С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Тот, кто не искупается в пятницу, не заслуживает грех согласно мнению большинства имамов, а некоторые передали даже единогласное мнение на этот счёт, сказав, что даже те, кто говорил “гъусль в пятницу уаджиб”, не имели в виду, что оставление этого влечёт грех, ибо в данном случае по уаджибом подразумевали твердую Сунну.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил тщательно малое омовение, после чего явился на пятничную молитву, слушал проповедь и молчал, тому будет прощены грехи, совершённые между двух пятниц, а также ещё в течении трёх дней. А что касается того, кто перебирал камешками, тот (словно) произнёс пустословие». Муслим (857-2).

Т.е. человек, который во время пятничной проповеди играл камешками на песчаном полу, так как во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было паласов в мечетях, лишается награды подобно тому, кто заговорил во время проповеди. См. “Миннатуль-Мун’им” (2/8).

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в отношении данного хадиса сказал: “Это из числа самых достоверных хадисов, указывающих на то, что обязательность совершения полного омовения в пятницу спадает. И не было разногласий касательно достоверности иснада этого хадиса”. См. “ат-Тамхид” (6/516).

‘Икрима рассказывал, что однажды пришли люди из числа жителей Ирака к Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) и спросили его: “О Ибн ‘Аббас, считаешь ли ты, что гъусль в пятницу является обязательным?” Он сказал: “Нет. Однако это чище и лучше для того, кто искупается. Но тот, кто не искупается, то он не обязан этим. И я расскажу вам, как возникло правомочность гъусля (в пятницу). В то время люди трудились, одевались в одежду из шерсти и работали в поте лица. Их мечеть была тесной и с низким потолком. И однажды днём, когда стояла жара, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел, а люди так вспотели в этой шерстяной одежде, что от них исходил запах, которым они причиняли неудобство друг другу. Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) почувствовал этот запах, он сказал: «О люди! Когда наступает этот день – искупайтесь, и будет лучше, если вы используете масла или благовония, которые найдёте»”. Абу Дауд (353), Ахмад (1/268), Ибн Хузайма (1755), аль-Байхакъи (1/295). Ибн Хузайма, ан-Науауи, Ибн Хаджар, Ахмад Шакир, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Маджму’» (5/536), “Фатхуль-Бари” (2/362), “Сахих Сунан Аби Дауд” (380), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (5366), “Тахридж аль-Муснад” (2419).

Этот хадис ясно указывает на то, что Ибн ‘Аббас понял веление Пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершать гъусль в пятницу, как весьма желательный поступок, но не обязательный.

Мнение о том, что совершение полного омовения в пятницу для пятничной молитвы, является желательным, а не обязательным, придерживались большинство учёных. Более того, большинство учёных из числа тех, кто высказывался об обязательности гъусля в пятницу, не считали это такой обязанностью, оставление которой влечёт грех.

Прекрасным образом и подробно разъяснил этот вопрос хафиз Ибн Раджаб, который сказал: “Учёные разошлись в вопросе обязательности полного омовения в пятницу, является ли это обязанностью в том смысле, что не совершивший это, имея на это возможность и без нанесения себе вреда, заслужит грех? Или же это желательная вещь, и не заслуживает греха тот, кто не совершил полное омовение в любом случае? Однако учёные не разногласили в том, что полное омовение в пятницу не является условием действительности самой пятничной молитвы, и что она является действительной без неё.

Большинство учёных считает, что гъусль в пятницу не является обязательным.

Из числа тех, кто говорил, что гъусль в пятницу является Сунной, (а не уаджиб) – Ибн Мас’уд, также о том, что это не уаджиб передаётся от Ибн ‘Аббаса, ‘Аиши и других сподвижников. И на этом мнении были большинство факъихов всех городов, такие как: ас-Саури, аль-Ауза’и, Абу Ханифа, аш-Шафи’и, Ахмад в очевидном мнении его мазхаба, Исхакъ, и Ибн Уахб передал от Малика, что когда его спросили (о велении купаться в пятницу): «Является ли это уаджибом?», он ответил: “Не всё, что в хадисах пришло как уаджиб, является таковым в буквальном смысле”. И это мнение выбрали ‘Абдуль-‘Азиз ибн Аби Саляма и другие его сторонники.

Что касается веления совершать гъусль в пятницу, то это указывает на желательность, и в хадисах от ‘Аиши и Ибн ‘Аббаса передаётся то, что указывает на это.

А что касается версии, в которой сказано, что это уаджиб, то следует знать, что уаджиб бывает двух видов: уаджиб в виде обязанности, и уаджиб в виде Сунны и достоинства.

Группа учёных посчитала, что полное омовение в пятницу является обязательным (уаджиб), и это передаётся от Абу Хурайры, аль-Хасана, а также передаётся от Са’да, ‘Аммара и в одной из версий от Ибн ‘Аббаса, от ‘Абдур-Рахмана ибн Зейда ибн аль-Асуада, ‘Ата ибн ас-Саиба, ‘Амра ибн Салима и других ранних поколений. Также это передано в одной из передач от Ахмада. Сказал Ахмад в передаче Харба и других: «Я опасаюсь того, что это является уаджибом, если только не будет сильного холода (чтобы не купаться)».

Однако это не указывает на то, что гъусль в пятницу является однозначным уаджибом.

Ибн ‘Абдуль-Барр упоминал, что не знает никого, кто бы говорил: «Поистине, не совершивший полное омовение в пятницу заслужил грех за оставление этого деяния», если не считать захиритов, и что те, кто считал это уаджибом, говорили: «Однако не совершивший гъусль не заслуживает греха за оставление этого». Также он передал единогласное мнение (аль-иджма’), что гъусль в пятницу не является уаджибом в плане фарда. ‘Абдур-Раззакъ передал со слов Ибн Джурайджа, который сказал: «Я спросило ‘Ата: «Гъусль в пятницу является уаджибом?» Он ответил: «Да. Но тот, кто оставил его, не заслуживает греха». ‘Абдур-Раззакъ сказал: «И это мнение любимей для Суфьяна из двух мнений. Он говорил: «Это уаджиб, т.е. уаджиб-Сунна».

Ибн ‘Абдуль-Барр не признавал установление разногласия среди учёных в том, что гъусль в пятницу является уаджибом в том плане, что это фард, оставление которого влечёт грех. Он выделил этим мнением только захиритов. Но большинство учёных передавали разногласие относительно обязательности гъусля в пятницу в общем виде (без таких конкретизаций), передавая мнение о том, что это уаджиб от группы из числа саляфов, как это передавал Ибн аль-Мунзир от Абу Хурайры, ‘Аммара и Малика. Но то, что упомянул Ибн ‘Абдуль-Барр является верным исследованием по данному вопросу, а Аллаху это ведомо лучше. Ведь те, кто посчитал это уаджибом опирался в этом на пророческий хадис, в котором гъусль в пятницу называется уаджибом. Однако группа из числа саляфов говорила, что уаджиб в данном случае не означает, что оставление этого влечёт грех, как и большинство учёных отнесли пророческие слова к такому смыслу (желательности). И об этом ясно говорил ‘Ата, как это уже упоминалось, а также Яхья ибн Яхья ан-Найсабури и аль-Джузджани.

Исходя из упомянутого, стало ясно, что термин «уаджиб» не является категоричным текстом в указании на обязательность чего-то и влечение наказания за оставление этого. Да, может быть так, что именно обязательность и подразумевается под этим термином, и таково это в большинстве случаев. Но также под этим термином может подразумеваться, что некая вещь является установленной, желательной, важной. И из этой категории слова Исхаъка: «Всё, что совершается во время молитвы является уаджибом, несмотря на то, что по причине оставления некоторых из них молитва возобновляется». Также от аш-Шафи’и и Ахмада передаётся подобное пояснение на счёт термина «фард» (что не всё именуемое фардом является обязательным). И если так обстоит дело с фардом, то уаджиба это касается тем более, ибо термин уаджиб в обязательности слабее, чем термин фард. Передал аль-Бууейты от аш-Шафи’и, что молитва по случаю затмения луны не просто добровольная (нафиля), но уаджиб, уаджиб в значении Сунна. И в этом ясное указание на то, что для аш-Шафи’и твёрдо установленная Сунна может называться уаджибом. А Аллаху ведомо обо всём лучше”. См. “Фатхуль-Бари” (8/78-83).


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?p=16586#p16586


Поделиться: