С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Если женщина больна и нет никого из женщин врачей, которые могут ее лечить, то нет никаких проблем в том, чтобы женщина лечилась у мужчины, исходя из известного шариатского правила: «Запретное становится дозволенным в силу необходимости». См. “Фатхуль-Бари” 10/136.
И об этом говорили многие саляфы, как это приводит имам Ибн Аби Шейба в “аль-Мусаннаф” 5/467 в главе: «Мужчина лечит женщину, если у нее перелом или что-либо еще»:
‘Ата о женщине, которая сломала кость, сказал: “Нет проблем в том, чтобы мужчина наложил ей повязку”.
Къатада рассказывала: “Я спросил однажды у Джабира ибн Зайда: «Если женщина сломала бедро или запястье, я могу наложить гипс?» Он ответил: “Да”.
Спросили аш-Ша’би о лечении женщины, у которой есть рана и он сказал: “Открывает именно это место (т.е. именно рану), а затем ее лечит мужчина”.
Сказал аль-Бакъиляни: “При необходимости дозволено смотреть на половой орган и аурат, так же как и при лечении”.
Как например, обрезание или роды.
Имам аль-Багъауи сказал: “Если у женщины на ‘аура болезнь, то нет проблем в том, что бы надежный врач смотрел на нее, как смотрят на половой орган при обрезании”. См. “Шарху-Ссунна” 9/24.
И в этом вопросе нет разногласия среди ученых. Ибн Нуджайм и ас-Суюты передали единогласное мнение факъихов: “Если женщина заболела, то ей дозволено обнажать свой аурат перед врачом мужчиной, но ей не дозволено обнажать аура, в котором нет необходимости! И также нельзя женщине обнажать аура перед врачом мужчиной, когда есть женщина врач”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 1/119, “аль-Мадхаль аль-фикъхий аль-‘амм” 2/882.
Таким образом, если мусульманка заболела, и нет врача мусульманки, то ей следует лечиться у любой женщины. Если же нет вообще женщины врача, то лечится у мужчины мусульманина. А если нет и врача мусульманина, то у любого врача. Плюс, если у женщины, скажем, болит плечо, то она должна оголить именно это место, а не снимать полностью с себя кофту, обнажая весь торс, и это то, о чем говорили процитированные имамы и о чем говорили саляфы. ‘Усман ибн Хайсам рассказывал: “Я спросил ‘Ата ибн Аби Рабаха о женщине, у которой на голове болезнь, которую не могут лечить женщины, и он сказал: «Пусть откроет это место через платок мужчина и лечит ее»”. См. “ат-Тамхид” 5/280.
Также, если мужчина лечится у посторонней для него женщины, или же женщина лечиться у постороннего мужчины, они не должны оставаться наедине! Имам ас-Саффарини сказал: “Несмотря на дозволенность врачу лечить постороннюю женщину, ему не дозволено оставаться с ней наедине”. См. “Гъиза аль-альбаб” 2/21.
Хафиз Ибн Хаджар писал: “При необходимости дозволено женщине лечиться у посторонних мужчин, ограждаясь насколько возможно от взора и прикосновения”. См. “Фатхуль-Бари” 10/136.
Все упомянутое дозволяется только при необходимости, так как эти вещи в основе строго запрещены!
От Ма’къаля ибн Ясара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для человека будет лучше, чтоб ему проткнули голову железной игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/210. Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса. См. “аз-Зауаджир” 2/14, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 226.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть мужчина не смотрит на ‘аура мужчины и пусть женщина не смотрит на ‘аура женщины!» Муслим 338.
Если запрещено одному полу смотреть на ‘аурат друг друга, то что можно сказать о том, чтобы смотреть на ‘аурат противоположного пола без крайней необходимости, да еще и трогать его?!
Мусульманка у врача
Отвечает шейх ибн Баз
Вопрос: Кто более предпочтителен: врач мусульманин или врач немусульманка? Имеется ввиду для осмотра мусульманки.
Ответ: Если нет возможности обратиться к врачу мусульманке, то врач немусульманка предпочтительнее чем врач мусульманин в том, что касается обнажения аурата женщины. Это более безопасно. Это то, что явно для меня, а Аллах лучше знает. Если эта врач немусульманка хранит то, в чем ей доверяются, и не исходит от нее злоба в адрес мусульман, но, наоборот, исходят от нее добрые советы мусульманам, то, если есть в этом нужда, она предпочтительней для лечения мусульманки, чем врач мусульманин. А если же есть врач мусульманка, то ее достаточно, чтобы не обращаться к врачу немусульманке. Затем, после врача немусульманки, идет врач мусульманин, и затем – врач немусульманин.
Если можно обойтись без обращения к врачам немусульманам и немусульманкам, то обращаться к врачам мусульманам и мусульманкам предпочтительнее. Но если есть нужда, и не хватает врачей мусульман и мусульманок, то нет проблемы в обращении к врачам немусульманам и немусульманкам. Если они проявляют заботу и не проявляется от них вред. Или не проявляется от них призыв мусульман к тому, что принесет вред, то есть призыв к чему-либо из признаков, дел, убеждений неверия, их заблуждений; если они выполняют то, что соответствует их профессии и не стремятся обучать тому, что вредит мусульманам – имеются ввиду различные ложные идеи и то, что подобно этому.
Вопрос: Беременная мусульманка идет на осмотр к врачу. Вопрос в следующем: если врач – мужчина, мусульманин, и проводится подробный осмотр беременной – разрешено ли это?
Ответ: Если есть нужда в осмотре, то она обязана показать себя врачу специалисту женщине, а не мужчине. Если есть нужда – врачу специалисту женщине. А что касается врача мужчины, то нет, не разрешается это, потому что это смута, искушение, опасность. Не разрешается, кроме ситуаций, в которых есть необходимость для этого. Если есть необходимость как например она боится умереть, если есть необходимость по причине болезней, от которых она боится умереть. А что касается ситуации, которая стала обычной для женщин, когда они идут на осмотр к врачам без нужды в этом, то это ошибка, не разрешено это. Нет проблемы в случае обращения с этим к врачу специалисту женщине, если есть нужда. А обращение с этим к врачу мужчине – это опасность, смута и искушение, не разрешено кроме как при необходимости. И мы просим у Аллаха благополучия.
Вопрос: Что вы скажете по теме «женщина и врач»?
Ответ: Женщину лечит женщина, и мужчину лечит мужчина. Если же она вынуждена обратиться к врачу-мужчине, то нет в этом проблемы. Если не нашла врача-женщину, нет проблемы в том, чтобы лечил ее мужчина. И так же мужчина – если он вынужден обратиться к женщине, потому что нет врача-мужчины, который бы разбирался в его болезни, то нет в этом проблемы. Бойтесь Аллаха настолько, насколько можете.
Вопрос: И даже в вопросе родов и в вопросах подобных этому?
Ответ: Если есть в этом необходимость, то нет в этом проблемы. Если вынуждена. Если нет той, которая приняла бы ее роды, и она боится за себя.
Задали вопрос шейху Ибн Базу относительно посещения зубного врача мужчины женщиной, которая говорит, что однажды она пошла к врачу и не нашла никого, кроме мужчины, но вместе с ним была медсестра.
Шейх Ибн Баз ответил: “Если посещение врача женщины является облегченным, то является обязательным лечиться именно у женщины. Если же это не облегчено ей, тогда дозволяется лечиться у мужчины врача, однако без того, чтобы было запретное уединение, чтобы был её муж, брат, или медсестра, так как уединение не дозволено исходя из хадиса: «Если мужчина уединится с женщиной, то шайтан будет с ними третьим»”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб”.
Это и есть основа.
Однако следует знать, что есть случаи, когда не только необходимость (дарура) дозволяет лечить то или иное у противоположного пола, поскольку при необходимости дозволяется куда большее, чем лечиться лишь у стоматолога. Но также и нужда (хаджа) делает дозволенным, к примеру, лечение у стоматолога.
Когда я спросил шейха ‘Адиля ас-Субай’и: “Дозволено ли женщине лучить зубы у мужчины или наоборот, мужчине лечиться у женщины в следующих случаях:
– Этот врач лучше и компетентнее, чем врач своего пола. Кстати, например, женщины-стоматологи часто не способны вырвать нормально зуб.
– У этого врача есть возможность лечиться с большой скидкой.
На это шейх ответил, что если не будет уединения при лечении у стоматолога, если нет опасности искушения, если врач не будет прижиматься к телу, а женщина-пациент будет накрыта, дабы части её тела не выделялись и не обтягивались из-за того, что она лежит, то нет в этом проблем.
Аллаху а’лям.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=6412