С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Из серии “Оживление Сунны”
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Этот хадис имеет несколько путей передач, усиливающих друг друга. И его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Сунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.
Земной поклон в знак благодарности Аллаху
(Суджуд аш-шукр)
Суджуд аш-шукр – это земной поклон в благодарность Аллаху за какое-либо радостное событие. См. «Шахр аль-минхадж» 1/208.
На законность этого действия указывает хадис, переданный Абу Баратом: “Когда до Пророка (мир ему и благословение Аллаха) доходила радостное известие, он совершал земной поклон, благодаря Аллаха”. Абу Дауд 2774, ат-Тирмизи 1578. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Также и ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды совершил земной поклон, а затем сказал: «Ангел Джибриль принес мне радостную весть, и я совершил земной поклон в благодарность Аллаху». Ахмад 1/191, аль-Хаким 1/550. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
Также совершение саджда при радости подтверждается тем, что о его совершении передается более чем от десяти сподвижников. Так например, в известной истории, когда Ка’б ибн Малик и еще двое сподвижников не отправились в военный поход без причины, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил им бойкот, и после того, как Ка’б узнал, что Аллах простил их, он совершил земной поклон в знак благодарности. аль-Бухари 4418, Муслим 2769.
Также сообщается, что когда ‘Али ибн Аби Талиб одержал верх в сражении с хариджитами, он совершил саджда шукр. Ахмад 2/356. Достоверность подтвердили шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.
И этого мнения придерживались такие ученые, как аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ ибн Рахауейх, Абу Саур, Ибн аль-Мунзир и некоторые ханафиты. См. “аль-Мугъни” 1/627, “Раудату-тталибин” 1/324.
Что же касается имамов Малика и Абу Ханифы, то они считали это нежелательным. Вероятно хадисы этой темы не дошли до них. См. “Найлюль-аутар” 3/100.
Не является условием совершения суджуд шукр ни наличие омовения, ни направление к Каабе, ни произнесение какой-либо мольбы или слов. Однако если человек будет с омовением и повернется к Каабе, то это лучше. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/459.
Также времена, в которые запрещается совершать добровольные молитвы, не препятствует совершению саджда шукр, ибо саджда – это не молитва.
Что касается совершения саджда шукр непосредственно в намазе, то это не дозволенно, и ученые говорили, что намеренное совершение саджда шукр в молитве, делает ее недействительной. См. «аль-Маджму’» 4/68.
Примечание:
Что касается такого поступка некоторых людей, как просто совершения земного поклона, или же совершение земного поклона не в молитве с целью обратиться к Аллаху с мольбой, то нет этому основания и это является нововведением.
Имам Абу Шама передал слова многих ученых, которые порицали и запрещали совершение человеком земного поклона без узаконенной шариатом причины, а затем сказал: “То, что совершение земного поклона в намазе является поклонением, не указывает на то, что земной поклон вне намаза также будет поклонением”. См. “Инкар аль-бида’ уаль-хауадис” 63.
Т.е. речь идет о земном поклоне вне намаза, не имеющем основания в шариате, в отличии от узаконенных земных поклонах, как саджда шукр или саджда тиляуа, совершаемое при чтении определенных мест в Коране.
Имам Ибн аль-Хадж говорил: “Ученые дозволили совершать земной поклон вне намаза только в двух случаях, среди которых нет третьего: один случай – это суджуд ат-тиляуа и второй – это суджуд аш-шукр”. См. “аль-Мадхаль” 4/266.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “То, что делают некоторые люди, совершая отдельный земной поклон после намаза, является нововведением! И о желательности такого не передается от кого-либо из имамов. Поклонения основаны на шариате и следовании, а не на страстях и нововведении! Поистине, Ислам основан на двух основах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха! И мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/242.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=1510