 

Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Я удивляюсь людям, которые знают иснад, и знают о его достоверности, и после этого следуют за мнением Суфйана (ас-Саури). Хотя Всевышний Аллах сказал:

“Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания””

(Сура ан-Нур, аят 63) / См. “Тафсир ибн Кясир”, 2/348.

________

 

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: “Вот-вот уже упадут на вас камни с неба! Я говорю вам: “Сказал Посланник Аллаха”, а вы говорите: “Сказал Абу Бакр и ‘Умар”“. Ахмад, 1/337.

Эти слова касались вопроса о хадже ат-тамату’ (один из видов совершения хаджа). Этот вопрос относится к вопросам иджтихада. Но когда мнение Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), а они лучшие в этой общине после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), оказалось не соответствующим доводу, который был у Ибн ‘Аббаса, он произнес эти слова. Ведь, следование обязательно только за Пророком (мир ему и благословение Аллаха), а что касается других, то следование им бывает только тогда, когда их слова соответствуют доводу, каким бы высоким положением и знанием они не обладали. Шарх шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана на книгу “Ясное разъяснение манхаджа саляфов в вопросе воспитания и исправления” шейха ‘Абдуллаха ибн Салих аль-‘Убейляна, правило №2.

________

 

Передаётся, что однажды Абу Му’ауия рассказывал хадис Абу Хурайры в обществе Харуна ар-Рашида о том, что однажды поспорили Адам и Муса, мир им обоим. Тогда один из присутствующих сказал: “Как это, Адам и Муса? Ведь между ними столько лет?!“.

И тогда Харун ар-Рашид разгневался, вскочил со своего места и сказал: “Он тебе передаёт хадис от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а ты возражаешь и говоришь: “Как?!”“.

Имам Абу ‘Усман ас-Сабуни относительно действий Харуна ар-Рашида, да смилуется над ним Аллах, сказал: “И таким же образом необходимо человеку возвеличивать хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), принимать их, обращаться к ним, покориться и не отвергать их. И также необходимо строго порицать того, кто противопоставил достоверному хадису свои умозаключения, и пришёл с вопросом “Как это возможно?!”. Подобно тому, как это сделал один из халифов Харун ар-Рашид в отношении того, кто не принял сообщение от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ведь мусульманин обязан принимать все то, что достоверно пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Акъида асхабуль-хадис”, стр.129.

________

 

Абуль-Къасим аль-Асбахани сказал: “Мы не противопоставляем Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) умозаключения и логику, так как религия это следование и подчинение без того, чтобы возвращать это на следствие умозаключений, и поскольку разум, это то, что ведёт к принятию Сунны. То же, что ведёт к неприятию Сунны, – это невежество, а не разум“. См. “аль-Худжа” 2/509.

asar-forum.com

Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=19980


Поделиться: