ЗАКЯТ – ПОКЛОНЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ
Изображение

С дозволения Аллаха разберем достоинства закята, положение закята в Исламе и некоторые законоположения, связанные с закятом.

Важность выплаты закята

Мы должны знать все с вами, что имущество, которое есть у нас – это имущество принадлежит, на самом деле, Всевышнему Аллаху. Аллах говорит:

И давайте им из имущества Аллаха, которое Он даровал вам
Сура “ан-Нур”, 24:33

То есть, имущество, которое есть у тебя в руках – это, на самом деле, имущество Всевышнего Аллаха, и оно – из украшений этой мирской жизни.
Аллах говорит:

Имущество и сыновья (то есть, дети) – это украшения земной жизни
Сура “аль-Кахф”, 18:46

Человек по природе своей так устроен, что он любит имущество. Поэтому Аллах говорит:

И любите вы имущество большой любовью
Сура “аль-Фаджр”, 89:20

И описывая человека, Аллах говорит:

И, поистине, он в любви своей к добру крепок
Сура “аль-Адийат”, 100:8

В этом аяте под “добром” подразумевается имущество. То есть, у человека сильная любовь к имуществу. Конечно, имущество – это фитна, это искушение, и это испытание. Поэтому Аллах говорит:

Поистине, имущество ваше, и дети ваши – не иначе как испытание (искушение), а у Аллаха великая награда
Сура “аль-Анфаль”, 8:28

И сказал Пророк : “У каждой общины есть свое искушение (свое испытание). Испытание для моей уммы – это имущество, это деньги“. Ахмад, 4/160; аль-Бухари в “ат-Тарих аль-Кабир”, 957; ат-Тирмизи, 2336; Ибн Хиббан, 3223; аль-Хаким, 4/318; аль-Къуда’и в “Муснад аш-шихаб”, 1/86.Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 2148; “Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб”, 3253; “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 592; “Тахридж Мишкат аль-масабих”, 5122.

Люди делятся на две группы:
одна группа – это те люди, которые знают, что имущество, которое у них есть в руках – это имущество Аллаха, которое Он даровал. И поэтому они боятся Аллаха в отношении этого имущества, и выплачивают с этого имущества то, что они обязаны выплачивать;
а вторая группа – это те, которые обманулись имуществом, проявляют жадность, и не выплачивают закят с этого имущества, который Аллах сделал обязательным.

Теперь вопрос: “Почему нужно выплачивать закят?“.

⚠ Во-первых, потому что Аллах установил это в качестве обязанности. Аллах говорит:

Бери из их имущества садака (милостыню, закят), посредством которой очистишь их
Сура “ат-Тауба”, 9:103

Это обращение к Пророку – то есть, брать и потом раздавать тем категориям лиц, которым предназначен закят.
Аллах также говорит:

И выстаивайте намаз, и выплачивайте закят, и кланяйтесь вместе с кланяющимися
Сура “аль-Бакара”, 2:43

Когда Пророк отправил одного из своих сподвижников, которого звали Му’аз ибн Джабаль, в Йемен, для того, чтобы объяснять там людям Ислам, он сказал ему: “Ты придешь к людям из числа людей Писания, и первое, к чему ты их призовешь – это будет свидетельствование, что нет истинного Бога, кроме Аллаха (кроме Творца), и что я – Посланник Аллаха. Если они тебе в этом подчинятся …” – смотрите, (это самое главное!) сначала должен быть фундамент правильных убеждений – таухид (единобожие), отречение от многобожия, признание того, с чем пришел Мухаммад – если это будет правильным, будет иман, а потом уже все остальное – “… если они тебе в этом подчинятся, то сообщи им, что Аллах предписал им совершение пяти намазов в сутки. Если они тебе в этом подчинятся, то сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность выплату закята (садака, милостыни), который будет браться от их богатых и даваться их бедным. Если они тебе в этом подчинятся (то есть, будут платить закят), то остерегайся того, чтобы брать у них самое ценное из их имущества …” – то есть, этот человек является представителем Пророка , который собирает закят с людей, чтобы потом раздавать его полагающимся категориям лиц, но, когда этот сборщик закята собирает закят, сказано: “… остерегайся того, чтобы брать лучшее из их имущества, и остерегайся мольбы угнетенного человека (обиженного; если кого-то обидишь), потому что между ней и Аллахом нет преграды“. аль-Бухари, 1395, 1458, 1496, 4347; Муслим, 19.
Итак, первое – почему нужно выплачивать закят? Потому что Аллах вменил это в обязанность. Доказательство какое? Аят, который мы привели из суры “аль-Бакара”, а также этот хадис.

⚠ Почему еще нужно выплачивать закят? Потому что, закят – это не просто обязанность (не только фард, не только уаджиб), а потому, что закят – это рукн! То есть, столп из пяти столпов Ислама. Доказательство на это – известный хадис, где Пророк говорит, как это передано у обоих имамов (аль-Бухари и Муслима): “Ислам построен на пяти (то есть, на пяти столпах): свидетельство, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – раб Его и Посланник; выстаивание намаза, выплата закята, совершение Хаджа к Запретному дому, соблюдение поста в месяце Рамадан“. аль-Бухари, 8; Муслим, 16.
Итак, Пророк назвал это в качестве столпа.

А знаете ли вы кто такой Сиддик? Когда мы говорим просто Сиддик (Правдивейший) без упоминания имени, то речь непременно идет об Абу Бакре, потому что он был самым главным из правдивейших в этой умме. Что значит правдивейший? Значит, он был правдив в своем исповедании религии, и он принимал все, что говорил Пророк без колебаний. То есть, он принимал истину без колебаний и поэтому удостоился этого звания. И неслучайно Сиддик – Правдивеший Абу Бакр – воевал с теми племенами, которые после смерти Пророка отказались платить закят, ссылаясь на тот аят, которые мы привели, когда говорили об обязательности закята:

Бери из их имущества закят
Сура “ат-Тауба”, 9:103

Они сказали: “Это обращение к Пророку , значит, только в его время надо было платить закят. А теперь мы не будем платить закят” – и отказались от выплаты закята. И тогда Абу Бакр воевал с ними. Это указывает на то, что оставление этого – большой грех, и, это, поистине, столп из столпов Ислама. [Прим. ред.: подробнее об этом тут]

⚠ Другая причина того, почему необходимо выплачивать закят – потому что, выплата закята это путь к Раю, одна из составляющих этого пути. Аллах говорит:

Счастливы верующие, которые в намазах своих смиренны, которые отворачиваются от пустословия, которые выплачивают закят …
Сура “аль-Му’минун, 23:1-4

И потом Аллах говорит:

… они – есть наследники, которые унаследуют Фирдаус (высшие сады Рая), где они пребудут вечно
Сура “аль-Му’минун, 23:10-11

Итак, выплата закята это – путь к Раю. Поэтому необходимо выплачивать закят.

⚠ Далее, закят – это причина, по которой нисходит милость от Аллаха, как об этом сказано в Коране:

Верующие мужчины и верующие женщины – одни из них друзья друг другу. Они приказывают одобряемое, удерживают от порицаемого, выстаивают намаз, и они дают закят, подчиняются Аллаху и Его Посланнику – они те, которых помилует Аллах
Сура “ат-Тауба”, 9:71

Итак, закят это – причина нисхождения милости от Аллаха.

Мы уже назвали 4 причины того, почему нужно выплачивать закят:
1 – потому что, Аллах вменил это в обязанность;
2 – потому что, это столп Ислама (рукн);
3 – потому что, это причина вхождения в Рай;
4 – потому что, это причина того, что нисходит милость от Аллаха на людей.

⚠ Далее, выплата закята – это причина того, что укрепляются мусульмане на Земле, Аллах дает силу!
Смотрите, когда мусульмане говорят: “Почему мы слабы? Почему нас унижают? Почему нас бьют? Почему все на нас набрасываются?” – и т.д., и смотрите, сколько мы назвали сегодня причин с вами.
А соблюдают ли мусульмане таухид (единобожие) как это положено? Или практически повсеместно в мусульманском мире мы видим эти гробницы, где люди поклоняются мертвым, или видим, как кругом висят амулеты, или еще где-то видим многобожие. Таухид – самое главное, из-за чего Аллах дает людям укрепление на Земле. Выполняют ли это мусульмане?
Дальше, мы сказали, намаз – это причина укрепления. Сколько мусульман делает намаз?
Дальше, мы сказали, приказывание одобряемого и удерживание от порицаемого – много ли это ведется людьми?
Закят? То же самое!
Вот и ответ, почему мусульмане слабы! Но мусульмане, к сожалению, хотят найти причину лишь бы не в себе. Не понимают, что если они исправятся, тогда Аллах изменит их положение.

Итак, выплата закята – это причина укрепления мусульман на Земле, потому что Аллах говорит:

Те, которые, если мы укрепим их на Земле, они будут выстаивать намаз, и выплачивать закят,
и приказывать одобряемое, и удерживать от порицаемого

Сура “аль-Хадж”, 22:41

⚠ Шестая причина того, что надо выплачивать закят – это очищение. Неслучайно, в Коране сказано:

Возьми с их имущества садака, посредством которой очистишь их
Сура “ат-Тауба”, 9:103

Это очищение для людей – для их душ:
во-первых, очищение от таких мерзких качеств, как жадность, скупость;
во-вторых, очищение для имущества людей, которое становится благословенным, оно приумножается, в нем появляется благодать (барака).
Поэтому Пророк сказал: “Остерегайтесь несправедливости, потому что несправедливость – это мраки в Судный день. И остерегайтесь скупости (жадности), потому что скупость (жадность) – она погубила тех, которые жили до вас. Это жадность (алчность) побудила их к тому, что они стали проливать кровь, и стали считать дозволенным неприкосновенное“. Ахмад, 3/323; аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад”, 483; Муслим, 2578; ат-Табарани в “Му’джам аль-Аусат”, 8/256. См. “Сахих аль-Джами’ ас-сагъир”, 102; “Сахих аль-Адабуль-муфрад”, 373; “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 858; “Мухтасар Муслим”, 1829.
Итак, закят очищает человека от скупости и алчности – то есть, от мерзких качеств души, и очищает имущество человека – делает его благословенным.

⚠ Седьмая причина того, что надо выплачивать закят – это то, что, если люди не выплачивают закят, то это становится причиной мучений и наказаний – как в этом мире, так и в мире вечном.

Давайте поговорим о наказании в этом мире – что будет, какие мучения? Во-первых, если люди перестают выплачивать закят, то их постигает неурожай и засуха. Говорит Пророк в достоверном хадисе: “О мухаджиры, пять вещей – если будете испытаны ими, и я прошу у Аллаха защиты от того, чтобы вы застали это время …” – и там перечисляются эти пять вещей, и сказано в их числе: “… если они откажутся платить закят, то тогда будут лишены дождя (то есть, будет засуха, не будет падать дождь с неба), и если бы не животные (бессловесные твари), то тогда вообще бы никогда дождь им не был бы дан” – то есть, только из-за животных дается дождь после этой засухи. Это наказание в этом мире за невыплату закята. Ибн Маджах, 4019; аль-Хаким, 4/582. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир”, 7978.
Также Пророк говорит в другом хадисе: “Какой бы народ не отказывался выплачивать закят, Аллах удерживает дождь” [“Любой народ, который откажется выплачивать закят, Аллах обязательно испытает годами засухи“] – то есть, не идет дождь. ат-Табарани в “аль-Аусат”, 4577. достоверный в силу существования других. См. “Сахих ат-Таргъиб”, 763.
Итак, это первое наказание в этом мире – людей постигают неурожаи, засухи.
Второе наказание в этом мире это то, что люди вообще лишаются и теряют свое имущество. Они не платят закят, желая сохранить имущество, но наказываются обратным. Аллах говорит:

Если будете благодарны, то приумножу вам, а если будете неблагодарны, то наказание мое мучительное
Сура “Ибрахим”, 14:7

Еще какое наказание в этом мире? Это то, что постигает людей из переживаний, скорби и печалей, жизнь становится тяжелой и тесной. Аллах говорит:

А тем, которые проявляли скупость, и которые считали, что они не нуждаются (считали, что они такие богатые и не нуждаются в Аллахе), и которые считали лучшее из слов ложью, Мы облегчим путь к тягчайшему (дадим им тяжелую жизнь)”
Сура “аль-Лейль”, 92:8-10

Это всё – наказания этого мира: отсутствие урожая, засуха, лишение имущества, печаль, скорбь, тяготы и т.д.

Что касается наказания Вечного мира, то об этом Аллах говорит в Коране:

Те, которые собирают (копят) золото и серебро, и не тратят его на пути Аллаха, то обрадуй их мучительным наказанием.
В тот день, когда будут согреты они в огне Ада, потом будут прижигать им их лбы, их бока, их спины.
Это то, что вы скопили для самих себя, так вкусите же то, что вы копили

Сура “ат-Тауба”, 9:34-35

Разъясняя нам значение этого аята, Пророк говорит: “Какой бы человек, который имеет золото, серебро, но не платит с него закят, в Судный день это золото и серебро примет вид пластин, и эти пластины будут доводить до накаливания над огнем Ада, а потом прижигать лоб, бока и спину этого человека – они будут остывать, их снова будут греть и снова прижигать. И так будет повторяться, и повторяться в течение этого Дня, длина которого 50 000 лет, пока на закончит Аллах Суд над своими рабами, после чего ему будет показана его дорога – либо в Рай, либо в Ад“. Муслим, 987.
И сказано: “Человек, который не дает закят, в Судный день – в Адском огне“. ат-Табарани в “ас-Сагъир”, 935. Хороший достоверный хадис. См. “Сахит-Таргъиб”, 762.

Однажды женщина одна пришла к Пророку , и у нее были два браслета на руке. Пророк спросил: “Ты даешь с этого закят?“. Она сказала: “Нет, не даю“. Тогда Пророк сказал: “А ты хотела бы, чтобы Аллах дал тебе два браслета вместо этих в Судный день из адского огня?“. Абу Дауд, 1563; ан-Насаи, 1/343. Хафиз Ибн аль-Къаттан подтвердил достоверность хадиса, а шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “Насб ар-рая”, 2/370; “Сахих Аби Дауд”, 1396.
Такое наказание! Тогда эта женщина сняла и бросила эти браслеты, пожертвовав их на пути Аллаха.

Поэтому, то, что перечислили мы сейчас – все это заставляет нас избегать такого большого греха, как невыплата закята.
И, наоборот, заставляет нас устремиться к выплате закята, потому что мы вернемся к Аллаху и станем перед Ним для расчета.

Изображение

Хукмы, связанные с выплатой закята.

Мудрости и условия выплаты закята

После того, как мы разобрали причины, почему необходимо выплачивать закят и как это важно, разберем теперь вкратце некоторые хукмы (то есть, законоположения), связанные с выплатой закята. Это очень важно, потому что многие люди не знают, как выплачивать закят, или знают только какие-то вещи, но других вещей не знают.

⚠ Что такое закят?
С точки зрения арабского языка, слово “закят” значит “приумножение, увеличение” – это его буквальное значение, изначальное.
В шариатской терминологии “закят” – это: “Обязательная доля имущества, установленная Шариатом, которая выплачивается с определенных видов имущества в качестве поклонения Аллаху, в установленное время, когда это становится обязательным и выплачивается определенным Шариатом категориям людей“.

Краткое разъяснение:
Определенное количество имущества” – то есть, Шариат устанавливает сколько выплачивается. С разных видов имущества – по разному.
С определенных видов имущества” – это значит, что не со всех видов имущества выплачивается закят.
В качестве поклонения Аллаху” – если человек просто так дал кому-то деньги и не было у него намерения, что это закят ради Аллаха, то это не будет закят. Некоторые думают, что задним числом могут какие-то свои траты назвать закятом – нет! Должно быть – в качестве поклонения Аллаху.
В установленное время” – обязательное время, установленное Шариатом.
Определенным Шариатом категориям людей” – закят платится не кому ты хочешь, а как установил Аллах.

Положение закята в Исламе таково, что это рукн – третий столп Ислама. Существует много аятов и хадисов, которые побуждают к закяту, указывают на его обязательность, и указывают на угрозу тем людям, которые не выплачивают закят.
Самый легко запоминающийся довод на обязательность закята:

Выстаивайте намаз и выплачивайте закят
Сура “аль-Бакара”, 2:43

Это довод из Корана. И хадис, который мы с вами приводили ранее: “Построен Ислам на пяти столпах …“, и один из них это – выплата закята. аль-Бухари, 8; Муслим, 16.

Пророк говорит: “Всякий человек, у которого есть верблюды, или коровы, или овцы (то есть, мелкий рогатый скот) – если он не платит с них закят, то в Судный день эти его животные станут насколько они могут стать большими (такими большими, насколько они могут быть – тучными, дородными, жирными), и они начнут бодать его своими рогами и топтать его своими копытами, и как только они все пробегут, и уже последний из них пробежит, первые опять вернутся, чтобы пробегать по нему, и топтать его, и бодать его своими рогами. И так будет продолжаться, пока не закончится Суд над людьми (пока не закончится Судный день)”. “Сахих” Муслима, мухтасар, Глава 6: “О том, кто не выплачивает закят”, №511.
Такая угроза страшная за невыплату закята! Поэтому, да убоится тот, у кого есть разум.

⚠ Когда был вменен закят в обязанность?
Закят был вменен в обязанность мусульманам еще до переселения (до хиджры) Пророка в Медину. Он был вменен в обязанность, но: “Сколько выплачивать? С каких видов имущества? Как? Кому?“, – эти тонкости были ниспосланы Всевышним Пророку уже в Медине, во втором году хиджры. Итак, когда закят стал обязательным? Тогда, когда мусульмане еще были в Мекке – до хиджры. А после переселения в Медину, во втором году хиджры, уже были ниспосланы подробности того, как выплачивается закят и с какого имущества.

⚠ Такой вопрос! Если человек отрицает обязательность выплаты закята, ему предъявлены доводы (аяты и хадисы), он все понял, но при этом он говорит: “Нет, не обязателен закят. Это не уаджиб, это не фард и это не рукн!“. Каков хум такого человека? Каково суждение о таком человеке в Исламе? Ответ такой, что этот человек перестает быть мусульманином – он неверующий! Почему? Потому что, он отрицает то, что сказали Аллах и Его Посланник .
А если человек признает обязательность закята, говорит: “Да, это столп. Да, это рукн. Да, это уаджиб (фард)!“, – но не выплачивает его, потому что проявляет жадность, скупость, алчность и т.д. – каков хукм этого человека? Он перестает быть мусульманином или остается быть мусульманином? Ответ такой, что он остается быть мусульманином, но – нечестивым, грешным мусульманином. И за это, если есть правитель мусульман, он наказывает его. Если же нет правителя, такой человек несет наказание от Аллаха в этом мире и в вечном мире, о котором мы с вами упомянули до этого.

⚠ Какова мудрость установления закята? Почему Аллах установил этот вид поклонения Ему? На самом деле много мудростей, некоторые из которых мы упомянем:
1) Выплата закята – это выражение благодарности Аллаху за Его милости. Аллах дал тебе это имущество и ты отвечаешь на Его приказ и выплачиваешь закят, подчиняясь Его Шариату и выполняя свою миссию раба Аллаха;
2) Выплата закята – это очищение и приумножение имущества человека, а также оберегание имущества человека, на самом деле, от разных бед и стихий. Закят – это из причин, почему Аллах оберегает наше имущество – оберегает его от всяких проливных дождей, от холода, или от ветра, или от пожара и т.д. Закят – это причина, поэтому сказано: “Садака не уменьшает имущества“. Ахмад, 4/231; ат-Тирмизи, 2325.
3) Посредством закята человек очищается и избавляется от дурных нравственных качеств, как жадность, алчность, скупость, высокомерие и т.д., поэтому сказано: “Возьми с их имущества садака, очищая их тем самым“. Сура “ат-Тауба”, 9:103.
4) Посредством закята исламское общество защищается от распространения нечестия, порчи и преступности – потому что, когда бедняку выплачивается закят, он получает возможность удовлетворять свои нужды: брать себе еду, покупать себе вещи и т.д. И это ведет к тому, что снижается уровень преступлений, таких как воровство, грабеж и т.д.
5) Выплата закята – это укрепление братских отношений между мусульманами – между бедными и богатыми, потому что, закят – это, в общем, выражение сочувствия людям, которые нуждаются в помощи, у которых есть нужда. Поэтому среди мусульман крепнет сплоченность между богатыми и бедными, между разными слоями населения и сближаются их сердца.

⚠ Каковы условия закята? При каких условиях закят становится обязательным? Для всех ли обязательна выплата закята или нет?
Есть условия (шуруты) закята:
1) Ислам – если человек мусульманин, тогда он обязан выплачивать закят, от него принимается закят, и закят будет действительным. А если неверный платит закят, принесет ли это ему пользу, будет ли это считаться, что он выплатил закят, будет ли действительным этот его вид поклонения? Нет, до тех пор, пока он не уверует, потому что Аллах не принимает деяния многобожников – тех, которые совершают многобожие.
2) Свобода – то есть, если есть рабы (невольники), то для них не является обязательным закят, даже если у них есть какое-то имущество. Кто-то может сказать: “Ну, сейчас рабов нет” – но, в фикхе остается это условие, потому что, может быть где-то есть рабы или когда-то будут. Поэтому, в любом случае, это условие остается.
3) Нисаб – наличие у человека определенного количества имущества, установленного Шариатом. Если у человека есть такое количество имущества или больше, тогда на нем лежит обязанность выплачивать закят. Если у человека имущество меньше уровня нисаба, тогда он не обязан выплачивать закят, как на это указывают достоверные хадисы.
4) Полное владение человеком имуществом – то есть, имущество у человека должно быть в собственности полностью. Если имущество не принадлежит определенному человеку, тогда с этого имущества не платится закят. Кто-то скажет: “Как это может быть?“. Например, если собрали деньги для строительства мечети, и эти деньги (большая сумма) лежат год, два – из них закят нужно выплачивать или нет? Нет, потому что нет условия “Полное владение имуществом” – здесь нет владельца. Или, например, какой-то человек передал свое имущество на пользование мусульманам в качестве уакфа (на пользование беднякам) – с этого имущества будет изыматься закят? Нет, не будет. Или, к примеру, с хранящегося имущества благотворительных фондов тоже не выплачивается закят. Или, какие-то комитеты по оказанию помощи, спасения и т.д. – то же самое.
5) Прошествие года – это условие действует не во всех случаях, не во всех видах имущества. Но это одно из условий. То есть, если у человека есть (или появилось) имущество в необходимом уровне для выплаты закята (нисаба), то должен пройти год для того, чтобы для человека стала обязательным выплата закята. А если у человека появилось количество денег, которое обязывает его выплачивать закят, но оно только сегодня у него появилось (к примеру, принесли и подарили ему эти деньги, или осталось наследство ему) – да, денег много, закят с них платится, но обязан ли он сразу платить с них? Нет – обязан тогда, когда пройдет год – то есть, 12 лунных месяцев. Не солнечный год, как некоторые думают – если 5 декабря, значит – 5 декабря. Нет. Если 5 Рамадана, значит 5 Рамадана. То есть, лунный год. Тогда он обязан платить с этих денег. А если в течение года это имущество было им потрачено на необходимое, и уже к концу года осталась небольшая сумма, которая не доходит до уровня нисаба? Тогда человек не обязан платить из этого закят.

⚠ Есть ли из этих условий какие-то исключения? Да, есть исключения:
1) Это то, что человек получает из продуктов земледелия, как злаковые, или какие-то плоды. С этого тоже платится закят, но здесь нет условия “Прошествие года” – то есть, как получил урожай, если есть уровень нисаба, то человек выплачивает закят.
2) Если, предположим, у человека есть стадо (скот), который дает приплод. Приплод, к примеру, родился в месяце Рамадан, и уже через месяц, в Шаууале пришел срок уплаты закята с основного стада, от которого этот приплод. В таком случае, отсчет года этого приплода совпадает с отсчетом года у основного стада, потому что приплод относится к основному стаду – то есть, год приплода это год основного стада.
3) Если человек вкладывает свои деньги в бизнес, как называется на простом языке “крутит” эти деньги, и эти деньги достигают уровня нисаба. Человек “крутит” их год, и, предположим, в месяце Рамадан настало время уплаты закята с его основного капитала. А за это время к этому основному капиталу добавился еще и доход. Этот доход, к примеру, он получил только недавно, за месяц до Рамадана – в месяце Ша’бан. Нужно ли для этого дохода отдельно год вести? Нет. Этот доход – это прибыль от основного капитала, поэтому год дохода считается как год основного капитала. Когда будет месяц Рамадан, надо будет уплачивать закят со всей суммы, а не только с основного капитала – то есть, в том числе и с прибыли. Если, например, человек свои 5000$ посредством торговли превратил в 10000$, то он будет уплачивать закят с 10000$ тогда, когда наступит срок уплаты за 5000$, которые были основным капиталом.

⚠ А с какого вида имущества выплачивается закят?
Закят выплачивается из 4 видов имущества:
– скот,
– то, что выходит из земли,
– золото, серебро и бумажные деньги (то, что по хукму своему как золото и серебро в наши дни),
– товары (если человек ведет торговлю и его деньги (большая сумма) вложена в товар).

Далее рассмотрим подробнее каждый вид по отдельности.

Изображение

Выплата закята со скота

Какой именно вид скота требует выплаты закята с него? Со всякого ли вида скота выплачивается закят? Выплачивается ли закят, к примеру, с лошадей? Нет, если только это не товар. А с северных оленей выплачивается? Нет. А с кроликов выплачивается? Нет, кролики вообще не относятся к скоту. Кто тогда сюда входит?

⚠ Итак, сюда входят 3 вида скота:

1) Верблюды.
2) Коровы.
3) Овцы и козы (то есть, мелкий рогатый скот).

⚠ Когда становится обязательной выплата закята со скота?
Для того, чтобы выплата закята со скота стала обязательной, помимо тех 5 условий, которые мы перечислили выше, здесь есть еще дополнительные условия:
1) Скот должен быть “са’има” – это тот скот, который пасется, ест траву или листья. То есть, не нужно ему покупать корм и кормить. Этот скот пасется либо круглый год, либо бóльшую часть года – где-то на полях, или на каких-то лугах, или в лесах, или в степи, и т.д. То есть, этот скот ест то, что там растет, а хозяин не покупает и не заготавливает для него корм. А если скот не “са’има” (то есть, не из тех, которые пасутся, а хозяин покупает корм), тогда закят с этого не платится, если только это не товар, если человек не торгует этим (покупает или продает быков, баранов и т.д.). В таком случае, это уже товар, и там закят платится как с товара. Итак, если скот не “са’има”, то, как со скота, здесь закят не платится.
2) Скот должен содержаться человеком для того, чтобы пользоваться их молоком, их мясом, их приплодом и т.д. А если у него этот скот для того, чтобы на нем работать – то есть, у него есть быки, к примеру, на которых он пашет землю, или для полива их использует (они вращают какие-то колеса) – в таком случае, закят с них не обязателен.

Поэтому, в отношении скота есть два дополнительных условия: а) это должен быть скот, который пасется бóльшую часть года, б) скот содержится для того, чтобы пользоваться его мясом, молоком, приплодом и т.д., а не для того, чтобы, например, на нем работать.

⚠ Что берется из скота?
Когда сам человек уплачивает – это одно, а если есть мусульманский правитель, то он собирает закят – это другое. В любом случае, если приходит сборщик закята – берет ли он самый лучший скот (самые ценные породы, самое дорогое, что есть)? Нет. Почему? Потому что в хадисе, который мы приводили выше, говорится: “Остерегайся того, чтобы брать лучшее из их имущества“. аль-Бухари, 1395, 1458, 1496, 4347; Муслим, 19.
А что относится к такому – хорошему имуществу? Это, например, какие-то ценные животные, или беременные животные (потому что, у них уже есть приплод), или это самые жирные и тучные животные, или те, которые кормят сейчас детенышей – вот это относится к ценному имуществу, с которого не берется закят, если только сам человек не хочет дать закят самым лучшим. В таком случае, ему за это дополнительная награда от Аллаха. Но мы сейчас говорим о том, что он обязан дать. Из самого лучшего человек не обязан давать, как и тот, который собирает закят, тоже не может взять самое лучшее у него.
Точно так же, нельзя брать самое худшее. Потому что, Пророк сказал: “Не выдается в качестве закята (садака) “хьарима” (старое животное) ” – то есть, уже такое старое, у которого упали зубы (какая-нибудь старая корова, или старая овца), – “… не берется в качестве закята “зату ‘ауар”” – то есть, кривое животное (например, поврежден один глаз), – “… не берется в качестве закята “тейс”” – то есть, если, к примеру, речь о козе, то “тейс” – это козел-осеменитель, то есть, животное-осеменитель (оно не берется) – “… если только не пожелает это взять сборщик закята“. аль-Бухари, 1455.

То есть, это указывает на то, что плохое имущество не берется. Почему? Потому что это будет вред:
– в первом случае вред для хозяина, потому что у него заберут самое хорошее;
– во втором случае вред будет для бедняков, которым будет раздаваться это имущество.
Кто-то может спросить: “А как же осеменитель?“. Мы скажем, что если заберут осеменителя, то это будет вред, скорее всего – и тому, и другому. Он и бедняку толку особого не даст, если ему привезут это животное, и вред – для хозяина. Поэтому, мы сделаем такой вывод: выдается среднее имущество – не самое хорошее и не самое плохое. Это обязательно. Но, если человек хочет дать лучше, то за это ему дополнительная награда от Аллаха.

⚠ Каков размер нисаба в отношении скота?

[Верблюды]

Ответ разъясняется в хадисе, который передан Анасом ибн Маликом о том, что, когда Абу Бакр ас-Сиддик был халифом (правителем), он написал письмо тем, которые собирают закят, а знания Абу Бакра не от него самого – они от Пророка . И он сказал в этом письме: “И это есть – обязательная садака, которую установил Пророк для мусульман, и которую приказал Аллах Своему Посланнику” – и потом он разъясняет размеры того, сколько выплачивать.
И он говорит: “Если 24 верблюда и то, что меньше этого, то здесь дается мелким рогатым скотом” – то есть, если у человека есть 24 и меньше верблюдов, то такой человек выдает мелким рогатым скотом. И сказано: “С каждой пятерки верблюдов – 1 овца” – то есть, если, к примеру, у человека 10 верблюдов, он будет выдавать 2 овцы.
Дальше сказано: “А если от 25 до 35 верблюдов – платится верблюдица (самка), возраст которой 1 год“.
Дальше сказано: “А если достигает 36 и до 45 – тогда платится верблюдица (самка), которой 2 года“.
Дальше сказано: “А если достигает 46 и до 60 – тогда платится верблюдица (самка), которой 3 года“.
Дальше сказано: “А если достигает 61 и до 75 – тогда платится верблюдица (самка), которой 4 года“.
Дальше сказано: “А если достигает 76 и до 90 – тогда платятся две 2-хгодовалые верблюдицы (самки)”.
Дальше сказано: “А если достигает 91 и до 120 – тогда платятся две 3-хгодовалые верблюдицы (самки)”.
Дальше сказано: “А если больше 120 – тогда с каждых сорока верблюдов платится одна 2-хгодовалая, с каждых пятидесяти – одна 3-хгодовалая“.
И дальше сказано: “А если у кого-то есть только 4 верблюда, то тогда он не платит с них садака, если только сам хозяин не пожелает выплатить садака с этого“. аль-Бухари, 1454.

[Коровы]

Это, конечно, немножко ближе к нашим условиям. И сначала мы хотели не затрагивать тему про верблюдов, поскольку верблюды у нас не водятся, но есть некоторые русскоязычные республики, где люди имеют верблюдов, поэтому этот вопрос мы тоже не оставили без внимания.
Итак, вопрос нисаба относительно коров рассматривается в хадисе Му’аза ибн Джабаля, когда Пророк послал его в Йемен, и приказал: “С каждых 30-ти коров брать “таби” (мужской пол) или “таби’а” (женский пол)”. Таби – это такая корова, которой уже исполнился 1 год, и она вступила во второй год своей жизни.
Дальше сказано в хадисе: “… а с каждых сорока коров брать “мусинна”” – это такая корова, которой исполнилось 2 года и она вступила в третий год своей жизни. Ахмад, 5/230; ат-Тирмизи, 623; Ибн Маджах, 1803. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, шейх аль-Альбани. См. “ат-Тамхид”, 2/275; “Ируа аль-гъалиль”, 3/269.

Итак, нисабом для коров является 30 голов. Обязан ли человек выплатить закят, если у него 29 коров? Нет, если только он сам не захочет. Минимумом является 30 голов. Если есть 30 коров, то человек платит: либо одну годовалую телку, либо одного годовалого бычка. А если у человека 40 голов, то он платит одну 2–хгодовалую телку. Обратите внимание! Здесь мы не говорим про бычка, только одну 2-хгодовалую телку, то есть – корову. Здесь речь только про корову.
Если, к примеру, у человека 60 голов, то он платит 2 одногодовалые коровы, или 2 одногодовалых бычка.
Если у человека 80 голов, то он платит 2 двухгодовалые коровы.
И так далее.

[Овцы и козы]

Ответ на этот вопрос также разъясняется в хадисе Анаса ибн Малика, который был приведен до этого. Этот хадис приводится у имама аль-Бухари [№1454], как письмо Абу Бакра – там, где разъясняется нисаб верблюдов.
И сказано в этом хадисе, что закятом мелкого рогатого скота является:
Если от 40 овец до 120, то платится 1 овца” – отсюда вывод, что минимальным нисабом мелкого рогатого скота является 40 голов.
Если от 121 овцы и до 200, тогда платятся 2 овцы“;
Если от 201 овцы и до 300, тогда платятся 3 овцы“;
Если больше 300 овец, тогда с каждой сотни по одной овце” – то есть, если у человека 500 овец, то он платит 5 овец. А сколько выплачивать, если у человека 530 овец? Ответ такой же – 5 овец, потому что, если больше 300 голов, то с каждой сотни платится по одной. А если у человека 560 овец? Ответ такой же – тоже 5 овец, пока не будет 600. То есть, опять же, если больше 300 голов, то с каждой сотни платится по одной овце. И это положение называется “аукъас” – то есть, некруглые числа. Когда такие некруглые числа, тогда они не учитываются. И то же самое касается верблюдов. К примеру, если количество верблюдов будет 126 или 123, мы говорим, что здесь уже “аукъас”, то есть, эти единицы уже не учитываются и округляются.

Изображение

Выплата закята с того, что выходит из земли

Теперь коснемся вопроса закята с того имущества, которое выходит из земли. Доказательство на то, что на то, что выходит из земли платится закят – основной довод – это слова Аллаха:

О вы, которые уверовали! Тратьте из того благого, чем мы вас наделили и из того, что мы выводим из земли
Сура “аль-Бакара”, 2:267

Что подразумевается под словами “… выходит из земли“? Имеются в виду 3 вещи:
– злаки и плоды,
– металлы, минералы, полезные ископаемые,
– клады.

Разберем сначала вопрос злаков и плодов и какие есть условия обязательности выплаты закята со злаков и плодов.

[Злаки и плоды]

Злаки – это пшеница, ячмень, рис и т.п. Здесь есть некоторые разногласия среди ученых – ограничиться ли лишь теми видами злаков, которые упомянул Пророк или вообще злаки, подобные тем, которые упомянул Пророк ? Аллаху известно лучше, но более правильное мнение, что это всякие злаки, которые имеют определенные условия.
Плоды – это финики, изюм (сухой), миндаль, фисташки – такого плана. Для того, чтобы закят стал обязательным со злаков (зерен) и плодов, помимо тех пяти условий, которые мы изучили ранее, здесь еще есть дополнительные условия:
а) Эти злаки и плоды должны быть хранимыми – то есть, теми, которые хранятся, которые могут храниться долгое время. А если они не могут храниться, как, например, яблоки, или огурцы, или апельсины, или бананы и т.д. (фрукты – что-то такого образа), тогда закят с этого не платится;
б) Эти злаки и плоды должны быть отмериваемыми – то есть, чтобы их можно было отмерять. Есть продукты, которые отвешиваются килограммами, то есть – есть масса. А есть такие, которые отмериваются са’. Как называется мера объема – “литр”, есть “са'”. Са’ – это примерно 4 пригоршни среднего человека. То есть, отмеривается, а не отвешивается. Не относятся к отмериваемым вещам, например, овощи – невозможно взять пригоршню огурцов, или пригоршню зелени, или нельзя сказать: “Столько-то литров зелени“.
в) Здесь нет условия “Прошествие года” – у злаков и плодов есть время, когда становится обязательной выплата с урожая. Если у человека в это время есть плоды и злаки, достигающие нисаба, значит, для него обязанность платить закят. Если у человека злаки или плоды появились после этого времени, тогда на нем уже не лежит обязанность выплаты закята.

:!: Когда для человека становится обязанностью платить закят с плодов и злаков?
Тогда, когда злаки уже укрепляются, становятся крепкими и твердыми, а плоды – это, когда в них есть признаки того, что они годные, хотя и могут быть еще на деревьях. С этого момента для человека становится обязательным выплата закята. К примеру, человек посадил злаки. Сначала это – зеленые колосья, там нет никакого зерна еще. Когда зерно начнет поспевать, станет крепким и твердым зерном – если в этот момент есть нисаб, тогда человек платит закят и это становится для него обязанностью. Или, к примеру, у человека растет целый сад деревьев миндаля – для него становится обязательным выплата закята тогда, когда у них начинают появляться признаки годности – что это будут плоды. Не какие-то завязи – может, будет, а может, не будет, а уже что это будут плоды. Например, признак того, что финики будут годны – это когда они начинают краснеть или желтеть. Это признак того, что – значит будут плоды. Если до этого, к примеру, человек продал их, то на нем не будет обязанности выплаты закята. А если в то время, когда они пришли в состояние годности, они у него были, и были в размере нисаба, значит, у него появилась обязанность уплаты закята с этого. Другой вопрос – когда он будет платить? Сорвет с деревьев и отдаст? Нет. Время, когда он будет платить – это тогда, когда он эти финики соберет и высушит.
Если человек продаст плоды или зерна после того времени, когда для него стало обязательным выплатить закят, то он должен будет платить с этого закят. К примеру, он продал эти финики после того, как они стали желтые – кто будет платить с этого закят? Тот, кто купил их, или тот, кто продал? Закят будет платить тот, кто продал, потому что на тот момент, когда эти финики пришли в состояние годности ими владел он и у него был нисаб. Потому что, он был владельцем этих фиников, когда стала обязательной выплата закята с них.

:!: Когда происходит сама выплата закята?
Если это плоды, то время выплаты закята, это когда они высохнут – когда высохнут финики, или когда высохнет изюм и т.д. А если речь о злаках (зерновых), то тогда, когда они будут очищены от своих колосьев, шелухи и т.д.

:!: Каков нисаб плодов и злаков, чтобы человек был обязан платить закят?
Согласно Сунне, количество должно быть 5 уасакъов. 1 уасакъ – это 60 са’. Таким образом, нисаб для плодов и злаков – 300 са’. Кто-то скажет: “Скажите нам, а сколько это будет в килограммах?“. Дело в том, что разные злаки весят по разному. К примеру, масса 1 са’ риса не такая как у пшеницы, или не такая как у фиников. Если приблизительно определить, что 1 са’ – это 3 килограмма, то нисаб будет – 900 килограмм.
Но мы говорим еще раз, что вес са’ зависит от продукта. Поэтому можно увидеть в книгах по фикху, например, что нисабом для злаков и плодов является 612 килограмм, а можно увидеть и 900 килограмм, как мы уже сказали. Почему такая разница? Потому вес у продуктов разный. Как бы то ни было, 5 уасакъов (или 300 са’) – это нисаб плодов и злаков. Пророк сказал: “То, что касается зерен и фиников – нет закята, пока урожай не достигнет количества 5 уасакъов“. Мухтасар “Сахих Муслим”, 507.
Теперь, пример – предположим, у человека есть 200 са’ пшеницы и 100 са’ ячменя. И то, и это – зерно. Суммируются ли они или нет, чтобы выплатить закят? Нет. Потому что, это разные виды продуктов. А если у человека есть два сорта фиников – вместе они составляют 300 са’, а по отдельности – нет. В этом случается, они считаются вместе, потому что это один вид продукта, хоть и разные сорта.

:!: Сколько платить закят?
Выплачивается 10% от урожая, если полив этих растений производится без усилий и затрат со стороны владельца. Например, если поливается дождем, или течет река рядом, или есть родник, то в таком случае выплачивается 10% (то есть – 1/10 часть). А если нужен труд, нужны усилия, как, например, животные, которые качают воду из колодца, или как-то по другому качается вода из какой-то скважины, или привозят воду и т.д. – в таком случае выплачивается 5% от урожая. Вопрос такой: “А если используется и полив рекой, дождями и родниками, и, в то же время, владелец иной раз поливает, привозя воду туда, или как-то добывая воду?“. В таком случае выплачивается 7,5% от урожая. Пророк сказал: “То, что поливается небом, или реками, или родниками, то с этого – 10-я часть (то есть, 10%), а то, что поливается при помощи животных и т.д., тогда половина 10 части (то есть, 5%)”. Мухтасар “Сахих Муслим”, 508.
Мы сказали, что если смешанно – тогда 7,5%.

:!: Чем выдавать закят?
Выдавать ли закят самым лучшим, или самым худшим, или средним? Тут так же, как и в отношении скота – выдается среднее. Нельзя выдавать самые плохие плоды, и нельзя сборщику закята брать самые хорошие плоды, если только сам хозяин не захочет – и за это больше награды ему. К примеру, если у человека есть хорошие сорта и есть плохие сорта, тогда берется среднее арифметическое. Допустим, у человека есть финики, 1 са’ которых стоит – 20 долларов. И есть у него другие финики, где 1 са’ стоит – 4 доллара. Он отдает такие, которые являются средним арифметическим (а это 12 долларов).

[Металлы, минералы, полезные ископаемые]

Теперь поговорим о другом виде имущества, который человек получает из земли – это полезные ископаемые, или минералы, или металлы. То есть, все, что выходит из земли, но не относится к самой земле (к самой почве, к самому грунту).
Есть:
а) твердые полезные ископаемые – это золото, серебро, железо, алюминий, и т.д.
б) жидкие полезные ископаемые – это нефть, ртуть, и т.д.

:!: Сколько платится в этом случае?
Если это золото и серебро, тогда платится 2,5%. Если то, что человек добыл из земли, после его очищения от шлаков, переплавки, если достигает уровня нисаба по золоту и серебру, тогда платится 2,5%. Если это не золото и не серебро, а это, к примеру, свинец, или какие-то соли, или какие-то драгоценные камни и т.д., тогда здесь выплачивается 2,5% от стоимости.
То есть, в первом случае платится 2,5% самого золота или серебра после очистки, переплавки и т.д., а во втором случае платится 2,5% от стоимости добытого, если после очищения достигает уровня нисаба по своей стоимости.

:!: Когда становится обязательной выплата закята и когда нужно давать?
Выплата закята с полезных ископаемых становится обязательной тогда, когда человек достает их, то есть, когда они добыты человеком и они у него оказались – то есть, они у него на складе или еще где-то уже хранятся, конечно, при условии, что это достигло нисаба после очищения, переплавки и т.д. А когда нужно давать? Сразу – то есть, здесь нет условия “Прошествие года”.
Такой вопрос: “А то, что выходит из моря, как жемчуг, или кораллы, рыба и т.д. – как тут быть?“. В таком случае закят не платится, если только человек не торгует этим.

[Клады]

Далее поговорим о другом виде имущества, который человек получает из земли – это клады. Факъихи говорят, что: “Клады – это то, что было зарыто в джахилии“. То есть, то, что было закопано немусульманами называется кладом. Если, к примеру, находят золото, или серебро, или какое-то оружие, или какие-то сосуды, которые зарыты в земле – если на них есть какие-то знаки того, что это принадлежало неверующим, а не мусульманам, как, например, что-то выгравировано, что указывает на принадлежность неверующим – в таком случае, это называется кладом и с этого платится закят. А если на кладе есть знаки того, что это принадлежало мусульманам или вообще нет никакого знака, то тогда это называется – находка. В таком случае действуют свои установления и хукмы, связанные с обнаружением находок.
:!: С кладов в качестве закята платится 20%. И здесь не играет роли – много или мало. Платится сразу, как только человек нашел клад – то есть, нет условия, что нужно ждать год. Каждый, кто нашел – это его обязанность. Причем, неважно относится этот человек к категории тех, кто обязан платить или не относится. Если, к примеру, даже раб или немусульманин (если он живет в исламском государстве и явлется ахлю-зимма) найдет клад, и даже, если человек не входит в категорию тех, кто обязан платить закят, все равно 20% выплачивается в качестве закята. Пророк : “С кладов берется 5-я часть“. См. “Сахих аль-Бухари”, “Книга закята”, 722 (1499).
А то, что остается после уплаты 20% закята будет принадлежать человеку, который нашел клад. Если, например, нашел 100 динаров в качестве клада, то выплачивается 20 динаров закята, а остальные 80 динаров останутся ему. А куда эти 20% будут потрачены? Они пойдут в казну мусульман и будут тратиться на нужды мусульман.

Изображение

Выплата закята с золота, серебра, бумажных денег

Следующий вид имущества, с которого выплачивается закят, это золото и серебро. Золото и серебро – это два драгоценных металла, которые известны с древних времён. Эти два металла имеют особенности, которые отличают их от других видов металлов, поэтому они являются ценными металлами. И поэтому люди относятся к ним по другому, и сделали их себе в качестве денег, посредством чего производится плата при купле-продаже, при торговле. Доказательства на необходимость выплаты закята с золота и серебра – это:
1. Коран,
2. Сунна,
3. Иджма’ – то есть, единодушное мнение знатоков религии.

Что касается Корана, то Всевышний сказал:

Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями
Сура “ат-Тауба”, 9:34

Это доказательство из Корана на необходимость выплаты закята с золота и серебра, потому что, сказано: “… тех, которые накапливают золото и серебро“.

Что касается доказательств из Сунны, то однажды Посланник Аллаха сказал: “В День воскресения для любого обладателя золота или серебра, не отдающего должного [со своего имущества], из этого [золота или серебра] обязательно сделают огненные пластины, раскалят их в пламени Геенны и станут прижигать ими его бок, лоб и спину, и по мере их остывания [всё это] будет для него повторяться в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами Аллаха и не покажут такому рабу его дорогу либо в Рай, либо в Огонь“. См “Мухтасар сахих Муслим”, №512.

Третье доказательство – это иджма’ (единодушное мнение знатоков религии) относительно того, что с золота и серебра выплачивается закят.

:!: Что является нисабом? То есть, что является тем уровнем имущества, при наличии которого закят становится обязательным для человека.
Нисабом золота является двадцать динаров. Динар – это вид денег из золота (монета из золота). Динар весит мискаль, что составляет – 4,25 грамма. Соответственно, умножив 20 (динаров) на 4,25 (граммов) – получаем 85 граммов. Это и есть уровень нисаба в отношении золота. Если у человека меньше этого золота, то на нём не лежит обязанность выплачивать закят с этого золота, если только, конечно, он не захочет сделать это ради Аллаха и получить за это награду от Всевышнего.

Что касается нисаба серебра, то об этом сказал Пророк : “Не следует выплачивать садаку [с имущества стоимостью] менее пяти укий [серебра]“. См. “Сахих Муслим”, 507.
Одна укия составляет – 40 дирхамов. Дирхам – это тоже вид монеты, но из серебра. Соответственно, умножив 5 (укий) на 40 (дирхамов) получаем нисаб серебра, который составляет – 200 дирхамов. Сколько это в граммах? 1 дирхам – это 2,975 граммов. Таким образом, нисаб по серебру можно вычислить умножив 200 (дирхамов) на 2,975 (граммов), что составляет – 595 граммов.

Итак, нисаб золота – 85 граммов, а нисаб серебра – 595 граммов.

:!: Часто возникает вопрос о пробах золота и серебра. Бывает, к примеру, золото разной пробы – пятьсот какая-то проба, семьсот какая-то проба и т.д. Различие по пробам значит, что там есть примеси других металлов. Как считать в таком случае? К примеру, если это кольцо пятисотой пробы, то в нём почти половина – другие металлы. И, предположим, что это кольцо весит 10 граммов. Нужно ли считать это как 10 граммов золота или нужно считать именно сколько там чистого золота? Правильным является то, что нужно считать вес чистого золота, то есть, золота, очищенного от примесей. Именно это и берётся в расчёт. Если есть 85 граммов чистого золота, или 595 граммов чистого, очищенного от примесей, серебра, то это есть нисабы по золоту, и по серебру.

:!: Сколько следует выплачивать в качестве закята с золота и серебра? Ответ: 2.5%.
Доказательством является хадис, в котором говорится, что: “В отношении серебра – четвёртая часть от десятой части“, то есть, 1/40 часть. См. “Сахих аль-Бухари”, хадис №1454.
Например, у человека есть 1000 грамм чистого золота (1кг.). Чтобы вычислить нисаб, эту тысячу мы умножим на 2,5 и разделим на 100. Получится – 25 граммов.
Представьте! С целого килограмма золота выплачивается всего лишь 25 граммов в качестве закята – такое облегчение от Аллаха! Но даже при этом человек зачастую идёт на поводу у жадности своей души и не выплачивает эту обязательную милостыню.
Есть и другой, более легкий способ вычисления размера закята, который заключается в том, что вес металла нужно просто разделить на сорок частей. К примеру, 1000гр. делим на 40, получается 25гр. Эти 25 гр. – это то, что человек обязан уплатить. Если, предположим, у человека 200гр. золота, то делим 200гр. на 40, получается 5гр. Эти 5 гр. – это то, что человек обязан уплатить.

:!: Что касается бумажных денег, то в наши дни средством платы между людьми перестали быть золотые или серебрянные монеты – то есть, сегодня люди пользуются бумажными деньгами. Нужно ли платить закят с бумажных денег? Правильный ответ в том, что – да, нужно. И это несмотря на наличие каких-то разногласий, которые были среди учёных, когда только появились бумажные деньги как средство платежа. Мы скажем, что конечно же нужно платить закят с бумажных денег, потому что раньше средством платежа были золотые и серебрянные монеты, но сегодня бумажные деньги являются заменой золоту и серебру, потому что так людям легче расплачиваться.

:!: Каков нисаб у бумажных денег? Мы здесь опираемся на нисаб золота и серебра. Это значит, что, если у человека есть деньги в таком размере, который достигает стоимости 85 граммов золота, или 595 граммов серебра, значит он обязан платить закят с этих денег.

Теперь вопрос: ведь 85 граммов золота не всегда стоит столько же, сколько стоит 595 граммов серебра – бывает, что 595гр. серебра стоит дороже, чем 85гр. золота, но зачастую 85гр. золота стоит намного больше, чем 595гр. серебра – как быть в таком случае?

Рассмотрим на примере с условными величинами:

Предположим 1гр. серебра стоит – 1$, а 1гр. золота стоит – 40$. Если посчитаем нисаб по серебру, то он составит 595$ (то есть, 1$ умножаем на 595 грамм). Это значит, что если у человека есть 595$, то он уже считается богатым, который должен платить закят. Если же посчитаем нисаб по золоту, то он составит 3400$ (то есть, 40$ умножаем на 85 грамм).
Большая разница между 595$ или 3400$! Какой из этих вариантов взять нисабом? Тот, который выгодней? Или среднюю величину? Нет.
Мы берём тот нисаб, который явлется наименьшим. Поэтому в нашем примере в качестве нисаба берется 595$ – то есть, по наименьшему значению. Если бы золото стоило дешевле, мы бы взяли нисаб по золоту. Но в данном случае мы берем нисаб по серебру.
Следовательно, если у человека появились такие деньги в размере 595$, и при условии, что эта сумма пролежит у него лунный год, и эта сумма не станет меньше (не уменьшится), чем 595$, а сохранится в таком же размере, или, наоборот, она еще вырастет (предположим, в результате торговли), тогда через лунный год человек этот обязан будет уплатить 2,5% от этого (то есть, 1/40 часть от этого). Что значит – лунный год? Если, допустим, он получил нисаб в месяце Сафар этого года, то значит в месяце Сафар следующего года он выплатит с него 2,5%.

При активном содействии братьев с: “Энциклопедии хадисов” и “Саляф-Форума”
При содействии помощников с редакторского канала в Телеграм:
– переписал: عبد العزيز; – поиск источников: Ainur Ainur.
(да воздаст им Аллах благом)
Ссылка на форум для обсуждения: https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=27&t=19923

Калькулятор для расчёта закята:
Открывается программой Excel, которая входит в стандартный набор Microsoft Office,
или любой другой программой Office, будь то на компьютере или на телефоне.
(проверено многократно).
Поделиться: