С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Положение молитвы Уитр
Что касается обязанности молитвы Уитр, то ученные разошлись относительно этого вопроса. Среди тех, кто считал ее обязательной – имам Абу Ханифa. Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Я не знаю никого, кто поддержал Абу Ханифу в этом мнении”. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/382.
Однако это не совсем так, ибо имам Ибн Аби Шайба 3/297 и другие упоминали, что об обязательности молитвы Уитр также говорили Са’ид ибн аль-Мусайиб, Абу ‘Убайда, ад-Даххак и Муджахид. Однако хафиз Ибн Хаджар сказал, что сообщение от Муджахида слабое.
Доводы стороны, считающей молитву Уитр обязательной
1. Сообщается, что Бурайда сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение уитра обязательно, а тот, кто не совершает этой молитвы, не имеет к нам отношения!», – повторив эти слова трижды”. Ахмад 5/357, Абу Дауд 1419.
Однако ученые, не считающие молитву Уитр обязательной, сказали, что этот хадис является слабым. Приведя этот хадис, имам аль-Хаким сказал, что он достоверный и назвал передатчика Абу аль-Муниба ‘Убайдуллаха ибн ‘Абдуллаха надежным. Однако имам аз-Захаби, уточнявший достоверность хадисов в книге аль-Хакима «аль-Мустадрак», возразил на эти слова и сказал: “Имам аль-Бухари говорил, что у этого передатчика были неприемлемые сообщения”. Имам аль-Бухари сказал об этом в своей книге “ат-Тарих” 1245. А хафиз аль-Мунзири передал, что этого передатчика называли слабым также имам ан-Насаи и др. Также и хафиз Ибн Хаджар в “Фатхуль-Бари” сказал, что в этом передатчике есть слабость.
Этот хадис также передается от Абу Хурайры, но через другой иснад, который приводит имам Ахмад 2/443. Однако ханафит-хафиз аз-Зайля’и сказал относительно этого хадиса: “Иснад этого хадиса прерванный! Имам Ахмад говорил: «Передатчик Му’ауия ибн Къурра не слышал слов Абу Хурайры и не слышав от него ничего». А передатчика Халиля ибн Мурру назвали слабым Яхья ибн Ма’ин, ан-Насаи и аль-Бухари”. См. “Насбу-ррая” 2/113.
По этой причине и хафиз Ибн Хаджар назвал данный хадис слабым в «ад-Дирая» 113.
А также и шейх аль-Альбани в «Ируауль-гъалиль» 417.
2. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уитр долг для каждого мусульманина, и тот, кто хочет пусть совершает пять рак’атов, кто хочет пусть совершает три, и кто хочет пусть совершает один рака’ат». Абу Дауд 1422, ан-Насаи 8/238.
3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Поистине, Аллах добавил вам молитву, и это Уитр! Так совершайте же его между ночной и утренней молитвами!» Ахмад 6/7, ат-Тирмизи 452, ат-Табарани 1/100.
Однако ученые, не считающие молитву Уитр обязательной, сказали, что эти хадисы также слабые. Например, имам ат-Тирмизи считал хадис под номером 3 слабым, а Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби считал все эти хадисы слабыми и говорил: “Нет относительно этой главы (обязательности молитвы Уитр) достоверного хадиса!” См. «‘Аридатуль-ахуази» 2/234.
Но шейх аль-Альбани в силу подтверждающих свидетельств, считал достоверными хадисы под номером 2 и 3, но вместе с этим не склонился к обязательности молитвы Уитр. Он говорил: “Внешне смысл этого хадиса указывает на то, что молитва Уитр является обязательной, и это было мнением ханафитов, в отличии большинства ученых. И если бы не однозначные достоверные доводы тому, что обязательных молитв в течение дня и ночи только пять, то мнение ханафитов было бы истинным. По этой причине необходимо веление в этих хадисах понимать как желательное, а не обязательное!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/222.
И слова «Аллах добавил вам молитву» не указывают на то, что Аллах добавил молитву к числу пяти обязательных, речь может идти о том, что Аллах узаконил совершение еще одной добровольной молитвы. И ясным доводом этому является следующий хадис: «Поистине, Аллах добавил молитву к вашим молитвам, и она лучше для вас, чем обладание красными верблюдами! И это два рак’ата перед утренней молитвой!» аль-Байхакъи 2/469. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади назвал иснад хадиса достоверным.
Смысл этого хадиса подобен хадису о Уитре, но разве следует из этого, что и два рак’ата перед утренней молитвой является обязательной?! Так не считали даже те, кто склонялся к тому, что Уитр обязателен! В противном случае получается, что обязательных молитв в течении дня и ночи не пять, а семь, что является невозможным, так как Всевышний Аллах во время ночного вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха), вменяя в обязанность общине мусульман совершение молитв, снизил 50 намазов до 5, о чем сообщается во многих достоверных хадисах!
4. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте Уитр до рассвета!» Муслим 754.
5. ‘Аиша рассказывала, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночную молитву и доходил до Уитра, он говорил ей: «Вставай и соверши Уитр, о ‘Аиша!» Муслим 512.
Сторонники мнения, что молитва Уитр обязательна, сказали, что в этих хадисах содержится веление совершать молитву Уитр, а любое веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывает на обязательность!
Однако ученые, считавшие Уитр желательным, сказали, что в этих хадисах указание на совершение молитвы Уитр в остановленное для нее время, а более того, веление в этих хадисах несет в себе желательный характер, а не обязательный. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/537.
6. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто проспал или забыл совершить Уитр, совершит его, когда проснется или вспомнит». ат-Тирмизи 465, Ибн Маджах 1188. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Мубаракфури и шейх аль-Альбани.
Ученые, придерживающиеся этого мнения, сказали, что в этом хадисе указание на то, что Уитр обязателен, а иначе пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелевал бы возместить эту молитву тому, кто проспал или же забыл ее совершить.
Но ученые, не считавшие эту молитву обязательной, говорили, что это веление также несет в себе желательный характер, а не обязательный, так как в других хадисах также содержится веление возмещать те же два рак’ата Сунны перед обязательной утренней молитвой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто не совершил два рак’ата утренней Сунны, совершит их, когда солнце уже взойдет!» ат-Тирмизи 343, Ибн Хузайма 1117, Ибн Хиббан 613. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2361.
Имам Ибн Къудама, упомянув доводы тех ученых, которые считали молитву Уитр обязательной, сказал: “Относительно достоверности хадисов, которые они приводили в качестве довода на обязательность Уитра, было разногласие, но вместе с этим смысл их в утверждении желательности этой молитвы!” См. “аль-Мугъни” 1/826.
Доказательства тех, кто считает молитву Уитр твердой Сунной
Большинство ученных как предшественников, так и последователей, а также и многих сторонников мазхаба Абу Ханифы считали совершение молитвы Уитр весьма желательным, но не обязательным. А имам аль-Хаттаби сказал: “Ученые были единогласны в том, что молитва Уитр не является обязательной, исключением чему было то, что передал Хасан ибн Зияд от Абу Ханифы, что он назвал эту молитву обязательной. Но сторонники его мазхаба не говорят так, и даже если это достоверно от Абу Ханифы, то единогласное мнение (иджма’) в этом вопросе опередило его утверждение!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 1/286.
Их доводы следующие:
1. Тальха ибн ‘Убайдуллах рассказывал, что на вопрос человека: “Что Аллах вменил мне в обязанность из молитвы?” пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пять молитв в течение дня и ночи». Он спросил: “Обязан ли я делать что-либо сверх этого?!” пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, если только сам не пожелаешь сделать это»“. аль-Бухари 46, Муслим 11.
2. Ибн ‘Аббас рассказывал, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлял Му’аза с призывом в Йемен, среди прочих наставлений он сказал ему: «И извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершения пяти молитв в течение дня и ночи!» аль-Бухари 1/352, Муслим 1/34.
Имам аш-Шаукани говорил: “Это самый наилучший довод на то, что Уитр не является обязательным, так как Му’аз был направлен в Йемен незадолго до смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Найлюль-аутар” 3/13.
3. аль-Мухаддаджи рассказывал, что когда один человек спросил Абу Мухаммада о молитве Уитр, он сказал: “Уитр уаджиб так же, как и обязательные молитвы”. Когда эти слова передали ‘Убаде ибн Самиту, он сказал: “Абу Мухаммад солгал (здесь имеется в виду не намеренная ложь, а ошибка), ибо я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всемогущий вменил в обязанность пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!»” Ахмад 2/234, Ибн Маджах 1/499. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что молитв, вмененных в обязанность, только пять, и не больше!” См. “ат-Тамхид” 23/289.
4. ‘Али ибн Аби Талиб говорил: “Поистине, Уитр не является обязательной молитвой, подобно пяти обязательным молитвам! Однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Уитр”. ат-Тирмизи 1/282, Ибн Маджах 1/370. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.
Эти сообщения от сподвижников указывают на то, что они не считали молитву Уитр обязательной, хотя среди них и было разногласие по этому поводу. Абу Мухаммад, который говорил, что Уитр уаджиб – это Мас’уд ибн Аус аль-Ансари, относительно которого было даже сказано, что он участник битвы при Бадре. Также мнение о том, что молитва Уитр является обязательной передается от Абу Айюба аль-Ансари. Ибн Аби Шайба № 6930.
Что же касается слов ‘Убады: “Солгал Абу Мухаммад!”, то речь идет о том, что он ошибся!
И мнение Убады сильнее, чем Абу Мухаммада, поскольку Абу Мухаммад не привел аргумент на свои слова, а ‘Убада привел слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно того, что обязательным молитв пять!
5. Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Уитр сидя на своем верблюде”. аль-Бухари 999.
Он также говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Уитр верхом, в каком бы направлении не шло животное, и он не совершал на верховом животном обязательные молитвы!” Муслим 700.
Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби говорил: “В этом хадисе довод против тех, кто считает Уитр обязательным. Ученые единогласны, как это передал Къады ‘Ийяд, в том, что обязательная молитва не совершается верхом на животном, если не считать причину, как страх или болезнь!” См. “аль-Муфхим” 2/342.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Это тот довод, который приводили в качестве того, что Уитр не является обязательным и что он относится к добровольным молитвам. Ведь если бы Уитр был обязательным, как пятикратные молитвы, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал бы его верхом на животном, имея возможность совершить его стоя!” См. “Фатхуль-Бари” 9/182.
Шейх аль-Мубаракфури говорил: “Знай, что большинство ученых приводили в качестве довода на то, что молитва Уитр не является обязательной этот хадис от Ибн ‘Умара. И это ясный довод на это, поскольку обязательная молитва не совершается верхом на животном!” См. “Тухфатуль-ахуази” 2/538.
Вывод
На основании всего сказано становится ясно, что доводы большинства ученых, считающих совершение молитвы Уитр желательным, но не обязательным, являются сильнее и достоверность хадисов, на которые они опирались не вызывают никаких сомнений.
Однако узнав о том, что Уитр не уаджиб мусульманам не следует переставать его совершать! Речь шла о том, каково положение этой молитвы в шариате, что бы знать какое место занимает оно в Исламе, и знать совершен ли грех за не совершение этого поклонения и необходимо ли принести за это покаяние!
Кстати вот некоторые высказывания имамов, считавших совершение молитвы Уитр не обязательным, но, тем не менее, строго побуждавших совершать эту молитву:
Имам аш-Шафи’и относительно молитв Уитр и Духа говорил: “Я не одобряю для мусульманина оставление этих молитв, даже если и не обязываю их совершением. Но тот, кто оставил совершение всех добровольных молитв хуже, чем тот, кто оставил одно из них!” См. “аль-Умм” 1/260.
Имам Ахмад говорил: “Тот, кто сознательно оставил совершение молитвы Уитр, тот плохой человек, и не следует принимать от него свидетельства!” См. “аль-Мугъни” 1/827.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Молитва Уитр лучше, чем все добровольные молитвы, совершаемые в дневное время!” См. “Маджму’уль-фатауа” 23/88.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=1057