≡ Содержание (в виде ссылок):
• Что такое Ислам и какова его суть?
• Деяния, которые делают Ислам человека недействительным
• Дополняющие и совершенствующие веру и уменьшающие её деяния
• Возвышенные нравы, к которым призывает Ислам
Автор:
Абу Хумайд бин Хумайд Фаляси
(да простит его Аллах, его родителей и всех мусульман)
Проверил и внес исправления:
Шейх Бадр аль-‘Утайби[1]
(да пребудет с ним содействие Аллаха)
بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم
Первое, с чего проповедник должен начать свой призыв, это единобожие. Он должен разъяснить его сущность и смысл, опираясь при этом на коранические откровения и пророческие хадисы[2]. Затем ему следует разъяснить достоинство единобожия, дабы привлечь к нему людей и побудить их к его воплощению. Ведь когда человек познает достоинство чего-либо, то его душа привязывается к этому и стремится к нему. Сегодня мы видим ошибку, которую допускают многие проповедники и современные составители различных трудов. Они пишут об Исламе, о призыве к нему, а в своих выступлениях, как и в книгах, много восхваляют Ислам. Да, истинно, Ислам достоин восхваления, но что такое Ислам? Этот вопрос они не разъясняют.
Необходимо знать, что такое Ислам, поскольку каждая из отклонившихся и заблудших групп, представляет Ислам в образе, соответствующем своим воззрениям, а своей похвалой и восхвалением Ислама они возвышают свои воззрения и свой религиозный толк.
Призыв к религии Ислам – это не просто призыв к имени, не подразумевающего под собой ничего, а призыв к тому, что несет в себе глубокий смысл и высокие цели. Именно такой призыв повелевает нам вести Всевышний:
﴿قُلْ يَاأَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلَّا نَعْبُدَ إِلَّا اللَّهَ وَلَا نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلَا يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَقُولُوا اشْهَدُوا بِأَنَّا مُسْلِمُونَ﴾
«Скажи: “О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей, и не станут одни из нас обращать других в господ, помимо Аллаха”. Если же они отвернутся, то скажите: “Свидетельствуйте, что мы – придавшиеся (воле Господа) [мусульмане]”» (3:64)
Аллах разъяснил, что религия, которой Он доволен – это Ислам, заключающий в себе покорение и подчинение Всевышнему Аллаху.
Всевышний сказал:
﴿بَلَى مَنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ لِلَّهِ وَهُوَ مُحْسِنٌ فَلَهُ أَجْرُهُ عِنْدَ رَبِّهِ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ﴾
«О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:112)
Также Всевышний говорит:
﴿وَمَنْ أَحْسَنُ دِينًا مِمَّنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ لِلَّهِ وَهُوَ مُحْسِنٌ وَاتَّبَعَ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَاتَّخَذَ اللَّهُ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلًا﴾
«Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима, исповедуя единобожие? Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным» (4:125)
Чтобы еще ярче выразить то, что именно требуется от рабов, Всевышний Аллах не ограничился словами (смысловой перевод): «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик», а сказал (смысловой перевод): «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху», и тем самым указал, что от рабов требуется совершенная смиренность, абсолютное повиновение и полная покорность Всевышнему Аллаху, что и есть суть поклонения, предписанная человеку.
Поэтому следует знать, что истинная суть Ислама – это выражение покорности Аллаху путём исповедания единобожия. Это обобщенное определение, а подробным разъяснением сути единобожия и ее целей является эта религия, которая содержит в себе правильные воззрения, естественные человеческой природе и здравому смыслу.
Законы и установления этой религии самые справедливые, она призывает к самым совершенным и наилучшим нравственным качествам, и она не имеет ничего общего с различными течениями, именующими свои заблудшие идеологии Исламом, и заявляют всему миру: “О, те, кто спрашивает об Исламе, это и есть религия Ислам!”, когда в действительности под этим названием кроется джахмизм[3], рафидизм[4], ересь, террор, экстремизм и проявление чрезмерности, не имеющие никакого отношения к Исламу. В связи с этим, возникает необходимость разграничения между Исламом, с которым был послан посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и тем Исламом, который полностью отличается от того, с чем пришел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Такой «Ислам» и преподносится массе, некоторыми искусными в этом деле людьми, тем самым сбивая их с пути Аллаха.
Поэтому не достаточно просто восхвалять Ислам, наряду с этим необходимо, чтобы призывающий раскрыл и разъяснил следующие вопросы:
– что такое Ислам?
– какова суть Ислама – что спасает от неверия и вводит в число единобожников, спасает от Огня и вводит в Рай?
– каковы действия, несовместимые с Исламом, совершение которых делает Ислам недействительным, а совершающего выводит из религии?
– какие деяния дополняют и совершенствуют веру человека?
– какие деяния уменьшают веру человека?
– к каким возвышенным нравам призывает Ислам?
Так давай же, брат мой, вместе ознакомимся с вопросом:
Ислам есть выражение покорности Аллаху путём исповедания единобожия, проявление повиновения Ему с помощью выполнения определённых религиозных обязанностей и абсолютная непричастность к многобожию и её приверженцам.
Покорность Аллаху путём исповедания единобожия означает посвящение всех видов явного и тайного поклонения, выражающихся в словах и делах, только Аллаху, отрицание того, что кто-либо, кроме Аллаха, достоин поклонения и подтверждение того, что достоин его один лишь Аллах. Это и есть смысл слов свидетельства «لا إله إلا الله» /ля иляха илля-Ллах/ то есть, нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха.
Посвящать обряды поклонения Аллаху означает: посвящение молитвы, мольбы, жертвоприношений, обетов, хаджа, ‘умры, милостыни (садака) и всех прочих видов поклонения, только Аллаху (Пречист Он и Возвышен) и совершение их искренне ради Него, желая при этом только Его Лика (Пречист Он и Возвышен). Доказательством этому являются слова Всевышнего:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56)
Также другие Его слова:
«Мы отправили к каждой общине посланника (с повеленьем): “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”» (16:36)
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (17:23)
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (4:36)
«Скажи: “Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь”. Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи» (6:151)
Выше процитированные аяты раскрывают смысл слов свидетельства «لا إله إلا الله» /ля иляха илля-Ллах/ – нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. Это слова свидетельства единобожия – поклонение Аллаху и отречение от всего, чему поклоняются помимо Аллаха.
Поклонение Аллаху без оставления поклонения иным ложным божествам, не может называться единобожием. Ведь те, кто наряду с Аллахом поклоняются другим ложным божествам, становятся многобожниками по причине посвящения поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Поэтому суть единобожия не только в поклонении Аллаху, а в том, чтобы поклонение сопровождалось отказом от всего, чему поклоняются помимо Аллаха.
Только в этом случае будет воплощен смысл слов свидетельства единобожия – «لا إله إلا الله» /ля иляха илля-Ллах/, который состоит в отрицании наличия божественной сущности у кого бы то ни было, кроме Аллаха и утверждении, что Аллах – Единственный обладатель божественной сущности, достойный поклонения.
То есть, слова свидетельства единобожия состоят из двух частей:
1 – Отрицание, заключающееся в словах «ля иляха», подразумевающее неверие во всё то, чему поклоняются помимо Аллаха.
В данном случае, слово «илях» использовано в неопределенной форме в отрицательном контексте, по правилам арабского языка, это слово приобретает смысл собирательности и всеобщности. То есть, под определение слова «илях» входят все существующие божества.
2 – Утверждение, заключающееся в словах «илля-Ллах», подразумевающее посвящение всех видов поклонения одному только Аллаху.
Подчинение Аллаху повиновением означает, выполнение того, что Он повелел и отстранение от того, что Он запретил. Аллах Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4:59)
Он также сказал:
«Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, – быть может, вы будете помилованы» (3:132)
Великий и Могущий Аллах предостерег нас от неповиновения Ему, сказав:
«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь (ослушания Аллаху и Его посланнику)! Но если вы отвернетесь (от повиновения Аллаху и Его посланнику), то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» (5:92)
Он также сказал:
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, когда вы слышите, [что он читает Коран]» (8:20)
Он также сказал:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния» (47:33)
Он также сказал:
«Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику”. Если вы отвернетесь, то ведь он отвечает за то, что возложено на него, а вы отвечаете за то, что возложено на вас. Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем. На Посланника возложена только ясная передача откровения» (24:54)
Подчинение Аллаху подразумевает подчинение Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний сказал:
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7)
Поэтому подчинение велениям и запретам посланника (мир ему и благословение Аллаха) является так же обязательным, как подчинение велениям и запретам Аллаха.
Непричастность к многобожию, подразумевает разрыв всякой связи с многобожием и отдаленность от него, то есть разрыв всякой связи с тем, чему поклоняются помимо Аллаха, из числа идолов, звезд, деревьев и прочего. Но одного лишь разрыва связи недостаточно, наряду с этим необходимо наличие убежденности в их недействительности и ложности, и того, что они не заслуживают, чтобы им поклонялись, посему поклонение им осуществляется не по праву.
Всевышний сказал:
«Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой» (22:62)
Указанием на необходимость разрыва связи с иными предметами поклонения, кроме Аллаха, являются слова Всевышнего Аллаха:
«Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: “Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем”» (43:26-27)
А также:
«Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: “Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха”» (60:4)
Исповедание единобожия должным образом, так как это было одобрено Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха), и есть тот Ислам, который спасает от неверия и вводит в число единобожников, спасает от Огня и вводит в Рай.
Всевышний сказал:
«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем» (6:82)
Он также сказал:
«Воистину, Ибрахим был предводителем, покорным Аллаху и единобожником. Он не был одним из многобожников» (16:120)
Он также сказал:
«Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом, которые веруют в знамения своего Господа, которые не приобщают к своему Господу сотоварищей, которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу» (23:59-60)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто засвидетельствует, что нет истинного божества, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад – Его раб и посланник, что Иса – раб Аллаха, и Его посланник, и Его слово, с которым Он обратился к Марьям, и Дух от Него, что Рай – истина, и Ад – истина, Аллах введет в рай, независимо от того, какими были его дела» аль-Бухари №3180 Муслим №41.
Он также сказал: «Поистине, Аллах сделал запретным для огня того, кто скажет: “Нет истинного божества, кроме Аллаха”, – стремясь к лику Аллаха!» аль-Бухари №425, Муслим №33.
Теперь, после ознакомления с Исламом и его сутью, мы должны ознакомиться с тем, что несовместимо с Исламом, совершение чего делают его недействительным, а совершающего выводит из религии.
Ведь так же как Ислам закрепился за человеком, так же он может и лишиться его, то есть впасть в вероотступничество. А возможность впасть в вероотступничество, после того как человек был верующим, является несомненной, на что ясно указывает Корана и Сунна, а также единогласное мнение мусульман. И чтобы не было так, что мы лишились нашей религии, сами того не зная, нам обязательно нужно узнать, какие действия могут нарушить наш Ислам.
Деяний, нарушающих Ислам человека – множество, но ученые в теме «Вероотступник и связанные с ним религиозные положения» упоминают десять наиболее распространившихся среди людей деяний:
Первое – придавать Всевышнему Аллаху равных в поклонении.
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (4:48)
Всевышний также сказал:
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников». (5:72)
Сюда входит: обращение с мольбой к мертвым, обращение к ним с просьбой о помощи, принесения им обета, а также принесения жертвоприношения джиннам и могилам.
Второе – избрание рабом посредников между ним и Аллахом (для заступничества пред Ним и приближения к Нему), взывание к ним, обращение с просьбой о заступничестве и упование на них. Совершение этого, по единогласному мнению исламской общины, является неверием.
Третье – тот, кто не считает многобожников неверными, или же сомневается в их неверии, или же считает правильным и приемлемым то, на чем они, сам впал в неверие.
Четвертое – тот, кто убежден, что что-то может быть полнее и совершеннее руководства пророка (мир ему и благословение Аллаха), или же могут быть законы, лучше законов Аллаха, или же предпочитает законы тагутов тому, с чем был послан пророк (мир ему и благословение Аллаха), является неверным.
Пятое – кто испытывает ненависть и неприязнь к чему-либо из того, с чем был отправлен посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тот впал в неверие, даже если и выполняет то, к чему он испытывает ненависть. Доказательством тому служат слова Всевышнего:
«Гибель тем, которые не уверовали! Он сделает тщетными их деяния. Это – потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (47:8-9)
Шестое – кто насмехается над чем-либо из религии посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), или высмеивает сообщения о вознаграждении и наказании, тот впал в неверие. Доказательство этому – слова Всевышнего:
«Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”» (9:65-66)
Седьмое – Колдовство, куда входит приворот[6], и отворот[7]. Кто занимается колдовством, и кто выражает свое довольство и согласие с этим, впадают в неверие. Доказательство этому – слова Всевышнего:
«Они последовали за тем, что читали шайтаны в царстве Сулеймана. Сулейман не был неверующим. Неверующими были шайтаны, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: “Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим”» (2:102)
Восьмое – поддержка многобожников и оказание им помощи в борьбе против мусульман. Доказательство этому – слова Всевышнего:
«О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями себе, ибо они – друзья одни другим. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них. Поистине, Аллах не ведет прямым путем людей несправедливых!» (5:51)
Девятое – кто убежден, что кому-то дозволено, не руководствоваться религиозным законом, который был ниспослан пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), подобно тому, как аль-Хидру было дозволено не руководствоваться законом, с которым был послан Муса[8] (мир ему), тот является неверным. Доказательство тому – слова Всевышнего:
«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85)
Десятое – уклонение от религии Аллаха, отказ изучать ее и действовать сообразно ей. Доказательство этому – слова Всевышнего:
«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (32:22)
Перечисленные деяния самые страшные и часто совершаемые. Они выводят человека из религии вне зависимости от того, совершил ли он это шутя или серьезно, под страхом или нет, за исключением того, кто совершает что-либо из перечисленного под принуждением. Поэтому мусульманин должен остерегаться их и бояться совершить что-либо из этого.
Прибегаем к Аллаху за защитой от всего, что вызывает Его гнев и влечет Его мучительное наказание.
После того, как мы ознакомились с Исламом и его сущностью, и ознакомились с тем, что противоречит Исламу и несовместимо с ним, необходимо изучить то, что делает веру человека полной и совершенной.
Ведь вера раба непостоянна, и как сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха), она то – ослабевает и уменьшается до размера горчичного зерна, то увеличивается и заполняет все сердце, и даже может перевесить огромные горы.
Всевышний Аллах во многих аятах в своей Благородной Книге также поведал, что вера увеличивается, примером могут служить следующие Его слова:
«(Истинными) верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (8:2)
Поэтому чтобы вера увеличивалась и не уменьшалась, мы должны изучить то, посредством чего человек может увеличить свою веру. Ниже перечисляются некоторые из них:
Первое – познание прекрасных имен Аллаха, которые упоминаются в Коране и Сунне, постижение их смысла[9] и поклонение Аллаху посредством них. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, у Аллаха есть девяносто девять имен – сто без одного, и тот, кто исчислит[10] их, войдет в Рай» аль-Бухари №6410, Муслим №2677.
Чем больше человек проникается смыслом возвышенных качеств и прекрасных имен Всевышнего Аллаха, тем яснее его представления об этом Боге, о Его совершенстве, величии и могуществе, и эти знания о Великом и Могучем Аллахе приумножают в его сердце покорность Ему, и вселяют стремление приблизиться к Нему.
Второе – чтение Корана и размышление над ним. Поистине, человек, размышляющий над ним, не перестает извлекать пользу из коранических наук и истин, что в свою очередь приумножает его веру. Всевышний сказал:
«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (38:29)
Также Всевышний сказал:
«(Истинными) верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (8:2)
Также Всевышний сказал:
«Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (4:82)
Третье – изучение хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха), постижение связанных с ними наук и практических предписаний. Всё это способствует обретению и укреплению веры.
Четвертое – познание пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также познание его возвышенного нрава и совершенных качеств.
Пятое – Размышление над вселенной, над сотворением небес, земли и обитающих в них творениях, размышление над другими различными знамениями, которые Аллах сотворил в небесах и на земле, а также размышление над самим человеком и его качествами – все это относится к факторам, способствующим приумножению веры, как об это сказал Всевышний:
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» (3:190)
Шестое – причиной увеличения веры служит также вспоминание и размышление над обилием благ и милостей Аллаха, которыми окружен человек и которые не покидают его ни на мгновение.
Седьмое – Частое поминание Аллаха и обращение к Нему с мольбой. Мольба – это есть поклонение.
Восьмое – Познание достоинств Ислама. Поистине, всё в исламской религии является прекрасным: ее убеждения – самые правильные, самые правдивые и самые полезные, ее нравственные ценности – самые красивые и достойные похвалы, ее обряды и предписания – самые прекрасные и самые справедливые.
Девятое – Усердное старание поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь, ибо если ты даже не видишь Его, Он все равно видит тебя.
Десятое – Делать добро творениям словом и делом, быть полезным им своим имуществом, своим авторитетом, и положением, и прочими вещами. Всё это – часть веры и способствует её увеличению, поскольку воздаяние Аллаха всегда соответствует роду совершенных деяний.
Одиннадцатое – Присутствие сердца при совершении молитвы. Ведь Аллах назвал молитву верой, сказав:
«Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» (2:143)
Двенадцатое – выплата закята увеличивает веру. Также, помимо обязательного закята, увеличению веры способствует и добровольная милостыня, как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Милостыня – доказательство»[11] Муслим №223, т.е. милостыня свидетельствует о наличии веры у подающего её, она является показателем веры, подпиткой и средством её увеличения.
Тринадцатое – отстранение от пустых и бесполезных речей и поступков, в которых нет пользы и блага.
Четырнадцатое – соблюдение целомудрия и воздержание от всего мерзкого, особенно от прелюбодеяния.
Пятнадцатое – Сохранение того, что вверено на хранение и соблюдение договоров – еще один из признаков веры. В одном из хадисов говорится: «Нет веры у того, кому нельзя довериться, и нет религии у того, кто не соблюдает договор» Хадис достоверный. См. «аль-Джами’» №7179.
Шестнадцатое – бережное отношение к молитве, что подразумевает под собой совершение её должным образом, соблюдение всех ее ограничений и требований, и совершение ее в установленное для нее время, а также усердное поклонение Аллаху и совершение днем и ночью богоугодных деяний.
Семнадцатое – призыв к Аллаху и Его религии, призыв к истине и терпению[12], разъяснение первостепенной основы религии и призыв к соблюдению ее заповедей и предписаний, побуждение к одобряемому, удержание от предосудительного.
Восемнадцатое – приучение себя к борьбе со всем, что несовместимо с верой, как отстранение от всех форм неверия, лицемерия, нечестия и ослушания. Для укрепления веры необходимо не только прибегать к факторам, усиливающим ее, но и оберегать ее от того, что мешает ей, а для этого верующий должен:
– прекратить грешить, раскаяться в своих прегрешениях
– оберегать свое тело от всего запретного
– бороться с искушениями, которые сеют сомнения, ослабляющие веру и умаляющие науки, связанные с ней, и с низменными желаниями, ослабляющими стремление к вере.
В основе веры лежит желание творить добро и любовь к нему, и поэтому попытки обрести ее будут неполноценными, пока человек не отбросит все несовместимые с ней дурные желания, и пока он не станет бороться со своей душой, повелевающей творить зло.[13] Когда же раб Аллаха защитит себя от искушений сомнениями и низменными желаниями, тогда его вера станет полной, а убежденность – сильной и станет его вера « … подобно саду на холме, если его оросит ливень, он приносит плоды вдвойне. Если же его не оросит ливень, то ему бывает достаточно моросящего дождя. Аллах видит то, что вы совершаете» (2:265). Но если душа, повелевающая творить зло, одержит верх и человек впадет в искушение сомнений и низменных желаний, то положение этого человека подобно тому, кого упомянул Всевышний в следующей притче:
«Захочет ли кто-нибудь из вас, если у него будет сад из финиковых пальм и виноградника, в котором текут реки и растут всякие плоды, чтобы его сад был поражен огненным вихрем и сгорел, когда его постигнет старость, а его дети будут еще слабы? Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите» (2:266)
Верующий раб, которому оказано содействие Аллаха, никогда не перестает усердствовать в двух делах.
Во-первых, он стремится усовершенствовать свою веру и выполнять ее требования в знаниях и на практике.
Во-вторых, он стремится избежать всего, что несовместимо с ней и уберечься от любых очевидных и скрытых искушений, которые разрушают или уменьшают ее. А посредством искреннего раскаяния он излечивает упущения в первом деле и нарушения во втором, пытаясь поправить дела, пока еще есть время.
Всевышний сказал:
«Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают» (7:201). То есть, прозревают упущения и ошибки, допущенные ими, поддавшись искушениям шайтана, который является самым ярым врагом человека. Прозрев, богобоязненные пытаются восполнить упущенное посредством искреннего покаяния, мольбами о прощении и совершением праведных дел.
«А в своих братьях они (шайтаны) усиливают заблуждение, после чего они (неверующие) не остепеняются [продолжают ещё больше погружаться в неверие и грехи]» (7:202)
Шайтаны не перестают их искушать и делают это усердно, пока не ввергают их в губительное многобожие. А те в свою очередь также усердно повинуются им, и, отвечая на призыв врагов своих, обрекают себя на погибель и заслуживают этим великий убыток.
О, Аллах, привей нам любовь к вере, и представь ее прекрасной нашим сердцам, и сделай ненавистными для нас неверие, нечестие и неповиновение, и сделай нас по своему благоволению и милости из числа идущих правым путем! Поистине, Ты Знающий, Мудрый!
Шейх аль-Ислям ибн Таймия сказал: “Они (приверженцы сунны и единой общины) повелевают совершать то, что в свете шариата является одобряемым и удерживают от того, что по шариату является предосудительным.
Они совершают хадж, джихад, пятничные и праздничные[14] молитвы, как с благочестивыми, так и с нечестивыми (беззаконниками) правителями.
Они бережно относятся к исполнению коллективных молитв.
Они проявляют искренность к исламской общине и верят в братскую связь, заключенную в словах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, верующий (в отношениях) с верующим подобен строению, отдельные части которого укрепляют друг друга» – и, сказав это, он переплёл между собой пальцы своих рук. аль-Бухари №481, №2446, Муслим №2585. А также в других его словах: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» аль-Бухари №6011, Муслим №2586.
Они повелевают проявлять довольство во время тягостей божьего предопределения, во время испытаний проявлять терпение, а во время благоденствия проявлять благодарность.
Они призывают к прекрасным нравственным качествам и к совершению благих дел, воплощая слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто обладает наилучшим нравом» Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» №1232, «Сахих ат-Тирмизи» №928.
Они побуждают поддерживать отношение с тем, кто прерывает их, а также с тем, кто попрал твои права и прощать того, кто обошелся с тобой несправедливо.
Они также побуждают к почтительному и благочестивому отношению к родителям, к поддержанию родственных уз, к хорошему и доброму отношению к соседям, к совершению добра сиротам, беднякам и путникам, к мягкому отношению к тем, кто находится в повиновении.
Они запрещают самохвальство, кичливость, бесчинство, проявление надменности даже в отношении того, кто ниже.
Они повелевают к возобладанию высокими нравственными качествами и удерживают от противоположных им качеств.
Все их дела и слова опираются на Книгу Аллаха и Сунну Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), а путем, которым они идут, является религия Ислам, с которым Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)” См. «аль-‘Акыда аль-Уасатыя» стр. 129-131.
А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!
Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, и да приветствует его миром многократно!
Использованная автором литература:
«аль-‘Акыда аль-Уасатыя» Шейх аль-Ислям ибн Таймия
«ат-Таудых уа аль-байан ли-шаджарати аль-иман» Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ади
«Науакыд аль-Ислям» Шейх ‘Абд аль-‘Азиз бин Баз
«И’анату аль-мустафид би-шархи китаб ат-таухид» Шейх Салих аль-Фаузан
___________
___________
1– Ученик шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах)
2– «Хадис» – сообщение о любом слове или поступке пророка (мир ему и благословение Аллаха), или невысказанном им одобрении или описывающее какие-либо его внешние черты и нрав.
3– Джахмизм – это одно из направлений философии, последователи которого причисляют себя к мусульманам, однако исповедуют еретические взгляды в отношении к вере и к прекрасным именам и качествам Аллаха. Основателем этого течения был аль-Джахм бин Сафуан.
Одним из самых опасных воззрений джахмитов является полное отрицание качеств Аллаха. Фактически, они отрицают и Его прекрасные имена, потому что понимают их в переносном смысле. Джахмиты также считают, что человек не обладает ни способностью действовать, ни желанием, ни свободой выбора. Они также считают, что веру нельзя расчленить на убеждения, слова и деяния. Они говорят, что вера – это знание об Аллахе, а неверие – это незнание о Нем. При этом они полагают, что если человек познал Аллаха, а затем отрекся от него на словах, то он остается верующим. Они также считают, что вера у всех одинаковая – от пророков до рядовых мусульман. Джахмиты также отрицают многие события, которые произойдут в Судный день. Они не верят в Мост, который будет проложен между хребтами Ада, не верят в Весы, отрицают возможность лицезреть Аллаха, отрицают наказание в могиле и проповедуют взгляды о том, что Рай и Ад исчезнут. Они отрицают речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Они также отрицают высокое местонахождение Аллаха и повторяют слова пантеистов о том, что Аллах Своей сущностью находится среди творений.
4– Рафидиты (араб. رافضة، روافض от глагола «рафада» – отвергать, оставлять) – обобщенное название шиитов, причисляющих себя к Исламу. Рафидиты делятся на группы, крайние из них не имеют никакого отношения к Исламу, а более умеренные исповедуют еретические и нововведенческие взгляды
5– Обвинять в неверии конкретное лицо, можно лишь в том случае, когда имеются соответствующие доводы, соблюдаются необходимые условия и отсутствуют известные препятствия. Этот вопрос подробно разъяснен в статье «Решение по вопросу об обвинениях в неверии».
6– Приворот – привязка человека к человеку, внушение ему любви к другому человеку посредством различных колдовских действий.
7– Отворот – колдовское воздействие, является противоположным привороту, когда человек начинает испытывать отсутствие тяги к другому человеку, когда человек отдаляется от того, кого он любит, и убирается любовь между ними.
8– В истории Мусы и аль-Хидра (мир им обоим), которую приводит аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) в своем достоверном сборнике хадисов, сообщается, что аль-Хидр не обязывался следованием учению, которую проповедовал Муса (мир ему). И кто, проводя аналогию между этой историей и посланнической миссией Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) заявит, что и он может не руководствоваться законами и предписаниями, с которым был послан пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), также как аль-Хидру было дозволено не руководствоваться религиозными законами, ниспосланными Мусе (мир ему), тот впадет в неверие. Ибо пророческая миссия Мусы (мир ему) была обращена только к сынам Исраила, а аль-Хидр не принадлежал к их числу, поэтому он не обязывался законами и предписаниями ниспосланными Мусе (мир ему). А что же касается нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то его пророческая миссия распространяется на все человечество. Аллах отправил его посланником для всех людей. На всеобщность его послания указывают многие аяты Корана и хадисы, вот некоторые из них: Аллах Всевышний сказал (смысловой перевод): «Мы направили тебя ко всем людям без исключения, добрым вестником и предостерегающим увещевателем»(34:28)
Аллах Всевышний также сказал (смысловой перевод): «Скажи: “ О, люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам”» (7:158)
Аллах Всевышний также сказал (смысловой перевод): «Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (25:1)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прежде каждый пророк посылался только к своему народу, а я был послан ко всему человечеству». И так, пророческая миссия Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) распространяется на все человечество и является заключительной. Его миссия отменила все предыдущие послания, а его религия аннулировала все предыдущие религиозные законы. Поэтому всякий, кто отказывается исповедовать исламскую религию, или имеет убеждение, что кому-либо дозволено не руководствоваться законами, которые были ниспосланы пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и считает, что может поклоняться Аллаху не в соответствии с установлениями шариата Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), тот по единогласному мнению мусульман является неверным. См. «Табсыр аль-Анам би шарх науакыд аль-Ислям» стр. 37-40
9– Постижение смысла божественных имен и качеств является одним из величайших факторов, способствующих усилению веры. Однако очень важно правильное понимание этих имен. Необходимо их понимать в соответствии с учением ранних мусульман, наших праведных предков. Заключается оно в твердой вере и полной убежденности во всем, чем Аллах охарактеризовал Себя и чем Его охарактеризовал Его посланник (мир ему и благословение Аллаха): с признанием истинного значения и смысла этих имен, без уподобления Аллаха Его творениям (ташбих), без придания образа Аллаху (такйиф), без истолкования вопреки их очевидному смыслу (тауиль), без обессмысливания и отрицания их истинного значения (та’тиль).
10– “Под исчислением здесь не подразумевается простое перечисление этих имен, потому что пересчитать их может даже грешник. Смысл этого заключается в использовании этих знаний на практике” «Фатх аль-Бари» (11/226). Эти слова принадлежат аль-Асыли.
Следовательно, для того чтобы полностью извлечь пользу из божественных имен и качеств, мусульманин нуждается в осознании их смысла и понимании того, на что они указывают.
Абу ‘Умар ат-Таламанки сказал: “Для более полного понимания имен и качеств Всевышнего Аллаха проповедник и знаток изречений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, должен понимать, какую пользу это знание приносит людям, какие истины оно раскрывает перед ними. Тот, кто не ведает этого, не знает смысла божественных имен и не может извлечь пользу из их смысла, когда он произносит их”. «Фатх аль-Бари» (11/226).
Ибн аль-Каййим отметил, что существует три ступени исчисления прекрасных имен Аллаха.
Первая ступень – это знание этих имен и умение сосчитать их.
Вторая ступень – это знание их смысла и значения.
Третья ступень – это обращение к Аллаху посредством этих имен, и это включает в себя как мольбу, подразумевающую поклонение, так и мольбу, содержащую просьбу. «Бадаи аль-Фаваид» (1/164)
Ибн Саади, разъясняя суть исчисления, упомянутого в хадисе Абу Хурейры, сказал: “Это значит: кто запомнит их, поймет их значения, поверит в них и будет поклоняться Аллаху посредством них, тот войдет в Рай. А поскольку в Рай попадут только верующие, то это является одним из важнейших источников и оснований веры, ее силы и непоколебимости. Таким образом, познание прекрасных имен Аллаха – это основа веры, от которой и берет начало сама вера”. «Ат-Таудих ва аль-Байан ли Шаджарат аль-Иман» (стр. 26). (Из книги «Причины увелечения и уменьшения веры» Шейх ‘Абд ар-Раззак бин ‘Абд аль-Мухсин аль-Бадр, перевод: Кулиева Э.Р.)
11– Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: “«Милостыня – доказательство». Милостыня – пожертвование имущества с целью приближения к Аллаху (Всемогущ Он и Велик). Человек может отдать имущество с такой целью своим родным, беднякам, или пожертвовать в интересах общего дела, как на строительство мечети и т.п.
Милостыня свидетельствует о наличии веры у раба, ибо душа любит имущество и она скупа на нее. А человек не расстается с тем, что ему любимо, кроме как ради того, что он любит еще больше. Поэтому трата имущества ради Аллаха (Всемогущ Он и Велик) свидетельствует о правильной вере человека” См. «Шарх Рияд ас-Салихин» 1/191-192.
12– Терпение имеет три формы:
1- терпеливое повиновение Аллаху и всестороннее выполнение Его повелений совершенным образом.
2- терпеливое избегание грехов и удержание от ослушания души, которая повелевает творить зло.
3- стойкость перед тяжкими испытаниями, предопределёнными Аллахом, которые необходимо встречать с терпением и покорностью, не выражая негодования ни сердцем, ни телом, ни языком.
13– Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «… ведь душа человека [неизменно] повелевает зло» (12:53)
14– Имеются в виду праздничные молитвы, проводимые в день разговения (‘Ид аль-Фитр) и в день жертвоприношения (‘Ид аль-Адха).
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=14503