Содержание (в виде ссылок):
• Определение слова “и’тикаф”
• О положении и’тикафа
• О достоинстве и’тикафа
• Мудрость и’тикафа
• Периоды и’тикафа
• Минимальное и максимальное время для и’тикафа
• Когда следует уединяться для совершения затворничества, которое совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в последние десять дней Рамадана?
• Условия и’тикафа
• Причины делающие и’тикаф недействительным
• Краткое напоминание желающим совершить и’тикаф

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Определение слова “и’тикаф”

Языковое значение “и’тикаф” – это пребывание в каком-либо месте. А в терминологическом определении – это продолжительное пребывание в мечети особым образом, ради поклонения Аллаху. См. “аль-Муфрадат” 343, “Шарх Сахих Муслим” 8/66.

 

О положении и’тикафа

И’тикаф в Исламе является весьма желательным видом поклонения, которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал во время каждого Рамадана до конца своих дней. Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “В последние десять дней каждого Рамадана Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не покидал мечеть”. аль-Бухари 2025, Муслим 1172.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “В последние десять дней Рамадана Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда неотлучно находился в мечети, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах не упокоил его. А после него так же стали поступать и его жёны”. аль-Бухари 2026, Муслим 1171.

Кстати, в этом хадисе также содержится довод на правомочность совершения и’тикафа в мечети и женщинами, если в мечети предусмотрена такая возможность, если в этом не будет искушения, и если она будет делать это с разрешения мужа. См. “Фатхуль-Бари” (4/277), “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (16/493).

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “И’тикаф, является твердой Сунной”. См. “Фатхуль-Бари” 4/320.

Хафиз ан-Науауи сказал: “Совершение и’тикафа является Сунной по единогласному мнению и не является обязательным, только если человек не дал обет его совершить. Совершение и’тикафа является весьма желательным, особенно в последние десять дней Рамадана”. См. «аль-Маджму’» 6/501.

 

О достоинстве и’тикафа

Нет сомнений в том, что достоинство и’тикафа велико, ибо это деяние, в котором собрались многие виды великих поклонений, как пост, коллективное совершение обязательных пятикратных молитв, молитва тарауих с джама’атом, чтение Корана, поминание Аллаха, неотлучное пребывание в мечети, ожидание Ночи Предопределения, и многое другое.

Однако достоверных хадисов от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно достоинств и’тикафа ничего не передаётся, о чём говорили признанные имамы. Так, Абу Дауд сказал: “Я спросил у Ахмада: “Есть что-либо достоверное о достоинствах и’тикафа?” На что Ахмад сказал: “Нет ничего, кроме слабых хадисов”. См. “Масаиль Аби Дауд” (663).

На тему достоинства и’тикафа передаётся хадис со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и’тикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, а ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом». ат-Табарани в “аль-Аусат” (7326), аль-Хаким (7706), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3679).

Но, несмотря на то, что хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-ззауаид» (8/192) посчитал иснад этого хадиса хорошим, всё же он является слабым по причине передатчика по имени Бишр ибн Сальм, которого отвергал имам Абу Хатим. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” (2/358).

По этой причине шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (5345).

Также со слов Хусайна ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил затворничество в течение десяти дней месяца Рамадан, тот подобен тому, кто совершил два Хаджа и две ‘Умры». аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3680, 3681).

Но этот хадис ещё слабее предыдущего, более того, шейх аль-Альбани назвал его выдуманным. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (518).

Однако следует отметить, что о достоинствах и’тикафа передаются некоторые сообщения от саляфов. Например, со слов аль-Хасана аль-Басри сообщается, что он сказал: “Совершающему затворничество за каждый день записывается награда, как за Хадж”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3682).

Упомянув предыдущий недостоверный хадис, хафиз аль-Байхакъи привёл этот асар от аль-Хасана аль-Басри и сказал: “Это сообщение, передаваемое от аль-Хасана аль-Басри любимей для меня, чем передача от Мухаммада ибн Зазана. И аль-Хасан не мог сказать такого, кроме как если такие слова дошли до него”. См. “Шу’аб аль-иман” (5/437).

Также со слов Айюба ас-Сахтияни сообщается, что он сказал: “Кто совершил затворничество после вечерней молитвы (магъриб) до ночной (‘иша), не говоря лишнего, тот словно совершил военный поход сразу после похода”. Ибн Уахб в “Джами’ фи тафсир аль-Къуран” (1/36).

 

Мудрость и’тикафа

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Всевышний Аллах установил совершение и’тикафа, мудрость и смысл которого заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему Одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремиться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его довольство и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в день великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет себе собеседников и сможет радоваться только уединению с Аллахом”. См. “Задуль-Ма’ад” 2/86.

 

Периоды и’тикафа

Затворничество можно совершать в любое время, и оно не связано лишь с месяцем Рамаданом. Указанием на это служит хадис ‘Аиши, которая рассказывала: “Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил провести определенное время в мечети, а когда он подошел к тому месту, где хотел находиться, оказалось, что там уже были палатки его жен (‘Аиши, Хафсы и Зайнаб). Увидев их, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Считаете ли вы, что они сделали это из благочестия?» После чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прервал свой и’тикаф, но затем совершил его в месяце Шаууале в течение десяти дней”. аль-Бухари 2034.

Однако, как уже было сказано наилучшее затворничество – это затворничество в последние десять дней Рамадана.

 

Минимальное и максимальное время для и’тикафа

Ученые разошлись на несколько мнений в отношении вопроса: каков минимальный срок для совершения и’тикафа. Некоторые говорили день и ночь, некоторые 10 дней, а большинство говорило, что любое время и даже мгновение. См. “ад-Дурруль-мухтар” 1/445, “аль-Къауанин аль-фикъхийя” 125, “аль-Инсаф” 7/566.

И об этом говорили некоторые саляфы. Я’ля ибн Умайя (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, я пребываю в мечети час, и делаю это только в качестве и’тикафа!” Абдур-Раззакъ 4/346, Ибн Аби Шайба 3/89. Иснад достоверный.

Но маликиты считали, что самое правильное мнение в том, что минимальное время и’тикафа – это день или ночь, так как это самое минимальное на что указывает Сунна, как в хадисе Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что ‘Умар сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”. А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так исполни свой обет». аль-Бухари 2032.

Это самое минимальное, что пришло в Сунне на время и’тикафа. И не передается от кого-либо из сподвижников, что когда они приходили в мечеть на молитву и совершив ее, ожидали следующей молитвы, чтобы они считали данное ожидание и’тикафом. См. “Фикъх аль-и’тикаф” 55.

А что касается максимального времени и’тикафа, то нет у него ограничения. Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Совершения и’тикафа не порицается в какое-либо время, и ученые единогласны в том, что нет у него ограничения в максимальном сроке”. См. “аль-И’лям бифауаид ‘Умда аль-ахкам” 5/430.

 

Когда следует уединяться для совершения затворничества, которое совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в последние десять дней Рамадана?

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) желал совершить затворничество, он совершал утреннюю молитву и отправлялся к месту своего уединения”. аль-Бухари 2033, Муслим 1172/6.

Этот хадис указывает на то, что уединение в мечети на десятидневное затворничество следует совершать после утренней молитвы двадцать первого Рамадана. Этого мнения придерживались такие имамы, как аль-Ауза’и, Суфьян ас-Саури и аль-Ляйс. См. “аль-Инсаф” 3/369, “Субулю-Ссалям” 2/174.

Что же касается большинства имамов, среди которых Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад, то они считали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уединялся в мечети до захода солнца в ночь наступления двадцать первой ночи Рамадана, опираясь на хадисы, указывающие, что Пророк уединялся всегда в десять последних ночей Рамадана. См. “аль-Мудаууана” 2/238, “Умдатуль-къари” 11/148.

Некоторые имамы прекрасно объединили оба мнения и сказали, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уединялся в мечети на десять последних ночей Рамадана до вечерней молитвы, а совершив уже утреннюю молитву, он уединялся в своей палатке и поклонялся Аллаху самостоятельно. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/249, “Найлюль-Аутар” 4/313.

 

Условия и’тикафа

 

1. Намерение

Ибн Рушд сказал: “Мы не знаем разногласий относительно необходимости намерения”. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/430.

Желающий совершить и’тикаф должен иметь искреннее намерение сделать это ради Аллаха, чтобы получить за это великую награду, а не для того, чтобы весело провести время в кругу других затворников или еще по какой-либо иной причине. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет награды у того, кто не надеялся на нее». ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 4/206. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

 

2. Совершение и’тикафа в мечети

Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними (женами) в близость, когда вы уединяетесь в мечетях» (аль-Бакъара 2: 187).

Имам аль-Къуртуби сказал: “Единогласны ученые в том, что и’тикаф может быть только в мечети!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/333.

Будучи единогласными в том, что и’тикаф можно совершать именно в мечети, ученые разошли в том, какой должна быть мечеть. Некоторые ученые говорили, что и’тикаф можно совершать в любом месте, именуемом мечеть. Однако некоторые сподвижники порицали это мнение, как это передается от Ибн ‘Аббаса, сказавшего: “Самые ненавистные деяния для Аллаха – это нововведения! И поистине, из числа нововведений – это совершение и’тикафа в мечетях, которые находятся в домах!” аль-Байхакъи 4/316. Имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Другие говорили, что мечеть должна быть именно соборной, в которой совершают пять обязательных молитв. Ибн ‘Аббас сказал: “Нет затворничества, кроме как в мечети, в которой совершают совместные молитвы”. См. “Масаиль Абдуллах ибн Ахмад” 2/623.

А Хузайфа говорил, что и’тикаф совершается только в трех мечетях: аль-Харам (в Мекке), мечеть Пророка (в Медине) и мечеть аль-Акъса, и это мнение выбрал шейх аль-Альбани. Доводом их является следующий хадис:

Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет затворничества, кроме как в трёх мечетях: Заповедной мечети в Мекке, пророческой мечети в Медине и мечети аль-Акъса». ат-Тахауи в “Шарх Мушкиль аль-асар” 7/201, аль-Има’или в “аль-Му’джам” 2/720, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 4/316, аль-Факихи в “Ахбару Макка” 1334.

Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислям Ибн Таймия, имам аз-Захаби, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль, и др. См. “Шарх аль-‘Умда” 3/593, “ас-Сияр” 15/81, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2786, “Идах ад-даляля” 15.

Что же касается понимания данного хадиса, то учёные разногласили относительно этого. Некоторые учёные склонились к мнению, что затворничество не совершается ни в какой мечети, кроме трёх упомянутых главных мечетях. Но большинство учёных считало, что затворничество совершается в любой соборной мечети, в которой совершается пятикратная обязательная молитва. А что касается обсуждаемого хадиса, то они пояснили его тем, что затворничество в этих трёх мечетях полноценнее и за это больше награды. См. “Фикъх аль-и’тикаф” 114-123, “Идах ад-даляля фи тахридж уа тахкыкъ хадис: «Ля и’тикафа илля филь-масаджид ас-саляса»” 15, “аль-Инсаф фи ахкам аль-и’тикаф” 31-41.

 

3. Соблюдение поста

Что же касается этого условия и’тикафа, то ученые в нем разошлись.

“Для человека, совершающего затворничество, является Сунной не навещать больного; не присутствовать на джаназа; не прикасаться к женщине и не ласкать её; не покидать мечеть, кроме как при крайней необходимости. И нет затворничества, кроме как с соблюдением поста, как и нет затворничества, кроме как в соборной мечети”. Абу Дауд (2473), ад-Даракъутни (2363). Ибн Муфлих, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Фуру’» (5/138), «Ируа аль-гъалиль» (966), «Тахридж Сунан Аби Дауд» (4/130).

Имам Ибн ат-Таркумани сказал: “Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь «Сунна», то это означает, что так постановил Пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Джаухару-ннакъий” 4/317.

Также на то, что под словом «Сунна» здесь подразумевается «уаджиб» указывают слова Аиши, которая говорит, что Сунной является не выходить из мечети, кроме как по нужде, не ласкать жену и т.д., а эти вещи во время и’тикафа запрещены.

Имам аль-Джассас сказал: “Соблюдение поста является условием и’тикафа”. См. “Ахкамуль-Къуран” 1/245.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Не пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ничего, чтобы он совершал и’тикаф, не соблюдая пост, мало того ‘Аиша говорила: «Нет и’тикафа, кроме как с постом». И не упоминал Аллах об и’тикафе, кроме как с постом, и не совершал его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), кроме как постящимся. И лучшим мнением, на которое указывают доказательства и то, на чем были большинство саляфов, состоит в том, что пост является условием и’тикафа. И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Абуль-Аббас Ибн Таймия”. См. “Задуль-ма’ад” 2/87.

Однако сторонники того мнения, что условием и’тикафа не является соблюдение поста, приводили в доказательство хадис Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”. А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так исполни свой обет». аль-Бухари 2032.

Они говорят, что ночью человек не поститься, и если бы пост был обязательным условием, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал бы на это.

Но имам Ибн Дакъикъ аль-‘Ид сказал: “У арабов принято под словом “ночь” подразумевать “сутки”. См. “Ихкамуль-ахкам” 2/56.

И это усиливает то, что в других версиях этого же хадиса, которые приводят и аль-Бухари и Муслим вместо слов: “в течение одной ночи”, сказано: “в течение одного дня”.

Но всё же лучшим мнением многре исследователи считают то, что пост не является условием действительности и’тикафа, однако является желательным деянием при из-за силы довода второй стороны, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха), повелевший Умару выполнить свой обет совершить и’тикаф, не велел ему поститься.

К тому же от самой ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) также передаётся, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел установленные палатки его жён в мечети во время его затворничества, сделавшие это из-за ревности друг к другу, он прервал своё затворничество: “Он ушёл и не стал оставаться в мечети (в Рамадан), но провёл там десять дней в месяце Шаууаль”. аль-Бухари 2034, Муслим 1171.

И неизвестно, чтобы он при истикафе в месяце Шаууаль соблюдал пост.

Абу Сухейль ибн Малик рассказывал: “Как-то я и Мухаммад ибн Шихаб собрались у ‘Умара ибн ‘Абуль-‘Азиза. Моя жена дала обет провести в затворничестве три дня в Заповедной мечети, на что Ибн Шихаб сказал: «Нет затворничества, кроме как при соблюдении поста».

Тогда ‘Умар ибн ‘Абуль-‘Азиз спросил его: «Это слова от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?»

Ибн Шихаб ответил: «Нет».

‘Умар спросил: «От Абу Бакра?»

Он ответил: «Нет».

‘Умар спросил: «От ‘Умара ибн аль-Хаттаба?»

Он ответил: «Нет».

‘Умар спросил: «От ‘Усмана?»

Он ответил: «Нет».

Тогда я ушёл и встретил Тауса и ‘Ата, и спросил их об этом, на что Таус ответил: «Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) не считал пост обязательным для затворника, если только он не даст такого обета».

После чего ‘Ата сказал: «И это также является моим мнением»”. аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (8587). Хафиз аль-Байхакъи назвал это сообщение достоверным. См. “ас-Сунан” (4/523).

 

Причины делающие и’тикаф недействительным

 

1. Совокупление с женой

Всевышний Аллах сказал: «И не вступайте с ними в близость, когда вы уединяетесь в мечетях» (аль-Бакъара 2: 187).

Ибн ‘Аббас сказал: “Если затворник совершил совокупление во время уединения, то он сделал недействительным свое уединение”. Ибн Аби Шайба 3/92, ‘Абдур-Разакъ 4/363. Иснад достоверный.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ученые единогласны в том, что затворник не вступает в близость и не целует жену”. См. “ат-Тамхид” 8/331.

 

2. Выход из мечети без уважительной причины.

‘Аиша (да будет доволен её Аллах) рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из мечети, кроме как по нужде, когда совершал затворничество”. аль-Бухари 2029, Муслим 297.

Также ‘Аиша сказала: “Для человека, совершающего затворничество, является Сунной не навещать больного; не присутствовать на джаназа; не прикасаться к женщине и не ласкать её; не покидать мечеть, кроме как при крайней необходимости. И нет затворничества, кроме как с соблюдением поста, как и нет затворничества, кроме как в соборной мечети”. Абу Дауд (2473), ад-Даракъутни (2363). Ибн Муфлих, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Фуру’» (5/138), «Ируа аль-гъалиль» (966), «Тахридж Сунан Аби Дауд» (4/130).

Выход затворника из мечети без необходимости, нарушает и’тикаф по единогласному мнению ученых. См. “Кашшаф аль-кана'” 3/362, “ад-Динуль-Халис” 8/421.

Если же затворник вынужден выйти из мечети, как например для совершения малого или большого омовения, для справления нужды, чтобы покушать, или если опасается что его имущество пропадет и т.п., то его затворничество не нарушено! Имам Ибн Хубайра говорил: “Единогласны учены в том, что человеку дозволено выйти из мечети в случае необходимости”. См. “аль-Ифсах” 1/259.

 

Краткое напоминание желающим совершить и’тикаф

Во время уединения не следует увлекаться решением мирских дел, заключать торговые сделки, излишествовать во сне, пустословить и т.п., чтобы не терять награду за и’тикаф, а следует проявлять больше усердия в поклонении Аллаху в эти великие ночи.

Имам Ибн Къудама сказал: “Является желательным для того, кто совершает затворничество в мечети, чтобы он был занят молитвой, чтением Корана, поминанием Всевышнего Аллаха и тому подобными видами поклонения. И ему следует отстраняться от того, что его не касается из числа различных слов и дел; а также не быть многословным, ведь тот, кто много говорит – много ошибается. Следует отстраняться от споров, препирательств, ругани и прочей скверны, ибо всё это порицается и не во время затворничества, а при затворничестве от этого следует отдаляться тем более. Однако и’тикаф не будет нарушен совершением чего-либо из упомянутого. И нет проблем в разговоре при надобности, как и в общении с другими”. См. “аль-Мугъни” (3/201).

Также следует проявлять заботу о тех мусульманах, которые тоже находятся в уединении, помогая им и не причиняя им неудобства, и помнить о великих достоинствах хороших проявлений братства и о том, что помощь мусульманину в некоторых случаях может быть даже лучше, чем сам и’тикаф, как об этом передаётся в некоторых хадисах: «И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чем он нуждается любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца». Ибн Аби ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 176.

 



И ‘ Т И К А Ф
Основные положения

Автор:
Салих бин Гъаним ас-Садлян

Понятие Итикаф в языке и Шариате:

Словарное значение слова Итикаф означает пребывание, уединение.

Значение слова Итикаф в Шариате – это пребывание и уединение в мечети для поклонения Аллаху с определенным намерением и определенными условиями.

Смысл установления Итикафа

1. Итикаф освобождает сердце верующего от всего земного и заполняет его поклонением Богу и поминанием Его.

2. Итикаф – это предание своей души Господу (Могущественный Он и Великий). Мусульманин во время итикафа поручает все свои дела Аллаху, прося Его о милости и милосердии.

Разновидности Итикафа

Итикаф делится на два вида:

1. Обязательный. Это обет данный Аллаху. Он должен быть исполнен, если человек дал обет говоря: Если я достигну успеха в каком-то деле, я совершу итикаф и проведу три дня в мечети, или говоря: Если мне удастся какое-то дело, то я совершу итикаф и т. д.

2. Предпочтительный. Согласно достоверной Сунне итикаф проводится в последние 10 дней месяца Рамадан.

Столпы Итикафа

1. Человек, совершающий итикаф, поскольку итикаф является действием, для которого нужно действующее лицо.

2. Пребывание в мечети в соответствии со следующими словами Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах): Совершать итикаф можно только в мечети, где совершаются коллективные молитвы, поскольку человек, совершающий итикаф в мечети, где совершают коллективную молитву, будет готов наилучшим образом для совершения такой молитвы.

3. Место итикафа. Это место, где совершающий итикаф мусульманин пребывает во время итикафа.

Некоторые необходимые условия для того, чтобы итикаф был действительным

1. Человек, совершающий итикаф должен быть мусульманином.

2. Он должен быть в нормальном сознании. Сумасшедшему и несовершеннолетнему нельзя совершать и‘тикаф.

3. Мужчины должны проводить итикаф в мечети, в которой совершаются коллективные молитвы.

4. Очищение человека от осквернения, менструации и послеродового кровотечения.

Следующие действия делают итикаф недействительным:

1. Половой акт, даже без выделения, в соответствии со словами Всевышнего И не прикасайтесь к своим женам в те ночи, когда вы пребываете в мечети (Коран 2: 187).

2. Совершение действия, вызывающего страсть, которое приводит к половому акту.

3. Потеря сознания, ума, в результате опьянения или по любой другой причине.

4. Вероотступничество.

5. Выход из мечети без уважительной причины.

Обстоятельства, позволяющие совершающему итикаф выйти из мечети

Эти обстоятельства бывают трех видов:

1. Обстоятельства, исходящие из соблюдения Шариата.

Выход из мечети для совершения пятничной молитвы или молитвы двух праздников (Ураза и Курбан), если эти молитвы не совершаются в мечети, в которой пребывает человек, совершающий итикаф.

2. Естественные обстоятельства.

Выход из мечети для отправления естественных потребностей

Выход из мечети для очищения от осквернения, если человек имел поллюции, разрешается только в том случае, если при мечети нет условий для совершения полного омовения.

В этих случаях человек должен выполнить то, ради чего он вышел из мечети, и сразу вернуться обратно в мечеть.

3. Крайние обстоятельства.

Это боязнь человека потерять имущество или боязнь того, что его имуществу будет нанесен ущерб. А также страх за собственную безопасность, если он продолжит свой итикаф.


© Ссылка на форум:

https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=1759


Поделиться: