С именем Аллаха Милостивого Милосердного

 

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал:

«الذهب بالذهب، والفضة بالفضة، والبُرّ بالبُرّ، والشعير بالشعير، والتمر بالتمر، والملح بالملح مِثْلاً بمثل، سواءً بسواء، يدًا بيد، فإذا اختلفت هذه الأصناف فبيعوا كيف شئتم إذا كان يدًا بيد»

«Обмен (продажа) золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, фиников на финики, соли на соль должен быть одинаковым к одинаковому и равным к равному из рук в руки. Если же будут разниться эти категории, то продавайте как пожелаете, если будет происходить из рук в руки» (Муслим 1587).

В этом хадисе посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пояснил, что не дозволено продавать золото за золото, кроме как при соблюдении двух условий:

Первое – чтобы они были равны в весе, чтобы не перевешивало одно другое,

Второе – чтобы это было из рук в руки, то есть, чтобы каждый из сторон вручил другой стороне то что он обменивает, до того как они разойдутся.

Если же при продаже одной категории одно будет больше другого, то это ростовщичество, и эта сделка запретна и недействительна.

Также если стороны разойдутся, до того, как каждая из сторон возьмет свое, то сделка недействительна и это запретное ростовщичество.

И так же происходит, если продажа производится серебра за серебро или пшеницы за пшеницу или ячменя за ячмень, или фиников за финики, или соли за соль. И при этом необходимо чтобы соблюдались эти два условия: одинаковость и взятие.

И если кто-то продаст один са‘ пшеницы за один с лишним са‘а пшеницы то это будет ростовщичеством даже если они будут равны по цене.

И опираясь на это, если будет у одной из женщин драгоценное изделие (из золота) и пожелает она обменяться с другой женщиной на ее драгоценности, то это не дозволено, кроме как будут взвешены драгоценности каждой из них и будут они равны по весу, а так же чтобы каждая из них забрала обмененную драгоценность.

Если же продается золото за серебро, то нет условия, чтобы они были одинакового веса, однако есть условие, чтобы каждый забрал свое до того как они разойдутся.

И если продается золотое украшение за дирхемы, то стороны обязаны забрать каждый свое, то есть, чтобы забрал продавец сумму полностью, а покупатель товар полностью.

И если кто-то продал два золотых браслета за двести риалов – и каждый из браслетов стоит по сто риалов – и покупатель отдал сто риалов и взял оба браслета и сказал, что принесет остальную часть через короткое время. То эта сделка запрещена для них обоих и она действительна только в отношении одного браслета и недействительна в отношении другого браслета, цену которого он не взял. Эта сделка недействительна, так как действительность сделки обусловлена тем чтобы сумма за товар была взята полностью и сам товар был взят полностью при заключении сделки (до того как расстанутся покупатель и продавец).

И до меня дошло что ювелиры и продавцы драгоценностей (украшений) продают украшения за дирхемы и не берут сумму за товар сразу. Это запрещено для них и запрещено это для покупателя и это из ростовщичества, которое проклял пророк, мир ему и благословения Аллаха, того кто совершает его. И я думаю что некоторые из них не знают о шариатском положении своих сделок. А иначе, не думаю я, что тот кто верит в Аллаха и Судный день, зная что это ростовщичество, будет заниматься этим. Тем более что забирая каждый свое они обезопасят себя от ростовщичества, а так же в этом выгода для них обоих, когда продавец может использовать вырученную сумму и обезопасит себя от затягивания с выплатой со стороны покупателя, или его забывчивости или же его банкротства и неплатежеспособности. Также и покупатель избавиться от того, чтобы быть должным, и от требований вернуть долг.

И удивительно, что ювелиры и торговцы украшениями не используют это шариатское положение, несмотря на то, что это оно во благо для них же. То есть, некоторые не используют это положение во благо для себя. Почему к примеру не напишет у себя в магазине, что отсрочка с расплатой не дозволена, чтобы покупатель сразу же отдавал цену товара и чтобы его купля-продажа шли в соответствии с шариатом.

Он может сказать, что если он обяжет покупателей расплатой за товар на месте, то они могут отказаться от покупки. Однако мы скажем ему, что это из деяний шайтана и отклонение от праведных деяний. И если ты будешь бояться Аллаха, и откажешься от продажи золота, кроме как расплаты на месте, то ты делая это убоялся Аллаха, а Аллах говорит:

وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مَخْرَجًا وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لا يَحْتَسِبُ

«А тому, кто будет бояться Аллаха, Он даст выход, и наделит его оттуда, откуда он и не ждал» (ат-Талякъ 2,3)

Также Аллах сказал:

وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مِنْ أَمْرِهِ يُسْرًا

«И кто будет бояться Аллаха, то Он облегчит его дела» (ат-Талякъ 4)

И некоторые, занимающиеся в данной области дают фатвы, говоря, что он не продает золото за серебро, однако продает золото за бумагу (деньги, чеки, облигации). Мы скажем ему, что это введение в заблуждение. Поистине эти бумаги были сделаны деньгами и ввели в оборот по постановлению правительства. И эти бумаги имеют такое же шариатское положение (хукм) как и то, заменой для чего их выпустили. И если они были сделаны заменой серебренных риалов, то положение этой бумаги такое же как и положение серебра. И каждый человек знает, что бумажные деньги, которые ходят в обращении, как бумага не имеет никакой ценности. Рынки переполнены обрезками бумаги, которые по размеру соответствуют размеру бумажных денег, и в то же время они не имеют никакой ценности, более того ими заполняют мусорные корзины, чтобы затем уничтожить их или сжечь. Что же касается бумажных купюр, то считаются с их ценой, с их номиналом для торговых сделок. И эти деньги переходят по наследству после смерти, и посредством этих купюр люди достигают желаемого при купле и продаже.

И до меня дошло, что некоторые торговцы золотом занимаются куплей-продажей посредством телефона или же телекса, когда связывается с ювелирными магазинами, и покупает у них какое-то количество граммов золота. А через некоторое время связываются с ним и просят его продать им то, что он купил из золота. И он распоряжается товаром до того, как забрал, более того до того как он (товар) перешел (к новому хозяину) и стал его имуществом. Или же покупает у него посредством телефона или телекса, после чего оправляет в его город не получив сумму стоимости золота в момент заключения сделки. И все это запрещенное явное ростовщичество.

Дозволенный же способ это когда ты уполномочиваешь кого-то, даешь ему нужную сумму, чтобы он купил и расплатился на месте, в момент купли-продажи с хозяином золота, а затем чтобы отправил тебе товар.”

 

Также шейх Ибн аль-Усаймин, да проявит Аллах к нему Свою милость был спрошен:

Да благословит вас Аллах, Абу Саид из Хадрамаута (название одной из провинций Йемена) спрашивает: «Достопочтенный шейх, каков смысл хадиса, где посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Обмен (продажа) золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, фиников на финики, соли на соль должен быть одинаковым к одинаковому и равным к равному из рук в руки. И кто добавит или потребует добавить, то совершит ростовщичество». Или же как это сказал посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, в хадисе. И вопрос мой состоит в том, что если я купил пшеницу или же финики, является ли условием, чтобы я заплатил стоимость сразу же, так как в другом хадисе сказано «Если же будут разниться эти категории, то продавайте, как пожелаете, если будет происходить из рук в руки». Надеюсь на ваше разъяснение этого вопроса с приведением доводов, чтобы я понял ответ. Примите мои благодарности

Шейх Ибн аль-Усаймин ответил: “Дело обстоит так, как об этом сказал спрашивающий, а это то, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Обмен (продажа) золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, фиников на финики, соли на соль – эти шесть вещей – должны быть одинаковым к одинаковому и равным к равному и из рук в руки. Если же будут разниться эти категории, то продавайте, как пожелаете, если будет происходить из рук в руки». А суть этого в том, что если ты станешь продавать пшеницу за пшеницу, обязательным для тебя являются две вещи: первое – одинаковость в объеме, чтобы объем и того и другого был равным, и второе – чтобы продавец забрал цену, а покупатель товар до того, как они расстанутся. И это исходя из слов «должны быть одинаковым к одинаковому и равным к равному и из рук в руки». Если же ты станешь продавать пшеницу за ячмень, то обязательным для тебя является только одно, а это то, чтобы каждая из сторон забрала то, что ей причитается до того, как они расстанутся. И не является обязательным одинаковость в объеме и весе, по причине расхождения категорий. И это смысл слов «Если же будут разниться эти категории, то продавайте как пожелаете», – то есть, того, что больше на то, что меньше или наоборот «если будет происходить из рук в руки».

И если станешь продавать золото за золото, то обязательным для тебя являются две вещи, а это одинаковый вес, как продаваемого, так и покупаемого за него золота, а также, чтобы продавец забрал цену, а покупатель товар до того, как они расстанутся.

Если же станешь продавать золото за серебро, то обязательным является одно, а это, чтобы продавец забрал цену, а покупатель товар до того как они расстанутся. Что же касается равного веса, то нет на тебе обязанности этого.

Остается то, когда ты покупаешь пшеницу за золото. Внешний смысл хадиса указывает на то, что непременно (в такой ситуации) покупатель должен забрать товар, а продавец – цену, до того, как они расстанутся, исходя из слов посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха «Если же будут разниться эти категории, то продавайте, как пожелаете, если будет происходить из рук в руки». А в покупке пшеницы за золото присутствует разница в категориях, исходя из чего, является обязательным, чтобы каждая из сторон забрала то, что ей причитается, прежде чем они расстанутся. И это внешний общий смысл хадиса. Однако этот внешний смысл не имеется в виду, так как достоверно утверждена от пророка, мир ему и благословения Аллаха, дозволенность торговли «ас-салям» в отношении плодов. А это то, когда покупаются у земледельца (крестьянина) финики за дирхамы (серебреные монеты), отдавая их сразу же на месте, и с отсрочкой фиников (то есть, откладывая передачу фиников).

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается, что он сказал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, прибыл (в Медину), сподвижники заключали сделки, покупая плоды предоплатой за год и за два года вперед, и посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто дает предоплату за что-то, то пусть дает предоплату за конкретный (известный) объем и за конкретный (известный) вес и до конкретного (известного) времени (срока)». Так вот в этом хадисе содержится прямой ясный текст, указывающий на дозволенность покупки фиников в рассрочку, заплатив за них их цену предоплатой. И исходя из этого, данный текст конкретизирует общий смысл того хадиса, который мы уже упоминали, а это «Если же будут разниться эти категории, то продавайте, как пожелаете, если будет происходить из рук в руки»

 


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=11957


Поделиться: