С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Множество обобщенных хадисов указывают на то, что нельзя соблюдать пост в пятницу, кроме как с днём до или после.Следует знать, что добровольный пост в пятничный день запрещается по той причине, что это день Ида в Исламе, а в дни Ида поститься запрещено. И доводом на то, что этот день является Идом служит хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о пятнице: «Поистине, этот день Аллах сделал ‘Идом для мусульман. И тот, кто придет на пятничную молитву, пусть искупается, и если у него есть благовоние, пусть умастится ими. И используйте сиуак». Ибн Маджах 1098. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’» 2258.А доводом на то, что этот день Ида и в него нельзя поститься, если только с днем до или после, служит хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, пятничный день является днем ‘Ида! Так не превращайте же день вашего ‘Ида в день, в который вы поститесь, если только вы не поститесь с днем до него или после него». Ахмад (2/303), аль-Хаким (1/437). Хафизы аль-Мунзири и аль-Хайсами, и шейхи Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность. См. “ат-Таргъиб” (2/81), “Маджма’у-ззауаид” (3/202), “Тахридж аль-Муснад” (8012, 8025). Также и ‘Али ибн ‘Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто желает соблюдать добровольный пост каждый месяц, пусть поститься в четверг и не постится в пятницу, так как это день еды, питья и поминания Аллаха”. Ибн Иби Шайба 3/44. Имам аш-Шаукани назвал иснад хорошим.

Къайс ибн Сакан рассказывал: “Однажды мимо Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) проходили люди из числа сторонников ‘Абдуллаха (Ибн Мас’уда), которые соблюдали пост в пятницу, и Абу Зарр сказал им: «Я клянусь вам, что вы должны прервать пост, ибо, поистине, этот день является ‘Идом»”. Ибн Аби Шейба (2/160). Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Ируа аль-гъалиль” (4/117).

Таким образом, основа поста в пятницу – это порицаемость и запрет. И исключением является пост в этот день с днем до или после. Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не соблюдает пост в пятницу, кроме как с днем до него или после него». аль-Бухари 1985, Муслим 1144.

 

Что же касается того, кто соблюдает свой определенный пост, как скажем пост через день, пост в день Арафа или Ашура, трехдневный пост каждый месяц, и этот день выпал на пятницу, то нет в этом никаких проблем, о чем говорили многие ученые. В качестве довода они приводили следующий хадис: Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы (къыям) из прочих ночей, и не избирайте пятницу для поста из прочих дней, если только речь не идет о посте, который кто-то из вас соблюдает в другие дни». Муслим 1144.

Имам Ибн Къудама сказал: “Порицается выделять пятницу постом, если только этот день не совпадает с прочим днем, в который постится человек, как скажем пост через день из которых один попал на пятницу; или кто соблюдает обычно пост в начале месяца или в конце или в середине”. См. “аль-Мугъни” 3/53.

Хафиз Ибн Хаджар сказал, перечисляя причины, по которым соблюдение поста в пятницу не порицаемо: “Дозволено поститься в пятницу с днем до или после; или если выпал на пятницу какой-то из дней, в которые обычно этот человек постится, как тот, кто постится белые дни (три дня в середине лунного месяца); или кто обычно соблюдает пост в определенный день, как день ‘Арафа, который совпал с пятницей. Также дозволено соблюдать пост в этот день тому, кто дал обет поститься, если возвратится Зейд или будет исцелен такой-то (даже если это произошло в пятницу)”. См. “Фатхуль-Бари” 5/418.

Однако некоторые учёные считали, что все же лучше поститься день Арафа, выпавший на пятницу с днем до него, если нет причин для не соблюдения поста.

Когда учёных Постоянного комитета спросили о посте в день ‘Арафа, который совпал с пятницей, можно ли соблюдать пост лишь в этот день без дня до или после, они ответили: “Узаконено соблюдение поста в день ‘Арафа, даже если он выпал на пятницу, без соблюдения поста до этого дня”. Но потом они заключили: “Однако, если он будет соблюдать пост и в день до пятницы, то это будет лучше, поскольку в этом предосторожность и соответствия двум хадисам”. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 6655.

Они имеют в виду следующие два хадиса:

«Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». Муслим 1162.

«Пусть никто из вас не соблюдает пост в пятницу, кроме как с днем до него или после него». аль-Бухари 1985, Муслим 1144.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=17044


Поделиться: