≡ Содержание (в виде ссылок):
• Когда сделка считается действительной?
• Запрет продавать то, чем не владеешь
• Запрет продавать то, что купил, но еще не забрал у продавца
• Как объединить между запретом на продажу того, чем не владеешь и между сделкой “ас-салям”?
• Исключение из запрета продавать то, чем не владеешь
• Покупка выбранного клиентом товара и продажа его ему в рассрочку
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Когда сделка считается действительной?
Прежде чем, погружаться в разбор основной темы, необходимо уяснить одну важную вещь, а именно то, что сделка считается завершённой, когда когда между сторонами сделки появились взаимные обязательства. К этому не относится ни изъявление желания заключить сделку, ни торг, ни голословные обещания. Однако должно быть то, что стороны четко договорились о цене и покупатель сказал, что покупает, а продавец говорит, что продал ему, вследствие чего продавец становится должным отдать товар, а покупатель становится должным отдать его стоимость, то есть, заключили сделку. При этом для действительности сделки НЕ является условием, чтобы товар или часть его или стоимость товара или часть её были переданы другой стороне.
Доводом на это является то, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, однажды купил коня у одного бедуина и велел ему следовать за ним, чтобы вручить ему стоимость коня. И Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха ускорил шаг, а бедуин шел медленно и отстал. И тут к нему начали подходить люди и интересоваться конем и предлагать цену, не зная, что Пророк, мир ему и благословения Аллаха, уже купил его. Тогда тот бедуин начал звать Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и говорить: “Либо ты покупаешь этого коня, либо я продам его другому”. Услышав его зов, Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “А разве я уже не купил его у тебя?”, – на что бедуин ответил: “Нет, клянусь Аллахом, я не продал его тебе”, – а Посланник, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Нет же, я уже купил его у тебя”, – и тут бедуин начал требовать свидетеля, который бы это подтвердил. Услышав это один из ансаров Хузейма ибн Сабит сказал: “Я свидетельствую, что ты продал его” Тогда Пророк, мир ему и благословения Аллаха повернулся к Хузейме и спросил: “На каком основании ты свидетельствуешь?”, – на что он ответил: “На основании убежденности в правдивости твоих слов, о Посланник Аллаха” И Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, приравнял его свидетельство к свидетельству двух людей. (Хадис достоверный. См. Ируа аль-Гъалиль 1286)
Однако, пока покупатель и продавец не разошлись, каждый из них может передумать и отказаться и расторгнуть сделку, даже если покупатель уже успел взять товар, а продавец взял деньги, исходя из слов Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха (البيعان بالخيار ما لم يتفرقا) “И продавец и покупатель имеют право на расторжение сделки до тех пор, пока не разойдутся.” (аль-Бухари 2110, Муслим 1532). Но если уже разошлись (или если сделка совершается по телефону, то если положили трубку), то сделка закрепилась и покупатель обязан дать стоимость товара, а продавец обязан дать товар. А Аллаху это ведомо лучше.
Запрет продавать то, чем не владеешь.
От Хакима ибн Хизама да будет доволен им Аллах передается, что он сказал: “Пришел я однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и сказал: “Приходит ко мне человек и просит продать то, чего у меня нет, и я покупаю это ДЛЯ НЕГО с рынка, после чего продаю это ему”, – на что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, ответил: “Не продавай то, чего у тебя нет” (приводится у Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах. Достоверность подтвердил аль-Альбани в “Сахих сунан Аби Дауд”. См. аль-Ируа 1292)
(عن حكيم بن حزام قال أتيت رسول الله صلى الله عليه وسلم فقلت يأتيني الرجل يسألني من البيع ما ليس عندي أبتاع له من السوق ثم أبيعه قال لا تبع ما ليس عندك)
Также от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что он запрещал, чтобы один человек пришел к другому и сказал ему: “Купи то-то и то-то, а я куплю у тебя так, чтобы была у тебя прибыль такая-то и такая-то”, – на что Ибн Умар сказал: “Не продавай то, чего у тебя нет” (аль-Муатта 642)
Запрет продавать то, что купил, но еще не забрал у продавца
(أَنَّ حَكِيمَ بْنَ حِزَامٍ أَخْبَرَهُ قَالَ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنِّي أَشْتَرِي بُيُوعًا فَمَا يَحِلُّ لِي مِنْهَا وَمَا يُحَرَّمُ عَلَيَّ قَالَ : ( فَإِذَا اشْتَرَيْتَ بَيْعًا فَلَا تَبِعْهُ حَتَّى تَقْبِضَهُ)
От Хакима ибн Хизама передается, что он спросил Пророка, мир ему и благословения Аллаха: “О Посланник Аллаха, я делаю покупки, поведай же мне что мне дозволено в этом, а что запретно?”, – на что он ответил: “Если ты купил что-то, то не продавай его, пока не заберешь” (хадис приводится у Ахмада, ан-Насаи, достоверность подтвердил аль-Альбани в “Сахих аль-Джами” 342)
(عن زيد بن ثابت أن النبي صلى الله عليه نهى أن تباع السلع حيث تبتاع حتى يحوزها التجار إلى رحالهم)
Также в другом хадисе от Зейда ибн Сабита передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, запретил продавать товар в месте где его купили, до тех пор пока торговец не перенесет его к себе (Приводится у Абу Дауда и ад-Даракутни, достоверность подтвердил аль-Альбани в “Сахих Аби Дауд”)
Также в сборниках у аль-Бухари и Муслима приводится хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто купил продукты питания, пусть не продает их, пока пока не заберет (не перенесет к себе)” У Муслима приоводится добавка, что Ибн Аббас добавил: “Я считаю, что все виды товаров подобны этому”
(أن النبي صلى الله عليه وسلم قال : ( من ابتاع طعاما فلا يبعه حتى يستوفيه ) وزاد : قال ابن عباس : ” وأحسب كل شيء مثله)
Исключение из запрета продавать то, чем не владеешь
1) Сделка “ас-салям”
(عن ابن عباس قال: قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة وهم يسلفون في الثمار السنة والسنتين فقال: من أسلف فليسلف في كيل معلوم ووزن معلوم إلى أجل معلوم)
От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается, что он сказал: “Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, прибыл в Медину, сподвижники заключали сделки, покупая плоды предоплатой за год и два года вперед, и Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто дает предоплату за что-то, то пусть дает предоплату за конкретный (известный) объем и за конкретный (известный) вес и до конкретного (известного) времени (срока)»” (аль-Бухари 2239, Муслим 1604)
Условия ас-саляма:
1. Полная предоплата. Необходимо, чтобы вся стоимость товара была выплачена во время заключения сделки.
2. Получение на руки всей стоимости товара. Учёные сошлись на том, что в сделке «ас-салям» присутствуют те же условия, что и при обычной торговле. Вдобавок к этому необходимо, чтобы при заключении сделки вся стоимость товара была оплачена продавцу на месте, в рамках одной встречи. Также некоторые учёные ставили и другие условия, но в действительности на них нет довода.
3. Известность точного описания, меры, количества, срока и места передачи товара покупателю. (См. “Раудату-ннадия” 2/425).
2) Сделака “Аль-Истиснаъ”
Шейх Сулейман ар-Рухейли сказал: «“Аль-Истиснаъ” – это когда за определённую плату производится заказ на изготовление чего-либо с определённым описанием и свойствами из материалов, принадлежащих изготовителю. То есть, когда покупатель желает приобрети что-то, он отправляется к производителю или же ремесленнику, и заказывает у него это, заранее договариваясь о цене и описании конечного продукта. Это и есть «аль-истиснаъ». К примеру, человек отправляется к портному, чтобы за определённую плату он сшил для него определённую одежду из материала и всех остальных комплектующих, принадлежащих портному.
Однако если тот же человек отправится к портному, увидит у него некий материал за некую цену и купит его у него, а затем скажет ему: «Теперь сшей мне из этого куска материи такую-то одежду», договорившись с ним о стоимости этой работы, то в данном случае это не будет «аль-истиснаъ». Вначале это будет относиться к купле-продаже, а затем к найму. Так как вначале состоялась сделка по покупке материала, а затем сделка по найму для шитья одежды. И это не называется аль-истиснаъ, так как для него необходимо, чтобы материал также принадлежал изготовителю, и чтобы стоимость изделия включала в себя как сам материал, так и работу.
Аль-Истиснаъ дозволен по единогласному мнению учёных, однако они разногласили относительно того, к какому именно виду торговых сделок его отнести.
Основных мнений два:
1. Отнесение «аль-истиснаъ» к сделке «ас-салям», из чего следует применение в отношении него всего того, чем обусловлена сделка «ас-салям».
2. Другое мнение заключается в том, что «аль-истиснаъ» – это самостоятельный вид сделки похожий на «ас-салям», но всё же не является им.
И правильным, по моему мнению, является мнение второй группы, а Аллаху это ведомо лучше.
Итак, условия действительности «аль-истиснаъ»:
1. Детальное разъяснение вида изготавливаемой вещи, её свойств и описания.
2. Установление срока изготовления заказа.
3. Сделка заключается лишь между покупателем и изготовителем.
И этот последний пункт очень важен, чтобы люди не прибегали к продаже того, чем не владеют, прикрываясь данным видом торговой операции. Например, дозволено купить у строительной компании квартиру или дом, прежде чем он будет построен. Однако, купивший таким образом квартиру или дом, не может перепродать его на стадии строительства (пока не произойдёт фактический акт приёма-передачи конечного продукта между заказчиком и изготовителем)». (См. «Фикх аль-му‘амалят аль-му‘асыра» 100-104).
Имам аль-Хаттаби в комментариях к хадису: «Не продавай то, чем ты не владеешь» сказал: “Под словами Пророка, мир ему и благословения Аллаха, «Не продавай то, чем ты не владеешь» имеется в виду продажа конкретной вещи, а не продажа по описанию. Разве ты не видишь, что он дозволил продавать что-либо в рассрочку (отсрочка товара), это ведь относится к продаже того, чем не владеет продавец на данный момент. Однако он запретил продавать то, чем не владеет продавец со стороны неизвестности (гъарар). Это подобно продаже своего сбежавшего раба или потерявшегося верблюда. Также к этому относится продажа любой негарантированной вещи, как то чтобы купить вещь и продать её до того, как заберёшь. Также к этому относиться продажа имущества другого человека, потому как относится к продаже того, чем не владеешь, это относиться к неизвестности, потому как не знает согласится с этим хозяин товара или нет” (Маалим ас-ссунан)
Имам аль-Багъауи сказал: “Запрет в данном хадисе относится к продаже конкретных вещей, которыми человек не владеет. Что же касается продажи товара по описанию, то дозволен вид продажи ас-салям с соблюдением всех его условий” (См. Шарх ас-Сунна 8/140)
Ибн Каййим сказал: “Что же касается слов Пророка, мир ему и благословения Аллаха, «Не продавай то, чего у тебя нет» полностью подходит под описание запрета продажи чего-то неизвестного, потому как если продаст то, что у него не находится, то ведь он не может гарантировать его приобретение, он может его заполучить, а моежт и не заполучить, по причине этого становится неизвестностью. Это относится к продаже сбежавшего раба, потерянного верблюда, птиц в небе, того что содержит утроб верблюдицы и тому подобного. Некоторые ученые посчитали что вид торговли ас-салям является исключением из общего запрета указанного в этом хадисе, потому как ас-салям – это продажа того, чего у тебя нет, но они ошиблись, потому как в хадисе имеется в виду продажа конкретных вещей, что же касается ас-саляма, то это продажа того о чем договорились по описанию. И это обязательство гарантировано. Что же касается продажи того, чем не обладаешь, то запрет связан с отсутствием гарантированности, потому как он не является гарантированным по писанию и не является тем, что находится у него. А продажа должна быть гарантирована либо по описанию, либо же должна быть в руках, а продажа того чем не владеешь не относится ни к первому случаю, ни ко второму.” (См. Хашия аля сунан Аби Дауд)
Ибн Таймия сказал: “Запрет Пророка, мир ему и благословения Аллаха, Хакиму ибн Хизаму продажи того, чем он не владел относится либо к конкретной вещи, так, что получилось, что он продал вещь принадлежащую другому до того, как купить ее у него. Однако это мнение не лишено изъянов. Либо же имелась в виду продажа того, что он не мог гарантировать передачу этой вещи продавцу, хоть это и является его обязательством – что скорее всего больше соответствует истине – и получалось так, что он гарантировал передать продавцу то, что не знал точно, сможет он его приобрести или нет.” (См Маджму фатауа 20/529)
Имам аш-Шаукани сказал: “Внешний смысл хадиса указывает на запретность продажи того, чем человек не владеет и что не находится в его распоряжении, однако было сделано исключение в отношении ас-саляма.” (См. Нейлюль аутар)
Ибн Каййим в “Задуль-маад” передает слова своего учителя Ибн Таймии, что он сказал: “У ученых в отношении этого хадиса есть разные мнения. Было сказано одними, что имеется в виду конкретная вещь, которая принадлежит другому человеку. После чего он сначала продает именно ее (эту определенную конкретную вещь), а затем идет и приобретает ее и передает покупателю. Получается что смысл хадиса в том, чтобы не продавал конкретную вещь, которой у тебя нет. Это мнение передается от имама аш-Шафии. Он дозволял мгновенный ас-салям (без упоминания срока), тогда как у того, кому дали деньги за товар мог не обладать тем, что только что продал. И по этой причине он отнес запрет к продаже конкретных вещей, которыми не обдает продавец, чтобы продажа обязательств по передаче определённого товара вообще не входила под этот запрет, будь она мгновенной или же с установленным сроком.
И сказали другие ученые, что мнение о том, что в хадисе имелось в виду не описание, а конкретная вещь, очень слабое. И это потому, что Хаким ибн Хизам не продавал им что-то определенное, конкретное, принадлежащее другому человеку, после чего отправлялся и покупал это у владельца. Так же как и те, кто приходили к нему, не говорили ему «мы хотим купить у тебя раба, принадлежащего такому-то» или же «мы хотим, чтобы ты нам продал дом, принадлежащий такому-то». Нет. Однако люди приходили и говорили ему «Я хочу такие-то и такие-то продукты питания» или же говорили «я хочу купить у тебя такую-то и такую-то одежду» и тому подобное. После чего он им говорил «Хорошо, я дам тебе это», заключал с ним сделку, после чего отправлялся и приобретал у других, если не было у него самого. Именно это и делали люди и именно поэтому он сказал «Приходит ко мне человек и просит у меня что-то, чего у меня нет» и он не сказал «просит у меня то, что принадлежит другому» Отсюда понимается что просящий, просил конкретный вид товара, а не саму вещь, как это принято у тех, кто ищет продукты питания, либо одежду, либо верховое животное. Поистине, он ищет конкретный вид данной вещи, и не является его целью купить то, что он ищет именно у кого-то определенного, оставив других у которых есть то же самое, а может быть и лучше. И по этой причине имам Ахмад и группа ученых вместе с ним выбрала второе мнение и сказали: «Хадис этот остается как общий запрет продавать в долг то, чего у него нет. Хадис также включает в себя запрет на такой вид торговли как ас-салям, если товара у продавца нет, однако пришли хадисы дозволяющие ас-салям с обговоренным сроком. Поэтому запрет остается в отношении вида торговли мгновенного ас-саляма, если у продавца нет в наличии этого товара.
И третье мнение – и это наиболее правильное мнение – это то, что хадис вообще не относится к ас-саляму ни с установленным сроком не к мгновенному. Однако имеется в виду продажа в долг товара по описанию, если у продавца нет этого товара и он не в состоянии вручить, передать его покупателю. Тогда как он получил прибыль до того как приобрести уже проданный товар, и до предоставления гарантии и до как может передать его покупателю. Поэтому этот запрет относится к мгновенному ас-саляму если у продавца не было в наличии того, что он продал. Вследствие чего он сейчас же обязан дать товар, и уже получил прибыль от его продажи, тогда как он не может гарантировать передачу этого товара покупателю, потому как если пойдет покупать его, то может быть получится у него купить это, а может и не получиться. И это относится к неизвестности и риску. И если это мгновенный ас-салям, то и передать он должен товар сразу же, а он не в состоянии сделать это, несмотря на то, что он уже получил прибыль, как будто владеет им и гарантирует передачу товара. И может быть даже так, что он просто указал на истинного хозяина товара. В итоге ничего не сделал, а деньги заработал незаконным путем. Поэтому если это будет мгновенным ас-салямом и продавец в состоянии тут же дать товар, то такой вид сделки дозволен. Это как сказал аш-Шафии, что если дозволен ас-салям с указанием срока, то есть в рассрочку, то мгновенный более заслуживает того, чтобы быть дозволенным” (См. Задуль-маад фи хадйи хейриль-‘ибад 5/811)
Пример — покупка выбранного клиентом товара и продажа его ему в рассрочку
В качестве примера также можно привести то, когда человек хочет купить телефон, который стоит 30 тысяч, но у него нет этой суммы. Тогда он обращается к предпринимателю, и говорит ему: «Купи такой-то телефон за 30 и продай мне в рассрочку за 40». Эту сделку называют: بيع المرابحة للواعد (أو للآمر) بالشراء — “аль-мурабаха”, заключаемая с человеком, который обещал выкупить приобретённый по его требованию товар.
Причин запрета этого соглашения и недействительности данной сделки две: первая — скрытое ростовщичество; вторая — продажа того, чем человек не владеет.
Итак, первая причина запрета в том, что это относят к ухищрениям, чтобы скрыть явное ростовщичество, так как, нет никакой разницы между тем, что человек говорит другому: «Я выберу товар на 30 тысяч, ты заплати за меня, а через полгода я верну тебе 40» и между тем, что он скажет «Купи это для меня за 30 и продай в рассрочку за 40»
Вторая причина в том, что помимо уловки, скрывающей ростовщичество, здесь ещё присутствует другой запрет, а именно продажа того, чем человек не владеет.
В хадисе со слов Хакима ибн Хизама сообщается, что он сказал: «Я подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил его о положении того, когда ко мне подходит человек и просит продать ему товар, которого у меня нет, я покупаю этот товар на рынке ДЛЯ НЕГО, после чего продаю это ему» (أَبْتَاعُ لَهُ مِنَ السُّوقِ، ثُمَّ أَبِيعُهُ) – и Пророк ﷺ сказал «Не продавай то, чего у тебя нет».
Мы видим, что подобное соглашение между сторонами расценивается, как сделка. Почему? Потому что сделка купли-продажи в Исламе считается состоявшейся после ответа и принятия, то есть, после «аль-иджаб уаль-къабуль», когда Продавец говорит: «Я продаю тебе это за столько-то», а Покупатель говорит: «Согласен». И при этом у покупателя может и не быть денег при себе.
Такое понимание подтверждается сообщением, которое приводится в «Муатта» у Малика в главе “аль-‘Ина и ему подобные вещи”, в нём говорится, что некий человек пожелал купить у другого продукты питания в рассрочку. Они вместе отправились на рынок и он начал указывать на кучи и спрашивать: “Из какой ты желаешь приобрести?”. Покупатель спросил: “А не продаёшь ли ты мне то, чего у тебя нет?” Затем они отправились к Ибн Умару и он сказал покупателю: “Не покупай у него то, чего у него нет” а продавцу сказал: “Не продавай то, чего у тебя нет”.
Там же приводится другое сообщение: “Когда Ибн Умар был спрошен о человеке, который говорит другому: “Купи этого верблюда, и я выкуплю у тебя его в рассрочку”, – он порицал это и запретил”. (Исследователь книги «Ат-тахбир» (1/538) Мухаммад Субхи назвал сообщение достоверным в силу других подобных сообщений).
Такое же сообщение от Ибн Умара с достоверным иснадом передаётся со слов Зейда ибн Аслямы в сборниках у ‘Абду-Рраззакъа и Ибн Аби Шейбы.
«العتيق مصنف جامع لفتاوى أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم» (25/ 100):
عبد الرزاق [14229] أخبرنا ابن جريج قال أخبرني زيد بن أسلم قال: كنت مع ابن عمر إذ سأله نخاس فقال: يأتي الرجل في بعير ليس لي فيساومني فأبيعه منه ثم أبتاعه بنقد، فقال ابن عمر: لا. فقال ابن جريج وأخبرني أبو الزبير أنه سمع جابر بن عبد الله يكرهه ويقول: لا تبع بيعا حتى تقبضه.
ابن أبي شيبة [22336] حدثنا وكيع عن سفيان عن ابن جريج عن زيد بن أسلم قال: قلت لابن عمر: الرجل يقول: اشتر هذا البيع، وأشتريه منك، فكرهه اهـ صحيح عنهما.»
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=12676