С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Дозволено продавать дорогие вещи, если они являются дозволенными в основе по причине бренда, качества, редкости, и т.п., будь это дорогие дома, машины, мебель, одежда, и т.п.
Как и дозволено торговать дешёвыми вещами, или смешано: торговать и дешевыми, и дорогими вещами. Главное не обманывать и не продавать дешёвое под видом дорогого.
А что касается покупателей дорогих вещей, то продавец не несёт ответственность за их намерения! Если они покупают это для проявления высокомерия, показухи, горделивости и т.п., то это их проблема и их грех. К тому же, не все богатые люди являются показушниками и имеют плохие намерения при покупке дорогих вещей.

Спросили шейха Ибн База: «Каково постановление продажи дорогих машин, а также дорогой мебели?»
Шейх ответил: “Это является дозволенным.
И если покупатель имеет возможность купить дорогую вещь, и его целью не является расточительство и показуха, однако он лишь желает хорошую и красивую вещь, то мы не знаем в этом проблем.
Однако, если он проявит скромность ради Аллаха, то это благая вещь. Если он приобретёт нечто среднее по цене, чтобы излишек мог пожертвовать и оказать помощь нуждающимся и потратить это на благие дела, то это лучше.
Итог таков, что если человек купит красивую и дорогую машину или мебель, будучи в состоянии на это и желая красоты, а не горделивости, то нет в этом проблем”
. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 29.

Но здесь весьма уместно напомнить о том, что Шариат Всевышнего Аллаха побуждает мусульман к проявлению аскетизма и отрешённости от мирских благ, чтобы они не излишествовали в увлечении мирскими благами, даже если у них есть на это возможность и даже если это в основе является дозволенным.
Со слов Абу Мусы и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто возлюбил жизнь мирскую, тот навредил жизни вечной, а кто возлюбил жизнь вечную, тот навредил жизни мирской. Так вредите же тому, что тленно тем, что вечно!» Ахмад 4/412, аль-Хаким 4/319, Ибн Аби ад-Дунья в “Замм ад-дунья” 8, Ибн Аби ‘Асым в “аз-Зухд” 161. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3287, “Тахридж аль-Муснад” 19697, 19798.
Со слов Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посылал его в Йемен, он сказал ему: «Остерегайся роскоши, ибо поистине, рабы Аллаха не из тех, кто живёт роскошно». Ахмад 5/243, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/155. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 353.
А Всевышний Аллах сказал: «В тот День, когда их представят Огню, им скажут: «Вы растратили свои блага в своей мирской жизни и попользовались ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения за то, что вы превозносились на земле безо всякого права, и за то, что вы были нечестивцами» (46: 20).
Нет сомнений в том, что в этом аяте речь идёт о неверных. Однако передаётся, что некоторые сподвижники, в числе которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Са’д ибн Аби Уаккъас и Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) применяли этот аят и к мусульманам, опасаясь, что использование мирских благ может уменьшить награду в мире вечном. Ибн Аби Шейба 8/127, 8/156, 13/274, Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 266, Абу Дауд в “аз-Зухд” 64, 72, 95, Ханад в “аз-Зухд” 557.
Толкуя аят: «Это – потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни» (16: 107), имам Абу Музаффар ас-Сам’ани сказал: “Знай, что верующим дозволено желать как мирского, так и мира вечного. Однако никто не вредит миру вечному посредством мирского, кроме неверного”. См. “Тафсир ас-Сам’ани” 3/204.

Итак, ещё раз: Не является в основе запретным ни продавать, ни покупать дорогие вещи!
Однако различным может быть положение именно покупателя, исходя из его намерения и его материальной способности.
Важно знать, что понятие «исраф» (расточительность) является относительным. И на на этом форуме ещё давно упоминалось об этом.

Для пользы процитирую следующие слова шейха Ибн ‘Усаймина:
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Исраф (расточительство) – это переход границ. И Всевышний Аллах в Своей Книге указал на то, что Он не любит расточителей. И если мы скажем, что расточительство – это преступление границ, то, следовательно, оно различается. К примеру, какая-та вещь в отношении одного человека может быть расточительностью, а в отношении другого нет. Тот, кто, скажем, купил дом за миллион риалов и обставил его за шестьсот тысяч, прикупив и машину в придачу, если он является богатым, то он не расточитель. Такие расходы являются лёгкими для очень богатых людей.
Если же человек не является богатым, то подобное рассчитывается, как расточительство, будь он из людей среднего достатка или же из числа бедняков. Среди бедняков есть такие, кто желает выставить себя достаточным. Можно увидеть, как он приобретает чуть ли не дворец, обставляет его дорогой мебелью, и при этом он взял у людей в долг для этого. Подобное является ошибкой!
Итак, есть три категории:
Первая категория: Богатый человек, в отношении которого мы говорим, что он купил дом за миллион, обставил его за шестьсот тысяч и купил машину, такой не является расточителем.
Вторая категория: Человек среднего достатка, в отношении которого подобное будет расточительством.
Третья категория: Бедный, в отношении которого подобное является проявлением глупости! Каким образом можно брать в долг для того, чтобы совершить то, в чём нет у него надобности?!”
Сл. “Ликъаат аль-Баб аль-мафтух” № 107.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Мы слышим, что понятие «расточительство» отличается от человека к человеку, в зависимости от имущества, которым он владеет, будь это торговец или богатый человек».
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Это правильно. Расточительство – вещь относительная. Оно связано не с поступком, а с человеком. Например, есть бедная и нуждающаяся женщина, которая взяла в долг золотые украшения, которые могут позволить себе богатые женщины, она будет расточительницей. Если эти украшения приобретёт богатая женщина, то мы скажем: «В отношении неё – это не является расточительством». А если их приобретает бедная женщина, то мы говорим: «Это – расточительство». Более того, даже в отношении расточительства касательно еды и питья люди отличаются”. Сл. “Ликъаат аль-Баб аль-мафтух” № 88.

А Аллаху всё ведомо лучше.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21012


Поделиться: