Содержание (в виде ссылок):
• Как омывать мусульман, умерших от заразной болезни?
• Дозволено ли сжигать тела умерших по причине заразных болезней?
• Совершается ли молитва-джаназа над тем, чьё тело не омыли и кому не сделали таямум?
• Можно ли совершать молитву-джаназа над несколькими телами одновременно?
• Можно ли хоронить в одной могиле несколько покойных?
• Выводы

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

В связи с распространением вестей о массовой эпидемии коронавируса в наши дни, среди мусульман всё чаще возникает актуальный вопрос: «Как следует омывать и хоронить мусульман, умерших от заразных болезней?»

 

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы почтили сынов Адама» (17: 70).

Со слов Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывая о том, как ангелы хоронили пророка Адама (мир ему), сказал: «Когда ангелы забрали душу Адама, на глазах его сыновей они омыли его тело, завернули в саван, умастили благовониями, выкопали для него яму, выкопав могильную нишу с углублением сбоку, а потом совершили по нему заупокойную молитву. После чего они спустились в его могилу, уложили тело Адама в неё, заложили его кирпичами из глины, затем вышли из могилы и засыпали её землёй, после чего сказали: “О сыны Адама, таковой является ваша Сунна (традиция) касательно ваших умерших. И именно так и поступайте!”» аль-Хаким 1/344, аль-Байхакъи 3/404, ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид аль-Муснад” 5/136, ад-Дыя аль-Макъдиси в “аль-Мухтара” 1251. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз Ибн Касир, хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани. См. “аль-Мухтара” 4/19, “аль-Бидая уа-ннихая” 1/98, “Тухфатуль-мухтадж” 1/589, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 6/406.

Поистине, Ислам побуждает относиться к умершим мусульманам наилучшим образом даже после их смерти, предписав прекрасные обряды, связанные с тем, как проводить их в последний путь. И общеизвестно, что за искреннее исполнение таких обрядов похорон, как омывание умерших мусульман, оборачивание их в саван, молитва-джаназа над ними и их захоронение, уготованы великие награды.

Со слов Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто омоет покойного, скрыв от других то, что он узнал о нем, Аллах простит сорок раз. Того, кто завернул покойного в саван, Аллах оденет в Судный день в райские, шелковые одеяния из атласа и парчи. А того, кто выкопал яму для умершего (мусульманина) и, уложив его в неё, закопал, Аллах зачтет ему за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня».

В другой версии этого хадиса сказано: «Того, кто омоет покойного, скрыв от других то, что он узнал о нем, Аллах простит сорок больших грехов». аль-Хаким 1/354, аль-Байхакъи 3/395. Имам аль-Хаким, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. Хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами сказали, что на всех передатчиков этого хадиса опирались в «ас-Сахих». А хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса сильным. См. “Маджма’у-ззауаид” 3/21, “ад-Дирая” 140, “Ахкам аль-джанаиз” 69.

Более того, такое положение, как омывание умершего является не просто желательным обрядом, однако обязательным, как это велено в различных пророческих хадисах. Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по поводу человека, скончавшегося во время Хаджа, велел своим сподвижникам: «Омойте его водой с сидром и заверните тело в два куска ткани». аль-Бухари 1265, Муслим 1206.

Поэтому некоторые имамы даже говорили, что единогласное мнение общины (иджма’) гласит, что омывание умершего мусульманина является коллективной обязанностью мусульман (фард аль-кифая), и если никто из них не сделает этого, имея возможность, то грех ляжет на всех мусульман данной местности. См. “аль-Мабсут” 2/58, “ат-Талькъин” 141, “аль-Умм” 1/312, “аль-Инсаф” 2/470.

Итак, из числа прав умерших мусульман по отношению к живым, и что является обязательным для живых – это четыре вещи: омыть его тело, завернуть его в саван, совершить по нему погребальную молитву (джаназа) и похоронить его в землю.

 

Как омывать мусульман, умерших от заразной болезни?

Среди учёных было разногласие, как быть с мусульманином, умершим от чумы, проказы и других заразных болезней?

В данном вопросе есть два положения: первое касается самого умершего и его прав, а второе касается того, кто будет его омывать и его безопасности.

Что касается самого умершего, то имамы говорили, что если мытьё водой нанесёт вред его телу, как скажем, оно начнёт разлагаться, разваливаться на части, то в таком случае не следует его омывать, ибо тело мусульманина имеет почёт и после его смерти, к тому же в пророческом хадисе сказано: «Сломать кость мёртвому равнозначно (в грехе) тому, что сломать её и живому». Абу Дауд 3207, Ибн Маджах 1616. Хафиз Ибн аль-Къаттан, хафиз ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

К категориям тел, мытьё которых не представляется возможным, учёные относили тела обгоревших. Также к этому имеют отношение и те, чьи тела начали разлагаться из-за длительного срока или по причине чумы, проказы, яда и прочих вещей.

Группа учёных считала, что если умершего полноценно омыть не представляется возможным, тогда следует просто облить его водой. Сказал Ибн Аби Муса аль-Ханбали: “Что касается сгоревшего, прокажённого или разорванного на части, то на их тела следует полить воду, а затем завернуть их в саван”. См. «аль-Мубди’» 2/242.

Другая группа учёных сказала, что если умершего не представляется возможным полноценно омыть, тогда следует прибегнуть к очищению покойного землёй (таямум), протерев ею его лицо и кисти руки. В данном случае это будет подобно тому, когда ритуальное очищение водой заменяется таямумом при отсутствии воды или в случае, когда использование воды может нанести вред. См. “И’ана ат-талибин” 2/127, “аль-Инсаф” 2/505.

Третья группа учёных посчитала, что если омывание умершего не представляется возможным, то нет нужды прибегать к таямуму землёй, так как данное омывание связанно с чистотой и очищением умершего, а не с ритуальным омовением. И это сказал Ибн ‘Акыль. См. “аш-Шарх аль-кабир” 4/410.

И это мнение также выбрал шейх Ибн ‘Усаймин, сказавший: “Мытьё умершего – это требуемое очищение для него, и если нет возможности его омыть, то необходимо прибегнуть к замене, а это – очищение землёй. Но также было сказано, что если нет возможности омыть покойника водой, то не прибегают к его очищению землёй, поскольку это не является ритуальным очищением, связанным с избавлением от осквернения, однако, поистине, оно относится к мытью, связанному с чистотой. По этой причине, когда женщины омывали покойную дочь Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал им: «Омойте её трижды, или пять раз, или семь раз, или больше того». А ведь при ритуальном очищении нельзя мыть более трёх раз. И если смысл заключается в обычном очищении тела умершего, а омыть его не представляется возможным, то в таком случае использование земли не добавит ничего, кроме ещё большего загрязнения тела, следовательно, этого не следует делать. И данное мнение является самым правильным”. См. «Шарх аль-мумти’» 5/297.

 

Что же касается того, кто омывает покойного, умершего по причине заразной болезни, то ему необходимо предпринять все меры предосторожности, включая и защитный костюм, перчатки и т.п. чтобы оградить себя от заразы.

Если же омывание покойного водой несёт опасность заражения, однако при этом возможно сделать ему таямум землёй через перчатки и в защитном костюме, то, по мнению группы ученых, следует прибегнуть к таямуму, оставив мытьё водой, и этого будет достаточно. Хафиз ан-Науауи сказал: “Автор (аш-Ширази) и наши сторонники (шафииты) говорили, что если омыть покойного не представляется возможным по причине отсутствия воды; или по причине обгорания, когда при мытье тело начнёт распадаться на части; то его не купают, а ему совершают таямум в обязательном порядке. Если же покойный ужален ядом так, что при мытье начнёт изменяться, или же есть опасение для самого омывающего, то достаточно будет прибегнуть к таямуму, как это было сказано”. См. «аль-Маджму’» 5/178.

Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами: “Если же для омывающего тело покойного есть опасение причинения вреда по причине проказы или яда, то следует прибегнуть к таямуму, как это сказали ан-Науауи и другие”. См. “аль-И’аб шарх аль-‘Убаб” 3/83.

Однако, как уже было сказано, среди учёных были такие, кто считал, что в случае отсутствия возможности омыть водой умершего, нет нужды прибегать к таямуму.

 

Также следует отметить, что в случаях, когда бушует эпидемия и число умерших становится большим, а омывание каждого не представляется возможным, то нет проблем хоронить их без омывания и без таямума, какого бы мнения не придерживались мусульмане в отношении таямума в случае отсутствия возможности омыть умершего водой.

Маликитские имамы говорили: “Во время эпидемии и тяжёлых времён для людей, когда умерших стало много, и нет тех, кто будет их омывать, нет проблем в том, чтобы хоронить умерших без омывания”. И в этом они опирались на слова имама аш-Ша’би, сказавшего: “Просто хороните их (умерших во время эпидемий)”. См. “аз-Захыра” 2/450, “ан-Науадир уа-ззиядат” 1/548, “Шарх ат-Талькъин” 1/119.

 

Одним словом, если квалифицированные врачи-мусульмане постановят, что омывание или нанесения таямума умершему реально может нанести вред живому, то его следует похоронить без совершения данных обрядов. Ведь со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Убегай от прокажённого, как убегают ото льва!» аль-Бухари 5707, Муслим 2220.

Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует помещать больного заразой (верблюда) вместе со здоровым». аль-Бухари 5774.

И если это касается даже животных, что тогда говорить о людях?!

Шарид ибн Сууейд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Среди членов делегации пле­мени Сакыф был один прокажённый мужчина, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал к нему сообщить: «Мы приняли твою присягу, а теперь возвращайся». Муслим 2231.

Следует отметить, что в случае, когда права умершего противопоставляются правам живого, то живому отдаётся предпочтение перед мертвым, как на это указывает шариатское правило. См. “аль-Бахр ар-раикъ” 8/376.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Как-то я вошла к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), и он спросил: «Во сколько одеяний вы завернули тело Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?» Я сказала: «В три сухулийских белых одеяния, среди которых не было ни рубахи, ни чалмы». Он спросил: «А в какой день скончался Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Я ответила: «В понедельник». Тогда он сказал: «Надеюсь, что я умру в эту ночь». Затем он посмотрел на свою одежду, которая была на нём в момент его болезни, на которой остались следы от шафрана и сказал: «Постирайте мне эту одежду и добавьте к ней ещё две, а когда я умру, заверните меня в них». Я сказала: «Эта твоя одежда – старая», на что Абу Бакр ответил: «Поистине, живой больше достоин новой одежды, нежели умерший! Одежда на покойнике будет лишь уделом гниющего тела». И он скончался в ночь на вторник, и его похоронили до рассвета (да будет доволен им Аллах)”. аль-Бухари 1387, Муслим 941.

И если это касается даже такой вещи, как одежда, то, что можно сказать о таких положениях, как здоровье и болезнь, жизнь и смерть?!

 

Дозволено ли сжигать тела умерших по причине заразных болезней?

Как уже было сказано, Всевышний Аллах почтил человека, и он является почитаемым, как при жизни, так и после своей смерти. Ведь Аллах сказал: «Воистину, Мы почтили сынов Адама» (17: 70).

Поведав историю о том, как один из сыновей Адама (мир ему) убил другого, Всевышний Аллах сказал: «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать тело его брата» (5: 30-31).

И именно так надлежит людям поступать с телами умерших, закапывая их в землю, независимо от того, мусульманином является покойный или же неверным.

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сломать кость мёртвому равнозначно (в грехе) тому, что сломать её и живому». Абу Дауд 3207, Ибн Маджах 1616. Хафиз Ибн аль-Къаттан, хафиз ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

И если запрещается ломать кости умершего, то сжигать его тем более запрещено! К тому же если сломанная кость мёртвого сравнивается со сломанной костью живого, то таким же образом сожжение мёртвого будет подобно сожжению живого.

Сообщается, что Ибн Ма’суд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Причинение вреда верующему после смерти всё равно, что причинить ему вред при жизни”. Ибн Аби Шейба 7/192.

Когда учёных Постоянного комитета спросили о дозволенности сжигать оторванные части человеческого тела, они ответили: “Нельзя их сжигать, напротив, является обязательным закопать их в чистом месте”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/83.

И если это говорится про отдельную оторванную или ампутированную часть тела, тогда что сказать о самом теле человека?!

 

Что же касается вопроса сжигания тела мусульманина, умершего от какой-то заразной эпидемии, то среди современников было множество споров по данному вопросу. Некоторые представители религиозных организаций и духовных управлений арабских стран дозволяли сжигать тела умерших от заразной болезни, если о необходимости этого засвидетельствуют специалисты из числа врачей мусульман, которые постановят, что захоронение заразного тела может навредить живым, отравить землю, распространить эпидемию дальше, и т.п. Другие же напротив, порицали тех, кто говорил подобное, категорически запрещая сжигать тела мусульман, говоря, что практика и те же специалисты подтверждают, что заразное тело, преданное земле, если закопано глубоко, оно не представляет угрозы заражения для живых. К тому же, по словам тех же специалистов, сожжение тел так же представляет немалую угрозу в виде выброса во внешнюю среду различных вредных веществ, в числе которых канцерогены. При этом по их же словам в большинстве случаев больные пациенты представляют намного более серьезную опасность, чем трупы людей, умерших от инфекционных заболеваний. Ведь в живом организме возбудитель может размножаться и легко передаваться от человека к человеку, тогда как после смерти организма-хозяина большинство возбудителей зараз прекращают размножение и быстро погибают. Тем более в наше время перед захоронением тела заражённых могут дезинфицироваться и обрабатываться специальными препаратами, благодаря чему предотвращается возможность передачи в почву какой-либо инфекции.

В просторах интернета можно встретить ответы следующего рода на вопрос, который был задан на сайте Ислам-Веб: «Дозволяется ли сжигать человеческие тела умерших в исключительных случаях из-за опасения распространения эпидемии, в частности во время воин, стихийных бедствий, когда отсутствует возможность шариатского погребения?»

Ответ: “Не дозволяется сжигать тела умерших людей, поскольку у мёртвого есть почёт и неприкосновенность, как и у живого… Однако, если произойдёт катастрофа и погибнет большое количество людей, которых будет сложно похоронить или закопать в землю, а их оставление в таком состоянии начнёт наносить вред живым, и это будет засвидетельствовано специалистами в данной области, нет проблем в том, чтобы их сжечь, чтобы сохранить безопасность живых и избавить их от вреда их тел”. См. “Фатауа аш-шабака аль-ислямийя” № 45300.

Но следует отметить, что некоторые из обладателей знания, которые ознакомились с данным ответом, не были согласны с ним, говоря, что если у людей имеется возможность собирать трупы и сжигать их, то с таким же успехом они могут закопать их в землю, пусть даже создавая групповые могилы. И, скорее всего, это больше соответствует истине, особенно в такие времена, когда большинство мусульманских медиков находится под влиянием авторитета Западной медицины. А имея такого рода фетвы, никто не будет утруждать себя поиском путей к безопасному захоронению.

Одним словом, данный вопрос очень серьёзный и нуждается в шариатском исследовании, как общих положений, так и отдельных ситуаций, авторитетными обладателями знания, а также специалистами-вирусологами из числа мусульман, которые понимают важность такого положения, как захоронение тел мусульман и запретность их сжигания.

Следует отметить, что среди тех, кто запрещал сжигать тела мусульман, умерших от такого опасного вируса, как Эбола, это Совет исламской академии фикъха (Маджма’ аль-фикъх аль-ислями).

 

Совершается ли молитва-джаназа над тем, чьё тело не омыли и кому не сделали таямум?

И тут возникает следующий вопрос: «Как быть с покойными, которым не сделали ни гъусль, ни таямум, можно ли совершать в таком случае над ними молитву-джаназа?»

Группа факъихов говорила, что если умершего не омыли и не сделали ему даже таямума, то молитва-джаназа над ним не совершается, ибо очищение является условием действительности совершения молитвы над покойным. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхийя” 2/119.

Другие же учёные считали, что в любом случае молитва-джаназа должна быть совершена над умершим мусульманином, независимо от того, было у него очищение или нет. Раз молитва-джаназа узаконена в отношении утонувшего мусульманина, чьё тело не смогли найти, или сгоревшего, от которого остался лишь прах, точно так же она является узаконенной в отношении каждого мусульманина. См. “Мугъни аль-мухтадж” 2/49, “аль-Маусу’а аль-фикъхийя” 2/119.

Следует отметить, что Сунной является совершение молитвы-джаназа большим количеством мусульман, но даже если один человек совершит молитву над покойным мусульманином, то этого будет достаточно, как сказал хафиз ан-Науауи: “Дозволяется совершать молитву-джаназа в одиночку, но Сунной является её совершение группой, исходя из хадиса: «Кто бы из мусульман ни умер, если по нему совершат молитву мусульмане, выстроившись в три ряда, то для него станет обязательным (прощение)». См. «аль-Маджму’» 5/171.

Шейх Ибн Баз сказал: “Совершение молитвы-джаназа является узаконенным, как для мужчин, так и для женщин. Совершение этой молитвы возлагается на всю общину (фард аль-кифая), и если её совершит даже один человек, то этого будет достаточно. Однако Сунной является совершать её большим количеством мусульман”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 2/1112.

Можно ли совершать молитву-джаназа над несколькими телами одновременно?

Дозволяется совершение погребальной молитвы разом за большим количеством умерших, особенно если совершение джаназа над каждым телом по отдельности является затруднительным. И так поступали сподвижники:

Сообщается от Нафи’а, что «Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) одновременно совершил джаназа над девятью умершими, и первыми лежали мужчины, а женщины были за ними». ан-Насаи 1/280, ад-Даракъутни 194, Ибн аль-Джаруд 267. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Маджму’» 5/224, “ат-Тальхыс” 2/146.

‘Амр ибн аль-Мухаджир рассказывал: “Я совершал молитву-джаназа вместе с Уасилей ибн Аскъа’ом (да будет доволен им Аллах) над шестьюдесятью мужчинами и женщинами, скончавшимися от чумы”. Ибн Аби Шейба 11901. Сообщение хорошее. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 7/68.

 

Можно ли хоронить в одной могиле несколько покойных?

Что касается вопроса: «Можно ли хоронить в одной могиле несколько покойных, если в этом есть нужда, как скажем, во время эпидемий или воин?», то учёные дозволяли это в качестве исключения.

Доводом этому служит то, что после битвы при Ухуде с веления Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в одну могилу хоронили по несколько мусульман:

Хишам ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В день битвы при Ухуде ансары пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказали: «Мы изранены и утомлены, что ты велишь нам?» Он сказал: «Выкопайте могилы и делайте их просторней. И кладите в каждую могилу по два-три человека». Его спросили: «А кого первым класть?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Того, кто знал больше Коран». И в этот день был убит мой отец, и его положили в могилу раньше двух других”. Абу Дауд 3215, ат-Тирмизи 1713. Хадис достоверный. См. “аль-Бадр аль-мунир” 5/295, “Ируа аль-гъалиль” 3/194.

 

Выводы

Исходя из того, что было сказано в данной главе, стало ясно, что из числа прав умерших мусульман по отношению к живым, и что является обязательным для живых – это четыре вещи: омыть его тело, завернуть его в саван, совершить по нему погребальную молитву (джаназа) и похоронить его в землю.

Также нам стало ясно, что если омывание или же очищение землёй умершего по причине заразы, представляет опасность заражения для живого, или если умерших во время эпидемии много, что затрудняет проведение этих обрядов, то дозволяется не омывать их и не делать таямум, а хоронить их в таком виде. При этом также дозволяется в одну могилу хоронить больше, чем одного умершего, поместив их в специальные защитные мешки.

Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-с-Салям говорил: “Шариатское правило гласит: «Тот, на кого возложены некоторые законоположения религии, если он в состоянии выполнить часть этих положений, но не в состоянии выполнить что-то другое из их числа, то он совершает то, что может и с него спадает обязанность совершения того, что он не может выполнить»”. См. “Кауа’ид аль-ахкам” 2/17.

 

Всё сказанное в данное главе будет весьма уместно завершить словами Совета исламской академии фикъха (Маджма’ аль-фикъх аль-ислями), которые на вопрос о дозволенности сжигать тела умерших от вируса Эбола, категорично это запретили, а затем сказали: “В случае опасения передачи болезни тому, кто взялся омывать умершего, или в случае опасения заражения данного места заразным вирусом, является необходимым использовать все виды изоляции и защиты от заражения. Следует использовать любые очистительные и противовирусные средства, а также изолировать тело умершего”.

Также они сказали: “Если специалисты из числа медиков постановят, что есть опасность омывания и таямума для умершего в отношении того, кто это совершает, тогда дозволяется совершить по покойному погребальную молитву без его омывания и таямума для него”.

Также они сказали: “Большинство факъихов считает, что умершего мусульманина следует завернуть в саван, описание которого пришло в пророческой Сунне, если есть такая возможность. И нет проблем в том, чтобы добавлять при окутывании тела умершего защитные и противовирусные средства в саван. Как и не запрещается после окутывания умершего в саван замотать его в специально изолирующие пакеты или же положить тело в специальные защитные мешки”.

Также они сказали: “Что касается молитвы-джаназа над умершим, то в случае опасения заражения, можно совершать эту молитву в определённом месте, или же после захоронения непосредственно над его могилой, а если и это представляет опасность, то сделать по нему молитву, как по отсутствующему (находясь вдали от него)”.

Всё то же самое говорил и шейх Сулейман ар-Рухейли, упомянув также о том, что если врачи специалисты скажут, что есть опасение и заворачивать в саван тело умершего, то они сами упаковывают его в специальный мешок. Сл. “Ахкаму фикъхийя мата’алликъа би-маута аль-куруна”.

 

Сказанное в данной главе исходит из общих важнейших шариатских текстов и правил, среди которых следующие Коранические аяты:

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2: 185).

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2: 286).

«Не убивайте самих себя, воистину, Аллах милостив к вам» (4: 29).

«Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22: 78).

«Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (64: 16).

 

Также следующие пророческие хадисы:

«Если я запретил вам что-либо, то избегайте этого, а если я повелел вам что-нибудь, то выполняйте из этого то, что окажется вам по силам». аль-Бухари 7288, Муслим 1337.

«Поистине, я был послан к людям с лёгкой религией единобожия». Ахмад 5/266, ат-Табарани в “аль-Кабир” 7868, Ибн ‘Асакир в “аль-Арба’уна филь-джихад” 15. Хафизы Ибн Хаджар, ас-Сахауи, аль-‘Аджлюни, аз-Зуркъани и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Кашф ас-ситр” 38, “аль-Макъасыд аль-хасана” 136, “Мухтасар аль-Макъасыд” 193, “Кашф аль-хафа” 1/251, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2924.

«Нельзя причинять вред ни себе, ни другим». Малик 2/218, Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, аль-Хаким 2/57, ад-Даракъутни 522. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Дауд, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-‘Аляи, Ибн Раджаб, аль-Альбани. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 311, “Файдуль-Къадир” 6/138, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 250.

 

А также следующие шариатские правила:

– «Права живого приоритетнее прав умершего, если их невозможно совместить».

– «Нет обязанности, кроме как при наличии способности её выполнить».

– «Запретное становится дозволенным в силу необходимости».

– «Вред необходимо устранять».

– «Устранению вреда отдаётся предпочтение перед стремлением к пользе».

– «Из двух зол необходимо выбирать наименьшее». См. “аль-Мууафакъат” 2/352, “аль-И’тисам” 1/388, “Къауа’ид аль-фикъх” 1/106, “аль-Ашбах уа-нназаир” 1/76, “аль-Бахр ар-раикъ” 8/376, “аль-Уаджиз” 203.

 

Просим Всевышнего Аллаха уберечь нас от худших из болезней, а также простить грехи умершим мусульманам!

 

И в завершение, хвала Аллаху – Господу миров!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21977


Поделиться: