С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 

Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал по их пути!

А затем:

Последнее время всё чаще русскоязычные мусульмане задаются вопросом: «Можно ли брать плату за случку (спаривание животных)?»

Следует знать, что Шариат Всевышнего Аллаха запрещает брать плату за спаривание животных, и на это указывают множество достоверных хадисов.

‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил брать деньги за использование самцов животных для спаривания”. аль-Бухари 2284.

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил продавать семя спариваемого верблюда”. Муслим 1565.

И хадисы с точно таким же запретом передали от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) также Абу Хурайра, Абу Са’ид аль-Худри и Анас ибн Малик (да будет доволен ими всеми Аллах). См. “Сахих Сунан ан-Насаи” 4686, 4687, 4688.

 

Учёные поясняли запрет назначения цены за спаривание тем, что условием дозволенности торговли является то, чтобы продаваемая вещь была известной, оцениваемой и установленной, тогда как в случае с семенем животного всё это является неизвестным, ибо его семя невозможно ни взвесить, ни увидеть, ни знать наверняка о том, каковым будет результат спаривания. См. «Фатхуль-Бари» 4/538, «Кашшаф аль-къина’» 3/191, «Нейлюль-аутар» 5/146, “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 30/93.

 

Но некоторые учёные разделяли между разовой платой за спаривание и платой за сдачу в аренду для спаривания на определённый срок, запрещая первое и дозволяя второе. В частности это говорили маликиты и некоторые ханбалиты.

Однако большинство учёных не согласились с этим мнением, поскольку хадисы этой главы отвергают такое понимание и не делают каких-либо различий в запрете на торговлю спариванием. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В любом случае, продавать и сдавать в аренду (семя животного для спаривания) запрещено, ибо эта вещь не установленная, не известная, и не оцениваемая”. См. “Фатхуль-Бари” 4/538.

 

Но следует отметить, что дозволяется брать подарок за одалживание животного для спаривания, если на этот счёт не было предварительной договорённости, несмотря на то, что имам Ахмад считал это нежелательным. А доводом дозволявших это учёных служит следующий хадис:

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Как-то один человек из племени Киляб пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил о продаже семени животного для спаривания, но он запретил это. Тогда он сказал: «О Посланник Аллаха, но мы одалживаем животных для спаривания и нам дают подарки». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил это”. ат-Тирмизи 1274, ан-Насаи 4672. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 2/22, “Мишкат аль-масабих” 2866.

Имам аль-Багъауи сказал: “Нет проблем в том, чтобы одолжить животное для спаривания, и если одолживший затем даст ему что-либо, то дозволяется это принять”. См. “Шарх ас-Сунна” 8/139.

Шейх аль-Мубаракфури сказал: “В упомянутом хадисе содержится аргумент на то, что если одолжившему животное для спаривания дали подарок за это без предварительного условия, то это принимать дозволяется”. См. “Тухфатуль-ахуази” 4/405.

 

Но кто-то может спросить: «А как быть человеку, который нуждается в том, чтобы спаривать своих животных для размножения, но не может найти того, кто одолжил бы это без платы?»

Некоторые учёные считали, что если человек вынужден заплатить за спаривание, ибо не может найти того, кто одолжил бы животное для этого бесплатно, то нет на нём греха за плату. Имам Ибн Къудама сказал: “Однако не является запрещённым это для того, кто платит, поскольку это является расходованием своих денег для приобретения дозволенной вещи, в которой он нуждается”. См. “аль-Мугъни” 6/302.

Также и имам Ибн аль-Къайим сказал: “Является запретным для человека брать плату за семя своего животного, и не является это запретным для того, кто платит, поскольку он тратит свои деньги для приобретения дозволенной вещи, в которой нуждается”. См. “Задуль-ма’ад” 5/769.

 

Необходимо знать, что Шариат побуждает мусульман помогать друг другу, оказывать подобные услуги и не брать плату за спаривание животных, а делать это ради довольства Аллаха и для получения награды за это в Судный день. Ведь подобное является одним из прав Всевышнего на животных. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лошади бывают трёх видов: являющиеся для человека бременем (греха); являющиеся для человека защитой (от бедности) и приносящие человеку награду.

Что касается тех лошадей, которые станут для человека бременем, то это лошади, которых он держит в качестве показухи, горделивости, и борьбы с мусульманами. Для него они станут бременем.

Что касается того, кому лошади послужат защитой, то это человек, который будет держать их на пути Аллаха, не забывая отдавать должное Аллаху в том, что касается их спин и шей. Для такого они послужат защитой.

Что же касается того, кому они принесут награду, то им является человек, который держит лошадей на пастбище или в саду для мусульман на пути Аллаха (для сражения). И что бы они ни съели на этом пастбище или в саду, то обязательно ему запишется награда, соответствующая количеству того, что они съедят. И обязательно запишется ему столько благих дел, сколько раз они испражнятся и помочатся. Если они порвут привязь и пробегут (по пастбищу) раз или два, то Аллах обязательно запишет ему столько благих дел, сколько следов и навоза они оставят. А если хозяин проведёт их рядом с рекой, а они напьются из неё, Аллах обязательно запишет ему столько благих дел, сколько глотков воды они сделали, даже если он и не намеревался их поить». Муслим 987.

Относительно слов: «не забывая отдавать должное Аллаху в том, что касается их спин и шей», аль-Баджи сказал: “То, что человек избрал для себя лошадей в качестве обогащения, не снимает с них право Аллаха. И если человек не будет отдавать должное Аллаху касательно них, то это не станет для него защитой, а напротив, обернётся для него бременем и грехом”. См. “аль-Мунтакъа” 3/162.

Хафиз ан-Науауи сказал: “Было сказано, что смысл слов: «отдавать должное Аллаху в том, что касается их спин и шей» – проявление к ним благого отношения, кормить их и прочий уход. Также было сказано, что «право касательно их спин» – это спаривать их, если попросили одолжить, и это является желательным”. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/66.

 

Более того, Шариат уготовил великую награду тому, кто ради Аллаха предоставил своё животное для спаривания без платы. Со слов Абу ‘Амира аль-Хаузани сообщается, что как-то Абу Кабша аль-Анмари (да будет доволен им Аллах) пришёл к нему и сказал: “Одолжи мне своего коня для случки. Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто предоставил мусульманину своего коня для спаривания, тому полагается награда, подобная награде того, кто использовал сорок своих лошадей на пути Аллаха. А если после спаривания не будет плода, то ему всё равно полагается награда за одного коня, которого используют на пути Аллаха». Ахмад 4/231, Ибн Хиббан 1637, ат-Табарани в “аль-Кабир” 22/341. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2898, “Тахридж аль-Муснад” 18061.

 

 

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=20533


Поделиться: