С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Нередко мусульмане сталкиваются с таким испытанием, когда кого-то из их родных постигает смерть мозга или иные смертельные болезни, и состояние человека поддерживает лишь аппарат жизнеобеспечения, а сам он пребывает в коматозном состоянии. В связи с этим некоторые мусульмане задаются вопросом:
«Как Ислам смотрит на то, чтобы отключить такого человека от аппарата жизнеобеспечения? Ведь он итак практически мёртв. Не лучше ли избавить его от страданий?»
Прежде, чем привести слова обладателей знания по этому вопросу, следует отметить, что такое понятие, как «Убийство из милосердия с целью облегчения страданий» не является дозволенным в своей основе. Ведь как бы это не называлось, по факту это является запретным убийством, которое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал одним из самых больших грехов. И в этом вопросе нет никаких исключении, кроме случаев, о которых упоминали учёные в отношении людей, имеющих положения умерших.
А что касается лишения больного лекарств, на которых держится его жизнь или его отключения от аппарата жизнеобеспечения под предлогом «облегчения больному и прекращения его страданий», то это не дозволено, и это относится к запретному убийству. Сказал аль-Бухути аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «И не дозволено убивать животных и закалывать их ради облегчения им, так как они являются имуществом, пока они живы, а их закалывание будет рассматриваться как порча (имущества), а ведь было запрещено уничтожать имущество. Точно так же и человек, страдающий от болей по причине тяжёлых болезней или распятый при помощи железа, пока он живой, его жизнь является неприкосновенной». См. «Кашшаф аль-Къина’» (5/495).
Это и есть основа в данном вопросе.
Что же касается исключений, то хотелось бы предоставить постановления современных учёных различных исламских советов и комитетов из самых разных стран, указавших на конкретные случаи, когда больного дозволяется отключать от аппарата искусственного жизнеобеспечения:
Пришло в постановлении Совета по мусульманскому праву (аль-Маджлис аль-фикъхи), входящего в состав Всемирной Исламской лиги в его десятом семинаре числа 24/02/1408 г.х.:
«Что касается больного, к телу которого подключены аппараты жизнеобеспечения, то дозволено их отключать в том случае, когда все функции мозга полностью перестали работать, если комитет из трёх опытных и специализированных врачей постановил, что остановка работы (функции мозга) не подлежит возобновлению, даже если сердце и дыхание работают автоматически путём подключённого аппарата. Однако не выносится шариатское постановление о его смерти, кроме как после полной остановки дыхания и сердцебиения при отключении аппаратов».
Также Совет исламской академии по мусульманскому праву (Маджма’ аль-фикъх аль-ислями) во время третьей конференции в Аммане, проходившей с 8 по 13 месяца Сафар, в 1407 г.х. что соответствует 1986 г. с 11 по 16 октября, после обсуждения положения аппаратов жизнеобеспечения и, выслушивав детальное разъяснение соответствующих врачей, постановил:
«Человек считается мёртвым согласно Шариату и на него распространяются все установленные шариатские положения, связанные со смертью, если обнаружатся в нём два признака:
1. Если его сердце и дыхание полностью приостановятся и врачи вынесут решение, что эта остановка не подлежит возобновлению.
2. Если все функции мозга полностью перестанут работать и специализированные и опытные врачи вынесут решение, что эта остановка не подлежит возобновлению и его мозг начнёт разлагаться.
В таких случаях дозволено отключать аппараты жизнеобеспечения, которые подключены к человеку, даже если некоторые органы, как например сердце, будут работать автоматически путём подсоединённых к нему аппаратов». См. «Маджма’ аль-фикъх аль-ислями» (2/807).
Учёные Постоянного комитета по выдаче фатуа (аль-Ляджна ад-даима) относительно случаев, когда нет надобности в подключении к больному искусственного аппарата жизнеобеспечения, постановили следующее:
«1. Если больной был доставлен в больницу уже мёртвым, то в таком случае нет нужды в использовании аппарата жизнеобеспечения.
2. Если жизнедеятельность больного не пригодна для его оживления по свидетельству трёх надёжных специалистов из числа врачей, то в таком случае также нет нужды в использовании аппарата жизнеобеспечения.
3. Если положение больного осложнилось до такой степени, что стало неподлежащим для лечения и по свидетельству трёх надёжных и специализированных врачей его смерть неизбежна, то в этом случае также нет необходимости в использовании аппарата жизнеобеспечения.
4. Если больной в положении полного бессилия, или в положении застоя разума с продолжительной болезнью (вроде комы), или онкологическое заболевание на последней стадии, или продолжительная болезнь сердца и лёгких с частыми остановками сердца и лёгких, и это постановление от трёх надёжных и специализированных врачей, то нет необходимости в использовании аппарата жизнеобеспечения.
5. Если у больного обнаружился признак того, что мозг постиг неизлечимое повреждение по постановлению трёх надёжных и специализированных врачей, то нет нужды в использовании аппарата жизнеобеспечения из-за отсутствия пользы в этом.
6. Если работа сердца и лёгких не играет уже роли для больного и в конкретной ситуации не приносит ему пользы по постановлению трёх надёжных и специализированных врачей, то нет необходимости использовать аппараты жизнеобеспечения.
В вопросе отключения или же подключения больного к аппарату искусственного жизнеобеспечения не стоит обращать внимания на мнение близких больного, так как они не являются специалистами в этой области». См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима» (25/80).
Выше разбирался вопрос о пассивной эвтаназии, то есть намеренном прекращении медиками поддерживающей терапии. А есть ли фетвы об активной эвтаназии, то есть введении умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть? К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь). Очевидно, что это запрещено, поскольку входит в понятие “самоубийство”.
Вопрос постоянному комитету по выдачам фетв (аль-Ляджна ад-Даима):
“Дозволено ли просить больному, страдающему неизлечимым заболеванием, прекращение своей жизни? Допускается ли удовлетворять его просьбу ради облегчения болей (страданий) которым он подвергается? Некоторые говорят: «Человек имеет полное право самому решать судьбу своей жизни если она приносит ему и другим муки и страдания». Как на это смотрит религия?”
Ответ:
“Вся хвала Аллаху.
Запрещается больному покончить со своей жизнью раньше времени, будь это путём самоубийства, либо путём применения лекарств.
Так же запрещается врачу, санитару и другим удовлетворять его просьбу, даже если отсутствует какая либо надежда на его исцеление. Тот же, кто посодействует ему в этом, то станет его соучастником в грехе, так как он будет причиной в смерти неприкосновенной (человеческой) души, намеренно и без какого- либо права на это. Ясные шариатские тексты указывают на запрет убийства души без права. Всевышний Аллах говорит: «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете» (6:151).
Так же Всевышний говорит: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам. Мы сожжем в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко» (4:29-30).
Передаётся от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Тот, кто убьёт себя железом, будет держать это железо в руке, поражая им себя в живот в (пламени) ада (куда он будет помещён) навечно; тот, кто (намеренно) бросится с горы и погубит себя, будет всё время лететь вниз в (пламени) ада (куда он будет помещён) навечно; тот, кто (намеренно) выпьет яд и погубит себя, будет держать в руке этот яд и всё время пить его в (пламени) ада (куда он будет помещён) навечно». Хадис согласованный.
Къиляба передал от Сабита ибн ад-Даххака, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто убьёт себя чем-либо, будет подвергаться мучению этим орудием убийства в Судный день!».
Передаётся от Джундуба ибн ‘Абди-Ллях аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Был среди живших до вас один мужчина, который получил ранение и, не желая терпеть боль, взял нож и отрезал себе руку, из-за чего истёк кровью и умер. Аллах Всевышний сказал: “Раб Мой опередил Меня, и за это Я сделал Рай запретным для него!”». Хадис согласованный, и это версия аль-Бухари.
По этой причине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил желать себе смерти из-за постигшего несчастья. От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, а если уж это станет для (человека) неизбежным, пусть скажет: “О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше!». Этот хадис привели аль-Бухари и Муслим, и это версия аль-Бухари. В другой версии, которую привёл имам аль-Бухари и передаётся от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не желает себе смерти, (ибо если) он совершает благое, то, может быть, (сделает) ещё больше, если же он совершает дурное, то, может быть, он покается».
Если человеку было запрещено желать себе смерти и просить об этом Аллаха, то желание покончить с собой или быть соучастником в этом считается нарушением законов Аллаха и посягательством на Его святости. Ведь подобное противоречит терпению, которое следует проявлять в отношении того, что предопределено человеку. Так же это является возражением к предписанному и предопределённому Аллахом и проявлением недовольства, ведь по своей мудрости Он испытывает своих рабов добром и злом, дабы проверить своих рабов. Всевышний говорит: «Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:355).
Аллах может испытать кого-то из своих рабов болезнями и Он – Мудрый в том, что делает, Знающий о том, что лучше для своих рабов. Для человека в этом может быть благо. Это может быть причиной увеличения его благих дел и крепости веры (имана). Это может быть причиной того, что человек станет ближе к Аллаху, повинуется Ему, проявит покорность и смиренность, будет уповать на Него и обращаться к Нему с мольбами.
Если человек был испытан каким-либо заболеванием, то ему следует уповать на награду от Аллаха, проявлять терпение. Один из видов терпения – это терпение в отношении испытании пока раб не достигнет довольства Аллаха, и его награда будет увеличена, а степень в вечной жизни возвышена. На это указывает то, что передал Сухейб, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом». Хадис привёл Муслим в своём “Сахихе”, так же имам Ахмад в своём “Муснаде”, и эта версия Ахмада.
Также Всевышний говорит: «Проявляющие терпение к тому, что их постигает» (22:35).
Так же Всевышний говорит: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся» (2:155-156).
Так же Всевышний говорит: «Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35).
Анас, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха». Хадис привел ат-Тирмизи …
Так же Мус’аб передаёт от Са’да, который передаёт от своего отца, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «О Посланник Аллаха! Кто из людей больше всех подвергается испытаниям?» На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов». Хадис привёл ат-Тирмизи.
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов». Хадис привёл ат-Тирмизи.
Исходя из этого, запрещается человеку, которого постигла болезнь, убивать самого себя, так как жизнь не находится в его распоряжении, однако она в распоряжении Аллаха, который предопределил каждую вещь в том числе и жизнь человека.
Если со смертью человека прекращаются все его дела, и у верующего есть надежды на благо в своей жизни, то он непременно должен покаяться Великому Аллаху от всех предыдущих грехов, запастись праведными делами, как пост, закят, хадж, поминание, мольба к Аллаху, чтение Корана. Этим самым он может достичь самых высоких степеней у Всевышнего Аллаха.
Больному так же будут записываться награды за дела, которые он совершал, будучи здоровым, как на это указывают достоверные хадисы.
Что касается тех, которые считают, что следует удовлетворить просьбу больного, который желает покончить с собой и оказывают ему содействие в этом из числа врачей и других, то они берут грех и видение их ограниченное. Это так же указывает на их невежество, так как они смотрят на жизнь человека со стороны, что он животная сила, обладающая властью и высокомерием. Они не смотрят на него со стороны, что он всегда связан со своим Господом, запасается праведными и благими делами, сердце которого смягчилось перед Аллахом и который проявляет смиренность и покорность перед Всевышним и Пречистым Аллахом, ведь именно он является ближе и любимее к Аллаху чем тот, кто проявляет высокомерие и надменность и использует свою животную силу в том, что гневит Всевышнего Аллаха.
Так же (следует знать) что Аллах способен исцелить его и то, что сегодня считается невозможным для людей, может быть легко излечимым в будущем по воле Аллаха, для которого нет ничего трудного на земле и на небесах.
Только от Аллаха весь успех, мир и благословение нашему пророку, его семейству и его сподвижникам».
Шейх ‘Абдуль ‘Азиз ибн Баз, шейх ‘Абдуль ‘Азиз Али аш-шейх, шейх ‘Абду-Ллах Гъудаян, шейх Салих аль-Фаузан, шейх Бакр Абу Зейд.
См. (Фатауа аль-Ляджна ад-Даима лиль бухус аль-‘ильмийя уаль ифта, 25/85).
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21511