С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Часто мусульманки задают этот вопрос: «Имеет ли муж право на имущество жены?»

Ответ: «Муж не имеет никакого права на имущество жены, независимо от того, подарили ей какое-то имущество, или это имущество является частью её брачного дара (махр), или же это её личный заработок. И в этом вопросе нет разногласий среди учёных!»

 

Важно знать, что женщина не обязана работать, ибо предоставление ей жилья, пропитания и одеяния является обязанностью мужа. Нет разногласия среди учёных Ислама в том, что муж обязан содержать свою жену и детей. И даже если его жена является состоятельной, всё равно муж обязан расходовать на жену, если только до заключения никаха не было каких-то оговорок.

Что же касается состоятельной жены, то она не обязана расходовать на мужа, даже если он является нуждающимся, но если она сделает это, то получит двойную награду: награду за садакъа и за поддержание родственных связей, как об этом сказано в пророческих хадисах.

 

Но следует отметить, что женщина не имеет права работать, кроме как с дозволения мужа, если только она не ставила условие перед никахом, что желает работать, если её работа в основе не является запретной. Дело в том, что в случае траты ею времени на работу, она не сможет уделить мужу полноценно своё время и внимание.

Однако, если муж не обеспечивает жену и не расходует на неё и детей, по причине чего она вынуждена работать, то в таком случае муж не имеет права претендовать на её заработок.

Более того, многие учёные говорили, что если мужчина посватался к женщине, он не должен ставить ей такое условие, что после никаха она будет работать и помогать ему материально, или что она будет его обеспечивать и т.п.

Имам Ибн Къудама сказал: “По поводу мужчины, который женился на женщине с условием, что она будет расходовать на него пять или десять дирхамов каждый месяц: сам никах является действительным (несмотря на наличие такого условия), однако женщина имеет права отказаться от этого условия”. См. “аль-Мугъни” (7/540).

Говоря о недействительных условиях при заключении никаха, но при которых сам никах является действительным, ар-Рухайбани аль-Ханбали сказал: “Например, ставит условие, что нет ей махра, или что нет на неё расходования, или что ей будет уделено больше дней, чем другой его жене или меньше, или поставит условие, что не будет вступать с ней в половую связь, или поставит условие, чтобы она что-то ему дала или расходовала на него. Сам никах в таких ситуациях является действительным, не считая этих условий”. См. “Маталиб ули-ннуха” (5/130).

Однако следует отметить, что другие имамы, включая и ханбалитов, среди которых и шейхуль-Ислям Ибн Таймия, говорили, что если женщина добровольно согласилась перед никахом на такие условия, что муж не будет на неё расходовать, или будет расходовать на неё меньше, чем на первую семью, или будет уделять ей меньше времени, чем первой семье, и т.п., то подобные условия являются дозволенными, и женщина не имеет права отказывать от них после никаха. См. “Задуль-ма’ад” (5/139), “аль-Инсаф” (8/165).

 

Теперь вернувшись к тому, что муж не имеет никакого права на личное имущество жены и её заработок, если только она по своему согласию или предварительной договорённости или от души сама не даст ему что-то.

Всевышний Аллах сказал: «Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (4: 4).

Со слов Ханифы ар-Ракъаши (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не является дозволенным имущество мусульманина, кроме того, что он дал от души». аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (6/100). Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” (1459).

 

Спросили шейха Ибн База: «Моя жена работает и у неё есть зарплата, если я буду брать её зарплату или часть зарплаты, будет ли это для меня дозволенным или же это будет запретным?»

Шейх Ибн Баз ответил: “Зарплата жены принадлежит ей и является её личным имуществом. Но если она позволит тебе взять зарплату или часть зарплаты, ясной дозволенностью, в котором не будет сомнения, то нет проблем в таком случае, как говорит Всевышний Аллах: «Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (4: 4).

И если она от души даст тебе зарплату или её часть, то нет в этом проблем. Однако, если ты угрожал ей разводом, или бойкотированием или причинением вреда в случае, если она не даст тебе зарплату, то это имущество не дозволено для тебя, так как она дала это не от души, а по причине страха перед тобой или из-за страха перед разводом. И если она в такой ситуации даст тебе свою зарплату или часть зарплаты, то это не дозволено для тебя”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (21/156).

Спросили также шейха Ибн База: «Уважаемый шейх, является ли зарплата моей жены, которая работает, лишь её личным правом, или же у мужа тоже есть доля в ней? Учитывая то, что по причине её работы муж отказывается от некоторых своих прав».

Шейх Ибн Баз ответил: “Положение этого вопроса будет завесить от того, какой был договор между супругами. Если они договорились, что половина зарплаты или четверть или треть или меньше этого или больше будет забирать муж, то в этом нет проблем, ибо мусульмане обязаны соблюдать договора, в которых нет запрета. Но если во время никаха было поставлено условие со стороны жены, что она будет работать, скажем, учителем, медсестрой, врачом и т.п., и что вся её зарплата будет принадлежать ей, то в случае согласия на это условие нет у мужа доли в зарплате жены. Но если она сама дозволит ему какую-то часть от души, то нет в этом проблем”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (20/304).

 

Спросили шейха аль-Альбани: «Если женщина работает с разрешения своего мужа, то кому должен принадлежать заработок с её дохода?»

Шейх аль-Альбани ответил: “Вопрос отличается (в зависимости от ситуации). Если между супругами состоялся (брачный) договор, а жена работает, зарабатывая тем самым, и при договоре не было такого условия, что заработок её будет идти мужу или что они будут делить его поровну, и т.п., то это имущество остаётся ей.

То, что происходит в наше время, когда мужчина женится на женщине, а она, к примеру, работает учительницей, у которой есть зарплата, между ними начинается спор: Кто будет распоряжаться этой зарплатой?, – то мы говорим, что если муж был доволен положением этой женщины (тем, что она работает) прежде, чем заключить с ней брачный союз, то он не имеет права принимать участие в этом её заработке и уделе.

Однако мы наблюдаем такой факт, что работа женщины забирает время её мужа, его отдыха, услужения ему в его доме и заботы о детях. Он имеет право поставить жену перед выбором: она может продолжать работать, но он будет получать какую-то часть с её денег; или она оставляет работу и сидит дома. И я считаю, что среди учёных нет разногласий в том, что если муж повелел своей жене что-то, в чём нет противоречия Шариату, что она обязана ему подчиниться в этом. И особенно это касается того случая, когда по причине своей работы есть упущение в её домашней работе и услужении мужу”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-нннур” (№ 791).

 

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Человек обязан расходовать на свою семью, на жену и детей согласно принятому обычаю, даже если его жена является богатой. Уаджиб мужу расходовать. И отсюда также, если скажем, жена преподаёт, и поставила мужу условие (при выходе замуж), чтобы он разрешил ей преподавать, то поистине, он не имеет никакого права брать её зарплату. Ни половину зарплаты, ни бóльшую часть, ни меньшую! Вся зарплата принадлежит только ей”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” (6/143-144).

А Аллаху обо всём ведомо лучше.

 

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

 


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=23038


Поделиться: